«Рождество Твоё, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной». Сегодня с воскресным днём совпадает великий двунадесятый праздник — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы. Интересно и важно отметить, что именно этот Богородичный праздник стоит первым в новом церковном году, который начинается с сентября месяца. Обратите внимание, праздником Рождества Пресвятой Богородицы Церковь начинает годовой круг своих воспоминаний и церковных торжеств. А заканчивается этот годовой круг снова воспоминанием Божией Матери — праздником честнаго и славнаго Ея Успения. Рождение и смерть Богоматери, начало и конец в жизни человеческой и земной жизни Пресвятой Богородицы. Этим Церковь указывает, что именно Она, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, стала виновницей нашего с вами спасения.
Когда согрешил первый человек, то Господь не допустил, чтобы он погрузился в бездну отчаяния и уныния. Вслед за тем вразумлением, которые даровал Господь согрешившим прародителям, Он не оставил их без утешения и сказал, что семя жены сотрёт главу змия. Этим семенем и явился Господь наш Иисус Христос, который родился от Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Посмотрите, как Священное Писание совершенно точно называет: не семя мужа, какого бы то ни было, а семя жены. Если вдуматься в эти слова, то они представляются несовместимыми здравомыслящему человеку, потому что никакого семени у жены не бывает. Но Священное Писание не ошибается, потому что Дева Мария бессеменно зачала и бессеменно родила ради нас и нашего ради спасения Сына Божия — Христа.
Божественный промысл и Божественная любовь долгое время ждали этого момента, когда в человеческом роде появится этот чистейший сосуд, достойный стать вместилищем самого Бога. Более 5000 лет, а может быть, и более прошло с момента греха Адама, как, наконец, в богоизбранном народе от престарелых и бесчадных родителей Иоакима и Анны родилась чистейшая отроковица Дева Мария. Божественный промысл многие тысячи лет ждал, когда можно исполнить это обетование. Важно иметь в виду, что рождение Девы Марии, которое мы празднуем сегодня, явилось совершенно исключительным и неповторимым событием в истории человеческого рода. Господь видел и знал по своему Божественному предвидению и всезнанию, что и в грядущих поколениях, и среди наших современников, и тех людей, которые будут жить после нас, никого не найдется в человеческом роде, кто мог бы сравниться с Богоматерью, кто мог бы сравниться с Девой Марией по ее необыкновенной чистоте, святости, целомудрию, смирению и многим другим добродетелям.
Рождение Богоматери, рождение Девы Марии было уникальным и неповторимым чудом, содействовать которому сподобились прославляемые ныне Её родители, как называет их Церковь, богоотцы Иоаким и Анна. Они были уже в преклонных годах, когда уже рождение детей было невозможно ни с какой стороны. Они были людьми благочестивыми, свято чтущими и соблюдающими все установления закона Божия. Они были богаты, жили в достатке, и от своих щедрот всегда уделяли одну треть доходов на храм, на содержание его. Другую треть доходов отдавали бедным и нищим людям. Себе же они позволяли пользоваться только одной третьей частью из всех средств и богатств, приходящих к ним. Нам бы с вами, дорогие братия и сестры, так делить свои доходы. И не будем прибедняться, что так мало мы с вами получаем, мало зарабатываем. Дело не в количестве, а в принципе, в отношении человека к тем благам, которые Господь посылает ему.
Тем не менее, эти благочестивые супруги Иоаким и Анна чрезвычайно переживали, потому что у них не было детей. Дорогие братия и сестры, надо отметить, что мы с вами, современные люди, не понимаем сейчас, в чем же скорбь, когда нет детей. Многие из нас, наверное 99% из 100 сказали бы: и слава Богу. Пожить бы в своё удовольствие, дети не будут мешать жизни. Дома тихо, поехать можешь, куда хочешь, в любой момент, пожить для себя, для своего удовольствия. Не так ли живет современное общество?
