Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о злых виноградарях

Дорогие братия и сестры. Сегодня Церковь предлагает для нашего размышления и духовного назидания притчу о злых виноградарях. Эта притча понимается в экзегетике церковной многоразлично и в историческом аспекте, и в плане ветхозаветной Церкви, и судьбы еврейского народа. Понимается она и в отношении ответственности пастырей Церкви, епископов за жизнь церковную сегодня. И самое главное, и для нас полезное и понятное — эта притча относится к каждому человеку.

Суть её состоит в том, что Господь, как домовитый Хозяин, устроивший и насадивший виноградник и приготовивший в нём всё необходимое, отдал его делателям и отошёл. «Насадил виноградник»: эти слова очень примечательные, которые показывают, что Бог — Источник жизни. Не ты сам появился, не по воле твоих родителей, которые хотели — рожали, хотели — не рожали, поступали по своему усмотрению, как и мы с вами, к сожалению. Каждый человек приходит в этот мир только по воле Божией. Господь творит душу человека как принципиально новое творение, до этого момента никогда, нигде, ни в чём и ни в ком не существовавшую. Душа человеческая, которая входит в утробу матери в момент зарождения жизни — это новая душа, которая начинает отдельную самостоятельную жизнь с этого момента Божественного творения, невидимого для нас, непостижимого. И эта душа, однажды получив от Бога жизнь, никогда не умрёт, она бессмертна.

 Господь насадил виноградник — призвал нас с вами к жизни, поэтому священный дар жизни неприкосновенен. Самоубийство – непростительный, революционный грех, когда человек бросает вызов Богу, словно перчатку на дуэли своему обидчику. Это всегда трусость, малодушие, всегда поражение человека, а отнюдь не его победа, как порой воспевали классики, например, Островский в лице Екатерины, которая бросила «страшный вызов самодурной силе». Помните по критикам литературных произведений? Это взгляд не христианский, богоборческий, революционный. Господь дал нам жизнь, как священный, великий дар, Он за него и спросит.

Итак, Господь сделал всё необходимое для виноградника, а значит, для нашей с вами жизни. Всё сделал необходимое: одному дал столько талантов, другому поменьше, третьему побольше — каждому в зависимости от его способностей, чтобы развить эти таланты; в зависимости от той человеческой природы, которая заимствует какие-то индивидуальные черты от своих родителей; в зависимости от той эпохи, среды и места, где рождается человек; в зависимости от того, что целесообразно тому или иному человеку; в зависимости от его каких- то индивидуальных особенностей. Если есть начатки гордыни в человеке, Он его чуть-чуть смиряет, денежек даёт поменьше, потому что человек возгордится и погибнет в гордости своей, подумает, что он сам такой великий, он сам может всё делать в жизни и прекрасно зарабатывать и обеспечивать себя. И тогда для Бога не остаётся места, потому что человек сам всё может и всего достигает сам. В этом великая премудрость Божия, которая проявляется непонятным, непостижимым для нас образом в устроении земной жизни каждого человека.

Господь даёт всё необходимое, как в винограднике. Он устроил точило, Он построил башню, необходимую для охраны и так далее. Можно сравнить этот момент, например, с тем, что в крещении человек получает Ангела-Хранителя, который лучше сторожевой охранной башни помогает, подсказывает, наблюдает за каждым человеком. Господь устраивает так, чтобы ввести человека в спасительную ограду Церкви, либо рождаясь от верующих родителей, либо устраивая потом как-то его земную жизнь: через творчество, через встречи с людьми, через образование, через интеллектуальное развитие ума, через неожиданный, какой-то случайный приход в Церковь и так далее. Своими путями Господь ведёт человека в Церковь и делает для него известным Своё благовестие. А благовестие это открывает спасительные заповеди Божии, которые являются оградой вокруг виноградника. А ограда эта делает жизнь человека безопасной, как для человека, проживающего в частном доме, когда у него построен заборчик приличный, ему там комфортно, защищённо, безопасно. Человек чувствует, что это его территория, на которой он является хозяином. И духовная ограда точно так же даёт человеку дышать свободной грудью, когда он исполняет заповеди Божии. Заповеди Божии внешне ограничивают свободу человека, только двадцать соточек оградили и всё, дальше не твоё. Так же и заповеди Божии ограничивают, в чём? Как в чём? Воровать нельзя, блудить нельзя, материться нельзя, осуждать нельзя, завидовать нельзя и многое другое ограничивает человека. Но таким образом подлинная, настоящая свобода развивается в этом человеке. Какая свобода? Прежде всего, свобода от греха. Не свобода в плане произвола и вседозволенности, а свобода от греха, потому что грех порабощает человека, делает своим рабом любого, кто служит ему. Разве мы не замечали каждый на примере собственной жизни, как тот или иной грех: или курение, или винопитие, или блудные страсти, или сребролюбие, или другие какие грехи делают нас рабами. Нам срочно, непременно надо удовлетворить свои похоти и страсти, а дальше человек может жить до завтра, а завтра всё сначала. Это всем ясно и понятно на примере собственной своей жизни. Поэтому эта ограда вокруг виноградника состоит из спасительных заповедей Божиих, которые обязательны для безопасной жизни человека. Порой заповеди обеспечивают и физическую безопасность, сохраняющую жизнь человека, а в духовном смысле тем более.

