Сегодня в воскресный день, когда завершается праздник Преображения Господня, Церковь предлагает нашему вниманию притчу «О злых виноградарях». Эта притча имеет отношение к богоизбранному еврейскому народу, который отверг Мессию, который не выполнил свою миссию и не принёс Богу своих плодов веры и добродетели, несмотря на то, что многие пророки, слова которых заключены в Священном Писании Ветхого Завета, многократно будили совесть народа, взывали к царям Северного и Южного царств и ко всему народу. Мы вспоминаем сегодня великих пророков, таких как Илия, Исаия, Даниил, Иезекииль, Нафан и многих других.
Слово пророков, которое обличало нечестие Израиля, было ненавистным для народа. Человек, который погрязает в гордыне и грехах, не любит, когда ему указывают, что человек живет не так, как должен жить, и это вызывает ненависть к тем людям, которые обличают нечестие и грех человека.
Эта притча приложима и к нашей истории ХХ века, когда наш народ тоже отверг Христа и захотел жить без Бога, когда храмы осквернялись, рушились, колокола сбрасывались, кресты осквернялись, иконы предавались поруганию и топились баржами в реках, священные сосуды переплавлялись на золотые слитки и расхищались. И в таком страшном, кощунственном состоянии остервенения народ охватила сатанинская, безудержная ненависть к Богу и всему святому. Точно так же, как иудеи относились к пророкам, жесточайшим образом убивая, уничтожая их, чтобы они замолкли и не обличали больше совесть народа, так и у нас это происходило в советское время: властители государства поступали так со всеми, кто думал по-другому, кто жил по-другому, кто мыслил по-другому, кто был умнее и кто жил с именем Божиим.
Эта притча справедлива и для любого другого народа, и может быть, для истории будущих политических явлений, которые могут произойти в тех странах, где люди забывают Бога и отворачиваются от Него. И тогда Господь отнимает виноградник, отнимает царства и отдаёт его другим делателям. Но эта притча интересна нам не просто как иносказание, приложимое к тем или иным историческим событиям, людям и странам — эта притча о нас с вами. Потому что Господь, как Хозяин этого виноградника, как Хозяин, Творец и Промыслитель мира, всем даровал жизнь, насадил виноград в лице каждого из нас. Потому что жизнь — только от Господа, Он Источник её и Жизнеподатель. И Он даровал нам всё потребное для жизни: основал Церковь на земле, в которой всё предусмотрел; и точило, которое устроено в винограднике – это прообраз таинств новозаветной Церкви и, прежде всего, таинство Святого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Этот виноградник окружён оградой, по-славянски – оплотом из заповедей Божиих, которые охраняют человека, охраняют, порою, физическую жизнь и непременно духовную жизнь, связывающую с Богом. Это ограда спасительных заповедей, данных через Боговидца пророка Моисея, евангельских заповедей, заповедей Блаженств и других наставлений, которые мы слышим и находим в Священном Писании Нового Завета, которые даровал нам Сам Иисус Христос, Господь Вседержитель.
Господь ожидает от нас плодов, Он не терпит напрасной жизни, которая обращена только к самому себе, которая пронизана эгоизмом и прагматизмом; жизнь, в которой человек думает только о себе, не видит окружающих людей и не прилагает никаких своих стараний и усилий, чтобы показать свою любовь, творить добрые дела, обращённые к людям. Когда этих плодов Господь не видит, наша жизнь становится подобной той бесплодной смоковнице, которую Господь, не найдя плодов, проклял и сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек» (Мк. 11:14).
Мы знаем и другой евангельский образ, когда бесплодное дерево понапрасну занимало место в саду, и хозяин виноградника хотел его уничтожить, вырвать с корнем, чтобы освободить это место, которое должно приносить пользу и плоды. И тогда виноградарь сказал: «Господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом – не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (Лк. 13:8-9).
Дорогие братия и сестры. И первый образ, более страшный, и второй, в котором Господь продлевает жизнь человеческую ещё на год, могут быть приложимы к нашей с вами жизни. Поэтому мы с вами не должны жить напрасно. Не в том плане, чтобы вы обеспечивали какой-то материальный эквивалент нашей профессиональной деятельности, чтобы кому-то польза была и благо в обеспечении своей собственной жизни. Бог ожидает от нас других плодов, прежде всего, плодов добродетельной жизни, тех, о которых говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, кротость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23), а также тех добродетелей, о которых говорится в заповедях Блаженства.
Господь, наконец, кроме этих христианских добродетелей, ожидает от всех нас добрых дел. Добрые дела привлекают благословение Божие. Апостол Иаков говорит в своём соборном послании: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Поэтому мы должны побуждать себя к добрым делам. Нельзя думать, что добрые дела существуют для богатых. Вспомним образ бедной вдовицы, которую похвалил Христос. Он стоял со Своими учениками у сокровищницы церковной и смотрел, как народ кладёт деньги. Бедная вдовица вложила две последние лепты. Господь похвалил её усердие и сказал ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мк. 12:43-44).
