Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Проповедь в день прославления новомучеников и исповедников Российских. Евангелие о мытаре и фарисее

Дорогие братия и сестры! Сегодня особый день в нашей Русской православной Церкви, потому что сегодня день прославления и почитания всех новомучеников и исповедников Российских. Многие тысячи из них прославлены в лике святых на последних Архиерейских Соборах нашей Церкви. Тысячи из них по именам известны, и им определены дни памяти, в основном это представители духовенства, епископата, священники, дьяконы, монахини, наместники, настоятельницы монастырей, которые пострадали в годы гонений и претерпели мученическую смерть. Но среди этого великого сонма новомучеников и исповедников Российских есть ещё миллионы людей, которые погибли без всякой вины в эти страшные годы, начиная от революции и почти до 60-х годов, до хрущёвского времени. Эти гонения носили разный характер, иногда затихали, а иногда возникали с новой силой и искали врагов и контрреволюционеров в своей стране, но спокойным это время никогда не было.

Мы сейчас с вами, особенно в церковной аудитории, не можем обсуждать, что было правильным, а что неправильным, что хорошо, а что плохо в этот период новейшей истории нашей Церкви, чтобы не расколоть наше общество. Сейчас в эпоху нарастающего кризиса, когда всё больше становится обездоленных, несчастных людей, обиженных на власть, на страну, на всё происходящее вокруг, когда злоба, ненависть и зависть людская усиливается, как никогда, мы не можем сегодня вспоминать об этих событиях, давать им резкую, критичную, однозначную оценку, потому что это ещё более будет раскалывать наше общество.

А этих расколов нам и так хватит, дорогие братия и сестры. Вспомним революцию, вспомним гражданскую войну, противостояние белых и красных, те и другие россияне, русские люди, вскормлённые молоком русских матерей, те и другие принадлежали ранее к Православной Церкви. И как могло такое случиться, что началась гражданская война? Когда брат поднял руку на брата, дети на родителей и наоборот, по слову Евангелия.

Когда читаешь об этих временах, под которыми подразумеваются последние антихристовы времена, кажется, как такое может быть и когда же это будет, когда брат восстанет на брата, и восстанут дети на родителей и умертвят их. А вспомните начало 20-го века, вспомните павликов морозовых, воспеваемых нашей отечественной прозой и т.д., и вам станет ясным и понятным, что это уже были антихристовы времена, где была уже его власть, она устанавливалась, проявлялась в истории, к сожалению, и нашей страны. Жертвами стали многие тысячи, миллионы людей, павших в этой мясорубке революции и гражданской войны. Достаточно познакомиться с историей гражданской войны, с историей белого движения в России. Сколько тысяч, десятков тысяч людей на Доне, в Сибири, в иных местах погибло в это время. Эти люди, убитые без всякой вины перед своим государством, в своей кончине были преданы страшному поруганию и забвению, когда хоронили их сотнями и тысячами в братских могилах без всякого церковного напутствия и человеческого сочувствия. Зарывали, как зверей и собак, без всякой памяти, без креста надгробного. Расстреливали в застенках НКВД, в тюрьмах, на Лубянке, на Ржевском полигоне, в Левашове, в пределах нашей земли. Сколько этих жизней, внезапно оборванных, сколько несчастных семей в результате этого образовалось, лишившихся своих отцов, братьев, сестёр, мужей, детей. Сколько было выплакано слёз матерями, сёстрами, которые внезапно лишились опоры своей в жизни.

Эпоха коллективизации. Опять не будем говорить, что плохо и хорошо, но сколько горя было в это время, сколько выслано было людей, сколько погибло, не доезжая до места ссылки, сколько  с голода погибло, знает один Бог. Царская семья, злодейски расстрелянная…

Сегодня мы вспоминаем всех этих героев духа, героев нашей истории, новомучеников и исповедников российских, прославленных в лике святых. Вспоминаем также и тех, имена которых известны одному Богу, но, без сомнения, их многие миллионы, и они сегодня предстоят единым сонмом страдальцев и мучеников перед Престолом Божиим и молятся за нашу Русскую землю. Благодаря их молитвам и сейчас появляются перспективы духовного возрождения России.

Материальное возрождение и духовное — это разные вещи. Они, как правило, никогда не совпадают, но самое главное — духовное возрождение, возвращение к вере забытой, возвращение к вере отцов своих и дедов. Вот этот процесс постепенно, шаг за шагом, с тяжелейшим трудом всё- таки происходит в нашей стране и в нашей Русской Православной Церкви.

