Дорогие братия и сестры! Сегодня мы с вами слышали Евангелие об исцелении Гадаринского бесноватого. Это Евангелие положено читать в Церкви 2 раза в году: в сегодняшнее воскресение, неделя 23-я по пятидесятнице, и в пятую неделю после пятидесятницы, вскоре после праздника Святой Троицы. Неоднократное чтение этого Евангелия в церковном году, когда оно повторяется у другого евангелиста, свидетельствует об особой важности этого Евангелия для жизни человека. Интересно отметить, что все три евангелиста, кроме Иоанна Богослова, свидетельствуют об этом чуде исцеления в своих Евангелиях. Это говорит о том, что это чудо исцеления было настолько необыкновенно, настолько врезалось в память современников Христа и апостолов, что они не преминули об этом свидетельствовать в Евангелии, хотя и в ранее написанных Евангелиях, например, у Матфея, уже было изложено упоминание об этом чуде.
В чём же такая принципиальная важность этого Евангельского отрывка? Дорогие братия и сестры, это Евангелие приоткрывает завесу материального мира и говорит о мире духовном, но не просто о духовном мире, а о страшном мире падших ангелов, которые не сохранили верности Богу, которые отпали от Него, образовав отдельное автономное царство злых духов.
Вспомним в кратких словах это Евангелие, чтобы было понятно, о чём идёт речь. Однажды Господь переправился на другую сторону Галилейского озера. Те из вас, дорогие братия и сестры, кого Господь сподобил быть на Святой Земле, могут сейчас зримо представить эту Галилею, утопающую в зелени, этот райский уголок земли. Помните, Геннисаретское или Галилейское озеро, где Господь сподобил вас вкусить необыкновенно вкусной рыбки, петровского карпа, который водится там со времён апостолов, со времён Христа и до наших дней. Во времена Христа это озеро, которое ранее иногда называлось морем, было более обширно и более опасно для путешествия, на нём апостолы терпели кораблекрушение, и жизнь их была в опасности. На этом море тонул апостол Пётр, а позже апостолы на этом море снова терпели бедствие и боялись, что их жизнь в опасности, и воды страшного, бушующего моря поглотят их безвременно в водной могиле.
Господь выходит на берег этого озера в той стороне, где были города Гадара и Гергеса, и там встречает Его один бесноватый. Он был настолько свирепым и лютым, что держал в страхе всех жителей того селения, и никто не смел проходить тем путём. Он ходил совершенно раздетый, нагой, и как его ни старались одевать, он всё срывал с себя, издавал нечеловеческие вопли и стоны и обладал колоссальной силой, которая абсолютно нереальна для человека. Его соплеменники из любви и сострадания к нему иногда пытались заковать его в цепи, представьте себе, не верёвками связать, как видели многие из вас в Почаевской Лавре, как там один отец своего бесноватого сына держал, как коня буйного, стреноженного ( к его ноге была привязана веревка). А здесь цепями сковывали, и ничего не могли сделать, потому что он рвал цепи, которыми было оковано его тело. Вот какая страшная, сокрушительная сила была в этом человеке.
Когда Христос сошёл на берег этого города, то бесноватый вышел из своего убежища (он жил в гробах, в пещерах, где погребали иудеи своих усопших, и среди этого тления и костей, среди ужаса мёртвых он обитал) навстречу Христу, пал перед Ним на колени и закричал не своим голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня». Господь спрашивает его: «Как тебя зовут, как тебе имя»? Бесы не дают ответить этому человеку и говорят: «легион, потому что нас много».
Легион — это часть войска римской армии, которая, по разным источникам, исчислялась иногда до 10 тысяч солдат. Эта тьма бесов была сосредоточена, находилась в одном человеке. Из этого Евангельского упоминания мы видим, что бесы — бесплотные духи, которые абсолютно не занимают никакого места в пространстве, великое множество их может быть заключено в каком-то самом ничтожном и малом объёме.
Господь повелевает нечистым духам выйти из этого человека, а бесы говорят со Христом : «Если Ты повелишь нам выйти из этого человека, то не посылай нас в бездну».
На этих словах мне хотелось бы остановиться подробнее. Часто либеральные богословы, особенно из протестантской среды, успокаивают греховную совесть людей, по головке гладят, приговаривая: «Тебе ничего в жизни делать не надо, абсолютно ничего не надо менять. Поверь во Христа и всё, как говорится, дело в шляпе, ты спасён». В придачу ещё листовочку дадут, там распишешься, что Христос является твоим Искупителем и всё, Господь тебя спасёт, Он милосерд, Он любит тебя.