Добрые дела делаются не только материальными пожертвованиями, они делаются и руками, и умом, и временем, которое мы можем посвятить другому человеку, который нуждается и ждёт нашей помощи. Мы знаем множество примеров, когда люди по своему собственному усмотрению желали что-либо сделать для любимого храма, для своего прихода, и Господь даровал им за эту любовь необыкновенные Свои благодеяния — исцеление от болезней, в том числе раковых; люди, которые не могли испросить у Бога в молитве каких-то особых, семейных благ, дарований, рождения детей получали дар Божественный ради того, что они проявляли усердие и любовь к храму Божию. Многие из вас имеют это усердие, но многие, в то же время, приходят в храм как в гости, как совершенно чужие люди, которые к храму Божию не приложили никакого усердия, никакого внимания и попечения. Пришли как гости, помолились и до свидания.
Так приходская жизнь была устроена в советское время. Если бы тебя уполномоченный по делам религий увидел в храме с тряпкой в руках, вызвали бы тебя в отдел кадров и предложили в лучшем случае написать заявление об увольнении с работы по собственному желанию, в зависимости от той должности, которую ты занимал. Но сейчас это время прошло. И все мы: и священники, и прихожане должны об этом думать.
Наконец, добрые дела, которых мы с вами мало совершаем, должны быть направлены конкретным людям, нашим близким и родным. А мы живём обособленно, интересами только своей семьи, забывая родителей, братьев, сестёр, бабушек, дедушек, тем более двоюродных братьев и сестёр. У них своя жизнь, свои проблемы, и пусть они живут, как хотят, как считают нужным. Но ведь есть ещё и нуждающиеся посторонние люди, которых Священное Писание называет ближними, мы и о них должны иметь попечение. Каждый должен для себя отметить, что тот, кто делает добрые дела, имеет необыкновенную радость на душе, радость, которая даётся Богом, когда ты что-то сделал для близкого человека, чем-то помог, поддержал, утешил, слово доброе сказал. Господь дарует Свою неизъяснимую духовную радость, которая греет сердце и даёт уверенность в присутствии Божием, что Он наши добрые дела принимает Сам, Своими руками, благословляя то добро, которое в нашей жизни присутствует.
Дай Бог нам всем этого усердия, этого стремления совершать добрые дела в нашей жизни, которые являются залогом Божественного благословения, а значит и здоровья, и успехов, и карьерного роста, и благоденствия, и устроения земного существования, и всех благ. Аминь.
26 августа 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Сегодня в воскресный день, когда завершается праздник Преображения Господня, Церковь предлагает нашему вниманию притчу «О злых виноградарях». Эта притча имеет отношение к богоизбранному еврейскому народу, который отверг Мессию, который не выполнил свою миссию и не принёс Богу своих плодов веры и добродетели, несмотря на то, что многие пророки, слова которых заключены в Священном Писании Ветхого Завета, многократно будили совесть народа, взывали к царям Северного и Южного царств и ко всему народу. Мы вспоминаем сегодня великих пророков, таких как Илия, Исаия, Даниил, Иезекииль, Нафан и многих других.
Слово пророков, которое обличало нечестие Израиля, было ненавистным для народа. Человек, который погрязает в гордыне и грехах, не любит, когда ему указывают, что человек живет не так, как должен жить, и это вызывает ненависть к тем людям, которые обличают нечестие и грех человека.
Эта притча приложима и к нашей истории ХХ века, когда наш народ тоже отверг Христа и захотел жить без Бога, когда храмы осквернялись, рушились, колокола сбрасывались, кресты осквернялись, иконы предавались поруганию и топились баржами в реках, священные сосуды переплавлялись на золотые слитки и расхищались. И в таком страшном, кощунственном состоянии остервенения народ охватила сатанинская, безудержная ненависть к Богу и всему святому. Точно так же, как иудеи относились к пророкам, жесточайшим образом убивая, уничтожая их, чтобы они замолкли и не обличали больше совесть народа, так и у нас это происходило в советское время: властители государства поступали так со всеми, кто думал по-другому, кто жил по-другому, кто мыслил по-другому, кто был умнее и кто жил с именем Божиим.
Эта притча справедлива и для любого другого народа, и может быть, для истории будущих политических явлений, которые могут произойти в тех странах, где люди забывают Бога и отворачиваются от Него. И тогда Господь отнимает виноградник, отнимает царства и отдаёт его другим делателям. Но эта притча интересна нам не просто как иносказание, приложимое к тем или иным историческим событиям, людям и странам — эта притча о нас с вами. Потому что Господь, как Хозяин этого виноградника, как Хозяин, Творец и Промыслитель мира, всем даровал жизнь, насадил виноград в лице каждого из нас. Потому что жизнь — только от Господа, Он Источник её и Жизнеподатель. И Он даровал нам всё потребное для жизни: основал Церковь на земле, в которой всё предусмотрел; и точило, которое устроено в винограднике – это прообраз таинств новозаветной Церкви и, прежде всего, таинство Святого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Этот виноградник окружён оградой, по-славянски – оплотом из заповедей Божиих, которые охраняют человека, охраняют, порою, физическую жизнь и непременно духовную жизнь, связывающую с Богом. Это ограда спасительных заповедей, данных через Боговидца пророка Моисея, евангельских заповедей, заповедей Блаженств и других наставлений, которые мы слышим и находим в Священном Писании Нового Завета, которые даровал нам Сам Иисус Христос, Господь Вседержитель.