Дорогие братия и сестры, опытные историки говорят, что времена повторяются, и кто знает, какое время ещё выпадет на нашу долю, на долю наших детей, на долю наших потомков. Будет ли это время спокойным? Анализируя страшную зависть к богатству, учитывая ненависть и озлобленность людей в современном обществе, мы можем сказать, что время вряд ли будет спокойным. Если не успокоятся страсти людские, то они будут искать иные формы своего выражения, негодования; и кто знает, какие времена Господь судит нам пережить.

 Вспоминая новомучеников и исповедников российских, мы должны задуматься, должны задать себе вопрос, а как мы будем жить, как мы проявим себя в сложные времена, в эпоху скорбей и гонений, если Господь судит нам пережить это время, сохраним ли мы веру в Бога, сохраним ли мы своё человеческое достоинство. А  может, наоборот, будем, как многие наши предки, озираясь на богатство соседей, строчить доносы в НКВД или ФСБ, чтобы нам позариться на их богатство и т.д. Ведь это было сплошь и рядом в то время, которое мы вспоминаем. Как мы поступим? Как мы будем жить? Сохраним ли мы своё христианское достоинство или нет? Мы об этом должны задумываться, потому что христианин всегда должен оставаться таковым и в мирное, спокойное время, и в период благоденствия, и в период нестроений — ничто не должно внешне поколебать и изменить его, его внутренней силы, его внутреннего величия.

Сонм новомучеников и исповедников российских даёт нам великий пример верности Богу. Мы имеем множество описаний последних мгновений жизни новомучеников, описаний того, что они чувствовали и переживали перед расстрелами. И мы можем свидетельствовать о том, что все они уходили в вечность с миром в душе, без озлобления, без ненависти в душе к их гонителям и убийцам, а всех прощали, и с миром и любовью переходили в жизнь вечную. Это величайший подвиг — безвинно умереть, безвинно быть убитым и не озлобиться на своих гонителей и убийц. Новомученики и исповедники российские дают нам пример величайшего христианского самоотвержения, христианской любви. Историки Церкви говорят, что столько предстоит перед Престолом Божиим этих новомучеников нашей Церкви, сколько не прославлено во всей вселенской Церкви за весь период бытия вселенской Церкви, имея ввиду всё множество поместных православных Церквей, великие сонмы прославленных в каждой из них своих местных святых, не говоря уже об общей истории эпохи Вселенских Соборов и т.д.. В Русской Церкви одних новомучеников в несколько раз больше, чем всех святых, вместе взятых.

Дорогие братия и сестры! Этот  пример показывает, как Господь любит Русскую Церковь, нашу землю, Русь Святую, ведёт её особым путём, путём страданий, путем лишений, путем бед и скорбей, но именно в этом красота, в этом величие русского духа, величие и красота нашей Русской Церкви. Новомученики всегда являлись залогом процветания Церкви, мученики давали семя Церкви, семя новым членам, через их пример всегда обращались к Церкви новые души. В призвании в Церковь тех людей, которые приходят сегодня разными путями  к вере: через свой разум, через скорби, страдания, — мы видим молитву новомучеников, потому что узнай род свой чуть дальше отца и матери, и в каждой семье кто-либо  расстрелян, кто сослан, кто выслан, кто в лагерях был, кого черный ворон забрал. Эти новомученики, которые есть почти в каждой семье, молятся за нас с вами, грешных.

Сегодня есть ещё одно обычное церковное воспоминание, сегодня неделя о мытаре и фарисее. Это Евангелие, которое читалось сегодня в преддверии Великого поста, которое уже готовит нас к скорой встрече этого особого периода в жизни христианина. Это Евангелие говорит о смысле христианской жизни, о молитве.

Два человека вошли в церковь помолиться, и один благодарил Бога. Вроде бы начал-то хорошо: «Благодарю Тебя, Господи» – эта часть молитвы безупречная, а дальше пошло осуждение, дальше стал смотреть по сторонам,  как и мы с вами, бывает, делаем. Войдёшь в храм и смотришь по сторонам: кто как одет, кто с кем пришёл, кто когда пришёл, почему пришёл или не пришёл, как одет и т.д., точно так же, как мы с вами стреляем своими глазами вокруг церковной обстановки. Вот фарисей молился: «Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как этот, который стоит рядом со мной», — и перечисляет грехи ведомые и неведомые: «не такой, как хищники, прелюбодеи, грабители, обманщики или как этот мытарь. Благодарю Тебя,что яне такой».В этих словах была ужегордыня, осуждение всех и вся. Далее говорит фарисей: «Два дня в неделю пощусь, десятую часть отдаю от всего, что имею».

