Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами слышали удивительный отрывок из Евангелия от Луки о чуде воскрешения сына Наинской вдовы, которое совершил Господь во время своей земной жизни.
Господь с учениками своими, окруженный толпой народа, подошёл ко вратам города Наина. Господь, входящий с последователями в город, встретил похоронную процессию, выносившую на носилках умершего юношу. За этими погребальными носилками шла скорбящая мать, которая, как говорит евангелист Лука, была вдовой, то есть переживала в тот момент уже двойное горе и двойную утрату. Надо сказать, что для Ветхого Завета потеря всех мужчин в семье была страшной трагедией. Женщина на Востоке, и в том числе в иудейской традиции, ничего не значила и не значит до сих пор. Без мужа, без отца, без сына женщина была обречена на нищенское существование. Эти несчастные вдовы, осиротевшие матери могли жить только милостыней, только подаянием и больше ничем. Поэтому великое горе вошло в жизнь этой женщины.
И Сердцеведец Господь намеренно для утешения этой женщины пришёл в Наин и сжалился над ней, остановил процессию, подошёл к носилкам, коснулся мёртвого человека, что для Ветхого Завета уже было осквернением, и, взяв юношу за руку, сказал удивительные слова, преисполненные силы и жизни: «Юноша! тебе говорю, встань!». Юноша встал и ожил. Все, кто был свидетелями этого чуда: и окружающие Христа люди, и вышедшие из города Наина, — все славили и благодарили Бога, говоря, что Бог посетил народ Свой, и великий Пророк явился среди этого народа.
Дорогие братья и сёстры, мы с вами сегодня имели счастье – молились за Божественной литургией и все вместе пели Символ Веры, в котором исповедовали веру в Святую Троицу. Оканчивается этот Символ Веры одной удивительной фразой, как некой кульминацией этого Символа Веры: «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века, аминь». Догмат о всеобщем воскресении мертвых в конце нашей истории – это одно из самых радостных, одно из самых прекрасных, жизнеутверждающих и наполненных утешением вероучительных положений. Он говорит о том, что все успошие от начала мира восстанут из своих гробов и, следовательно, наша разлука с их душами и телесами временна. Тело, данное человеку Богом при рождении, не исчезает бесследно, физическая смерть тела, таким образом, подчинена категории времени. Поэтому «общее воскресение» мёртвых, которого мы ожидаем, в которое верит Церковь, оно, во-первых, имеет своим основанием Воскресение Иисуса Христа, а во-вторых, — те чудеса воскрешения мёртвых, о которых мы с вами знаем из Священного Писания.
О некоторых из таких чудес говорится в Евангелии. Может быть, Господь и больше совершил чудес, потому что евангелист Иоанн говорил: «Суть же и ина многа сотворил Иисус, яже по единому аще писано бывает, думаю, что самому миру не вместить написанных книг о Христе», то есть никакие бы библиотеки мира не вместили бы того, что можно было дословно, досконально и подробно написать о жизни Христа, о Его учении, о проповеди. Евангелие сообщает нам о воскрешении дочери Иаира, о чуде воскрешения сына Наинской вдовы, о воскрешении четверодневного Лазаря из мёртвых. Многие мёртвые воскресли в Иерусалиме в момент крестной смерти Господа и явились многим в Иерусалиме. Таким образом, в этом воскрешении мёртвых прежде общего воскресения, Господь нам показывает, как это будет, чтобы вера наша не колебалась ни в чём.
В Ветхом Завете у многих мужей есть удивительные свидетельства о воскрешении мёртвых. Например, праведный Иов Многострадальный сказал удивительные слова о воскресении мёртвых и о своём собственном будущем: «Я знаю, что Искупитель мой жив и что Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Мои глаза, не глаза другого, увидят Его». Пророк Иезекииль повествует нам подробно о том, как будет происходить это воскрешение мёртвых. Это пророчество Иезекииля читается на Утрени в Великую Субботу в преддверии Пасхи Христовой, когда крестный ход после чина погребения Спасителя заходит в храм и уже предвестие воскресения звучит в церковных молитвах. Господь показал пророку Иезекиилю огромное поле, усеянное костями, спрашивал его: «Сын человеческий, как ты думаешь, оживут ли кости сии?». На что он отвечает: «Господи, Ты знаешь это». И затем ему подробно было показано, как эти сухие и безжизненные кости обрастают жилами, суставами, соединяются друг с другом, и мёртвые восстают из своих могил.
