Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

     Дорогие братья и сестры! С этого воскресенья в богослужении используются тексты из Постной Триоди, тем самым Церковь готовит нас ко вступлению в Великий пост. Подготовка состоит в том, что Церковь направляет нас к цели, к которой должен привести нас пост своим благим воздействием на жизнь христианина. Два человека, фарисей и мытарь, вошли в храм помолиться. Разница между ними состояла в том, что один видел свои грехи и не смел от осознания этого даже поднять взор на небо, бия себя в грудь и говория без конца: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:14). А фарисей своих грехов не видел и благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11), которого он заметил. В этих словах сквозило осуждение и самопревозношение. Мы очень часто не видим своих грехов, мы подобны этому фарисею.

Фарисей — это образ воцерковленного верующего, который все делает, все исполняет, постится два раза в неделю, десятину отдает, но никуда не стремится, он всем доволен, всего достиг, он в спасительной ограде Церкви Христовой, он прихожанин, он ходит по воскресеньям в храм, знает, как себя вести и из чего состоит христианская жизнь. Но часто бывает, что, познакомившись с традицией, человек останавливается в своем духовном развитии и никуда дальше не стремится, никакого самосовершенствования, никакого духовного развития не происходит. Многие из нас не видят своих грехов, многие считают себя повинными лишь в мелких грехах, но эта классификация на разряды грехов по своей сути неправильная. Интересно отметить, что по мере возрастания и умножения греха происходит привыкание к нему, и грехи очень часто воспринимаются как обыденные вещи, как норма.

Например, дорогие братья и сестры, на наших глазах блуд приобретает другое звучание, иногда его называют гражданским браком, а иногда просто свободной любовью, которая ни к чему не обязывает, а некоторые современные врачи говорят, что надо мужчину завести для здоровья. Это же безумие даже с медицинской точки зрения. Еще происходит другое оправдание греха, речь идет об однополых браках. Когда-то таких людей в Бог уничтожал и страшным огнём испепелил их город, где после образовалось Мертвое море. Сегодня это норма, толерантность и гуманность.

Всё в жизни человека начинается с малого, а потом это, как снежный ком, умножается и приводит к такому состоянию, которое прп. Иоанн Лествичник называет «окамененным нечувствием». Святые отцы и проповедники приводят несколько сравнений, которые должны предостеречь человека от такого поверхностного отношения к мелким грехам. Например, человек уподобляется сосуду, который наполнен водой, и в этот сосуд бросаются камни, которые вытесняют воду, и если их кидать много, то постепенно в этом сосуде воды не останется. Другое сравнение проповедники приводят из следующего образа: тигренок, когда он только родился, не представляет угрозы, но как только вырастает, то может уничтожить человека, который к нему приблизится. Раковая опухоль вначале тоже не представляет никакого вреда для человека, он ничего не чувствует. Вот так и мы привыкаем ко греху через повседневность и обыденность. Человек постепенно теряет страх Божий, который удерживает его от греха. Вспомните из Ветхого Завета образ целомудренного, прекрасного Иосифа. Когда жена Потифара соблазняла его, он говорил такие слова: Как я могу согрешить и совершить это великое зло перед Богом? (см. Быт. 39:9). Страх Божий, в котором он был воспитан, удержал его от этого греховного падения. Если человек не чувствует своих грехов, он находится в самообмане, так и говорил апостол Иоанн Богослов в 1 Соборном послании: «Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).

     Мытарь, который молился краткой молитвой: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!», — осознавал великое множество своих грехов, и это приводило его в чувство смирения. А Смирение — это та добродетель, которая дарует спасение человеку. К смирению человек приходит тогда, когда видит свои грехи, тогда, когда он находится в мире со всеми близкими, окружающими его людьми, начиная с круга своей семьи и со всеми, с кем он соприкасается в жизни. К смирению приводит человека стремление сразу прощать человека. И надо по этим критериям проанализировать свою жизнь, дорогие братья и сестры, чтобы добродетель смирения была присуща нашей христианской жизни.