Дорогие братия и сестры, эти его добродетели, которые он перечисляет, сами по себе добрые. Мы с вами тоже должны поститься два дня каждую неделю, и Великий пост будет, идолжны помнить о десятине. Хотя в Православной Церкви нет такого строгого отношения к этому, как у сектантов любых мастей, но человек-то должен чувствовать свою зависимость от Бога, благодарить Его и жертвовать что-либо от трудов своих, по своей совести, без всякой математики, арифметики. Но нельзя гордиться этими делами.

Сегодняшний пример фарисея можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это пример того, что мы должны делать, а с другой стороны, что мы не должны гордиться этими делами, хвалиться, потому что никакими добрыми внешними делами, делами Богоугождения мы никогда не достигнем оправдания и милости Божией.

А вот второй образ мытаря, который не смел поднять своих глаз на небо, он был грешным человеком, без сомнения. Но он внутри своего сердца произносил удивительную молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному». Он сознавал, что он грешник великий, у него было смирение и чувство своего недостоинства. Эта молитва вошла в литургическую традицию нашей Церкви, с неё начинаются утренние молитвы, которые должен исполнять каждый христианин. Молитва мытаря явилась основой Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Это самая основная, самая глубокая, самая краткая, самая лаконичная молитва, произнося которую подвижники исполняли заповедь апостола Павла о непрестанной молитве.

Сегодня Евангелие против гордости. Сегодняшнее Евангелие указывает, что никакие добрые дела не спасут сами по себе человека: ни хождение в храм, ни пост, ни поклоны, ни свечи, ни что-либо другое. Все это средства против гордости человеческой. Если они не ломают гордыню человека, не приводят его к Богу, то грош цена от этого благочестия. Церковь намеренно в предстоящую неделю отменяет пост в среду и пятницу. Она говорит, что главное не в посте, не во внешних подвигах, если они никуда не ведут вас, если вы не становитесь лучше от этого. Это очень серьезные слова. Ведь часто наши близкие, родные неверующие люди зная, что мы таковыми являемся, они жаждут увидеть в нас пример того, как влияет Церковь и вера на людей. Хотят увидеть и многие годы не видят. Потому что христиане мы только в храме, а за стеной храма — такие же язычники, такие же грабители, хищники и прелюбодеи, о которых вспоминал и осуждал этот фарисей. Грош нам цена, что эти внешние правила, которые мы исполняем, которые совершенно обязательны, без которых невозможно достичь внутренней красоты, невозможно достичь Бога, но как многие из нас останавливаются на этом внешнем и больше никуда не идут. Некоторые постятся без рыбы, без масла, газовую плиту не включают в Великий пост, а сами злые, как нехристи, как собаки злые, некормленые. Разве нет этого? Подойдёшь к одному человеку, да бывает страшно приблизиться, страшно заговорить. На другого посмотришь, такое уныние, такая скорбь, такое страдание — и в этом видится христианское благочестие; времена тяжелые, нечему радоваться и т.д.

Дорогие братия и сестры! Задумаемся в неделю о мытаре и фарисее, чтобы нам преодолеть гордыню, в которой мы воспитывались с детских лет: в советских школах, в яслях учили нас, что человек – это звучит гордо, что надо за себя постоять, надо свои права знать, надо лидеров воспитывать в стране, начиная со школы, школьный парламент напридумывали в нашем районе. Лидеров не хватает? Работать некому нам в России, а вот лидеров, по-моему, всегда было достаточно.

Дорогие братия и сестры! Церковь против гордыни, против самолюбования, в этом её расхождение с миром. Господь в Евангелии говорит, что ценно в очах мира, то мерзко пред очами Божиими; и наоборот, что ценно в очах Божиих, то мерзко перед взглядами мира. Это вещи диаметрально противоположные, но мы с вами должны быть  со Христом, должны быть верными Ему, и жить так, чтобы через исполнение внешних обрядовых правил: постов,  поклонов, молитв — усиливалась не гордыня от нашей праведности, а любовь и снисхождение к другим людям. Аминь.

