Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча об исцелении десяти прокажённых

   Дорогие братия и сестры! Во многих протестантских церквях на западе, а также в Русской православной церкви заграницей есть особый праздник, которого нет в нашем церковном календаре. Этот праздник называется «День благодарения». Если сразу дух православного христианина может насторожиться, а что же доброго может быть на западе, когда все его хают, видя истоки всех нестроений и всех бед, которые сваливаются на нашу страну, на западе. Но, дорогие братия и сестры, в церковной жизни и там есть такие моменты, которые нами утеряны, на которые мы не обращаем внимания и не догадываемся до этих вещей, не стараемся их ввести в свою собственную жизнь, частную или церковную.

Со многими из вас, дорогие братия и сестры, мы посещали не так давно Ново-Валаамский монастырь в Финляндии. Во время этой паломнической поездки мы делились друг с другом теми впечатлениями, которые были в нашем сердце, отмечали необыкновенную благодать, которая чувствуется в храме Преображения в Новом Валааме. Это связано с тем, что все святыни, которые там содержатся, были привезены со старого Валаама, они ещё там были намолены дерзновенной, сильной молитвой подвижников, старцев и русских монахов дореволюционной поры. Это создаёт неповторимую, благодатную атмосферу там, на далекой чужбине, в этом протестантском мире.

Какие же положительные моменты мы с вами заметили там, которых порой нет в нашей церковной жизни? Это, безусловно, сплочённость христиан, доступность духовенства, отсутствие иерархических препонов и преград  в пасторском общении,  в общении друг с другом.

Это колоссальный потенциал миссионерской работы, которая носит не агрессивно-сектантский,  навязчивый характер, а более совершенный, очень высокой культуры, когда на их собственной территории, которая принадлежит церкви, они  делают всё возможное для того, чтобы человек, пришедший в эту среду, получил по максимуму всё то, что он может вместить. Это и альтернативная военная служба, и дотации государства, отчисляемые в пользу храмов и монастырей из состава всеобщего религиозного налога, и народный религиозный университет, который призван дать духовное образование людям, которые жаждут  что-то узнать о православии, который финансируется государством и является государственным учебным заведением, и многое-многое другое.

Поэтому, когда вспоминаешь те благодатные переживания и уроки, которые мы с вами вынесли из той паломнической поездки, то невольно можно согласиться с тем, какой прекрасный день отмечают сегодня они — западные христиане, в том числе православные христиане, но которые находятся там, за границей нашей святой Руси — это день благодарения Бога.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам с вами именно об этом. Однажды ко Христу пытались приблизиться десять прокажённых мужей, которые несли на себе, в своей жизни тяжелейшую болезнь, которая была неисцельной болезнью, заразной, которая делала их абсолютными изгоями от человеческого общества, от человеческого общения. Может быть, кто-то из вас слышал о том, что и сейчас у нас в России в некоторых местах есть так называемые лепрозории, совершенно закрытые лечебные заведения, где доживают свои дни люди, больные проказой,   которые есть и сегодня. Одно из таких мест есть под Москвой, недалеко от Сергиева Посада.

   Эти 10 человек, которые были живыми мертвецами, не смели даже приблизиться ко Христу и к народу, который окружал Его, они издалека кричали что было сил и мочи: «Иисусе,  Наставниче, помилуй нас». Господь услышал их пламенный зов о спасении и сказал в ответ:  «Пойдите, покажитесь священникам», потому что ветхозаветные священники были призваны диагностировать состояние здоровья человека и установить, возможно ли его пребывание среди общества или нет.

Обратите внимание, они не сразу получили исцеление, а когда шли по дороге к Иерусалимскому храму. Они просили помощи, а Господь отправил их к храму, показаться священнику. Они, конечно, знали, зачем идти к священнику, но, наверное, недоумевали, как они могут в состоянии этой своей тяжелейшей болезни, когда заживо отпадали целые члены человеческого тела, как при страшных, например, венерических заболеваниях, как можно пойти в храм, как можно приблизиться к городу? Но было в них самое главное — элемент веры, что этот необыкновенный Учитель неспроста отправляет их туда. И когда, повинуясь слову, совету Господа они пошли в Иерусалимский храм, то внезапно по пути к храму получили совершенное исцеление.