     Святитель Николай Сербский говорил такие слова, что создавший людей Бог больше любит, чтобы люди перечисляли Ему свои грехи, а не добродетели. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что награда от Бога бывает смирению, а не труду и добродетели, которые к этому смирению должны подвести человека, то есть мы ничем не можем оправдаться перед Богом, заслужить свое спасение. Спасение — это всегда дар милости Божией, который Бог даёт в награду за смирение. Святая Церковь предостерегает нас этой притчей, перед Великим постом. Это предостережение состоит в том, что, если нет в нас смирения, то все остальное будет напрасно. Обратите на это внимание. Протоиерей Андрей Ткачев замечает такую вещь: фарисей постился два раза в неделю, это намек на нас, христиан, которые постятся в среду и пятницу, иудеи постятся строго вообще один раз в году, мусульмане один раз в неделю, только у христиан есть пост в честь крестных страданий Спасителя. Посмотрите, фарисей-то все исполнял, постился, так как многие не могут поститься, десятую часть отдавал от всего, что имел. Если бы христиане современные десятину отдавали Церкви, то нам не нужны были бы ни спонсоры, ни благодетели, Церковь давно бы была в стадии самоокупаемости и возможности реализации любых проектов и любого служения (миссионерского, социального и любого другого). Но фарисей, все это исполняя, оказался чужд Богу. Церковь предостерегает нас, чтобы мы чрезмерно не надеялись на Великий пост, в плане оправдания им перед Богом. Пост — это средство, можно поститься, можно молиться, как делал это фарисей и быть далёким от Бога. Нам трудно исполнить то, что исполнял фарисей, но, приближаясь к этому, мы можем оказаться в такой ситуации, что будем считать себя воцерковлёнными христианами, а сами быть очень далёкими от Бога. Пророк Исаия говорит, что «приближаются эти люди ко Мне, которые устами чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня». Когда на Страшном суде многие христиане будут отвергнуты Богом и лишены вечного спасения, они будут задавать Ему вопросы: «Почему, Господи, мы Твоим именем чудеса творили, с Тобой всегда жили, Тебя призывали?» и услышат страшный ответ от Господа: «Отойдите от Меня делатели неправды. Я никогда не знал Вас» (см. Мф. 7:22-23).

     Дай Бог, дорогие братья и сёстры, чтобы эти предостережения направили нас в русло правильной христианской жизни, чтобы добродетель смирения, исходящая от осознания своих грехов, мир со всеми близкими через прощение были критерием нашей христианской жизни и привело нас к общению и радости с Господом в этой жизни и будущей жизни!

Аминь!

13 февраля 2022

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

     Дорогие братья и сестры! С этого воскресенья в богослужении используются тексты из Постной Триоди, тем самым Церковь готовит нас ко вступлению в Великий пост. Подготовка состоит в том, что Церковь направляет нас к цели, к которой должен привести нас пост своим благим воздействием на жизнь христианина. Два человека, фарисей и мытарь, вошли в храм помолиться. Разница между ними состояла в том, что один видел свои грехи и не смел от осознания этого даже поднять взор на небо, бия себя в грудь и говория без конца: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:14). А фарисей своих грехов не видел и благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11), которого он заметил. В этих словах сквозило осуждение и самопревозношение. Мы очень часто не видим своих грехов, мы подобны этому фарисею.

Фарисей — это образ воцерковленного верующего, который все делает, все исполняет, постится два раза в неделю, десятину отдает, но никуда не стремится, он всем доволен, всего достиг, он в спасительной ограде Церкви Христовой, он прихожанин, он ходит по воскресеньям в храм, знает, как себя вести и из чего состоит христианская жизнь. Но часто бывает, что, познакомившись с традицией, человек останавливается в своем духовном развитии и никуда дальше не стремится, никакого самосовершенствования, никакого духовного развития не происходит. Многие из нас не видят своих грехов, многие считают себя повинными лишь в мелких грехах, но эта классификация на разряды грехов по своей сути неправильная. Интересно отметить, что по мере возрастания и умножения греха происходит привыкание к нему, и грехи очень часто воспринимаются как обыденные вещи, как норма.

Например, дорогие братья и сестры, на наших глазах блуд приобретает другое звучание, иногда его называют гражданским браком, а иногда просто свободной любовью, которая ни к чему не обязывает, а некоторые современные врачи говорят, что надо мужчину завести для здоровья. Это же безумие даже с медицинской точки зрения. Еще происходит другое оправдание греха, речь идет об однополых браках. Когда-то таких людей в Бог уничтожал и страшным огнём испепелил их город, где после образовалось Мертвое море. Сегодня это норма, толерантность и гуманность.