8 февраля 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня особый день в нашей Русской православной Церкви, потому что сегодня день прославления и почитания всех новомучеников и исповедников Российских. Многие тысячи из них прославлены в лике святых на последних Архиерейских Соборах нашей Церкви. Тысячи из них по именам известны, и им определены дни памяти, в основном это представители духовенства, епископата, священники, дьяконы, монахини, наместники, настоятельницы монастырей, которые пострадали в годы гонений и претерпели мученическую смерть. Но среди этого великого сонма новомучеников и исповедников Российских есть ещё миллионы людей, которые погибли без всякой вины в эти страшные годы, начиная от революции и почти до 60-х годов, до хрущёвского времени. Эти гонения носили разный характер, иногда затихали, а иногда возникали с новой силой и искали врагов и контрреволюционеров в своей стране, но спокойным это время никогда не было.

Мы сейчас с вами, особенно в церковной аудитории, не можем обсуждать, что было правильным, а что неправильным, что хорошо, а что плохо в этот период новейшей истории нашей Церкви, чтобы не расколоть наше общество. Сейчас в эпоху нарастающего кризиса, когда всё больше становится обездоленных, несчастных людей, обиженных на власть, на страну, на всё происходящее вокруг, когда злоба, ненависть и зависть людская усиливается, как никогда, мы не можем сегодня вспоминать об этих событиях, давать им резкую, критичную, однозначную оценку, потому что это ещё более будет раскалывать наше общество.

А этих расколов нам и так хватит, дорогие братия и сестры. Вспомним революцию, вспомним гражданскую войну, противостояние белых и красных, те и другие россияне, русские люди, вскормлённые молоком русских матерей, те и другие принадлежали ранее к Православной Церкви. И как могло такое случиться, что началась гражданская война? Когда брат поднял руку на брата, дети на родителей и наоборот, по слову Евангелия.

Когда читаешь об этих временах, под которыми подразумеваются последние антихристовы времена, кажется, как такое может быть и когда же это будет, когда брат восстанет на брата, и восстанут дети на родителей и умертвят их. А вспомните начало 20-го века, вспомните павликов морозовых, воспеваемых нашей отечественной прозой и т.д., и вам станет ясным и понятным, что это уже были антихристовы времена, где была уже его власть, она устанавливалась, проявлялась в истории, к сожалению, и нашей страны. Жертвами стали многие тысячи, миллионы людей, павших в этой мясорубке революции и гражданской войны. Достаточно познакомиться с историей гражданской войны, с историей белого движения в России. Сколько тысяч, десятков тысяч людей на Доне, в Сибири, в иных местах погибло в это время. Эти люди, убитые без всякой вины перед своим государством, в своей кончине были преданы страшному поруганию и забвению, когда хоронили их сотнями и тысячами в братских могилах без всякого церковного напутствия и человеческого сочувствия. Зарывали, как зверей и собак, без всякой памяти, без креста надгробного. Расстреливали в застенках НКВД, в тюрьмах, на Лубянке, на Ржевском полигоне, в Левашове, в пределах нашей земли. Сколько этих жизней, внезапно оборванных, сколько несчастных семей в результате этого образовалось, лишившихся своих отцов, братьев, сестёр, мужей, детей. Сколько было выплакано слёз матерями, сёстрами, которые внезапно лишились опоры своей в жизни.

Эпоха коллективизации. Опять не будем говорить, что плохо и хорошо, но сколько горя было в это время, сколько выслано было людей, сколько погибло, не доезжая до места ссылки, сколько  с голода погибло, знает один Бог. Царская семья, злодейски расстрелянная…

Сегодня мы вспоминаем всех этих героев духа, героев нашей истории, новомучеников и исповедников российских, прославленных в лике святых. Вспоминаем также и тех, имена которых известны одному Богу, но, без сомнения, их многие миллионы, и они сегодня предстоят единым сонмом страдальцев и мучеников перед Престолом Божиим и молятся за нашу Русскую землю. Благодаря их молитвам и сейчас появляются перспективы духовного возрождения России.

Материальное возрождение и духовное — это разные вещи. Они, как правило, никогда не совпадают, но самое главное — духовное возрождение, возвращение к вере забытой, возвращение к вере отцов своих и дедов. Вот этот процесс постепенно, шаг за шагом, с тяжелейшим трудом всё- таки происходит в нашей стране и в нашей Русской Православной Церкви.