Дорогие братия и сестры, как страшно всё-таки за свою греховную жизнь. Даже бесы боятся идти в бездну, которая им уготована, в ад, и умоляют Христа, чтоб Он не посылал их в бездну прежде времени. Они встречают Его с упреком: «Зачем Ты пришёл прежде времени мучить нас»? И говорят, если повелишь выйти нам, то разреши войти в стадо свиней, которое паслось на берегу этого озера. Господь повелел им это сделать, и они вселились в стадо свиней, которое сразу взбесилось, сбросилось с крутизны в море и всё утонуло.
В этой гибели свиней Господь показывает нам с вами, какую сокрушительную, страшную силу заключают в себе бесы. Преподобный Серафим Саровский говорил, когда люди пытливо спрашивали его, как выглядят бесы, что они из себя представляют, о внешнем образе бесов, он отвечал, что они гнусны, и больше не мог подобрать других слов, чтобы продолжить описание вида бесовского. А о силе бесов преподобный Серафим говорил, что малейший из бесов, самый малейший в их царстве, может одним мизинцем всю вселенную перевернуть, уничтожить весь мир. Образное сравнение не потому, что у бесов есть мизинцы или другие пальцы, а это образ человеческий: самой ничтожной силы, самого малейшего усилия для них достаточно, чтобы уничтожить весь мир, каждого человека. И то, что это не происходит, свидетельствует не о том, что так ослабла сила их, а о том, что Господь не попускает. Господь не даёт им в полной мере проявить свою страшную, разрушительную силу, потому что эта сила подвластна Христу с момента Его крестной смерти, с момента Его победоносного Воскресения. Смерть и сила бесовская сокрушена силой Христовой. И если эта сила ещё остаётся в мире в каких-то ярких выражениях и проявлениях, то только потому, что сами люди дают возможность действовать этой страшной бесовской силе. Господь иногда попускает для человеческого вразумления особые формы страдания людей, формы беснования, одержимости, которые происходят сплошь и рядом, и мы тому, дорогие братия и сестры, свидетели.
Когда мы с вами совершали паломническую поездку на Валаам, вы видели на этом острове проявление беснования в одной молодой женщине, которая не выдержала благодати, идущей от чудотворной иконы и от масла с лампады, горящей перед этой иконой. Вы видели примеры беснования в Киево-Печерской лавре, в том юноше, о котором мы уже упоминали, видели много других не менее страшных примеров. Действительно, когда человек сталкивается с подобными примерами беснования, становится жутко, страшно за свою жизнь, за близкое присутствие этого демонического мира рядом с каждым из нас.
Дорогие братия и сестры! О бесах говорить долго опасно и страшно. Святитель Дмитрий Ростовский, величайший проповедник и Златоуст Российский, когда говорил проповедь в этот день, он высказал слушателям такую мысль: «Братия и сестры, говорить о свиньях стыдно, а о бесах страшно». Каждый из нас должен помнить о том, чтобы попусту не бахвалиться своей силой, своим абсолютным презрением к дьяволу и его поспешникам, что мы своей силой можем всегда противостоять ему. Даже вспоминать его всуе чрезвычайно опасно для человека. Всякое употребление нечистой силы, даже просто произнесение её имени как бы является мгновенным согласием человека на присутствие бесовской силы рядом с собой.
Дорогие братия и сестры, это не шутки, когда в сказках, в безобидных пословицах, ещё где-то идёт упоминание нечистой силы, пусть даже в совершенно шутливых каких-то выражениях, формах — это вещи страшные, которые звучат как заклинания и которые мгновенно открывают ворота бесовской силе, и она всегда присутствует, когда приближается к человеку.
Ещё важно отметить следующий момент. После исцеления Господом этот бесноватый человек сел у ног Христовых в совершенно смиренном состоянии, и сразу был одет. Когда пришли жители окрестных селений, они были очень удивлены, увидев этого человека, который наводил на них ужас, в здравом уме, одетого и покорно сидящего у ног Христовых.