Для нас Господь говорит в Евангелии, что только по пути к Храму исцеляются душа и тело человека. Не по пути к тем бабкам и шарлатанам, что на Дунае, на 14-ом километре, в Морозовке и ещё Бог весть где, там только сатана губит душу людей. Подлинное исцеление возможно на пороге, даже на пути к Храму, когда вы только начинаете подниматься в наш храм, идя в гору и совершая определенный труд, или в иной другой храм, а Ангел-хранитель уже записывает ваши имена в книгу жизни, как самые счастливые моменты жизни,  как дни жизни, прожитые не зря на этой земле.

Когда эти больные люди увидели, что они исцелились, один из них бросает своих собратьев по несчастью, возвращается ко Христу, падает перед Ним на колени и благодарит Его за это исцеление. Тогда Господь сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?  И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Дорогие братия и сестры! В этом Евангелии указана такая интересная пропорция: из 10 человек — 9 неблагодарных. Так бывает и в человеческом обществе, и в отношениях друг с другом, когда мы неблагодарны своим благодетелям, неблагодарны тем людям, которые делают то или иное добро: и материального, и нематериального характера. Тем людям, которые вовремя, в нужный момент говорят нам слово поддержки, наставляют на путь спасения, на путь, ведущий к храму и Богу. Как часто мы забываем всякое доброе дело, совершённое людьми по отношению к нам, не молимся за наших благодетелей, не оказываем им элементарную человеческую благодарность, спасибо забываем сказать. Как нам, дорогие братия и сестры, должно быть стыдно за это, а ведь человеческая благодарность как магнит притягивает к себе дальнейшие дары и благодеяния, также направленные со стороны людей.

Дорогие братия и сестры, современный человек чаще всего не видит, не знает, за что благодарить Бога, не хочет делать этого в своей жизни. Наоборот, иногда доходит до абсурда: человек порой считает Бога своим должником, считает, что Бог ему чего-то недодал, не заметил, мало дал, не вовремя, совершенно не столько, сколько дает Он этих благ другим людям, которые рядом с нами. И человек ропщет на Бога, бывает неблагодарен Ему, бросает в небо, словно камни, слова упрёков, слова недовольства, слова, в которых бунтует человеческая гордыня.

 Как часто, дорогие братия и сестры, особенно в наше время, когда так стала ярко, рельефно ощущаться разница между уровнем жизни разных слоёв людей, когда наше общество, несмотря ни на что, ни на какую демократию, становится классовым обществом, как было и до революции. Сейчас оно становится точно таким же, что таит в себе источник возможных нестроений,  тяжелейших и непростых потрясений, от которых Господь да убережёт нашу многострадальную Россию. Когда мы видим, как люди, порой, живут лучше нас, каждый из нас видит это независимо от своего уровня жизни, ведь глазки всё видят и ушки всё слышат; бывает, что человек и не хочет позавидовать, и борется с этим, иногда оправдывает себя, говоря: не чёрная это зависть, а белая. Да какая разница, хоть белая, хоть чёрная зависть – она и есть зависть, потому что грех не бывает добром, всякий грех является преступлением перед Богом.

Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь призывает нас с вами быть довольными, благодарными Богу каждый за то, что есть у него. Каждый должен быть благодарен за свою жизнь, какой бы она ни казалась тяжелой и скорбной.

Мы с вами можем вспомнить одного бунтующего христианина, который роптал на Бога и говорил: «Господи, ну почему Ты дал мне такой тяжёлый крест, у меня такая жизнь невыносимая, дай мне крест полегче, например, как  у того соседа, или другого». И этому человеку, который восставал на Бога, были показаны в необыкновенном откровении определенные райские места, куда зашли крестоносцы и принесли свои жизненные кресты, уйдя в иной мир. Этот человек стал выбирать, примерять для себя все кресты, пытался поднять, оценить тяжесть, величину того или иного креста. Видел он тяжёлые кресты царей и императоров, полководцев, градоначальников, воинов, все они оказывались неподъемными и тяжёлыми для него. Наконец, где-то в самом углу, в захолустье увидел он простенький, хиленький такой, гниленький  крестик. Попробовал, а он такой лёгкий. «Господи, — с радостью обращается к Нему, — Господи, вот этот крест дай мне, я его понесу, не буду роптать на Тебя». И  тогда он услышал слова Христа: «Безумный, это и есть твой крест, а все остальные, которые  стоят возле тебя, гораздо более сильные и тяжелые кресты,  несут другие люди».