Господь ожидает от нас плодов, Он не терпит напрасной жизни, которая обращена только к самому себе, которая пронизана эгоизмом и прагматизмом; жизнь, в которой человек думает только о себе, не видит окружающих людей и не прилагает никаких своих стараний и усилий, чтобы показать свою любовь, творить добрые дела, обращённые к людям. Когда этих плодов Господь не видит, наша жизнь становится подобной той бесплодной смоковнице, которую Господь, не найдя плодов, проклял и сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек» (Мк. 11:14).
Мы знаем и другой евангельский образ, когда бесплодное дерево понапрасну занимало место в саду, и хозяин виноградника хотел его уничтожить, вырвать с корнем, чтобы освободить это место, которое должно приносить пользу и плоды. И тогда виноградарь сказал: «Господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом – не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (Лк. 13:8-9).
Дорогие братия и сестры. И первый образ, более страшный, и второй, в котором Господь продлевает жизнь человеческую ещё на год, могут быть приложимы к нашей с вами жизни. Поэтому мы с вами не должны жить напрасно. Не в том плане, чтобы вы обеспечивали какой-то материальный эквивалент нашей профессиональной деятельности, чтобы кому-то польза была и благо в обеспечении своей собственной жизни. Бог ожидает от нас других плодов, прежде всего, плодов добродетельной жизни, тех, о которых говорит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, кротость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23), а также тех добродетелей, о которых говорится в заповедях Блаженства.
Господь, наконец, кроме этих христианских добродетелей, ожидает от всех нас добрых дел. Добрые дела привлекают благословение Божие. Апостол Иаков говорит в своём соборном послании: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Поэтому мы должны побуждать себя к добрым делам. Нельзя думать, что добрые дела существуют для богатых. Вспомним образ бедной вдовицы, которую похвалил Христос. Он стоял со Своими учениками у сокровищницы церковной и смотрел, как народ кладёт деньги. Бедная вдовица вложила две последние лепты. Господь похвалил её усердие и сказал ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мк. 12:43-44).
Добрые дела делаются не только материальными пожертвованиями, они делаются и руками, и умом, и временем, которое мы можем посвятить другому человеку, который нуждается и ждёт нашей помощи. Мы знаем множество примеров, когда люди по своему собственному усмотрению желали что-либо сделать для любимого храма, для своего прихода, и Господь даровал им за эту любовь необыкновенные Свои благодеяния — исцеление от болезней, в том числе раковых; люди, которые не могли испросить у Бога в молитве каких-то особых, семейных благ, дарований, рождения детей получали дар Божественный ради того, что они проявляли усердие и любовь к храму Божию. Многие из вас имеют это усердие, но многие, в то же время, приходят в храм как в гости, как совершенно чужие люди, которые к храму Божию не приложили никакого усердия, никакого внимания и попечения. Пришли как гости, помолились и до свидания.
Так приходская жизнь была устроена в советское время. Если бы тебя уполномоченный по делам религий увидел в храме с тряпкой в руках, вызвали бы тебя в отдел кадров и предложили в лучшем случае написать заявление об увольнении с работы по собственному желанию, в зависимости от той должности, которую ты занимал. Но сейчас это время прошло. И все мы: и священники, и прихожане должны об этом думать.
Наконец, добрые дела, которых мы с вами мало совершаем, должны быть направлены конкретным людям, нашим близким и родным. А мы живём обособленно, интересами только своей семьи, забывая родителей, братьев, сестёр, бабушек, дедушек, тем более двоюродных братьев и сестёр. У них своя жизнь, свои проблемы, и пусть они живут, как хотят, как считают нужным. Но ведь есть ещё и нуждающиеся посторонние люди, которых Священное Писание называет ближними, мы и о них должны иметь попечение. Каждый должен для себя отметить, что тот, кто делает добрые дела, имеет необыкновенную радость на душе, радость, которая даётся Богом, когда ты что-то сделал для близкого человека, чем-то помог, поддержал, утешил, слово доброе сказал. Господь дарует Свою неизъяснимую духовную радость, которая греет сердце и даёт уверенность в присутствии Божием, что Он наши добрые дела принимает Сам, Своими руками, благословляя то добро, которое в нашей жизни присутствует.
Дай Бог нам всем этого усердия, этого стремления совершать добрые дела в нашей жизни, которые являются залогом Божественного благословения, а значит и здоровья, и успехов, и карьерного роста, и благоденствия, и устроения земного существования, и всех благ. Аминь.
Предыдущая проповедь
29 июля 2018
Следующая проповедь
28 августа 2018
Все проповеди за 2018 год