А вот тогда, дорогие братия и сестры, люди думали по-другому. Во-первых, все еврейские семьи были многодетны, потому что в рождении детей люди видели особое благословение Божие, и каждая семья надеялась, что тем самым она послужит скорейшему приходу в мир Мессии, потому что, может быть, именно их дети будут способствовать этому явлению в мир Мессии, Христа. Поэтому скорбь Иоакима и Анны была особо понятна для того времени.
И вот однажды произошло совершенно удручающее событие в их жизни. Иоаким, будучи благочестивым человеком, любящим храм, в один из праздников приходит в храм и приносит богатое приношение, а ветхозаветный священник не берёт этот дар, почитая за скверну. «Наверное, ты грешный человек, поскольку у тебя нет детей, поэтому и дар твой я не приму, боясь что тем самым прогневаю Бога».
Дорогие братия и сестры! Эти слова, которыми встретили его в храме, повергли его в такое сильное расстройство, что он не захотел даже возвращаться в свой дом, а ушел далеко в пустыню, где паслись стада его овец. Там он в течение 40 дней с особой горячей молитвой обращался к Богу и просил Его повторить в жизни то чудо, которое произошло в жизни их благочестивого праотца Авраама, когда он, будучи 90-летним, родил сына. Вот так дерзновенно молился Иоаким.
А Анна, его благочестивая супруга, видя, что муж не вернулся домой, понимала, что и она является причиной его скорби, потому что Ветхозаветный закон позволял совершенно спокойно разводиться с бесплодной женой. Это было в порядке вещей и служило убедительным аргументом к разводу. А Иоаким всю жизнь терпел благочестивую супругу рядом с собой, ни разу её ни в чём не упрекнул. Анна, конечно, тоже переживала, видя, что супруг не вернулся домой. Она чувствовала своим сердцем, что он переживает о их бесчадном кресте.
Однажды произошло такое интересное событие, которое её ввело в ещё большее расстройство. Она гуляла по своему саду и увидела птичье гнездо, где было много птенчиков, и все они радостно щебетали возле своей матери. Когда Анна увидела это птичье гнездо, где была эта семейная радость, она с тоскою обратилась к Богу: «Господи, и твари бессловесные наслаждаются счастьем материнства, семейным счастьем, одной ты мне, Господи, заключил утробу, и я не могу порадоваться и увидеть плод своего чрева». И в этот момент, наверное, предельной человеческой молитвы является к ней Ангел Господень и говорит: «Анна, услышана твоя молитва пред Богом, ты зачнёшь и родишь дочь, назовёшь её именем Мария, и она будет матерью Мессии».
Иоаким также удостоился явления Ангела, который повелел ему возвращаться из пустыни, идти в Иерусалим к Золотым воротам, через которые был вход в Иерусалимский храм и говорит: «Там найдешь ты свою жену, Анну, она там уже ждёт тебя».
Благочестивые супруги одновременно получили это благовестие Ангела о том, что оканчивается их скорбь. Действительно, по истечении положенного времени они сподобились принять на свои руки, родить Пречистую Преблагословенную Деву Марию.
И вот сегодня эта необычайная радость, которая вспоминается, прославляется в Церкви, потому что многие поколения, многие тысячи и миллионы людей ждали этого момента, когда окончится вражда между человеком и Богом, когда придёт Мессия, когда вновь возможно будет обрести спасение. Для этого необходимо было воплощение Сына Божия, а для Его воплощения необходимо было найти этот чистейший сосуд, в который Бог не погнушался бы снизойти и пребывать во время плодоношения и родиться через этот чистейший сосуд, которым стала Богоматерь.
Мы сегодня прославляем Её необыкновенную чистоту, святость, целомудрие. Мы прославляем Её сегодня, не только сравнивая с ангелами, а Церковь говорит, что Её святость выше святости всех ангелов. Мы прославляем Её, как честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов. Смотрите, к этим словам мы привыкаем подчас, ежедневно их произнося, как Церковь сравнивает величие Божией Матери — «без сравнения с серафимами». Она превосходит их без всякого сравнения, без всякого сопоставления, а ведь серафимы предстоят самому Престолу Божию и непрестанно славословят Бога, взывая: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полны все небеса и земля величества славы Его». Божия Матерь, человек по своему существу, по своей природе, превзошла святостью небожителей и бесплотных херувимов и серафимов.
