Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О неразумной просьбе апостолов

Дорогие братия и сестры. Мы только что прослушали с вами Евангелие от Марка. Этот отрывок говорит нам об одном неразумном поступке апостолов Иакова и Иоанна, двух родных братьев, сыновей Зеведеевых. 

Господь по пути в Иерусалим предупреждал апостолов: «мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его» (Мк.10: 33-34). После этих слов Христа подошли к Нему Иаков и Иоанн и просят Его: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк.10: 37).

Ближайшие ученики Иисуса Христа по происхождению принадлежали народу израильскому и были из иудеев. Во время земной жизни Христа Израиль был порабощён римлянами. Они потеряли свою самобытность и свободу, платили дань и подчинялись римскому наместнику Понтию Пилату. Это было страшно унизительным бременем для иудеев. Религиозные чаяния иудеев сосредоточены в образе Мессии, с которым они соединили идеалистическое представление о могущественном царе и блистательном полководце и который вернёт былую славу израильского народа времён пророка Давида, царя Соломона и других великих царей израильских. И когда Господь подходит к Иерусалиму, апостолы слышат Его слова о страданиях и смерти на кресте. Они думают, что вот он, Иерусалим, столица Израильского царства, сейчас Господь воцарится, и в этот подходящий момент можно просить Христа о самом главном, чтобы разделить с ним власть в этом Иудейском царстве.

Но Господь отвечает им: «не знаете, чего просите» (Мк.10: 38). В одном месте Евангелия есть интересное описание. Однажды апостолов со Христом не приняли жители одного Самарянского селения, прогнали их и не желали, чтобы апостолы со Христом вошли к ним. Тогда апостолы, которые уже получили от Христа дар чудотворения, говорят Христу: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк.9:54). И тогда Господь останавливает их и говорит: «не знаете, какого вы духа» (Лк.9:55). Эти слова обращены не только к апостолам, а ко всем нам, потому что в наших молитвах, в наших просьбах ко Господу нет ничего духовного.

Мы, как неразумные апостолы, ещё не просвещённые благодатью Святого Духа, просим Бога только о земном. В каждый период нашей жизни нам нужно то одно, то другое, но в общем-то спектр этих просьб постоянен и однотипен: это материальные средства, большая зарплата, большая пенсия, здоровье, благоденствие, комфорт. И все эти просьбы суммируются в одно словосочетание — «земное счастье», которое мы просим у Христа. И поэтому религиозные чувства и вообще религия в нашей жизни потеряла истинное предназначение, превратившись в бюро гуманитарной помощи. Когда что-то случается, мы вспоминаем о Боге, что Он должен, обязан вмешиваться и спасать, идти навстречу, ведь Он нас любит. Но нет у нас сыновней любви по отношению к Богу как к любящему Отцу. Наша любовь ограниченная, потребительская и приземленная. А настоящая любовь подвигает человека к чувству постоянного Божественного присутствия, боязни огорчить Бога, обидеть Его и оставить без своего внимания и любви. Без Бога тускла, бессмысленна, никчёмна и неинтересна наша жизнь. Без чувства близости Бога наша жизнь ничем не отличается от существования животных. Свт. Василий Великий так и говорил: «человек — это животное, призванное стать Богом». Если человек не стремится соединиться с Богом и стать Богом по благодати, он остаётся животным, которое живёт одними инстинктами: питанием, обеспечением сохранения жизни, размножением, борьбой за существование и другими инстинктами, которые подвигают человека, чтобы было сытно, чтобы было комфортно, чтобы было защищённее.

«Не знаете, чего просите». Господь говорит в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:33). Если Бог будет у нас на первом месте, то обо всём другом Он Сам позаботится. Мы же хотим наоборот, мы заботимся обо всём и думаем, что Бог и Царствие Небесное приложатся нам как само собой разумеющееся. Мы хотим всего сами добиться, всё сами решить, а Бог — это такое красивое приложение к нашей обеспеченной жизни. Так выстраивают земную жизнь протестанты.