Так вот, сегодня Господь говорит нам об этом будущем всеобщем воскресении. Мы видим поразительное милосердие Христа в самом совершении этого чуда, ведь Его никто об этом не просил. Знала ли мать Христа, слышала ли о Нём или, идя в слезах за гробом сына, не обращала ни на кого внимания? По крайней мере, она не просила ни о чём никого. Господь совершил это чудо по Своему произволению, как говорит евангелист Лука, сжалился над матерью. Христос так же соболезнует и печётся о каждом из нас, когда то или иное горе и скорби входят в нашу жизнь. Господь всегда рядом, лишь бы мы не отходили от Него.
Но что от этих размышлений меняется в нашей жизни? Ведь сколько горя, сколько смертей мы видим рядом с собой, сколько смертей наших родных мы уже пережили в своей жизни и уготовит ли Господь нам ещё пережить эту боль утраты? Это Евангелие говорит нам о предельном горе, когда мать хоронила родного сына. Любая смерть страшна – и после продолжительной болезни, и внезапная скоропостижная, но когда умирают дети раньше родителей – это предельное человеческое горе. Каждый отец и каждая мать без размышления отдал бы свою собственную жизнь, только бы ребёнок остался в живых, потому что любовь родительская, особенно материнская, всегда преисполнена жертвенности и самозабвения.
Смерть «косит» людей без разбора, многих она уже забрала от постигшего нас вируса, многие ушли в жизнь вечную и в нашем приходе. И вот Господь совершил чудо, но он не воскрешает всех сегодня. Но ведь в тот день, когда Господь воскресил сына вдовы, были и другие смерти по всему миру. Когда мы соприкасаемся с горем утраты детей, мы говорим какие-то «дежурные» слова, слова правильные и богословски выверенные, но которые не несут человеку никакого утешения. Через грех Адама вошла смерть в весь род человеческий, до грехопадения прародителей её не было, но человеку-то что от этого, что от этого злосчастного запретного плода, который поменял ход человеческой истории? Мы говорим, что смерть не случайна; говорим о том, что Бог посылает Ангела своего с повелением разлучить душу от тела человека, и ребёнка в том числе, в самый нужный подходящий момент готовности для наследования жизни вечной. Мы говорим, что осиротевшие родители, оставшиеся на земле, безмерно любя своё чадо, все свои силы приложат к тому, чтобы в молитве к Богу испросить своему чаду вечную блаженную жизнь и пребывание в Царствии Небесном. Всё это так, но это не уменьшает горе. Об этом может быть легко говорить, но пережить это страшно и иногда непосильно.
Это бывает от того, что мы с вами маловерные, мы не верим по-настоящему в вечную жизнь, так как не имеем опыта переживания этой жизни. Если бы у нас он был, мы бы смотрели на жизнь и на смерть совсем по-другому. Вот апостол Павел, восхищённый до третьего неба, то есть до райских высот, говорил: «Глаза человека никогда не видели, уши не слышали, на сердце никогда не приходило то, что Бог уготовал любящим Его». Он слышал неизреченные глаголы, которые невозможно человеку пересказать.
Несколько дней назад я совершал Таинство крещение взрослой женщины. Этот приход к Богу и к Церкви взрослого человека всегда событие, всегда некое чудо. Я спрашивал: «А что же вас привело к Крещению? Как вы дошли? Кто-то вас подвигнул?» Она ответила, что будучи ещё маленькой девочкой, она имела опыт умирания – её душа уже отделилась от тела, она утонула в озере. И душа видела неизреченный свет, свет яркий, но ласковый и не обжигающий, который согревал, утешал, который убеждал в присутствии Божием, ведь в Священном Писании есть и такие слова, что «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Этого света сподобились увидеть апостолы на Фаворе во время Преображения Господня. И вот это созерцание Бога она пронесла через многие годы своей жизни, и это привело её к Крещению, к принятию веры во Христа и вхождению в Церковь.
Мы сегодня можем вспомнить удивительный случай из жизни мученика Уара. Благочестивая женщина Клеопатра, которая позаботилась о его святых мощах, молилась об устроении жизни своего сына, который должен был поступить на службу к римскому императору. Но во время освящения храма, который был построен усердием этой женщины, сын внезапно умер. И когда она проводила всех гостей, она припала к гробнице мученика Уара и начала упрекать его: разве ты не помнишь моего добра, ты забыл, как я тело твоё под видом тела своего мужа вывезла к себе на родину, построила храм над твоей гробницей и спасла тело твоё от диких зверей? И вот тогда в сонном видении явился мученик Уар, который держал за руку её сына Иоанна и сказал: «Женщина, я не забыл твоих благодеяний, ты попросила меня, чтоб я устроил судьбу твоего сына, чтобы он стал воином римского императора. Но я о большем просил у Бога: чтобы он стал воином Небесного Царя. Но если ты так требуешь и просишь, на, возьми своего сына», — и за руку подводит душу умершего сына, которого Бог мог бы воскресить и вернуть к жизни. И при этих словах Иоанн взмолился тогда перед матерью и сказал: «Мама, если ты меня любишь, оставь меня здесь».