Это очень интересная деталь. Смотрите, когда он был бесноватым — был раздетым, когда Господь бесов изгнал, так сразу оделся, потому что стыд вернулся к нему. Дорогие братия и сестры, интересно отметить, что после революции, когда стирались все запреты, и борьба с нравственностью принимала страшные, изощрённые формы, в Москве и в Петрограде происходили демонстрации совершенно голых людей! Об этом свидетельствуют историки и очевидцы тех дней. Эти люди шли с плакатами по центральным улицам – «долой стыд». Люди дорвались до свободы, вот такие завоевания октября!
Затем, дорогие братия и сестры, нельзя не упомянуть раздевание людей, которое происходит сейчас, в наши дни. Придите в наши школы в старшие классы в мае, в апреле — там же голые пупки сплошь и рядом: с кольцами, с браслетами, с серёжками. Кто их раздевает? После этого Евангелия вам будет всё ясно и понятно – бесы раздевают. А когда вы посещаете места отдыха в Болгарии, в Крыму, в тех же наших южных городах, например, в Сочи: везде появились нудистские пляжи. Кто же там раздевает женщин и мужчин? Бесы. Сплошь и рядом даже на обычных пляжах вы можете увидеть подобное.
Дорогие братия и сестры! Это не шутки, когда бывают и верующие люди, и девицы, которые порой носят такие купальника, что не приведи Бог, хуже фигового листа. Там даже прикрыться не чем. А это сплошь и рядом есть на наших пляжах, и в других местах. Это страшное развращение людей.
Дорогие братия и сестры, это не шутки, это не стремление к загару, красоте, другим вещам, не забота о теле, а это вызов, как говорилось в одном произведении, страшной самодурной силе. Когда человек ведёт себя таким образом, когда он присутствует среди этих соблазнов, не переходит в другое место, как от заразы, на полкилометра куда-нибудь в другую сторону по берегу моря, а рядышком расстелет своё полотенчико и глазками стреляет и сверкает — это не безобидные вещи. Это означает, что человек попал под демоническое воздействие, и те бесы, которые раздевали тех людей, они же воздействуют и на тех людей, которые находятся рядом.
Это Евангелие, дорогие братия и сестры, очень строго взывает к совести каждого человека. Оно призывает к духовной бдительности, оно напоминает нам слова апостола Павла: «Блюдите, как опасно ходите, потому что дьявол, как лев рыкающий, ищет, кого поглотить». Не надо наивно думать, что мы с Богом, Господь всегда с нами, Он нас любит, и Бог у нас всегда в душе.
Дорогие братия и сестры, когда в нашей жизни только ослабевает какая-то нить, связывающая нас с Богом, это тотчас дает возможность дьяволу воздействовать на нас. Как только ослабляется молитва, как только мы с вами пропустили вечерние или утренние молитвы – мы весь день без Христа, как только мы пропустили воскресный день — мы уже неделю живём без Христа. Как только мы долго не причащались Святых Христовых тайн – значит, Христа в нас нет. А если нет в нас Христа, то место будет пустое? Да ничего подобного! Если Христа нет, то сразу, автоматически дьявол приходит и вселяется в человека, обладает им.
Особенно легко дьявол входит в человека через страсти. Страсти — это постоянно повторяющиеся грехи. У каждого человека свои страсти, а страсти — это широко распахнутые ворота, через которые входит дьявол. А ведь мы со страстями живём многие годы. Человек думает, что страсть курения — это совершенно безобидная страсть, но ведь это же страсть. Человек не может её бросить, и через это бесы входят в душу человека.
Человек заблуждается, если думает, что это его личное дело: хочу курю, хочу не курю. Если человек подпадает под воздействие страсти, страсть обладает человеком целиком и полностью. Она воздействует на других людей, которые связаны с ними в кровном родстве. Если курит жена, то эта зараза, эта страсть отображается на муже, потому что это одно целое, семья. Если курит муж или пьёт — эта страсть, этот бес пьянства или курения воздействует на жену и на детей. В этом мире всё взаимосвязано друг с другом.
Дорогие братия и сестры, пусть каждый из нас задумается, кто не желает бороться со страстями, что это является прямым пособничеством, прямым союзом и согласием с дьяволом. Не надо наивно полагать, что мы можем побороть страсти своими силами: «Вот захочу и брошу, захочу — и не буду пить, завтра же брошу курить». Да ничего не получится у вас, потому что это не увлечение, это не безобидное удовольствие, а страшная, греховная болезнь, за которой стоит дьявол. Вы захотите бросить, а дьявол-то куда денется, он же рядом с вами стоит, и в вашу душу через эту страсть уже вошёл. Род этот изгоняется только молитвой и постом. И вашим усилием, и силой воли человека ничего не добьёшься и ничего не сделаешь в этом направлении.