Дорогие братия и сестры, опытные историки говорят, что времена повторяются, и кто знает, какое время ещё выпадет на нашу долю, на долю наших детей, на долю наших потомков. Будет ли это время спокойным? Анализируя страшную зависть к богатству, учитывая ненависть и озлобленность людей в современном обществе, мы можем сказать, что время вряд ли будет спокойным. Если не успокоятся страсти людские, то они будут искать иные формы своего выражения, негодования; и кто знает, какие времена Господь судит нам пережить.

 Вспоминая новомучеников и исповедников российских, мы должны задуматься, должны задать себе вопрос, а как мы будем жить, как мы проявим себя в сложные времена, в эпоху скорбей и гонений, если Господь судит нам пережить это время, сохраним ли мы веру в Бога, сохраним ли мы своё человеческое достоинство. А  может, наоборот, будем, как многие наши предки, озираясь на богатство соседей, строчить доносы в НКВД или ФСБ, чтобы нам позариться на их богатство и т.д. Ведь это было сплошь и рядом в то время, которое мы вспоминаем. Как мы поступим? Как мы будем жить? Сохраним ли мы своё христианское достоинство или нет? Мы об этом должны задумываться, потому что христианин всегда должен оставаться таковым и в мирное, спокойное время, и в период благоденствия, и в период нестроений — ничто не должно внешне поколебать и изменить его, его внутренней силы, его внутреннего величия.

Сонм новомучеников и исповедников российских даёт нам великий пример верности Богу. Мы имеем множество описаний последних мгновений жизни новомучеников, описаний того, что они чувствовали и переживали перед расстрелами. И мы можем свидетельствовать о том, что все они уходили в вечность с миром в душе, без озлобления, без ненависти в душе к их гонителям и убийцам, а всех прощали, и с миром и любовью переходили в жизнь вечную. Это величайший подвиг — безвинно умереть, безвинно быть убитым и не озлобиться на своих гонителей и убийц. Новомученики и исповедники российские дают нам пример величайшего христианского самоотвержения, христианской любви. Историки Церкви говорят, что столько предстоит перед Престолом Божиим этих новомучеников нашей Церкви, сколько не прославлено во всей вселенской Церкви за весь период бытия вселенской Церкви, имея ввиду всё множество поместных православных Церквей, великие сонмы прославленных в каждой из них своих местных святых, не говоря уже об общей истории эпохи Вселенских Соборов и т.д.. В Русской Церкви одних новомучеников в несколько раз больше, чем всех святых, вместе взятых.

Дорогие братия и сестры! Этот  пример показывает, как Господь любит Русскую Церковь, нашу землю, Русь Святую, ведёт её особым путём, путём страданий, путем лишений, путем бед и скорбей, но именно в этом красота, в этом величие русского духа, величие и красота нашей Русской Церкви. Новомученики всегда являлись залогом процветания Церкви, мученики давали семя Церкви, семя новым членам, через их пример всегда обращались к Церкви новые души. В призвании в Церковь тех людей, которые приходят сегодня разными путями  к вере: через свой разум, через скорби, страдания, — мы видим молитву новомучеников, потому что узнай род свой чуть дальше отца и матери, и в каждой семье кто-либо  расстрелян, кто сослан, кто выслан, кто в лагерях был, кого черный ворон забрал. Эти новомученики, которые есть почти в каждой семье, молятся за нас с вами, грешных.

Сегодня есть ещё одно обычное церковное воспоминание, сегодня неделя о мытаре и фарисее. Это Евангелие, которое читалось сегодня в преддверии Великого поста, которое уже готовит нас к скорой встрече этого особого периода в жизни христианина. Это Евангелие говорит о смысле христианской жизни, о молитве.

Два человека вошли в церковь помолиться, и один благодарил Бога. Вроде бы начал-то хорошо: «Благодарю Тебя, Господи» – эта часть молитвы безупречная, а дальше пошло осуждение, дальше стал смотреть по сторонам,  как и мы с вами, бывает, делаем. Войдёшь в храм и смотришь по сторонам: кто как одет, кто с кем пришёл, кто когда пришёл, почему пришёл или не пришёл, как одет и т.д., точно так же, как мы с вами стреляем своими глазами вокруг церковной обстановки. Вот фарисей молился: «Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как этот, который стоит рядом со мной», — и перечисляет грехи ведомые и неведомые: «не такой, как хищники, прелюбодеи, грабители, обманщики или как этот мытарь. Благодарю Тебя,что яне такой».В этих словах была ужегордыня, осуждение всех и вся. Далее говорит фарисей: «Два дня в неделю пощусь, десятую часть отдаю от всего, что имею».