Эти удивительные примеры из жизни святых говорят о том, что любая смерть – это не самое страшное горе в жизни. Самое страшное зло и горе — это грех, а смерть переживается со Христом, потому что Христос выше смерти и сильнее её. И вот по образу этого чуда, которое мы вспоминаем сегодня, когда Христос подошёл к скорбящей матери, подошёл к умершему сыну, то смерть отступила. Так и в каждом горе человеческом, в каждой смерти, когда человек приходит ко Христу, когда в Нём он ищет утешения, в Нём черпает силы, тогда любая смерть обретает смысл, потому что «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф. 22:31-32), у Него все живы, и Господь заботится не об упразднении временных скорбей и испытаний, временного горя, Он думает о важном, о перспективном, о жизни вечной, потому что, несмотря на то, что Он воскресил сына Наинской вдовы, через какое-то время этот сын всё равно умер. И святой праведный Лазарь, который был воскрешён Богом, прожил тридцать лет и умер, и о его утрате также скорбели.
Таким образом, это чудо воскрешения из мёртвых явилось только отсрочкой от смерти, а значит, и от жизни вечной. И поэтому, дорогие братья и сёстры, это чудо заставляет нас бояться греха, потому что грех может разлучить нас от Бога уже в этой земной жизни. Мы можем умереть через грех будучи живыми, и если мы этот грех не преодолели, он в вечности разлучит нас со Христом и приведёт к вечной окончательной смерти. Вот на это должны быть направлены наши усилия, а во всём остальном будем вспоминать молитву Церкви: «сами себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».
Аминь.
25 октября 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами слышали удивительный отрывок из Евангелия от Луки о чуде воскрешения сына Наинской вдовы, которое совершил Господь во время своей земной жизни.
Господь с учениками своими, окруженный толпой народа, подошёл ко вратам города Наина. Господь, входящий с последователями в город, встретил похоронную процессию, выносившую на носилках умершего юношу. За этими погребальными носилками шла скорбящая мать, которая, как говорит евангелист Лука, была вдовой, то есть переживала в тот момент уже двойное горе и двойную утрату. Надо сказать, что для Ветхого Завета потеря всех мужчин в семье была страшной трагедией. Женщина на Востоке, и в том числе в иудейской традиции, ничего не значила и не значит до сих пор. Без мужа, без отца, без сына женщина была обречена на нищенское существование. Эти несчастные вдовы, осиротевшие матери могли жить только милостыней, только подаянием и больше ничем. Поэтому великое горе вошло в жизнь этой женщины.
И Сердцеведец Господь намеренно для утешения этой женщины пришёл в Наин и сжалился над ней, остановил процессию, подошёл к носилкам, коснулся мёртвого человека, что для Ветхого Завета уже было осквернением, и, взяв юношу за руку, сказал удивительные слова, преисполненные силы и жизни: «Юноша! тебе говорю, встань!». Юноша встал и ожил. Все, кто был свидетелями этого чуда: и окружающие Христа люди, и вышедшие из города Наина, — все славили и благодарили Бога, говоря, что Бог посетил народ Свой, и великий Пророк явился среди этого народа.
Дорогие братья и сёстры, мы с вами сегодня имели счастье – молились за Божественной литургией и все вместе пели Символ Веры, в котором исповедовали веру в Святую Троицу. Оканчивается этот Символ Веры одной удивительной фразой, как некой кульминацией этого Символа Веры: «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века, аминь». Догмат о всеобщем воскресении мертвых в конце нашей истории – это одно из самых радостных, одно из самых прекрасных, жизнеутверждающих и наполненных утешением вероучительных положений. Он говорит о том, что все успошие от начала мира восстанут из своих гробов и, следовательно, наша разлука с их душами и телесами временна. Тело, данное человеку Богом при рождении, не исчезает бесследно, физическая смерть тела, таким образом, подчинена категории времени. Поэтому «общее воскресение» мёртвых, которого мы ожидаем, в которое верит Церковь, оно, во-первых, имеет своим основанием Воскресение Иисуса Христа, а во-вторых, — те чудеса воскрешения мёртвых, о которых мы с вами знаем из Священного Писания.
