Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры, мы с вами прослушали евангельский отрывок, который сегодня Церковь полагает для нашего с вами назидания. Это Евангелие рассказывает нам о призвании Нафанаила к апостольскому служению. Когда апостол Филипп сказал Нафанаилу о том, что они нашли Мессию, нашли Того, о Ком говорил Моисей и другие пророки, Нафанаил спешит увидеть Христа. Когда он пришёл к Нему, Христос сказал, хваля Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47). Нафанаил спрашивает, откуда ты меня знаешь? Это была первая их встреча. И Господь отвечает: «Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48). У благочестивых иудеев существовал распространённый обычай тайной молитвы, и очень часто она совершалась именно под сенью тенистых деревьев. Нафанаила там никто не видел, это было его уединение для молитвы с Богом. И когда Христос говорит о том, что под смоковницей Он видел Нафанаила, то для него становится совершенно ясно, что его видеть мог только Бог. И поэтому Нафанаил восклицает: «Равии! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1:49). Так состоялась личная встреча Нафанаила с Богом, пришедшим в мир.
Сегодня мы с вами совершаем праздник Торжества Православия, и это торжество нашей веры, которую мы наследовали от наших предков, состоит как раз в том, что эта вера делает возможной встречу с живым и реальным Богом. Праздник Торжества Православия имеет и свой исторический контекст. Этот праздник утвердился в 843 году усердием благочестивой императрицы Феодоры в качестве победы над всеми ересями и апофеозом Православия. Но как пришли к этому торжеству? Мы вспоминаем иконоборческий период в жизни Церкви, когда вся империя была раздираема из-за конфликтующих партий, вспоминаем VII Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание и прекративший столетний период иконоборчества. Этот Собор явился победой над иконоборцами, принесший мир в Церковь Христову и торжество его догматов. Страшно представить, что происходило в Византийской империи до IX века. Примерно то же, что происходило в России в XX веке: над иконами глумились, срывали их со стен, вытаскивали из киотов, попирали ногами; иконы превращали в столешницы, на них устраивали игры; из икон делали двери, кормушки для скота; особо желавшие отличиться в приверженности к новым традициям стреляли из револьверов в иконы, целясь в глаза Спасителю или святителю Николаю, или Богоматери. Многие другие страшные вещи совершались у нас в России и тогда в Византии в VII-VIII веках.
Иконоборцы строили свою аргументацию на словах из Священного Писания о непознаваемости Бога, о невозможности Его изображения. Об этом и сейчас говорят сектанты, иудеи, мусульмане, отвергающие почитание икон. Так вот почему же Церковь утвердила этот догмат иконопочитания? Почему этот догмат венчает эпоху Вселенских Соборов, как бы является некой кульминацией в догматическом учении Церкви? Вера после VII Вселенского Собора была явлена во всей полноте каждому человеку, желающему приобщиться к Православной Церкви. Иконопочитание базируется на догмате Воплощения Сына Божия, пришествия Его в мир путём восприятия человеческой природы. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).
Апостол Филипп, которого мы сегодня вспоминали, вопрошал Христа: «Покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8). И Господь отвечал ему: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел и Отца, потому что Я и Отец одно (см. Ин.14:9-10). Через воплощение Бога, через принятие Христом нашей человеческой плоти Божество стало видимо, и в силу этого мы Его изображаем. Икона является свидетельством подлинного воплощения Бога.
И мы сегодня благодарим Бога, сознавая то, какое бесконечно важное значение имеют для нас иконы. Это не просто украшение храма, это не просто предметы интерьера. Мы вспоминаем, сколько было явлено чудотворных икон святых, икон Богоматери, через которые воистину великие и непостижимые чудеса совершаются в отношении жизни того или иного человека, в отношении судеб целой страны, и эти чудеса происходят неоднократно. Почитая иконы, мы поклоняемся ни краскам, ни золоту, ни доске (одним словом, ни материи), а почитаем Первообраз. Точно также, мы, имея в своём домашнем архиве фотографии близких и любимых сродников, живых или умерших, с благоговением целуем их фотографии. И мы целуем не бумаги, а образ того, кто на ней изображен. Никто не дерзнёт назвать человека, целующего фотографию, идолопоклонником, но, наоборот, это является проявлением любви, проявлением высоких чувств. И в превосходнейшей степени это же значение имеют для нас иконы Господа, Богоматери и святых.
Сегодня праздник Торжества Православной веры. Но в чём состоит это торжество веры в сегодняшнем мире? С одной стороны, вера православная распространилась сейчас по всему миру. Куда бы мы с вами не приехали – везде есть православные храмы, и в Арктике, и в Антарктиде, и в Китае, и в Австралии, и в Сибири. Как промыслительно Господь распространяет этот свет веры. Вот, например, после революции лучшая часть России иммигрирует за границу, и через это появляются русские православные храмы и в Китае, и в Австралии, и во Франции, и в Сербии. Таким образом, то, что было не нужно в России в ХХ веке, стало расцветать за рубежом. Но какую бы конфессию из мировых религий мы с вами не взяли, они все превосходят по количеству православных христиан: и католиков больше, и протестантов больше, и мусульман больше, и буддистов больше. А нас ничтожно мало, воцерковлённых людей 2-3% из всего населения России, которые с Церковью и Богом связывают свою жизнь. Но это неудивительно, ведь нас всегда было и будет мало, об этом говорил Христос.
