Дорогие братия и сестры! Поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова. Окончание сегодняшнего воскресного богослужения было посвящено уже целиком празднику Рожества Христова. Вечерня, которая сейчас служилась, преумножившая в наших сердцах и душах радость от приближающегося праздника, уже относится непосредственно к этому празднику Рожества Христова. Но сегодня ещё Рождественский сочельник. Радость ещё только наступает. Она окружена еще благоговением и подготовкой духовной и телесной к встрече этого великого праздника. Сочельник — это день особого поста. Этим днём оканчивается время Рождественского Поста и наступает духовная кульминация, которая оканчивается светлой радостью от встречи на земле с родившимся Спасителем мира.
Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией читалось особое Евангелие. Оно читается только один раз в году — родословие Христа Спасителя, в котором мы слышали с вами длинный перечень имён прямых предков по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Этим ежегодным воспоминанием предков нашего Спасителя Церковь, во-первых, напоминает простую, известную для каждого христианина истину, что Христос родился 2013 лет назад. А во-вторых, что Он был исторической личностью, родился при конкретных правителях Римской империи, и целая череда поколений и имён предстоит сегодня перед нашим взором, которые непосредственно предшествовали рождению по плоти Христа на земле. От этих предков Господь как бы заимствовал и строил Свою человеческую природу, которая через этот длинный перечень имён наконец-то достигла максимального очищения и святости в лице Приснодевы, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Которая сподобилась стать матерью Господа и тем самым непосредственно послужить тайне Его воплощения и прихода в этот мир. Таким образом, дорогие братия и сестры, мы с вами вспоминаем близких по крови людей, перед Христом родившихся.
Не все там были люди, сияющие непререкаемой святостью, в родословной упоминаются и грешники. И это показывает, что Господь, приходя в этот мир, не гнушается никакого состояния человека, не взирает на материальное, имущественное его состояние. Всё это Ему абсолютно безразлично и второстепенно. Иногда Он даже не взирает на грех человеческий, лишь бы за этим грехом следовало покаяние и желание исправить и изменить свою жизнь.
Это длинное перечисление имён носит не только воспоминательный и исторический характер. Для нас с вами здесь заключается нравственное назидание, которое состоит в том, что мы с вами тоже можем быть и, действительно, являемся близкими и по крови, и по духу Христу. Мы являемся близкими Ему, во-первых, по человеческой природе, потому что Он воспринял нашу природу. Мы являемся близкими Ему физической, телесной природой, потому что мы все — дети Адама. А во-вторых, потому, что мы имеем возможность причащаться Его Тела и Крови; приобщаться, тем самым присоединяться ко Христу. Тех людей, кто причащается Святых Христовых тайн, апостол Павел прямо называет сотелесниками Христу. То есть, он говорит, что у них такое же тело, какое имеет и Христос.
И, наконец, мы должны и можем иметь родство со Христом по духу. Однажды, когда Господь проповедовал народу, ему кто-то сказал, что матерь и братья Его стоят вне и хотят Его видеть. Братья — это сыновья Иосифа от первого его брака. И Он тогда сказал: «Вот матерь моя, и братья мои, — обращаясь к народу и показывая на них, — потому что всякий, кто слушает Меня и исполняет волю Мою, тот Мне брат, и сестра, и матерь». И таким образом, дорогие братия и сестры, в исполнении воли Божией заключается наше духовное родство со Христом, чтобы у нас были те же чувствования, что и во Христе Иисусе, как говорит апостол Павел.
Об этом родстве напоминает нам сегодня Церковь в преддверии великого праздника Рождества Христова. Бог приходит на землю не для того, чтобы у людей появился ещё один выходной, праздничный день. Он приходит на землю не для того, чтобы люди собирались за праздничным столом с близкими для них людьми по крови или по духу, не для того, чтобы непременно на рождественский стол жарился гусь или утка – у каждого свои пристрастия. Не для того, чтобы раздавалось безумное веселье, которое часто присуще святочным дням. А для того, чтобы мы задумались, а что же значит Его пришествие для нас с вами, для каждого из нас. Он пришел не для человечества, в абстрактном каком-то значении, как воспоминание когда-то давно минувших лет, а для каждого из нас, независимо от того, когда и где живёт человек. Что же значит Христос для нас, стоящих здесь? Если мы принимаем Его как Бога, пришедшего в мир, то мы должны следовать Его святым заповедям и исполнять Его учение в жизни, а не выбирать из этого учения только некую приятную для нас часть, которая является душевным утешением нашей с вами жизни. Это учение облегчает физическую жизнь человека и является для него своего рода духовной терапией, потому что в храме такой человек успокаивается душой. Конечно, не только в храме успокаивается, можно в других местах успокоиться ещё лучше и быстрее, не в этом всё значение. А Христос приходит для тебя, для каждого из нас, и Он является твоим Спасителем. Он приходит для того, чтобы напомнить, что Небо и духовные ценности первостепенны для человека, что там наше Небесное Отечество, и Он рождается в этот мир ради нашего спасения, чтобы спасти нас и даровать Своё Небесное Царство. Но это Небесное Царство Он не насильно дарует, его захотеть надо, возжелать получить и приложить к этому свой духовный труд и желание. Потому что, Царства Небесного достигают только те, кто употребляют к этому усилие. В Евангелии от Матфея это звучит так: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф.11,12)
И дай Бог, чтобы это Царство, пришедшее в наш мир рождением Сына Божия, было вожделенно для нас, было целью нашей жизни. А Христос, пришедший в мир, был нашим Спасителем и Искупителем наших бесчисленных грехов. Аминь.