 Мы иногда не видим всего, что кроется за внешней жизнью человека. Мы обманчиво думаем, что если приехал человек на солидной машине, живёт в хорошем доме, на достойном месте, то он должен быть очень счастливым. А познакомишься поближе, поподробнее с жизнью этих мнимых счастливцев и скажешь: не дай Бог никому такой жизни.  То дети у него больные, то дети умирают, то супруга больная, то муж больной. Часто бывает, что накопленное богатство   становится никому не нужным, и сам человек не получает никакого удовлетворения и блаженства от всех безмерных и безумных трудов своих.

 Поэтому, дорогие братия и сестры, будем помнить слова оптинских старцев, что  человеческое счастье начинается тогда, когда человек начинает быть довольным своей жизнью, довольным своим крестом. Не будем уподобляться тому евангельскому безумному богачу, который не замечал нищего Лазаря перед порогом своего дома. Он  был помещён после своей смерти в места мучения и не понимал, почему так произошло, просил облегчения, просил Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык его. И тогда он услышал от Господа такие слова: «Чадо, вспомни, что всё доброе ты получил в своей жизни, а Лазарь злое, поэтому ты здесь страдаешь, а Лазарь получил вечное блаженство».

Поэтому, дорогие братия и сестры, в это непростое время, которое непростым становится оттого, что люди больше паникуют, домысливают и ужасаются, преувеличивая те проблемы, которые есть сегодня, вспомним ещё раз этот евангельский упрёк Господа, какой мудростью наполнен он: «Чадо, вспомни, что всё доброе ты получил в этой жизни». Мы видим, что всё добро здесь, на земле, получать опасно. Тогда там ничего человека не будет ожидать, а здесь его жизнь будет благословлена Богом во всём изобилии материальных благ, при этом там он уподобится этому безумному богачу. Не дай Бог нам такого чрезмерного достатка.

Святитель Митрофан Воронежский, любимый святой Петра Великого, говорил такие слова, обращенные к Богу: «Богатства и нищеты не давай мне, Господи». Чтобы где-то посерединке  жизнь наша протекала.

Дорогие братия и сестры! Будем умерять свои иногда безграничные аппетиты, стараться закрывать свои завистливые глаза, зарящиеся на блага других людей, будем довольны и благодарны Богу за то, что у нас есть.

Дорогие друзья, осмысливая всё это, мы должны каждый час, каждое мгновение нашей жизни безмерно благодарить Бога и видеть, стараться видеть Его благодеяния в нашей жизни. Один из знаменитых проповедников, который в советский период благовествовал по многим радиостанциям запада: Би-би-си и другим, протопресвитер Александр Шмеман в своей последней литургии, которую он служил перед своей смертью, сказал такие слова:

— благодарим Тебя, Господи; всякий, кто способен возносить благодарение, достоин спасения и вечной радости;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты изволил принять службу сию, евхаристию, которая и есть благодарение, приносимое Святой Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу и наполняющую наши сердца радостью, миром и праведностью во Святом Духе;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты открыл Себя нам и дал нам предвкушение Твоего царствия и вечного блаженства;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты соединил нас друг ко другу в служении Тебе и Твоей Святой церкви;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты помог нам преодолеть все трудности, напряжения, страсти, искушения, восстанавливая среди нас мир, взаимную любовь и радость в общении Святого Духа;

— благодарим Тебя, Господи, за посланные нам страдания, болезни, ибо они очищают нас от самости и напоминают нам о едином на потребу, о  Твоём вечном царстве;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты дал нам эту страну, где мы можем свободно отслужить Тебе;

— благодарим Тебя, Господи, за этот храм, где возвещается имя Твоё;

— благодарим Тебя, Господи, за наши семьи, за мужей и жён, особенно детей, которые учат нас, как славить имя Твоё Святое в радости, движении и своих детских играх;

— благодарим Тебя, Господи, за всех и за всё; велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и нет слова, достойного воспеть чудеса Твои; Господи, как хорошо нам здесь быть с Тобой.

