Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В преддверии Великого поста Церковь предлагает нашему вниманию притчу о мытаре и фарисее. Как вы все помните, мытари – это сборщики налогов в пользу римского государства, а фарисеи – это люди, которые тщательно исполняли обрядовый закон Моисея. Эти два человека вошли в Иерусалимский храм и молились, говоря Богу свои сокровенные мысли. Очень важно отметить, что они молились мысленно, потому что фарисей, как сказано в Евангелии от Луки «моляшася в себе». Бог слышит наши мысли и знает всё о нашей жизни, самые сокровенные деяния, знает о нашей падшей природе и о склонности ко греху, знает, как мы наперёд поступим. Этой притчей Церковь даёт нам правило жизни, настраивает на правильный духовный лад, в котором мы должны находиться в течение Великого поста, и вообще в течение всей своей жизни.
Бог гордым противиться, а смиренным даёт благодать. Гордость удаляет человека от Бога. Конечно, она бывает разной степени. От какой-то элементарной самоуспокоенности и самодовольства до сатанинской гордыни, когда человек ставит себя на место Бога и в Нём абсолютно не нуждается, целью своей жизни ставя борьбу с Богом. Для нас с вами, дорогие братья и сестры, гордость начинается с малого – как мы уже сказали, это то состояние, когда человек доволен собой, эта самоуспокоенность приводит к тому, что человек ни к чему не стремится в нравственном плане, он находится на правильном пути, он в Церкови, он знает традиции и обряды. Такая самоуспокоенность усыпляет совесть, и человек дальше никуда не идёт, и на этом заканчивается его духовное развитие.
И Церковь вновь и вновь напоминает нам, что правильное устроение человека – это состояние покаянного настроения мытаря. Его прекрасная краткая молитва является сутью христианского устроения, смиренного состояния души: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18:13). Очень важно всегда ощущать себя грешным человеком. Нас это чувство объемлет не всегда, потому что мы не чувствуем своих грехов. Во-первых, по их множеству, когда грехи наслаиваются одни на другие как снежный ком, и мы не чувствуем мерзость грехов, иногда вспоминаем о прошлом без всякого малейшего сожаления. Очень многие люди на исповеди так и признаются в грехах без сожаления и раскаяния: «Не сожалею, так бы поступил, если бы ещё раз жить пришлось». Констатация греха есть, а покаяния и сожаления о нём отсутствует.
Также мы не чувствуем своих грехов, потому что сравниваем нашу жизнь с окружающими людьми. Эта общая греховная солидарность не даёт человеку устремиться вверх и самосовершенствоваться. Мы должны сверять жизнь свою с миром святых, праведных людей или с образом воплощённой святости и чистоты в лице Господа нашего Иисуса Христа, и жизнь свою сверять по Его словам, Его поступкам, по Его евангельскому слову, которое мы можем и должны знать и читать, и питать свою душу этими бесценными словами Священного Писания. Если сейчас мы с вами не совершаем вопиющих грехов, то мы должны помнить о тех грехах, которые мы раньше совершили, чтобы воспоминания об этих грехах, несмотря на то, что на исповеди мы каялись в них, держало нас в чувстве постоянного смирения и осознания того, что нас, великих грешников, Господь призвал в Свою спасительную ограду Церкви, не возгнушался нас. Поэтому осознание себя хуже всех — это является единственно правильным устроением духовной жизни.
Ведь об этом мы с вами думаем, когда подходим ко Святой Чаше, повторяя слова святого Иоанна Златоуста о всех грешниках, которые приступают ко Причащению, из которых я первый, то есть самый худший, самый ничтожный, самый мерзкий, а все остальные лучше меня. Дай Бог, чтобы это не было просто гиперболой, каким-то красивым эпитетом. Преподобный Паисий Святогорец, которого очень любят в Греции и у нас в России, говорил, что если ты хочешь войти в общение с Богом, то ты должен настроиться на частоту смирения, потому что только на этой частоте с тобою говорит Бог, другой частоты нет, используя которую можно войти в общение с Богом. «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем», — говорит Господь (Мф. 11:29). В смирении – сила христианства.