Религиозную жизнь мы с вами извратили, мы превратили её в одни внешние обряды, которые ничего не дают нам. Мы ставим свечи, пишем записки, но не молимся порой о тех людях, имена которых внимательно вырисовываем на бумаге. Мы формально отдаем это Церкви – вы молитесь. Вот и вся жизнь религиозная извращена. Таинства, в которых нет места Христу, также искажаются и поэтому становятся бессильны. Потому они и называется Таинствами, так как на человека таинственным, непостижимым для нас образом, действует незримая спасительная сила Божия — благодать, которая ощущается нами. Таинство венчания не спасёт брак и семью, если нет религиозной церковной жизни у супругов. И крещение не спасёт человека в вечности, если нет жизни со Христом, если нет с Ним соединения. И Таинство причащения не спасёт человека, если мы приступаем к нему формально, не меняя свою жизнь в лучшую сторону.

Мы с вами потеряли истинный дух христианства, а сила христианства — в любви и смирении. И поэтому Господь в этом Евангелии говорит: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мк.10: 43). Эти слова не относятся к какому-то наследованию власти в обществе, они приложимы к простой, обычной человеческой жизни.

Как часто семьи наши разрушаются из-за того, что все её члены пронизаны гордыней и эгоизмом, никто не хочет уступать, слушать, понимать, все хотят быть главными. Во всей жизни нашей принцип смирения, принцип самоуничижения, принцип уступчивости и терпения являются истинными мерилами христианской жизни. Любовь и смирение — это не слабость, это не бессилие: это и красота, и подлинная сила, и величие. Потому что смирение — это упразднение человеческой гордыни. Смирение пускает Христа в нашу жизнь, прекращает вражду и нестроения. А любовь является частичкой Бога в нашей с вами жизни.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами задумались о подлинном значении обрядов в нашей жизни, что это только вспомогательные средства, которые должны привести к преображению внутреннему, к стяжанию смирения и любви во всём, потому что в любви открывается нам Сам Бог. Аминь.

25 марта 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Мы только что прослушали с вами Евангелие от Марка. Этот отрывок говорит нам об одном неразумном поступке апостолов Иакова и Иоанна, двух родных братьев, сыновей Зеведеевых. 

Господь по пути в Иерусалим предупреждал апостолов: «мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его» (Мк.10: 33-34). После этих слов Христа подошли к Нему Иаков и Иоанн и просят Его: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк.10: 37).

Ближайшие ученики Иисуса Христа по происхождению принадлежали народу израильскому и были из иудеев. Во время земной жизни Христа Израиль был порабощён римлянами. Они потеряли свою самобытность и свободу, платили дань и подчинялись римскому наместнику Понтию Пилату. Это было страшно унизительным бременем для иудеев. Религиозные чаяния иудеев сосредоточены в образе Мессии, с которым они соединили идеалистическое представление о могущественном царе и блистательном полководце и который вернёт былую славу израильского народа времён пророка Давида, царя Соломона и других великих царей израильских. И когда Господь подходит к Иерусалиму, апостолы слышат Его слова о страданиях и смерти на кресте. Они думают, что вот он, Иерусалим, столица Израильского царства, сейчас Господь воцарится, и в этот подходящий момент можно просить Христа о самом главном, чтобы разделить с ним власть в этом Иудейском царстве.

Но Господь отвечает им: «не знаете, чего просите» (Мк.10: 38). В одном месте Евангелия есть интересное описание. Однажды апостолов со Христом не приняли жители одного Самарянского селения, прогнали их и не желали, чтобы апостолы со Христом вошли к ним. Тогда апостолы, которые уже получили от Христа дар чудотворения, говорят Христу: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк.9:54). И тогда Господь останавливает их и говорит: «не знаете, какого вы духа» (Лк.9:55). Эти слова обращены не только к апостолам, а ко всем нам, потому что в наших молитвах, в наших просьбах ко Господу нет ничего духовного.