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем противостоять бесовским искушениям, которые сплошь и рядом окружают нас. Как говорят Святые отцы, самой излюбленной страстью, через которую дьявол беспрепятственно входит в человека, является блудная страсть. Блудная страсть сожительства, мнимо супружеского — это свиная, скотская жизнь. Через неё дьявол получает полную свободу, полностью обладает такими людьми.
Однажды один подвижник стал на молитву и услышал, что рядом с его пустынным местом раздаётся какой-то шум от присутствия многочисленного войска: звучат военные трубы, слышится конский топот. Он очень удивился. В пустыне он многие годы даже живого человека не видел. Выходит из кельи и спрашивает: «Что это, война»? И слышит голос, ему бес отвечает: «Да, это война. Если бы ты спал, то не было бы никакой войны, а раз ты встал на молитву, значит, будет война». Всякое обращение человека к Богу и всякая молитва — это вызов дьяволу, это объявление войны ему. Если мы не молимся, значит, нет никакой брани, нет никакой войны, и мы с вами уже находимся во власти дьявола.
Заканчивая это размышление, дорогие братия и сестры, вспомним очень показательную реакцию жителей-Гадаринцев. Когда они увидели исцелённого человека, когда они увидели, что их свиное стадо погибло, то просили Христа уйти из их страны. Это единственное место в Евангелии, где людям не нужен Христос. Что на них подействовало? Скорее всего, гибель свиней. А из Священной истории вы знаете, что иудеям не разрешено было разводить свиней и употреблять их мясо в пищу, потому что это были нечистые животные для иудеев. А Гадаринцы разводили свиней. Сейчас трудно сказать, то ли это был такой бизнес, то ли они нарушали заповеди Божии таким образом. Поэтому, когда они увидели гибель свиного стада, нанесённый материальный ущерб, они испугались, что Христос останется с ними ещё на несколько дней, что-то ещё может случиться, что-то ещё они потеряют. Они променяли свиней на Христа!
Конечно, когда мы читаем Евангелие, мы осуждаем этот поступок Гадаринцев. Как же можно было так поступить? Христос пришел к ним. Если бы так случилось в наше время, да в наш город пришёл бы Христос, мы бы приняли Его.
Так вот, вряд ли бы это случилось, дорогие братия и сестры. Мы с вами, в буквальном выражении, не видим Христа, не видим Его близкого присутствия, но ведём себя так же, как Гадаринцы. Когда Христос приближается к нам, когда от нас требуется исполнение заповедей Божиих, мы молчим, мы отрекаемся от Христа. Мы просим Его подождать немного, мы забываем о Нём, забываем о Его словах, о Его Евангелии, о молитве забываем, потому что жизнь без Христа даёт человеку большую греховную свободу. Человек тогда абсолютно ничем не связан.
Мы должны помнить это, дорогие братия и сестры. Когда мы хотим совершить тот или иной грех, когда нарушаем среду и пятницу, мы так же, как и Гадаринцы, прогоняем Христа от себя. Когда мы не приходим в воскресный день в храм, мы тоже просим: «Господи, дай поспать, а в Твой храм мы ещё успеем сходить, еще придём, никуда Твой храм не денется, будет стоять». Когда мы совершаем другие страшные грехи, не дай Бог, блудные, тоже говорим: «Господи, подожди, покаемся. Не согрешишь — не покаешься». Другие слова вспоминаем: «Господи, Ты же милосерд, Ты сам носил человеческую плоть, Ты всё поймешь». Всякое оправдание греха таким образом, всякое забвение Бога — это прогнание Его из нашей жизни, точно так же, как поступили тогда Гадаринские жители.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы исполнение заповедей Христовых, чтобы присутствие Христа рядом с нами не стесняло нашу греховную свободу, чтобы приносило нам подлинную духовную радость, чтобы это служило нам величайшим утешением и счастьем. Потому что, если в этой жизни мы потерпим какие-то ограничения, по слову Евангелия: «Царство Божие нудится, и кто употребляет усилия, тот только восхищает его». Если мы здесь приложим труд, то будем верить, что этот духовный труд откроет нам и райские обители, и послужит спасением наших бессмертных душ. Аминь.