Однажды в жизни преподобного Макария Великого был такой эпизод, когда один из его учеников пришёл в дом, где была бесноватая девочка. И как только он вошёл в дом, то девочка даёт ему пощёчину. И ученик прп. Макария не растерялся и поворачивает к ней другую щеку. И тогда бес воскликнул: «Не могу я терпеть такого смирения! Девочка исцелилась от этого страшного недуга.
Преподобный Амвросий Оптинский говорит так: «Смирись, и тогда Господь дарует тебе преуспеяние во всех делах твоих». На жизненном опыте каждого из нас мы знаем, когда есть уверенность в решении того или иного вопроса, Бог смиряет всегда, несмотря на то, что десятки раз ты бывал в такой же ситуации, ты решал те же вопросы с теми же людьми, ты привлекал те же средства к решению каких-либо вопросов, ты опытен в этом, но если есть самоуверенность, ничего не получится, потому что Бог дарует успех и благословение в наших земных делах только тогда, когда мы осознаём, что без Бога мы ничего сделать и достичь не можем. Как говорили наши благочестивые предки – «без Бога не до порога», а в Евангелии есть такие слова, что «без Меня не можете творить ничего».
И дай Бог, чтобы в наступлении Великого Поста, когда каждый из нас должен усилить своё внешнее благочестие, когда мы больше должны молиться, поститься, совершать земные поклоны, утруждать свою плоть, чтобы мы не возомнили о себе, что с нами всё в порядке, что мы всё правильно делаем и дальше идти некуда, чтобы не было вот этой фарисейской гордости, чтобы мы чувствовали себя хуже всех и не забывали молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Аминь.
28 января 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В преддверии Великого поста Церковь предлагает нашему вниманию притчу о мытаре и фарисее. Как вы все помните, мытари – это сборщики налогов в пользу римского государства, а фарисеи – это люди, которые тщательно исполняли обрядовый закон Моисея. Эти два человека вошли в Иерусалимский храм и молились, говоря Богу свои сокровенные мысли. Очень важно отметить, что они молились мысленно, потому что фарисей, как сказано в Евангелии от Луки «моляшася в себе». Бог слышит наши мысли и знает всё о нашей жизни, самые сокровенные деяния, знает о нашей падшей природе и о склонности ко греху, знает, как мы наперёд поступим. Этой притчей Церковь даёт нам правило жизни, настраивает на правильный духовный лад, в котором мы должны находиться в течение Великого поста, и вообще в течение всей своей жизни.
Бог гордым противиться, а смиренным даёт благодать. Гордость удаляет человека от Бога. Конечно, она бывает разной степени. От какой-то элементарной самоуспокоенности и самодовольства до сатанинской гордыни, когда человек ставит себя на место Бога и в Нём абсолютно не нуждается, целью своей жизни ставя борьбу с Богом. Для нас с вами, дорогие братья и сестры, гордость начинается с малого – как мы уже сказали, это то состояние, когда человек доволен собой, эта самоуспокоенность приводит к тому, что человек ни к чему не стремится в нравственном плане, он находится на правильном пути, он в Церкови, он знает традиции и обряды. Такая самоуспокоенность усыпляет совесть, и человек дальше никуда не идёт, и на этом заканчивается его духовное развитие.
И Церковь вновь и вновь напоминает нам, что правильное устроение человека – это состояние покаянного настроения мытаря. Его прекрасная краткая молитва является сутью христианского устроения, смиренного состояния души: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18:13). Очень важно всегда ощущать себя грешным человеком. Нас это чувство объемлет не всегда, потому что мы не чувствуем своих грехов. Во-первых, по их множеству, когда грехи наслаиваются одни на другие как снежный ком, и мы не чувствуем мерзость грехов, иногда вспоминаем о прошлом без всякого малейшего сожаления. Очень многие люди на исповеди так и признаются в грехах без сожаления и раскаяния: «Не сожалею, так бы поступил, если бы ещё раз жить пришлось». Констатация греха есть, а покаяния и сожаления о нём отсутствует.