Дорогие братия и сестры, эти его добродетели, которые он перечисляет, сами по себе добрые. Мы с вами тоже должны поститься два дня каждую неделю, и Великий пост будет, идолжны помнить о десятине. Хотя в Православной Церкви нет такого строгого отношения к этому, как у сектантов любых мастей, но человек-то должен чувствовать свою зависимость от Бога, благодарить Его и жертвовать что-либо от трудов своих, по своей совести, без всякой математики, арифметики. Но нельзя гордиться этими делами.

Сегодняшний пример фарисея можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это пример того, что мы должны делать, а с другой стороны, что мы не должны гордиться этими делами, хвалиться, потому что никакими добрыми внешними делами, делами Богоугождения мы никогда не достигнем оправдания и милости Божией.

А вот второй образ мытаря, который не смел поднять своих глаз на небо, он был грешным человеком, без сомнения. Но он внутри своего сердца произносил удивительную молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному». Он сознавал, что он грешник великий, у него было смирение и чувство своего недостоинства. Эта молитва вошла в литургическую традицию нашей Церкви, с неё начинаются утренние молитвы, которые должен исполнять каждый христианин. Молитва мытаря явилась основой Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Это самая основная, самая глубокая, самая краткая, самая лаконичная молитва, произнося которую подвижники исполняли заповедь апостола Павла о непрестанной молитве.

Сегодня Евангелие против гордости. Сегодняшнее Евангелие указывает, что никакие добрые дела не спасут сами по себе человека: ни хождение в храм, ни пост, ни поклоны, ни свечи, ни что-либо другое. Все это средства против гордости человеческой. Если они не ломают гордыню человека, не приводят его к Богу, то грош цена от этого благочестия. Церковь намеренно в предстоящую неделю отменяет пост в среду и пятницу. Она говорит, что главное не в посте, не во внешних подвигах, если они никуда не ведут вас, если вы не становитесь лучше от этого. Это очень серьезные слова. Ведь часто наши близкие, родные неверующие люди зная, что мы таковыми являемся, они жаждут увидеть в нас пример того, как влияет Церковь и вера на людей. Хотят увидеть и многие годы не видят. Потому что христиане мы только в храме, а за стеной храма — такие же язычники, такие же грабители, хищники и прелюбодеи, о которых вспоминал и осуждал этот фарисей. Грош нам цена, что эти внешние правила, которые мы исполняем, которые совершенно обязательны, без которых невозможно достичь внутренней красоты, невозможно достичь Бога, но как многие из нас останавливаются на этом внешнем и больше никуда не идут. Некоторые постятся без рыбы, без масла, газовую плиту не включают в Великий пост, а сами злые, как нехристи, как собаки злые, некормленые. Разве нет этого? Подойдёшь к одному человеку, да бывает страшно приблизиться, страшно заговорить. На другого посмотришь, такое уныние, такая скорбь, такое страдание — и в этом видится христианское благочестие; времена тяжелые, нечему радоваться и т.д.

Дорогие братия и сестры! Задумаемся в неделю о мытаре и фарисее, чтобы нам преодолеть гордыню, в которой мы воспитывались с детских лет: в советских школах, в яслях учили нас, что человек – это звучит гордо, что надо за себя постоять, надо свои права знать, надо лидеров воспитывать в стране, начиная со школы, школьный парламент напридумывали в нашем районе. Лидеров не хватает? Работать некому нам в России, а вот лидеров, по-моему, всегда было достаточно.

Дорогие братия и сестры! Церковь против гордыни, против самолюбования, в этом её расхождение с миром. Господь в Евангелии говорит, что ценно в очах мира, то мерзко пред очами Божиими; и наоборот, что ценно в очах Божиих, то мерзко перед взглядами мира. Это вещи диаметрально противоположные, но мы с вами должны быть  со Христом, должны быть верными Ему, и жить так, чтобы через исполнение внешних обрядовых правил: постов,  поклонов, молитв — усиливалась не гордыня от нашей праведности, а любовь и снисхождение к другим людям. Аминь.

Предыдущая проповедь

25 января 2009

Попраздненство Крещения Господня
Следующая проповедь

15 февраля 2009

Неделя о блудном сыне

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00