9 ноября 2008
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Сегодня мы с вами слышали Евангелие об исцелении Гадаринского бесноватого. Это Евангелие положено читать в Церкви 2 раза в году: в сегодняшнее воскресение, неделя 23-я по пятидесятнице, и в пятую неделю после пятидесятницы, вскоре после праздника Святой Троицы. Неоднократное чтение этого Евангелия в церковном году, когда оно повторяется у другого евангелиста, свидетельствует об особой важности этого Евангелия для жизни человека. Интересно отметить, что все три евангелиста, кроме Иоанна Богослова, свидетельствуют об этом чуде исцеления в своих Евангелиях. Это говорит о том, что это чудо исцеления было настолько необыкновенно, настолько врезалось в память современников Христа и апостолов, что они не преминули об этом свидетельствовать в Евангелии, хотя и в ранее написанных Евангелиях, например, у Матфея, уже было изложено упоминание об этом чуде.
В чём же такая принципиальная важность этого Евангельского отрывка? Дорогие братия и сестры, это Евангелие приоткрывает завесу материального мира и говорит о мире духовном, но не просто о духовном мире, а о страшном мире падших ангелов, которые не сохранили верности Богу, которые отпали от Него, образовав отдельное автономное царство злых духов.
Вспомним в кратких словах это Евангелие, чтобы было понятно, о чём идёт речь. Однажды Господь переправился на другую сторону Галилейского озера. Те из вас, дорогие братия и сестры, кого Господь сподобил быть на Святой Земле, могут сейчас зримо представить эту Галилею, утопающую в зелени, этот райский уголок земли. Помните, Геннисаретское или Галилейское озеро, где Господь сподобил вас вкусить необыкновенно вкусной рыбки, петровского карпа, который водится там со времён апостолов, со времён Христа и до наших дней. Во времена Христа это озеро, которое ранее иногда называлось морем, было более обширно и более опасно для путешествия, на нём апостолы терпели кораблекрушение, и жизнь их была в опасности. На этом море тонул апостол Пётр, а позже апостолы на этом море снова терпели бедствие и боялись, что их жизнь в опасности, и воды страшного, бушующего моря поглотят их безвременно в водной могиле.
Господь выходит на берег этого озера в той стороне, где были города Гадара и Гергеса, и там встречает Его один бесноватый. Он был настолько свирепым и лютым, что держал в страхе всех жителей того селения, и никто не смел проходить тем путём. Он ходил совершенно раздетый, нагой, и как его ни старались одевать, он всё срывал с себя, издавал нечеловеческие вопли и стоны и обладал колоссальной силой, которая абсолютно нереальна для человека. Его соплеменники из любви и сострадания к нему иногда пытались заковать его в цепи, представьте себе, не верёвками связать, как видели многие из вас в Почаевской Лавре, как там один отец своего бесноватого сына держал, как коня буйного, стреноженного ( к его ноге была привязана веревка). А здесь цепями сковывали, и ничего не могли сделать, потому что он рвал цепи, которыми было оковано его тело. Вот какая страшная, сокрушительная сила была в этом человеке.
Когда Христос сошёл на берег этого города, то бесноватый вышел из своего убежища (он жил в гробах, в пещерах, где погребали иудеи своих усопших, и среди этого тления и костей, среди ужаса мёртвых он обитал) навстречу Христу, пал перед Ним на колени и закричал не своим голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня». Господь спрашивает его: «Как тебя зовут, как тебе имя»? Бесы не дают ответить этому человеку и говорят: «легион, потому что нас много».
Легион — это часть войска римской армии, которая, по разным источникам, исчислялась иногда до 10 тысяч солдат. Эта тьма бесов была сосредоточена, находилась в одном человеке. Из этого Евангельского упоминания мы видим, что бесы — бесплотные духи, которые абсолютно не занимают никакого места в пространстве, великое множество их может быть заключено в каком-то самом ничтожном и малом объёме.
Господь повелевает нечистым духам выйти из этого человека, а бесы говорят со Христом : «Если Ты повелишь нам выйти из этого человека, то не посылай нас в бездну».
На этих словах мне хотелось бы остановиться подробнее. Часто либеральные богословы, особенно из протестантской среды, успокаивают греховную совесть людей, по головке гладят, приговаривая: «Тебе ничего в жизни делать не надо, абсолютно ничего не надо менять. Поверь во Христа и всё, как говорится, дело в шляпе, ты спасён». В придачу ещё листовочку дадут, там распишешься, что Христос является твоим Искупителем и всё, Господь тебя спасёт, Он милосерд, Он любит тебя.