 И вот Господь посылает слуг Своих, чтобы взять плоды от виноградника. В Евангелии от Матфея сказано: «когда же приблизилось время плодов» (Мф. 21;34). Когда оно придёт для нашей жизни? Конечно, прежде всего, в нашей смерти, когда Господь посчитает нужным сосчитаться с рабами Своими и будет ожидать и смотреть, есть ли какой-либо плод в нашей жизни. Не только в смерти, но и в течение жизни Господь ожидает от нас, каждый год встречая наступающий Новый год, в день нашего рождения, в день Ангела и в другие моменты, которые могут служить точкой отсчёта в нашей жизни, Господь смотрит, что человек приобрёл за год, целесообразна ли его жизнь и так далее.

 Мы знаем, в Евангелии есть притча о бесплодной смоковнице, которая понапрасну занимала место в саду, и господин хотел её выкорчевать, сжечь и уничтожить. Любвеобильный садовник, который ухаживал за этими деревьями, упросил его: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода» (Лк. 13;8-9). Возможно, ещё на год Господь в этом смысле даёт шанс каждому из нас.

Так вот, дорогие, долготерпение Божие небесконечно. Он ожидает плодов. Каких плодов? Всяческих. Прежде всего, плодов христианских добродетелей. Он ожидает, когда же, например, на фоне нашей всепоглощающей гордыни, может быть, расцветёт добродетель смиренномудрия, хоть человек не будет кичиться своими способностями, знаниями, талантами, хотя бы поскромнее станет. И не будет он тщеславиться своими реальными или мнимыми заслугами, о которых он постоянно помнит и которыми тщеславится и надмевается, как будто своими собственными дарами.

Господь ждёт, когда в нас будут добродетели любви, милосердия, кротости, воздержания, терпения и так далее. Господь ожидает от нас плодов в реальной нашей деятельности, в общественной деятельности, в профессиональной деятельности, чтобы мы не зря приходили на рабочее место, чтобы был какой-то результат от нашего труда. Господь в этом смысле не любит лентяев, иждивенцев. Человек должен трудиться, в поте лица добывать свой хлеб и должен быть реальный плод трудов его деятельности. Наконец, Господь ожидает от нас добрых плодов, добрых дел по отношению к другому человеку, чтобы наша с вами жизнь не была эгоцентрична. Господь ожидает плодов исправления нашей жизни, покаяния, чтобы мы стали лучше, совершеннее, чище и тем самым ближе к Господу.

Господь этой притчей предупреждает нас о том, что за всё в жизни нашей придётся отчитываться перед Господом, отвечать на Его Страшном Суде, от Которого ничего не скроешь. Поэтому премудрый Сирах, обращаясь к молодежи, говорил: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд» (Эккл. 11;9). В этом же смысле блаженный Августин высказал очень интересную мысль: «Люби Бога и делай, что хочешь». Потому что Божественная любовь, если она есть в человеке, не позволит сделать то, что нельзя, что недопустимо, что противоречит заповедям Божиим. Как кратко, как лаконично. Когда говоришь эти слова в светской аудитории, они сначала удивляются, радуются, а потом задумаются, поняв, о чём идёт речь. Сначала люби Бога, делай что хочешь! Как хорошо. Но ведь любовь-то дело ответственное. Если любишь человека, значит, никогда не оскорбишь, не обидишь, а будешь его облагодетельствовать, ради него жить и стараться угодить ему. Поэтому, дай Бог, дорогие, чтобы мы не забывали об этом.