И попробуем теперь продолжить вместе с Вами эти слова благодарения:

— благодарим Тебя, Господи, за храм снова и снова, за людей, приходящих в него, за то, что Ты нас призвал в Церковь Твою и просветил светом Твоего богопознания; за то, что Ты открыл нам Святейшее Имя Твоё, за Твою благодать, которую ещё здесь, в этой временной жизни, даёшь чувствовать нам, черпать её в изобилии, в молитве, в паломничестве к святыням Твоим;

— благодарим Тебя, Господи, за наших матерей и отцов, за их безмерную, самоотверженную любовь, направленную на нас;

— благодарим Тебя, Господи, особенно за любовь и подвиг матерей наших, вскормивших и воспитавших нас;

— благодарим Тебя, Господи, за заботу отцов, благодаря которой мы не знали никакого лишения и горя в нашей жизни;

— благодарим Тебя, Господи, за безграничную синеву неба и бездонную глубину морей и рек Твоих, за их живительную силу и красоту, являющуюся отблеском Твоей неземной красоты;

— благодарим Тебя, Господи, за необыкновенное величие гор и холмов Твоих, спокойствие равнин и жизненность пустынь Твоих, напоминающих нам, как ничтожна жизнь человека без росы благодати Твоей;

— благодарим Тебя, Господи, за шум лесов Твоих, за те необыкновенные дары природы, которые Ты даруешь человеку;

— благодарим Тебя, Господи, за девственную красоту и величие берёз Твоих, за вечнозелёные ели Твои, за чудный аромат и благоухание цветов Твоих;

— благодарим Тебя, Господи, за разум, который дал нам, которым Ты особенно награждаешь учёных и философов, чтобы они ещё больше славили и видели Тебя;

— благодарим Тебя, Господи, за дар вдохновения, которым Ты награждаешь гениев и поэтов;

— благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты так премудро устроил тело наше и даровал нам душу бессмертную, призванную к вечному блаженству, к общению с ангелами и святыми Твоими;

— благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты так безмерно возлюбил человека, принял плоть нашу, родился от Пречистой, Преблагословенной девы Марии, матери Твоей, ради спасения нас, грешных, от греха, проклятия и самой смерти;

— благодарим Тебя, Господи, за необыкновенных людей, которых Ты послал нам в жизни, которые повлияли на выбор нашего жизненного пути, поддержали и помогли нам в трудную минуту. Это Ты, Господи, через них не оставлял меня, хотя я не раз предавал Тебя;

— благодарим Тебя, Господи, за радость материнства и отцовства нашего.

 За всё благодарим Тебя, Господи. Слава Тебе. Аминь.

21 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

   Дорогие братия и сестры! Во многих протестантских церквях на западе, а также в Русской православной церкви заграницей есть особый праздник, которого нет в нашем церковном календаре. Этот праздник называется «День благодарения». Если сразу дух православного христианина может насторожиться, а что же доброго может быть на западе, когда все его хают, видя истоки всех нестроений и всех бед, которые сваливаются на нашу страну, на западе. Но, дорогие братия и сестры, в церковной жизни и там есть такие моменты, которые нами утеряны, на которые мы не обращаем внимания и не догадываемся до этих вещей, не стараемся их ввести в свою собственную жизнь, частную или церковную.

Со многими из вас, дорогие братия и сестры, мы посещали не так давно Ново-Валаамский монастырь в Финляндии. Во время этой паломнической поездки мы делились друг с другом теми впечатлениями, которые были в нашем сердце, отмечали необыкновенную благодать, которая чувствуется в храме Преображения в Новом Валааме. Это связано с тем, что все святыни, которые там содержатся, были привезены со старого Валаама, они ещё там были намолены дерзновенной, сильной молитвой подвижников, старцев и русских монахов дореволюционной поры. Это создаёт неповторимую, благодатную атмосферу там, на далекой чужбине, в этом протестантском мире.

Какие же положительные моменты мы с вами заметили там, которых порой нет в нашей церковной жизни? Это, безусловно, сплочённость христиан, доступность духовенства, отсутствие иерархических препонов и преград  в пасторском общении,  в общении друг с другом.

Это колоссальный потенциал миссионерской работы, которая носит не агрессивно-сектантский,  навязчивый характер, а более совершенный, очень высокой культуры, когда на их собственной территории, которая принадлежит церкви, они  делают всё возможное для того, чтобы человек, пришедший в эту среду, получил по максимуму всё то, что он может вместить. Это и альтернативная военная служба, и дотации государства, отчисляемые в пользу храмов и монастырей из состава всеобщего религиозного налога, и народный религиозный университет, который призван дать духовное образование людям, которые жаждут  что-то узнать о православии, который финансируется государством и является государственным учебным заведением, и многое-многое другое.