Мы, как неразумные апостолы, ещё не просвещённые благодатью Святого Духа, просим Бога только о земном. В каждый период нашей жизни нам нужно то одно, то другое, но в общем-то спектр этих просьб постоянен и однотипен: это материальные средства, большая зарплата, большая пенсия, здоровье, благоденствие, комфорт. И все эти просьбы суммируются в одно словосочетание — «земное счастье», которое мы просим у Христа. И поэтому религиозные чувства и вообще религия в нашей жизни потеряла истинное предназначение, превратившись в бюро гуманитарной помощи. Когда что-то случается, мы вспоминаем о Боге, что Он должен, обязан вмешиваться и спасать, идти навстречу, ведь Он нас любит. Но нет у нас сыновней любви по отношению к Богу как к любящему Отцу. Наша любовь ограниченная, потребительская и приземленная. А настоящая любовь подвигает человека к чувству постоянного Божественного присутствия, боязни огорчить Бога, обидеть Его и оставить без своего внимания и любви. Без Бога тускла, бессмысленна, никчёмна и неинтересна наша жизнь. Без чувства близости Бога наша жизнь ничем не отличается от существования животных. Свт. Василий Великий так и говорил: «человек — это животное, призванное стать Богом». Если человек не стремится соединиться с Богом и стать Богом по благодати, он остаётся животным, которое живёт одними инстинктами: питанием, обеспечением сохранения жизни, размножением, борьбой за существование и другими инстинктами, которые подвигают человека, чтобы было сытно, чтобы было комфортно, чтобы было защищённее.

«Не знаете, чего просите». Господь говорит в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:33). Если Бог будет у нас на первом месте, то обо всём другом Он Сам позаботится. Мы же хотим наоборот, мы заботимся обо всём и думаем, что Бог и Царствие Небесное приложатся нам как само собой разумеющееся. Мы хотим всего сами добиться, всё сами решить, а Бог — это такое красивое приложение к нашей обеспеченной жизни. Так выстраивают земную жизнь протестанты.

Религиозную жизнь мы с вами извратили, мы превратили её в одни внешние обряды, которые ничего не дают нам. Мы ставим свечи, пишем записки, но не молимся порой о тех людях, имена которых внимательно вырисовываем на бумаге. Мы формально отдаем это Церкви – вы молитесь. Вот и вся жизнь религиозная извращена. Таинства, в которых нет места Христу, также искажаются и поэтому становятся бессильны. Потому они и называется Таинствами, так как на человека таинственным, непостижимым для нас образом, действует незримая спасительная сила Божия — благодать, которая ощущается нами. Таинство венчания не спасёт брак и семью, если нет религиозной церковной жизни у супругов. И крещение не спасёт человека в вечности, если нет жизни со Христом, если нет с Ним соединения. И Таинство причащения не спасёт человека, если мы приступаем к нему формально, не меняя свою жизнь в лучшую сторону.

Мы с вами потеряли истинный дух христианства, а сила христианства — в любви и смирении. И поэтому Господь в этом Евангелии говорит: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мк.10: 43). Эти слова не относятся к какому-то наследованию власти в обществе, они приложимы к простой, обычной человеческой жизни.

Как часто семьи наши разрушаются из-за того, что все её члены пронизаны гордыней и эгоизмом, никто не хочет уступать, слушать, понимать, все хотят быть главными. Во всей жизни нашей принцип смирения, принцип самоуничижения, принцип уступчивости и терпения являются истинными мерилами христианской жизни. Любовь и смирение — это не слабость, это не бессилие: это и красота, и подлинная сила, и величие. Потому что смирение — это упразднение человеческой гордыни. Смирение пускает Христа в нашу жизнь, прекращает вражду и нестроения. А любовь является частичкой Бога в нашей с вами жизни.

Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами задумались о подлинном значении обрядов в нашей жизни, что это только вспомогательные средства, которые должны привести к преображению внутреннему, к стяжанию смирения и любви во всём, потому что в любви открывается нам Сам Бог. Аминь.

Предыдущая проповедь

18 марта 2018

Слово об исцелении бесноватого отрока. О чудесах, которые мы ждем.
Следующая проповедь

1 апреля 2018

Вход Господень в Иерусалим

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

май 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

январь 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00