Господь ждёт исправления нашей жизни и в отношении наших прямых обязанностей, например, в семейных взаимоотношениях: обязанности между мужем и женой, между родителями и детьми, ответные обязанности детей к родителям и так далее. Интересно, сейчас как-то втихаря перед выборами наша Дума последний закон издала о том, что детей уже наказывать нельзя. Так затушевали, по телевизору почти не показали, кто-то настоял из Европы, что ли? Втихаря Астахова, господина по правам детей, уволили, а ведь верующий человек, воцерковлённый, который каждое воскресенье был в храме и не стыдился веры, занимая такой ответственный пост. Как оно будет дальше? Как Господь управит. Но мы-то с вами будем жить по старым правилам, и деток воспитывать так, как нас воспитывали, поэтому в домашних условиях эта строгость не возбраняется, а наоборот, полезно и никогда лишней не будет.

Но апостол Павел предупреждает нас с вами в сегодняшнем послании, которое начиналось с таких прекрасных слов: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Всё у вас да  будет с любовью» (1Кор. 16;13-14). Дорогие, если мы говорим в контексте ювенальной юстиции, что детей наказывать можно, но только с любовью. Во всём должна быть любовь, во всех взаимоотношениях, и в отношении к мужу, и к жене, и к детям, и к сотрудникам, которыми ты управляешь, которые в подчинении у тебя в твоём коллективе. С любовью всё да будет! Апостол Павел ещё говорит: «едите ли, пьёте ли или иное ли что делаете, всё делайте во славу Божию» (1Кор. 10;31). Любое творчество, дело человеческое должно быть с этой мыслью о Господе совершаться: ради Бога, с Богом, с молитвой к Богу, и тогда не будет бесполезных, ненужных дел, тогда меньше будет житейской суеты. И тогда не будет стыдно и больно за бесцельно прожитые годы.

Поэтому, дай Бог всем нам жить в трезвении, в собранности и в понимании того, что за всё придётся нам отвечать перед Господом: за наши грехи, за нашу бездеятельность, за то, что мало плодов мы приносим прекрасных и радующих любящего нашего Отца и Господа. Аминь.

9 сентября 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня Церковь предлагает для нашего размышления и духовного назидания притчу о злых виноградарях. Эта притча понимается в экзегетике церковной многоразлично и в историческом аспекте, и в плане ветхозаветной Церкви, и судьбы еврейского народа. Понимается она и в отношении ответственности пастырей Церкви, епископов за жизнь церковную сегодня. И самое главное, и для нас полезное и понятное — эта притча относится к каждому человеку.

Суть её состоит в том, что Господь, как домовитый Хозяин, устроивший и насадивший виноградник и приготовивший в нём всё необходимое, отдал его делателям и отошёл. «Насадил виноградник»: эти слова очень примечательные, которые показывают, что Бог — Источник жизни. Не ты сам появился, не по воле твоих родителей, которые хотели — рожали, хотели — не рожали, поступали по своему усмотрению, как и мы с вами, к сожалению. Каждый человек приходит в этот мир только по воле Божией. Господь творит душу человека как принципиально новое творение, до этого момента никогда, нигде, ни в чём и ни в ком не существовавшую. Душа человеческая, которая входит в утробу матери в момент зарождения жизни — это новая душа, которая начинает отдельную самостоятельную жизнь с этого момента Божественного творения, невидимого для нас, непостижимого. И эта душа, однажды получив от Бога жизнь, никогда не умрёт, она бессмертна.

 Господь насадил виноградник — призвал нас с вами к жизни, поэтому священный дар жизни неприкосновенен. Самоубийство – непростительный, революционный грех, когда человек бросает вызов Богу, словно перчатку на дуэли своему обидчику. Это всегда трусость, малодушие, всегда поражение человека, а отнюдь не его победа, как порой воспевали классики, например, Островский в лице Екатерины, которая бросила «страшный вызов самодурной силе». Помните по критикам литературных произведений? Это взгляд не христианский, богоборческий, революционный. Господь дал нам жизнь, как священный, великий дар, Он за него и спросит.