Поэтому, когда вспоминаешь те благодатные переживания и уроки, которые мы с вами вынесли из той паломнической поездки, то невольно можно согласиться с тем, какой прекрасный день отмечают сегодня они — западные христиане, в том числе православные христиане, но которые находятся там, за границей нашей святой Руси — это день благодарения Бога.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам с вами именно об этом. Однажды ко Христу пытались приблизиться десять прокажённых мужей, которые несли на себе, в своей жизни тяжелейшую болезнь, которая была неисцельной болезнью, заразной, которая делала их абсолютными изгоями от человеческого общества, от человеческого общения. Может быть, кто-то из вас слышал о том, что и сейчас у нас в России в некоторых местах есть так называемые лепрозории, совершенно закрытые лечебные заведения, где доживают свои дни люди, больные проказой,   которые есть и сегодня. Одно из таких мест есть под Москвой, недалеко от Сергиева Посада.

   Эти 10 человек, которые были живыми мертвецами, не смели даже приблизиться ко Христу и к народу, который окружал Его, они издалека кричали что было сил и мочи: «Иисусе,  Наставниче, помилуй нас». Господь услышал их пламенный зов о спасении и сказал в ответ:  «Пойдите, покажитесь священникам», потому что ветхозаветные священники были призваны диагностировать состояние здоровья человека и установить, возможно ли его пребывание среди общества или нет.

Обратите внимание, они не сразу получили исцеление, а когда шли по дороге к Иерусалимскому храму. Они просили помощи, а Господь отправил их к храму, показаться священнику. Они, конечно, знали, зачем идти к священнику, но, наверное, недоумевали, как они могут в состоянии этой своей тяжелейшей болезни, когда заживо отпадали целые члены человеческого тела, как при страшных, например, венерических заболеваниях, как можно пойти в храм, как можно приблизиться к городу? Но было в них самое главное — элемент веры, что этот необыкновенный Учитель неспроста отправляет их туда. И когда, повинуясь слову, совету Господа они пошли в Иерусалимский храм, то внезапно по пути к храму получили совершенное исцеление.

Для нас Господь говорит в Евангелии, что только по пути к Храму исцеляются душа и тело человека. Не по пути к тем бабкам и шарлатанам, что на Дунае, на 14-ом километре, в Морозовке и ещё Бог весть где, там только сатана губит душу людей. Подлинное исцеление возможно на пороге, даже на пути к Храму, когда вы только начинаете подниматься в наш храм, идя в гору и совершая определенный труд, или в иной другой храм, а Ангел-хранитель уже записывает ваши имена в книгу жизни, как самые счастливые моменты жизни,  как дни жизни, прожитые не зря на этой земле.

Когда эти больные люди увидели, что они исцелились, один из них бросает своих собратьев по несчастью, возвращается ко Христу, падает перед Ним на колени и благодарит Его за это исцеление. Тогда Господь сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?  И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Дорогие братия и сестры! В этом Евангелии указана такая интересная пропорция: из 10 человек — 9 неблагодарных. Так бывает и в человеческом обществе, и в отношениях друг с другом, когда мы неблагодарны своим благодетелям, неблагодарны тем людям, которые делают то или иное добро: и материального, и нематериального характера. Тем людям, которые вовремя, в нужный момент говорят нам слово поддержки, наставляют на путь спасения, на путь, ведущий к храму и Богу. Как часто мы забываем всякое доброе дело, совершённое людьми по отношению к нам, не молимся за наших благодетелей, не оказываем им элементарную человеческую благодарность, спасибо забываем сказать. Как нам, дорогие братия и сестры, должно быть стыдно за это, а ведь человеческая благодарность как магнит притягивает к себе дальнейшие дары и благодеяния, также направленные со стороны людей.

Дорогие братия и сестры, современный человек чаще всего не видит, не знает, за что благодарить Бога, не хочет делать этого в своей жизни. Наоборот, иногда доходит до абсурда: человек порой считает Бога своим должником, считает, что Бог ему чего-то недодал, не заметил, мало дал, не вовремя, совершенно не столько, сколько дает Он этих благ другим людям, которые рядом с нами. И человек ропщет на Бога, бывает неблагодарен Ему, бросает в небо, словно камни, слова упрёков, слова недовольства, слова, в которых бунтует человеческая гордыня.