Дорогие братия и сестры, как страшно всё-таки за свою греховную жизнь. Даже бесы боятся идти в бездну, которая им уготована, в ад, и умоляют Христа, чтоб Он не посылал их в бездну прежде времени. Они встречают Его с упреком: «Зачем Ты пришёл прежде времени мучить нас»? И говорят, если повелишь выйти нам, то разреши войти в стадо свиней, которое паслось на берегу этого озера. Господь повелел им это сделать, и они вселились в стадо свиней, которое сразу взбесилось, сбросилось с крутизны в море и всё утонуло.
В этой гибели свиней Господь показывает нам с вами, какую сокрушительную, страшную силу заключают в себе бесы. Преподобный Серафим Саровский говорил, когда люди пытливо спрашивали его, как выглядят бесы, что они из себя представляют, о внешнем образе бесов, он отвечал, что они гнусны, и больше не мог подобрать других слов, чтобы продолжить описание вида бесовского. А о силе бесов преподобный Серафим говорил, что малейший из бесов, самый малейший в их царстве, может одним мизинцем всю вселенную перевернуть, уничтожить весь мир. Образное сравнение не потому, что у бесов есть мизинцы или другие пальцы, а это образ человеческий: самой ничтожной силы, самого малейшего усилия для них достаточно, чтобы уничтожить весь мир, каждого человека. И то, что это не происходит, свидетельствует не о том, что так ослабла сила их, а о том, что Господь не попускает. Господь не даёт им в полной мере проявить свою страшную, разрушительную силу, потому что эта сила подвластна Христу с момента Его крестной смерти, с момента Его победоносного Воскресения. Смерть и сила бесовская сокрушена силой Христовой. И если эта сила ещё остаётся в мире в каких-то ярких выражениях и проявлениях, то только потому, что сами люди дают возможность действовать этой страшной бесовской силе. Господь иногда попускает для человеческого вразумления особые формы страдания людей, формы беснования, одержимости, которые происходят сплошь и рядом, и мы тому, дорогие братия и сестры, свидетели.
Когда мы с вами совершали паломническую поездку на Валаам, вы видели на этом острове проявление беснования в одной молодой женщине, которая не выдержала благодати, идущей от чудотворной иконы и от масла с лампады, горящей перед этой иконой. Вы видели примеры беснования в Киево-Печерской лавре, в том юноше, о котором мы уже упоминали, видели много других не менее страшных примеров. Действительно, когда человек сталкивается с подобными примерами беснования, становится жутко, страшно за свою жизнь, за близкое присутствие этого демонического мира рядом с каждым из нас.
Дорогие братия и сестры! О бесах говорить долго опасно и страшно. Святитель Дмитрий Ростовский, величайший проповедник и Златоуст Российский, когда говорил проповедь в этот день, он высказал слушателям такую мысль: «Братия и сестры, говорить о свиньях стыдно, а о бесах страшно». Каждый из нас должен помнить о том, чтобы попусту не бахвалиться своей силой, своим абсолютным презрением к дьяволу и его поспешникам, что мы своей силой можем всегда противостоять ему. Даже вспоминать его всуе чрезвычайно опасно для человека. Всякое употребление нечистой силы, даже просто произнесение её имени как бы является мгновенным согласием человека на присутствие бесовской силы рядом с собой.
Дорогие братия и сестры, это не шутки, когда в сказках, в безобидных пословицах, ещё где-то идёт упоминание нечистой силы, пусть даже в совершенно шутливых каких-то выражениях, формах — это вещи страшные, которые звучат как заклинания и которые мгновенно открывают ворота бесовской силе, и она всегда присутствует, когда приближается к человеку.
Ещё важно отметить следующий момент. После исцеления Господом этот бесноватый человек сел у ног Христовых в совершенно смиренном состоянии, и сразу был одет. Когда пришли жители окрестных селений, они были очень удивлены, увидев этого человека, который наводил на них ужас, в здравом уме, одетого и покорно сидящего у ног Христовых.
Это очень интересная деталь. Смотрите, когда он был бесноватым — был раздетым, когда Господь бесов изгнал, так сразу оделся, потому что стыд вернулся к нему. Дорогие братия и сестры, интересно отметить, что после революции, когда стирались все запреты, и борьба с нравственностью принимала страшные, изощрённые формы, в Москве и в Петрограде происходили демонстрации совершенно голых людей! Об этом свидетельствуют историки и очевидцы тех дней. Эти люди шли с плакатами по центральным улицам – «долой стыд». Люди дорвались до свободы, вот такие завоевания октября!