Итак, Господь сделал всё необходимое для виноградника, а значит, для нашей с вами жизни. Всё сделал необходимое: одному дал столько талантов, другому поменьше, третьему побольше — каждому в зависимости от его способностей, чтобы развить эти таланты; в зависимости от той человеческой природы, которая заимствует какие-то индивидуальные черты от своих родителей; в зависимости от той эпохи, среды и места, где рождается человек; в зависимости от того, что целесообразно тому или иному человеку; в зависимости от его каких- то индивидуальных особенностей. Если есть начатки гордыни в человеке, Он его чуть-чуть смиряет, денежек даёт поменьше, потому что человек возгордится и погибнет в гордости своей, подумает, что он сам такой великий, он сам может всё делать в жизни и прекрасно зарабатывать и обеспечивать себя. И тогда для Бога не остаётся места, потому что человек сам всё может и всего достигает сам. В этом великая премудрость Божия, которая проявляется непонятным, непостижимым для нас образом в устроении земной жизни каждого человека.

Господь даёт всё необходимое, как в винограднике. Он устроил точило, Он построил башню, необходимую для охраны и так далее. Можно сравнить этот момент, например, с тем, что в крещении человек получает Ангела-Хранителя, который лучше сторожевой охранной башни помогает, подсказывает, наблюдает за каждым человеком. Господь устраивает так, чтобы ввести человека в спасительную ограду Церкви, либо рождаясь от верующих родителей, либо устраивая потом как-то его земную жизнь: через творчество, через встречи с людьми, через образование, через интеллектуальное развитие ума, через неожиданный, какой-то случайный приход в Церковь и так далее. Своими путями Господь ведёт человека в Церковь и делает для него известным Своё благовестие. А благовестие это открывает спасительные заповеди Божии, которые являются оградой вокруг виноградника. А ограда эта делает жизнь человека безопасной, как для человека, проживающего в частном доме, когда у него построен заборчик приличный, ему там комфортно, защищённо, безопасно. Человек чувствует, что это его территория, на которой он является хозяином. И духовная ограда точно так же даёт человеку дышать свободной грудью, когда он исполняет заповеди Божии. Заповеди Божии внешне ограничивают свободу человека, только двадцать соточек оградили и всё, дальше не твоё. Так же и заповеди Божии ограничивают, в чём? Как в чём? Воровать нельзя, блудить нельзя, материться нельзя, осуждать нельзя, завидовать нельзя и многое другое ограничивает человека. Но таким образом подлинная, настоящая свобода развивается в этом человеке. Какая свобода? Прежде всего, свобода от греха. Не свобода в плане произвола и вседозволенности, а свобода от греха, потому что грех порабощает человека, делает своим рабом любого, кто служит ему. Разве мы не замечали каждый на примере собственной жизни, как тот или иной грех: или курение, или винопитие, или блудные страсти, или сребролюбие, или другие какие грехи делают нас рабами. Нам срочно, непременно надо удовлетворить свои похоти и страсти, а дальше человек может жить до завтра, а завтра всё сначала. Это всем ясно и понятно на примере собственной своей жизни. Поэтому эта ограда вокруг виноградника состоит из спасительных заповедей Божиих, которые обязательны для безопасной жизни человека. Порой заповеди обеспечивают и физическую безопасность, сохраняющую жизнь человека, а в духовном смысле тем более.

 И вот Господь посылает слуг Своих, чтобы взять плоды от виноградника. В Евангелии от Матфея сказано: «когда же приблизилось время плодов» (Мф. 21;34). Когда оно придёт для нашей жизни? Конечно, прежде всего, в нашей смерти, когда Господь посчитает нужным сосчитаться с рабами Своими и будет ожидать и смотреть, есть ли какой-либо плод в нашей жизни. Не только в смерти, но и в течение жизни Господь ожидает от нас, каждый год встречая наступающий Новый год, в день нашего рождения, в день Ангела и в другие моменты, которые могут служить точкой отсчёта в нашей жизни, Господь смотрит, что человек приобрёл за год, целесообразна ли его жизнь и так далее.

 Мы знаем, в Евангелии есть притча о бесплодной смоковнице, которая понапрасну занимала место в саду, и господин хотел её выкорчевать, сжечь и уничтожить. Любвеобильный садовник, который ухаживал за этими деревьями, упросил его: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода» (Лк. 13;8-9). Возможно, ещё на год Господь в этом смысле даёт шанс каждому из нас.

Так вот, дорогие, долготерпение Божие небесконечно. Он ожидает плодов. Каких плодов? Всяческих. Прежде всего, плодов христианских добродетелей. Он ожидает, когда же, например, на фоне нашей всепоглощающей гордыни, может быть, расцветёт добродетель смиренномудрия, хоть человек не будет кичиться своими способностями, знаниями, талантами, хотя бы поскромнее станет. И не будет он тщеславиться своими реальными или мнимыми заслугами, о которых он постоянно помнит и которыми тщеславится и надмевается, как будто своими собственными дарами.