Торжество веры православной состоит и в том, что мы наследуем веру святых, о которых говорил сегодня апостол Павел в гимне святым, которые: «верою побеждали царства» (Евр. 11:33) — это речь об Иисусе Навине, завоевавшем землю обетованную; «заграждали уста львов» (Евр. 11:33) — это пророк Даниил; «угашали силу огня» (Евр.11:34) — это три отрока в Вавилоне, брошенные в печь. Апостол Павел говорит: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о других святых» (Евр. 11:32), великих мужьях Ветхого Завета, которых «жёны получали умерших своих воскресшими» (Евр. 11:35) – это речь о благочестивых женщинах, которые приютили двух великих пророков, Илию и Елисея, и у той и у другой умерли сыновья, которых воскресили из мёртвых эти великие пророки.
И мы являемся наследниками этой веры великих святых Ветхого и Нового Завета, мы обладаем с вами великим сокровищем, которым не умеем пользоваться, которое обесценивается в нас. И вера ради нашей беззаконной жизни попирается и «хулится у язычников» (Рим. 2:24). Сколько сегодня клеветы, лжи, неправды, сколько греха сегодня в церковной жизни, и я не говорю о священниках, я говорю о всех крещённых, которые в совокупности составляют Церковь. Как мы любим осуждать в людях то, что в нас самих присутствует с лихвой. Худосочные христиане мы с вами, как те жалкие тощие египетские коровы, которые вышли из берегов Нила и которых видел во сне египетский фараон. Никчёмные, ни на что негодные, гордые, тщеславные, завистливые…
Поэтому сегодня в праздник Торжества веры Православной будем понимать, что не мы являем это торжество, мы позорим с вами веру и Церковь, но мы являемся наследниками этой веры, которую исповедуют святые, которую утвердили святые отцы на Вселенских Соборах. И дай Бог, чтобы мы понуждали себя к изменению жизни своей, чтобы мы с вами были достойными христианами, через которых прославлялось имя Божие.
Аминь.
8 марта 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры, мы с вами прослушали евангельский отрывок, который сегодня Церковь полагает для нашего с вами назидания. Это Евангелие рассказывает нам о призвании Нафанаила к апостольскому служению. Когда апостол Филипп сказал Нафанаилу о том, что они нашли Мессию, нашли Того, о Ком говорил Моисей и другие пророки, Нафанаил спешит увидеть Христа. Когда он пришёл к Нему, Христос сказал, хваля Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47). Нафанаил спрашивает, откуда ты меня знаешь? Это была первая их встреча. И Господь отвечает: «Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48). У благочестивых иудеев существовал распространённый обычай тайной молитвы, и очень часто она совершалась именно под сенью тенистых деревьев. Нафанаила там никто не видел, это было его уединение для молитвы с Богом. И когда Христос говорит о том, что под смоковницей Он видел Нафанаила, то для него становится совершенно ясно, что его видеть мог только Бог. И поэтому Нафанаил восклицает: «Равии! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1:49). Так состоялась личная встреча Нафанаила с Богом, пришедшим в мир.
Сегодня мы с вами совершаем праздник Торжества Православия, и это торжество нашей веры, которую мы наследовали от наших предков, состоит как раз в том, что эта вера делает возможной встречу с живым и реальным Богом. Праздник Торжества Православия имеет и свой исторический контекст. Этот праздник утвердился в 843 году усердием благочестивой императрицы Феодоры в качестве победы над всеми ересями и апофеозом Православия. Но как пришли к этому торжеству? Мы вспоминаем иконоборческий период в жизни Церкви, когда вся империя была раздираема из-за конфликтующих партий, вспоминаем VII Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание и прекративший столетний период иконоборчества. Этот Собор явился победой над иконоборцами, принесший мир в Церковь Христову и торжество его догматов. Страшно представить, что происходило в Византийской империи до IX века. Примерно то же, что происходило в России в XX веке: над иконами глумились, срывали их со стен, вытаскивали из киотов, попирали ногами; иконы превращали в столешницы, на них устраивали игры; из икон делали двери, кормушки для скота; особо желавшие отличиться в приверженности к новым традициям стреляли из револьверов в иконы, целясь в глаза Спасителю или святителю Николаю, или Богоматери. Многие другие страшные вещи совершались у нас в России и тогда в Византии в VII-VIII веках.