О некоторых из таких чудес говорится в Евангелии. Может быть, Господь и больше совершил чудес, потому что евангелист Иоанн говорил: «Суть же и ина многа сотворил Иисус, яже по единому аще писано бывает, думаю, что самому миру не вместить написанных книг о Христе», то есть никакие бы библиотеки мира не вместили бы того, что можно было дословно, досконально и подробно написать о жизни Христа, о Его учении, о проповеди. Евангелие сообщает нам о воскрешении дочери Иаира, о чуде воскрешения сына Наинской вдовы, о воскрешении четверодневного Лазаря из мёртвых. Многие мёртвые воскресли в Иерусалиме в момент крестной смерти Господа и явились многим в Иерусалиме. Таким образом, в этом воскрешении мёртвых прежде общего воскресения, Господь нам показывает, как это будет, чтобы вера наша не колебалась ни в чём.
В Ветхом Завете у многих мужей есть удивительные свидетельства о воскрешении мёртвых. Например, праведный Иов Многострадальный сказал удивительные слова о воскресении мёртвых и о своём собственном будущем: «Я знаю, что Искупитель мой жив и что Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Мои глаза, не глаза другого, увидят Его». Пророк Иезекииль повествует нам подробно о том, как будет происходить это воскрешение мёртвых. Это пророчество Иезекииля читается на Утрени в Великую Субботу в преддверии Пасхи Христовой, когда крестный ход после чина погребения Спасителя заходит в храм и уже предвестие воскресения звучит в церковных молитвах. Господь показал пророку Иезекиилю огромное поле, усеянное костями, спрашивал его: «Сын человеческий, как ты думаешь, оживут ли кости сии?». На что он отвечает: «Господи, Ты знаешь это». И затем ему подробно было показано, как эти сухие и безжизненные кости обрастают жилами, суставами, соединяются друг с другом, и мёртвые восстают из своих могил.
Так вот, сегодня Господь говорит нам об этом будущем всеобщем воскресении. Мы видим поразительное милосердие Христа в самом совершении этого чуда, ведь Его никто об этом не просил. Знала ли мать Христа, слышала ли о Нём или, идя в слезах за гробом сына, не обращала ни на кого внимания? По крайней мере, она не просила ни о чём никого. Господь совершил это чудо по Своему произволению, как говорит евангелист Лука, сжалился над матерью. Христос так же соболезнует и печётся о каждом из нас, когда то или иное горе и скорби входят в нашу жизнь. Господь всегда рядом, лишь бы мы не отходили от Него.
Но что от этих размышлений меняется в нашей жизни? Ведь сколько горя, сколько смертей мы видим рядом с собой, сколько смертей наших родных мы уже пережили в своей жизни и уготовит ли Господь нам ещё пережить эту боль утраты? Это Евангелие говорит нам о предельном горе, когда мать хоронила родного сына. Любая смерть страшна – и после продолжительной болезни, и внезапная скоропостижная, но когда умирают дети раньше родителей – это предельное человеческое горе. Каждый отец и каждая мать без размышления отдал бы свою собственную жизнь, только бы ребёнок остался в живых, потому что любовь родительская, особенно материнская, всегда преисполнена жертвенности и самозабвения.
Смерть «косит» людей без разбора, многих она уже забрала от постигшего нас вируса, многие ушли в жизнь вечную и в нашем приходе. И вот Господь совершил чудо, но он не воскрешает всех сегодня. Но ведь в тот день, когда Господь воскресил сына вдовы, были и другие смерти по всему миру. Когда мы соприкасаемся с горем утраты детей, мы говорим какие-то «дежурные» слова, слова правильные и богословски выверенные, но которые не несут человеку никакого утешения. Через грех Адама вошла смерть в весь род человеческий, до грехопадения прародителей её не было, но человеку-то что от этого, что от этого злосчастного запретного плода, который поменял ход человеческой истории? Мы говорим, что смерть не случайна; говорим о том, что Бог посылает Ангела своего с повелением разлучить душу от тела человека, и ребёнка в том числе, в самый нужный подходящий момент готовности для наследования жизни вечной. Мы говорим, что осиротевшие родители, оставшиеся на земле, безмерно любя своё чадо, все свои силы приложат к тому, чтобы в молитве к Богу испросить своему чаду вечную блаженную жизнь и пребывание в Царствии Небесном. Всё это так, но это не уменьшает горе. Об этом может быть легко говорить, но пережить это страшно и иногда непосильно.