Господь ждёт, когда в нас будут добродетели любви, милосердия, кротости, воздержания, терпения и так далее. Господь ожидает от нас плодов в реальной нашей деятельности, в общественной деятельности, в профессиональной деятельности, чтобы мы не зря приходили на рабочее место, чтобы был какой-то результат от нашего труда. Господь в этом смысле не любит лентяев, иждивенцев. Человек должен трудиться, в поте лица добывать свой хлеб и должен быть реальный плод трудов его деятельности. Наконец, Господь ожидает от нас добрых плодов, добрых дел по отношению к другому человеку, чтобы наша с вами жизнь не была эгоцентрична. Господь ожидает плодов исправления нашей жизни, покаяния, чтобы мы стали лучше, совершеннее, чище и тем самым ближе к Господу.

Господь этой притчей предупреждает нас о том, что за всё в жизни нашей придётся отчитываться перед Господом, отвечать на Его Страшном Суде, от Которого ничего не скроешь. Поэтому премудрый Сирах, обращаясь к молодежи, говорил: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд» (Эккл. 11;9). В этом же смысле блаженный Августин высказал очень интересную мысль: «Люби Бога и делай, что хочешь». Потому что Божественная любовь, если она есть в человеке, не позволит сделать то, что нельзя, что недопустимо, что противоречит заповедям Божиим. Как кратко, как лаконично. Когда говоришь эти слова в светской аудитории, они сначала удивляются, радуются, а потом задумаются, поняв, о чём идёт речь. Сначала люби Бога, делай что хочешь! Как хорошо. Но ведь любовь-то дело ответственное. Если любишь человека, значит, никогда не оскорбишь, не обидишь, а будешь его облагодетельствовать, ради него жить и стараться угодить ему. Поэтому, дай Бог, дорогие, чтобы мы не забывали об этом.

Господь ждёт исправления нашей жизни и в отношении наших прямых обязанностей, например, в семейных взаимоотношениях: обязанности между мужем и женой, между родителями и детьми, ответные обязанности детей к родителям и так далее. Интересно, сейчас как-то втихаря перед выборами наша Дума последний закон издала о том, что детей уже наказывать нельзя. Так затушевали, по телевизору почти не показали, кто-то настоял из Европы, что ли? Втихаря Астахова, господина по правам детей, уволили, а ведь верующий человек, воцерковлённый, который каждое воскресенье был в храме и не стыдился веры, занимая такой ответственный пост. Как оно будет дальше? Как Господь управит. Но мы-то с вами будем жить по старым правилам, и деток воспитывать так, как нас воспитывали, поэтому в домашних условиях эта строгость не возбраняется, а наоборот, полезно и никогда лишней не будет.

Но апостол Павел предупреждает нас с вами в сегодняшнем послании, которое начиналось с таких прекрасных слов: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Всё у вас да  будет с любовью» (1Кор. 16;13-14). Дорогие, если мы говорим в контексте ювенальной юстиции, что детей наказывать можно, но только с любовью. Во всём должна быть любовь, во всех взаимоотношениях, и в отношении к мужу, и к жене, и к детям, и к сотрудникам, которыми ты управляешь, которые в подчинении у тебя в твоём коллективе. С любовью всё да будет! Апостол Павел ещё говорит: «едите ли, пьёте ли или иное ли что делаете, всё делайте во славу Божию» (1Кор. 10;31). Любое творчество, дело человеческое должно быть с этой мыслью о Господе совершаться: ради Бога, с Богом, с молитвой к Богу, и тогда не будет бесполезных, ненужных дел, тогда меньше будет житейской суеты. И тогда не будет стыдно и больно за бесцельно прожитые годы.

Поэтому, дай Бог всем нам жить в трезвении, в собранности и в понимании того, что за всё придётся нам отвечать перед Господом: за наши грехи, за нашу бездеятельность, за то, что мало плодов мы приносим прекрасных и радующих любящего нашего Отца и Господа. Аминь.

Предыдущая проповедь

7 августа 2016

Исцеление двух слепых и немого
Следующая проповедь

11 сентября 2016

Усекновение гпавы Иоанна Предтечи
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00