6 января 2013
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова. Окончание сегодняшнего воскресного богослужения было посвящено уже целиком празднику Рожества Христова. Вечерня, которая сейчас служилась, преумножившая в наших сердцах и душах радость от приближающегося праздника, уже относится непосредственно к этому празднику Рожества Христова. Но сегодня ещё Рождественский сочельник. Радость ещё только наступает. Она окружена еще благоговением и подготовкой духовной и телесной к встрече этого великого праздника. Сочельник — это день особого поста. Этим днём оканчивается время Рождественского Поста и наступает духовная кульминация, которая оканчивается светлой радостью от встречи на земле с родившимся Спасителем мира.
Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией читалось особое Евангелие. Оно читается только один раз в году — родословие Христа Спасителя, в котором мы слышали с вами длинный перечень имён прямых предков по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Этим ежегодным воспоминанием предков нашего Спасителя Церковь, во-первых, напоминает простую, известную для каждого христианина истину, что Христос родился 2013 лет назад. А во-вторых, что Он был исторической личностью, родился при конкретных правителях Римской империи, и целая череда поколений и имён предстоит сегодня перед нашим взором, которые непосредственно предшествовали рождению по плоти Христа на земле. От этих предков Господь как бы заимствовал и строил Свою человеческую природу, которая через этот длинный перечень имён наконец-то достигла максимального очищения и святости в лице Приснодевы, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Которая сподобилась стать матерью Господа и тем самым непосредственно послужить тайне Его воплощения и прихода в этот мир. Таким образом, дорогие братия и сестры, мы с вами вспоминаем близких по крови людей, перед Христом родившихся.
Не все там были люди, сияющие непререкаемой святостью, в родословной упоминаются и грешники. И это показывает, что Господь, приходя в этот мир, не гнушается никакого состояния человека, не взирает на материальное, имущественное его состояние. Всё это Ему абсолютно безразлично и второстепенно. Иногда Он даже не взирает на грех человеческий, лишь бы за этим грехом следовало покаяние и желание исправить и изменить свою жизнь.
Это длинное перечисление имён носит не только воспоминательный и исторический характер. Для нас с вами здесь заключается нравственное назидание, которое состоит в том, что мы с вами тоже можем быть и, действительно, являемся близкими и по крови, и по духу Христу. Мы являемся близкими Ему, во-первых, по человеческой природе, потому что Он воспринял нашу природу. Мы являемся близкими Ему физической, телесной природой, потому что мы все — дети Адама. А во-вторых, потому, что мы имеем возможность причащаться Его Тела и Крови; приобщаться, тем самым присоединяться ко Христу. Тех людей, кто причащается Святых Христовых тайн, апостол Павел прямо называет сотелесниками Христу. То есть, он говорит, что у них такое же тело, какое имеет и Христос.
И, наконец, мы должны и можем иметь родство со Христом по духу. Однажды, когда Господь проповедовал народу, ему кто-то сказал, что матерь и братья Его стоят вне и хотят Его видеть. Братья — это сыновья Иосифа от первого его брака. И Он тогда сказал: «Вот матерь моя, и братья мои, — обращаясь к народу и показывая на них, — потому что всякий, кто слушает Меня и исполняет волю Мою, тот Мне брат, и сестра, и матерь». И таким образом, дорогие братия и сестры, в исполнении воли Божией заключается наше духовное родство со Христом, чтобы у нас были те же чувствования, что и во Христе Иисусе, как говорит апостол Павел.
Об этом родстве напоминает нам сегодня Церковь в преддверии великого праздника Рождества Христова. Бог приходит на землю не для того, чтобы у людей появился ещё один выходной, праздничный день. Он приходит на землю не для того, чтобы люди собирались за праздничным столом с близкими для них людьми по крови или по духу, не для того, чтобы непременно на рождественский стол жарился гусь или утка – у каждого свои пристрастия. Не для того, чтобы раздавалось безумное веселье, которое часто присуще святочным дням. А для того, чтобы мы задумались, а что же значит Его пришествие для нас с вами, для каждого из нас. Он пришел не для человечества, в абстрактном каком-то значении, как воспоминание когда-то давно минувших лет, а для каждого из нас, независимо от того, когда и где живёт человек. Что же значит Христос для нас, стоящих здесь? Если мы принимаем Его как Бога, пришедшего в мир, то мы должны следовать Его святым заповедям и исполнять Его учение в жизни, а не выбирать из этого учения только некую приятную для нас часть, которая является душевным утешением нашей с вами жизни. Это учение облегчает физическую жизнь человека и является для него своего рода духовной терапией, потому что в храме такой человек успокаивается душой. Конечно, не только в храме успокаивается, можно в других местах успокоиться ещё лучше и быстрее, не в этом всё значение. А Христос приходит для тебя, для каждого из нас, и Он является твоим Спасителем. Он приходит для того, чтобы напомнить, что Небо и духовные ценности первостепенны для человека, что там наше Небесное Отечество, и Он рождается в этот мир ради нашего спасения, чтобы спасти нас и даровать Своё Небесное Царство. Но это Небесное Царство Он не насильно дарует, его захотеть надо, возжелать получить и приложить к этому свой духовный труд и желание. Потому что, Царства Небесного достигают только те, кто употребляют к этому усилие. В Евангелии от Матфея это звучит так: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф.11,12)
И дай Бог, чтобы это Царство, пришедшее в наш мир рождением Сына Божия, было вожделенно для нас, было целью нашей жизни. А Христос, пришедший в мир, был нашим Спасителем и Искупителем наших бесчисленных грехов. Аминь.
Предыдущая проповедь
23 декабря 2012
Следующая проповедь
3 февраля 2013
Все проповеди за 2013 год