 Как часто, дорогие братия и сестры, особенно в наше время, когда так стала ярко, рельефно ощущаться разница между уровнем жизни разных слоёв людей, когда наше общество, несмотря ни на что, ни на какую демократию, становится классовым обществом, как было и до революции. Сейчас оно становится точно таким же, что таит в себе источник возможных нестроений,  тяжелейших и непростых потрясений, от которых Господь да убережёт нашу многострадальную Россию. Когда мы видим, как люди, порой, живут лучше нас, каждый из нас видит это независимо от своего уровня жизни, ведь глазки всё видят и ушки всё слышат; бывает, что человек и не хочет позавидовать, и борется с этим, иногда оправдывает себя, говоря: не чёрная это зависть, а белая. Да какая разница, хоть белая, хоть чёрная зависть – она и есть зависть, потому что грех не бывает добром, всякий грех является преступлением перед Богом.

Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь призывает нас с вами быть довольными, благодарными Богу каждый за то, что есть у него. Каждый должен быть благодарен за свою жизнь, какой бы она ни казалась тяжелой и скорбной.

Мы с вами можем вспомнить одного бунтующего христианина, который роптал на Бога и говорил: «Господи, ну почему Ты дал мне такой тяжёлый крест, у меня такая жизнь невыносимая, дай мне крест полегче, например, как  у того соседа, или другого». И этому человеку, который восставал на Бога, были показаны в необыкновенном откровении определенные райские места, куда зашли крестоносцы и принесли свои жизненные кресты, уйдя в иной мир. Этот человек стал выбирать, примерять для себя все кресты, пытался поднять, оценить тяжесть, величину того или иного креста. Видел он тяжёлые кресты царей и императоров, полководцев, градоначальников, воинов, все они оказывались неподъемными и тяжёлыми для него. Наконец, где-то в самом углу, в захолустье увидел он простенький, хиленький такой, гниленький  крестик. Попробовал, а он такой лёгкий. «Господи, — с радостью обращается к Нему, — Господи, вот этот крест дай мне, я его понесу, не буду роптать на Тебя». И  тогда он услышал слова Христа: «Безумный, это и есть твой крест, а все остальные, которые  стоят возле тебя, гораздо более сильные и тяжелые кресты,  несут другие люди».

 Мы иногда не видим всего, что кроется за внешней жизнью человека. Мы обманчиво думаем, что если приехал человек на солидной машине, живёт в хорошем доме, на достойном месте, то он должен быть очень счастливым. А познакомишься поближе, поподробнее с жизнью этих мнимых счастливцев и скажешь: не дай Бог никому такой жизни.  То дети у него больные, то дети умирают, то супруга больная, то муж больной. Часто бывает, что накопленное богатство   становится никому не нужным, и сам человек не получает никакого удовлетворения и блаженства от всех безмерных и безумных трудов своих.

 Поэтому, дорогие братия и сестры, будем помнить слова оптинских старцев, что  человеческое счастье начинается тогда, когда человек начинает быть довольным своей жизнью, довольным своим крестом. Не будем уподобляться тому евангельскому безумному богачу, который не замечал нищего Лазаря перед порогом своего дома. Он  был помещён после своей смерти в места мучения и не понимал, почему так произошло, просил облегчения, просил Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык его. И тогда он услышал от Господа такие слова: «Чадо, вспомни, что всё доброе ты получил в своей жизни, а Лазарь злое, поэтому ты здесь страдаешь, а Лазарь получил вечное блаженство».

Поэтому, дорогие братия и сестры, в это непростое время, которое непростым становится оттого, что люди больше паникуют, домысливают и ужасаются, преувеличивая те проблемы, которые есть сегодня, вспомним ещё раз этот евангельский упрёк Господа, какой мудростью наполнен он: «Чадо, вспомни, что всё доброе ты получил в этой жизни». Мы видим, что всё добро здесь, на земле, получать опасно. Тогда там ничего человека не будет ожидать, а здесь его жизнь будет благословлена Богом во всём изобилии материальных благ, при этом там он уподобится этому безумному богачу. Не дай Бог нам такого чрезмерного достатка.

Святитель Митрофан Воронежский, любимый святой Петра Великого, говорил такие слова, обращенные к Богу: «Богатства и нищеты не давай мне, Господи». Чтобы где-то посерединке  жизнь наша протекала.

Дорогие братия и сестры! Будем умерять свои иногда безграничные аппетиты, стараться закрывать свои завистливые глаза, зарящиеся на блага других людей, будем довольны и благодарны Богу за то, что у нас есть.