Это бывает от того, что мы с вами маловерные, мы не верим по-настоящему в вечную жизнь, так как не имеем опыта переживания этой жизни. Если бы у нас он был, мы бы смотрели на жизнь и на смерть совсем по-другому. Вот апостол Павел, восхищённый до третьего неба, то есть до райских высот, говорил: «Глаза человека никогда не видели, уши не слышали, на сердце никогда не приходило то, что Бог уготовал любящим Его». Он слышал неизреченные глаголы, которые невозможно человеку пересказать.
Несколько дней назад я совершал Таинство крещение взрослой женщины. Этот приход к Богу и к Церкви взрослого человека всегда событие, всегда некое чудо. Я спрашивал: «А что же вас привело к Крещению? Как вы дошли? Кто-то вас подвигнул?» Она ответила, что будучи ещё маленькой девочкой, она имела опыт умирания – её душа уже отделилась от тела, она утонула в озере. И душа видела неизреченный свет, свет яркий, но ласковый и не обжигающий, который согревал, утешал, который убеждал в присутствии Божием, ведь в Священном Писании есть и такие слова, что «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Этого света сподобились увидеть апостолы на Фаворе во время Преображения Господня. И вот это созерцание Бога она пронесла через многие годы своей жизни, и это привело её к Крещению, к принятию веры во Христа и вхождению в Церковь.
Мы сегодня можем вспомнить удивительный случай из жизни мученика Уара. Благочестивая женщина Клеопатра, которая позаботилась о его святых мощах, молилась об устроении жизни своего сына, который должен был поступить на службу к римскому императору. Но во время освящения храма, который был построен усердием этой женщины, сын внезапно умер. И когда она проводила всех гостей, она припала к гробнице мученика Уара и начала упрекать его: разве ты не помнишь моего добра, ты забыл, как я тело твоё под видом тела своего мужа вывезла к себе на родину, построила храм над твоей гробницей и спасла тело твоё от диких зверей? И вот тогда в сонном видении явился мученик Уар, который держал за руку её сына Иоанна и сказал: «Женщина, я не забыл твоих благодеяний, ты попросила меня, чтоб я устроил судьбу твоего сына, чтобы он стал воином римского императора. Но я о большем просил у Бога: чтобы он стал воином Небесного Царя. Но если ты так требуешь и просишь, на, возьми своего сына», — и за руку подводит душу умершего сына, которого Бог мог бы воскресить и вернуть к жизни. И при этих словах Иоанн взмолился тогда перед матерью и сказал: «Мама, если ты меня любишь, оставь меня здесь».
Эти удивительные примеры из жизни святых говорят о том, что любая смерть – это не самое страшное горе в жизни. Самое страшное зло и горе — это грех, а смерть переживается со Христом, потому что Христос выше смерти и сильнее её. И вот по образу этого чуда, которое мы вспоминаем сегодня, когда Христос подошёл к скорбящей матери, подошёл к умершему сыну, то смерть отступила. Так и в каждом горе человеческом, в каждой смерти, когда человек приходит ко Христу, когда в Нём он ищет утешения, в Нём черпает силы, тогда любая смерть обретает смысл, потому что «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф. 22:31-32), у Него все живы, и Господь заботится не об упразднении временных скорбей и испытаний, временного горя, Он думает о важном, о перспективном, о жизни вечной, потому что, несмотря на то, что Он воскресил сына Наинской вдовы, через какое-то время этот сын всё равно умер. И святой праведный Лазарь, который был воскрешён Богом, прожил тридцать лет и умер, и о его утрате также скорбели.
Таким образом, это чудо воскрешения из мёртвых явилось только отсрочкой от смерти, а значит, и от жизни вечной. И поэтому, дорогие братья и сёстры, это чудо заставляет нас бояться греха, потому что грех может разлучить нас от Бога уже в этой земной жизни. Мы можем умереть через грех будучи живыми, и если мы этот грех не преодолели, он в вечности разлучит нас со Христом и приведёт к вечной окончательной смерти. Вот на это должны быть направлены наши усилия, а во всём остальном будем вспоминать молитву Церкви: «сами себя, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим».
Аминь.
25.10.2020
Предыдущая проповедь
11 октября 2020
Следующая проповедь
7 ноября 2020
Все проповеди за 2020 год