Иконоборцы строили свою аргументацию на словах из Священного Писания о непознаваемости Бога, о невозможности Его изображения. Об этом и сейчас говорят сектанты, иудеи, мусульмане, отвергающие почитание икон. Так вот почему же Церковь утвердила этот догмат иконопочитания? Почему этот догмат венчает эпоху Вселенских Соборов, как бы является некой кульминацией в догматическом учении Церкви? Вера после VII Вселенского Собора была явлена во всей полноте каждому человеку, желающему приобщиться к Православной Церкви. Иконопочитание базируется на догмате Воплощения Сына Божия, пришествия Его в мир путём восприятия человеческой природы. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).
Апостол Филипп, которого мы сегодня вспоминали, вопрошал Христа: «Покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8). И Господь отвечал ему: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел и Отца, потому что Я и Отец одно (см. Ин.14:9-10). Через воплощение Бога, через принятие Христом нашей человеческой плоти Божество стало видимо, и в силу этого мы Его изображаем. Икона является свидетельством подлинного воплощения Бога.
И мы сегодня благодарим Бога, сознавая то, какое бесконечно важное значение имеют для нас иконы. Это не просто украшение храма, это не просто предметы интерьера. Мы вспоминаем, сколько было явлено чудотворных икон святых, икон Богоматери, через которые воистину великие и непостижимые чудеса совершаются в отношении жизни того или иного человека, в отношении судеб целой страны, и эти чудеса происходят неоднократно. Почитая иконы, мы поклоняемся ни краскам, ни золоту, ни доске (одним словом, ни материи), а почитаем Первообраз. Точно также, мы, имея в своём домашнем архиве фотографии близких и любимых сродников, живых или умерших, с благоговением целуем их фотографии. И мы целуем не бумаги, а образ того, кто на ней изображен. Никто не дерзнёт назвать человека, целующего фотографию, идолопоклонником, но, наоборот, это является проявлением любви, проявлением высоких чувств. И в превосходнейшей степени это же значение имеют для нас иконы Господа, Богоматери и святых.
Сегодня праздник Торжества Православной веры. Но в чём состоит это торжество веры в сегодняшнем мире? С одной стороны, вера православная распространилась сейчас по всему миру. Куда бы мы с вами не приехали – везде есть православные храмы, и в Арктике, и в Антарктиде, и в Китае, и в Австралии, и в Сибири. Как промыслительно Господь распространяет этот свет веры. Вот, например, после революции лучшая часть России иммигрирует за границу, и через это появляются русские православные храмы и в Китае, и в Австралии, и во Франции, и в Сербии. Таким образом, то, что было не нужно в России в ХХ веке, стало расцветать за рубежом. Но какую бы конфессию из мировых религий мы с вами не взяли, они все превосходят по количеству православных христиан: и католиков больше, и протестантов больше, и мусульман больше, и буддистов больше. А нас ничтожно мало, воцерковлённых людей 2-3% из всего населения России, которые с Церковью и Богом связывают свою жизнь. Но это неудивительно, ведь нас всегда было и будет мало, об этом говорил Христос.
Торжество веры православной состоит и в том, что мы наследуем веру святых, о которых говорил сегодня апостол Павел в гимне святым, которые: «верою побеждали царства» (Евр. 11:33) — это речь об Иисусе Навине, завоевавшем землю обетованную; «заграждали уста львов» (Евр. 11:33) — это пророк Даниил; «угашали силу огня» (Евр.11:34) — это три отрока в Вавилоне, брошенные в печь. Апостол Павел говорит: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о других святых» (Евр. 11:32), великих мужьях Ветхого Завета, которых «жёны получали умерших своих воскресшими» (Евр. 11:35) – это речь о благочестивых женщинах, которые приютили двух великих пророков, Илию и Елисея, и у той и у другой умерли сыновья, которых воскресили из мёртвых эти великие пророки.
И мы являемся наследниками этой веры великих святых Ветхого и Нового Завета, мы обладаем с вами великим сокровищем, которым не умеем пользоваться, которое обесценивается в нас. И вера ради нашей беззаконной жизни попирается и «хулится у язычников» (Рим. 2:24). Сколько сегодня клеветы, лжи, неправды, сколько греха сегодня в церковной жизни, и я не говорю о священниках, я говорю о всех крещённых, которые в совокупности составляют Церковь. Как мы любим осуждать в людях то, что в нас самих присутствует с лихвой. Худосочные христиане мы с вами, как те жалкие тощие египетские коровы, которые вышли из берегов Нила и которых видел во сне египетский фараон. Никчёмные, ни на что негодные, гордые, тщеславные, завистливые…
Поэтому сегодня в праздник Торжества веры Православной будем понимать, что не мы являем это торжество, мы позорим с вами веру и Церковь, но мы являемся наследниками этой веры, которую исповедуют святые, которую утвердили святые отцы на Вселенских Соборах. И дай Бог, чтобы мы понуждали себя к изменению жизни своей, чтобы мы с вами были достойными христианами, через которых прославлялось имя Божие.
Аминь.
08.03.2020
Предыдущая проповедь
4 марта 2020
Следующая проповедь
14 марта 2020
Все проповеди за 2020 год