Затем, дорогие братия и сестры, нельзя не упомянуть раздевание людей, которое происходит сейчас, в наши дни. Придите в наши школы в старшие классы в мае, в апреле — там же голые пупки сплошь и рядом: с кольцами, с браслетами, с серёжками. Кто их раздевает? После этого Евангелия вам будет всё ясно и понятно – бесы раздевают. А когда вы посещаете места отдыха в Болгарии, в Крыму, в тех же наших южных городах, например, в Сочи: везде появились нудистские пляжи. Кто же там раздевает женщин и мужчин? Бесы. Сплошь и рядом даже на обычных пляжах вы можете увидеть подобное.
Дорогие братия и сестры! Это не шутки, когда бывают и верующие люди, и девицы, которые порой носят такие купальника, что не приведи Бог, хуже фигового листа. Там даже прикрыться не чем. А это сплошь и рядом есть на наших пляжах, и в других местах. Это страшное развращение людей.
Дорогие братия и сестры, это не шутки, это не стремление к загару, красоте, другим вещам, не забота о теле, а это вызов, как говорилось в одном произведении, страшной самодурной силе. Когда человек ведёт себя таким образом, когда он присутствует среди этих соблазнов, не переходит в другое место, как от заразы, на полкилометра куда-нибудь в другую сторону по берегу моря, а рядышком расстелет своё полотенчико и глазками стреляет и сверкает — это не безобидные вещи. Это означает, что человек попал под демоническое воздействие, и те бесы, которые раздевали тех людей, они же воздействуют и на тех людей, которые находятся рядом.
Это Евангелие, дорогие братия и сестры, очень строго взывает к совести каждого человека. Оно призывает к духовной бдительности, оно напоминает нам слова апостола Павла: «Блюдите, как опасно ходите, потому что дьявол, как лев рыкающий, ищет, кого поглотить». Не надо наивно думать, что мы с Богом, Господь всегда с нами, Он нас любит, и Бог у нас всегда в душе.
Дорогие братия и сестры, когда в нашей жизни только ослабевает какая-то нить, связывающая нас с Богом, это тотчас дает возможность дьяволу воздействовать на нас. Как только ослабляется молитва, как только мы с вами пропустили вечерние или утренние молитвы – мы весь день без Христа, как только мы пропустили воскресный день — мы уже неделю живём без Христа. Как только мы долго не причащались Святых Христовых тайн – значит, Христа в нас нет. А если нет в нас Христа, то место будет пустое? Да ничего подобного! Если Христа нет, то сразу, автоматически дьявол приходит и вселяется в человека, обладает им.
Особенно легко дьявол входит в человека через страсти. Страсти — это постоянно повторяющиеся грехи. У каждого человека свои страсти, а страсти — это широко распахнутые ворота, через которые входит дьявол. А ведь мы со страстями живём многие годы. Человек думает, что страсть курения — это совершенно безобидная страсть, но ведь это же страсть. Человек не может её бросить, и через это бесы входят в душу человека.
Человек заблуждается, если думает, что это его личное дело: хочу курю, хочу не курю. Если человек подпадает под воздействие страсти, страсть обладает человеком целиком и полностью. Она воздействует на других людей, которые связаны с ними в кровном родстве. Если курит жена, то эта зараза, эта страсть отображается на муже, потому что это одно целое, семья. Если курит муж или пьёт — эта страсть, этот бес пьянства или курения воздействует на жену и на детей. В этом мире всё взаимосвязано друг с другом.
Дорогие братия и сестры, пусть каждый из нас задумается, кто не желает бороться со страстями, что это является прямым пособничеством, прямым союзом и согласием с дьяволом. Не надо наивно полагать, что мы можем побороть страсти своими силами: «Вот захочу и брошу, захочу — и не буду пить, завтра же брошу курить». Да ничего не получится у вас, потому что это не увлечение, это не безобидное удовольствие, а страшная, греховная болезнь, за которой стоит дьявол. Вы захотите бросить, а дьявол-то куда денется, он же рядом с вами стоит, и в вашу душу через эту страсть уже вошёл. Род этот изгоняется только молитвой и постом. И вашим усилием, и силой воли человека ничего не добьёшься и ничего не сделаешь в этом направлении.