Всё в жизни человека начинается с малого, а потом это, как снежный ком, умножается и приводит к такому состоянию, которое прп. Иоанн Лествичник называет «окамененным нечувствием». Святые отцы и проповедники приводят несколько сравнений, которые должны предостеречь человека от такого поверхностного отношения к мелким грехам. Например, человек уподобляется сосуду, который наполнен водой, и в этот сосуд бросаются камни, которые вытесняют воду, и если их кидать много, то постепенно в этом сосуде воды не останется. Другое сравнение проповедники приводят из следующего образа: тигренок, когда он только родился, не представляет угрозы, но как только вырастает, то может уничтожить человека, который к нему приблизится. Раковая опухоль вначале тоже не представляет никакого вреда для человека, он ничего не чувствует. Вот так и мы привыкаем ко греху через повседневность и обыденность. Человек постепенно теряет страх Божий, который удерживает его от греха. Вспомните из Ветхого Завета образ целомудренного, прекрасного Иосифа. Когда жена Потифара соблазняла его, он говорил такие слова: Как я могу согрешить и совершить это великое зло перед Богом? (см. Быт. 39:9). Страх Божий, в котором он был воспитан, удержал его от этого греховного падения. Если человек не чувствует своих грехов, он находится в самообмане, так и говорил апостол Иоанн Богослов в 1 Соборном послании: «Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).

     Мытарь, который молился краткой молитвой: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!», — осознавал великое множество своих грехов, и это приводило его в чувство смирения. А Смирение — это та добродетель, которая дарует спасение человеку. К смирению человек приходит тогда, когда видит свои грехи, тогда, когда он находится в мире со всеми близкими, окружающими его людьми, начиная с круга своей семьи и со всеми, с кем он соприкасается в жизни. К смирению приводит человека стремление сразу прощать человека. И надо по этим критериям проанализировать свою жизнь, дорогие братья и сестры, чтобы добродетель смирения была присуща нашей христианской жизни.

     Святитель Николай Сербский говорил такие слова, что создавший людей Бог больше любит, чтобы люди перечисляли Ему свои грехи, а не добродетели. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что награда от Бога бывает смирению, а не труду и добродетели, которые к этому смирению должны подвести человека, то есть мы ничем не можем оправдаться перед Богом, заслужить свое спасение. Спасение — это всегда дар милости Божией, который Бог даёт в награду за смирение. Святая Церковь предостерегает нас этой притчей, перед Великим постом. Это предостережение состоит в том, что, если нет в нас смирения, то все остальное будет напрасно. Обратите на это внимание. Протоиерей Андрей Ткачев замечает такую вещь: фарисей постился два раза в неделю, это намек на нас, христиан, которые постятся в среду и пятницу, иудеи постятся строго вообще один раз в году, мусульмане один раз в неделю, только у христиан есть пост в честь крестных страданий Спасителя. Посмотрите, фарисей-то все исполнял, постился, так как многие не могут поститься, десятую часть отдавал от всего, что имел. Если бы христиане современные десятину отдавали Церкви, то нам не нужны были бы ни спонсоры, ни благодетели, Церковь давно бы была в стадии самоокупаемости и возможности реализации любых проектов и любого служения (миссионерского, социального и любого другого). Но фарисей, все это исполняя, оказался чужд Богу. Церковь предостерегает нас, чтобы мы чрезмерно не надеялись на Великий пост, в плане оправдания им перед Богом. Пост — это средство, можно поститься, можно молиться, как делал это фарисей и быть далёким от Бога. Нам трудно исполнить то, что исполнял фарисей, но, приближаясь к этому, мы можем оказаться в такой ситуации, что будем считать себя воцерковлёнными христианами, а сами быть очень далёкими от Бога. Пророк Исаия говорит, что «приближаются эти люди ко Мне, которые устами чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня». Когда на Страшном суде многие христиане будут отвергнуты Богом и лишены вечного спасения, они будут задавать Ему вопросы: «Почему, Господи, мы Твоим именем чудеса творили, с Тобой всегда жили, Тебя призывали?» и услышат страшный ответ от Господа: «Отойдите от Меня делатели неправды. Я никогда не знал Вас» (см. Мф. 7:22-23).

     Дай Бог, дорогие братья и сёстры, чтобы эти предостережения направили нас в русло правильной христианской жизни, чтобы добродетель смирения, исходящая от осознания своих грехов, мир со всеми близкими через прощение были критерием нашей христианской жизни и привело нас к общению и радости с Господом в этой жизни и будущей жизни!

Аминь!

13.02.2022
Предыдущая проповедь

19 января 2022

Слово в день Богоявления Господня
Следующая проповедь

15 февраля 2022

Слово в праздник Сретения Господня

Все проповеди за 2022 год

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00