Также мы не чувствуем своих грехов, потому что сравниваем нашу жизнь с окружающими людьми. Эта общая греховная солидарность не даёт человеку устремиться вверх и самосовершенствоваться. Мы должны сверять жизнь свою с миром святых, праведных людей или с образом воплощённой святости и чистоты в лице Господа нашего Иисуса Христа, и жизнь свою сверять по Его словам, Его поступкам, по Его евангельскому слову, которое мы можем и должны знать и читать, и питать свою душу этими бесценными словами Священного Писания. Если сейчас мы с вами не совершаем вопиющих грехов, то мы должны помнить о тех грехах, которые мы раньше совершили, чтобы воспоминания об этих грехах, несмотря на то, что на исповеди мы каялись в них, держало нас в чувстве постоянного смирения и осознания того, что нас, великих грешников, Господь призвал в Свою спасительную ограду Церкви, не возгнушался нас. Поэтому осознание себя хуже всех — это является единственно правильным устроением духовной жизни.
Ведь об этом мы с вами думаем, когда подходим ко Святой Чаше, повторяя слова святого Иоанна Златоуста о всех грешниках, которые приступают ко Причащению, из которых я первый, то есть самый худший, самый ничтожный, самый мерзкий, а все остальные лучше меня. Дай Бог, чтобы это не было просто гиперболой, каким-то красивым эпитетом. Преподобный Паисий Святогорец, которого очень любят в Греции и у нас в России, говорил, что если ты хочешь войти в общение с Богом, то ты должен настроиться на частоту смирения, потому что только на этой частоте с тобою говорит Бог, другой частоты нет, используя которую можно войти в общение с Богом. «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем», — говорит Господь (Мф. 11:29). В смирении – сила христианства.
Однажды в жизни преподобного Макария Великого был такой эпизод, когда один из его учеников пришёл в дом, где была бесноватая девочка. И как только он вошёл в дом, то девочка даёт ему пощёчину. И ученик прп. Макария не растерялся и поворачивает к ней другую щеку. И тогда бес воскликнул: «Не могу я терпеть такого смирения! Девочка исцелилась от этого страшного недуга.
Преподобный Амвросий Оптинский говорит так: «Смирись, и тогда Господь дарует тебе преуспеяние во всех делах твоих». На жизненном опыте каждого из нас мы знаем, когда есть уверенность в решении того или иного вопроса, Бог смиряет всегда, несмотря на то, что десятки раз ты бывал в такой же ситуации, ты решал те же вопросы с теми же людьми, ты привлекал те же средства к решению каких-либо вопросов, ты опытен в этом, но если есть самоуверенность, ничего не получится, потому что Бог дарует успех и благословение в наших земных делах только тогда, когда мы осознаём, что без Бога мы ничего сделать и достичь не можем. Как говорили наши благочестивые предки – «без Бога не до порога», а в Евангелии есть такие слова, что «без Меня не можете творить ничего».
И дай Бог, чтобы в наступлении Великого Поста, когда каждый из нас должен усилить своё внешнее благочестие, когда мы больше должны молиться, поститься, совершать земные поклоны, утруждать свою плоть, чтобы мы не возомнили о себе, что с нами всё в порядке, что мы всё правильно делаем и дальше идти некуда, чтобы не было вот этой фарисейской гордости, чтобы мы чувствовали себя хуже всех и не забывали молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Аминь.
28.01.2018
Предыдущая проповедь
21 января 2018
Следующая проповедь
4 февраля 2018
Все проповеди за 2018 год