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем противостоять бесовским искушениям, которые сплошь и рядом окружают нас. Как говорят Святые отцы, самой излюбленной страстью, через которую дьявол беспрепятственно входит в человека, является блудная страсть. Блудная страсть сожительства, мнимо супружеского — это свиная, скотская жизнь. Через неё дьявол получает полную свободу, полностью обладает такими людьми.
Однажды один подвижник стал на молитву и услышал, что рядом с его пустынным местом раздаётся какой-то шум от присутствия многочисленного войска: звучат военные трубы, слышится конский топот. Он очень удивился. В пустыне он многие годы даже живого человека не видел. Выходит из кельи и спрашивает: «Что это, война»? И слышит голос, ему бес отвечает: «Да, это война. Если бы ты спал, то не было бы никакой войны, а раз ты встал на молитву, значит, будет война». Всякое обращение человека к Богу и всякая молитва — это вызов дьяволу, это объявление войны ему. Если мы не молимся, значит, нет никакой брани, нет никакой войны, и мы с вами уже находимся во власти дьявола.
Заканчивая это размышление, дорогие братия и сестры, вспомним очень показательную реакцию жителей-Гадаринцев. Когда они увидели исцелённого человека, когда они увидели, что их свиное стадо погибло, то просили Христа уйти из их страны. Это единственное место в Евангелии, где людям не нужен Христос. Что на них подействовало? Скорее всего, гибель свиней. А из Священной истории вы знаете, что иудеям не разрешено было разводить свиней и употреблять их мясо в пищу, потому что это были нечистые животные для иудеев. А Гадаринцы разводили свиней. Сейчас трудно сказать, то ли это был такой бизнес, то ли они нарушали заповеди Божии таким образом. Поэтому, когда они увидели гибель свиного стада, нанесённый материальный ущерб, они испугались, что Христос останется с ними ещё на несколько дней, что-то ещё может случиться, что-то ещё они потеряют. Они променяли свиней на Христа!
Конечно, когда мы читаем Евангелие, мы осуждаем этот поступок Гадаринцев. Как же можно было так поступить? Христос пришел к ним. Если бы так случилось в наше время, да в наш город пришёл бы Христос, мы бы приняли Его.
Так вот, вряд ли бы это случилось, дорогие братия и сестры. Мы с вами, в буквальном выражении, не видим Христа, не видим Его близкого присутствия, но ведём себя так же, как Гадаринцы. Когда Христос приближается к нам, когда от нас требуется исполнение заповедей Божиих, мы молчим, мы отрекаемся от Христа. Мы просим Его подождать немного, мы забываем о Нём, забываем о Его словах, о Его Евангелии, о молитве забываем, потому что жизнь без Христа даёт человеку большую греховную свободу. Человек тогда абсолютно ничем не связан.
Мы должны помнить это, дорогие братия и сестры. Когда мы хотим совершить тот или иной грех, когда нарушаем среду и пятницу, мы так же, как и Гадаринцы, прогоняем Христа от себя. Когда мы не приходим в воскресный день в храм, мы тоже просим: «Господи, дай поспать, а в Твой храм мы ещё успеем сходить, еще придём, никуда Твой храм не денется, будет стоять». Когда мы совершаем другие страшные грехи, не дай Бог, блудные, тоже говорим: «Господи, подожди, покаемся. Не согрешишь — не покаешься». Другие слова вспоминаем: «Господи, Ты же милосерд, Ты сам носил человеческую плоть, Ты всё поймешь». Всякое оправдание греха таким образом, всякое забвение Бога — это прогнание Его из нашей жизни, точно так же, как поступили тогда Гадаринские жители.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы исполнение заповедей Христовых, чтобы присутствие Христа рядом с нами не стесняло нашу греховную свободу, чтобы приносило нам подлинную духовную радость, чтобы это служило нам величайшим утешением и счастьем. Потому что, если в этой жизни мы потерпим какие-то ограничения, по слову Евангелия: «Царство Божие нудится, и кто употребляет усилия, тот только восхищает его». Если мы здесь приложим труд, то будем верить, что этот духовный труд откроет нам и райские обители, и послужит спасением наших бессмертных душ. Аминь.
Предыдущая проповедь
2 ноября 2008
Следующая проповедь
23 ноября 2008
Все проповеди за 2008 год