Дорогие друзья, осмысливая всё это, мы должны каждый час, каждое мгновение нашей жизни безмерно благодарить Бога и видеть, стараться видеть Его благодеяния в нашей жизни. Один из знаменитых проповедников, который в советский период благовествовал по многим радиостанциям запада: Би-би-си и другим, протопресвитер Александр Шмеман в своей последней литургии, которую он служил перед своей смертью, сказал такие слова:

— благодарим Тебя, Господи; всякий, кто способен возносить благодарение, достоин спасения и вечной радости;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты изволил принять службу сию, евхаристию, которая и есть благодарение, приносимое Святой Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу и наполняющую наши сердца радостью, миром и праведностью во Святом Духе;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты открыл Себя нам и дал нам предвкушение Твоего царствия и вечного блаженства;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты соединил нас друг ко другу в служении Тебе и Твоей Святой церкви;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты помог нам преодолеть все трудности, напряжения, страсти, искушения, восстанавливая среди нас мир, взаимную любовь и радость в общении Святого Духа;

— благодарим Тебя, Господи, за посланные нам страдания, болезни, ибо они очищают нас от самости и напоминают нам о едином на потребу, о  Твоём вечном царстве;

— благодарим Тебя, Господи, что Ты дал нам эту страну, где мы можем свободно отслужить Тебе;

— благодарим Тебя, Господи, за этот храм, где возвещается имя Твоё;

— благодарим Тебя, Господи, за наши семьи, за мужей и жён, особенно детей, которые учат нас, как славить имя Твоё Святое в радости, движении и своих детских играх;

— благодарим Тебя, Господи, за всех и за всё; велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и нет слова, достойного воспеть чудеса Твои; Господи, как хорошо нам здесь быть с Тобой.

И попробуем теперь продолжить вместе с Вами эти слова благодарения:

— благодарим Тебя, Господи, за храм снова и снова, за людей, приходящих в него, за то, что Ты нас призвал в Церковь Твою и просветил светом Твоего богопознания; за то, что Ты открыл нам Святейшее Имя Твоё, за Твою благодать, которую ещё здесь, в этой временной жизни, даёшь чувствовать нам, черпать её в изобилии, в молитве, в паломничестве к святыням Твоим;

— благодарим Тебя, Господи, за наших матерей и отцов, за их безмерную, самоотверженную любовь, направленную на нас;

— благодарим Тебя, Господи, особенно за любовь и подвиг матерей наших, вскормивших и воспитавших нас;

— благодарим Тебя, Господи, за заботу отцов, благодаря которой мы не знали никакого лишения и горя в нашей жизни;

— благодарим Тебя, Господи, за безграничную синеву неба и бездонную глубину морей и рек Твоих, за их живительную силу и красоту, являющуюся отблеском Твоей неземной красоты;

— благодарим Тебя, Господи, за необыкновенное величие гор и холмов Твоих, спокойствие равнин и жизненность пустынь Твоих, напоминающих нам, как ничтожна жизнь человека без росы благодати Твоей;

— благодарим Тебя, Господи, за шум лесов Твоих, за те необыкновенные дары природы, которые Ты даруешь человеку;

— благодарим Тебя, Господи, за девственную красоту и величие берёз Твоих, за вечнозелёные ели Твои, за чудный аромат и благоухание цветов Твоих;

— благодарим Тебя, Господи, за разум, который дал нам, которым Ты особенно награждаешь учёных и философов, чтобы они ещё больше славили и видели Тебя;

— благодарим Тебя, Господи, за дар вдохновения, которым Ты награждаешь гениев и поэтов;

— благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты так премудро устроил тело наше и даровал нам душу бессмертную, призванную к вечному блаженству, к общению с ангелами и святыми Твоими;

— благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты так безмерно возлюбил человека, принял плоть нашу, родился от Пречистой, Преблагословенной девы Марии, матери Твоей, ради спасения нас, грешных, от греха, проклятия и самой смерти;

— благодарим Тебя, Господи, за необыкновенных людей, которых Ты послал нам в жизни, которые повлияли на выбор нашего жизненного пути, поддержали и помогли нам в трудную минуту. Это Ты, Господи, через них не оставлял меня, хотя я не раз предавал Тебя;

— благодарим Тебя, Господи, за радость материнства и отцовства нашего.

 За всё благодарим Тебя, Господи. Слава Тебе. Аминь.

Предыдущая проповедь

30 ноября 2008

Притча о безумном богаче
Следующая проповедь

28 декабря 2008

Неделя святых праотец

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00