Сегодня праздник семейный, праздник деторождения и воспитания детей. Сегодня Церковь испытывает и чувствует особую любовь Богоматери, Её особую милость к нам, грешным, которая присутствует в день всякого Её праздника, а тем более, в такой светлый и радостный день Её земного рождения, начало Её жизни на земле. Сегодня Церковь говорит о том, что наши с вами молитвы, обращённые к Божией Матери, сегодня особенно дерзновенны, особенно доходчивы и особенно слышны Божией Матерью. Особенно молитвы материнские, молитвы родителей за своих чад, порой, чад непослушных, строптивых, развращенных, которые живут уже по законам мира сего, а не по законам жизни Евангельской. Сегодня Церковь даёт нам шанс вновь и вновь вознести родительскую молитву о наших чадах, чтобы молитвами Богоматери, чтобы Её необыкновенным покровом, заступлением и вразумлением вернулись они в ограду Церкви, вошли в неё, если никогда в ней не были, потому что только в этом смысл жизни и исполнение нашего родительского креста.
Мы с вами говорили о том, дорогие братия и сестры, что многочадие сейчас в нашем современном мире считается недоумением, считается не благословением Божиим, а наоборот, каким-то наказанием. Наказанием, потому что привыкли люди жить в своё удовольствие, эгоистически относиться к жизни. Они боятся детей, боятся рождения их и делают всё, чтобы этого не произошло, начиная от контрацепции, а где она не помогает – аборты. В результате получается, что у нас по статистике около 8 миллионов детей убивается во время абортов. Ежегодно! 8 миллионов! Гитлер за Великую Отечественную войну убил 20 миллионов, может, чуть больше в свете новых данных. 20 миллионов за 4 года или 8 — за один год. Ежегодно эта цифра продолжает расти.
Дорогие братия и сестры! О каком благополучии мы можем помыслить в общероссийском масштабе, о каком благополучии в каждой семье мы можем подумать, родители которых виновны в этих грехах – абортах. Ведь детские души их бессмертны. Они, не увидевшие Божий свет, стоят перед Богом! Помните, в апокалипсисе есть слова, которые мученики обращают ко Христу, а ведь нерождённые младенцы тоже мученики в полном смысле этого слова. Мученики, обращаясь ко Христу, говорят такие слова: «Доколе Ты, Владыко милостивый и праведный, не мстишь за кровь нашу, пролитую на земле».
Дорогие братия и сестры, дорогие родители! Те родители, которые повинны в этом, каждый день, всегда должны вспоминать, не просто на исповеди сказать когда-то один раз в жизни, покаяться в этом и всё – нет, каждый день в своей домашней молитве вспоминать, своими словами произносить: «Господи, помилуй меня и чад неродившихся» и поклончик земной сделать перед иконами по числу этих нерождённых детей. Только таким образом, через слёзную молитву матери Господь помилует и не допустит никаких последствий тогда, сказывающихся и на живых, на рождённых детях наших.
Дорогие братия и сестры! Это Ветхозаветное отношение к деторождению, как благословению Божию и наоборот, отсутствие детей как небесная кара за грехи — оно и в сегодняшней жизни проявляется. Проявляется ещё более автоматически, безусловно и без исключений, когда родители хотят и не имеют детей, тогда, когда они повинны во многих грехах, особенно грехах блудного сожительства до брака.
Сегодня в день этого торжества Церковного мы должны напомнить вновь и вновь нашей молодежи: бесследно эти грехи никогда не пройдут, независимо от того, юноша ты или девушка. Это непременно отразится на ваших детях, на вашем счастье и семье. Только слёзы покаяния перед Богом смывают этот грех и эти последствия. Поэтому, не шутите с огнём, не надо взрослеть прежде времени, это чрезвычайно опасно. Насколько это опасно, могут подсказать вам ваши старшие братья и сестры, ваши родители, ваши друзья. Когда многие семьи хотят иметь детей, а сами жили беззаконно, блудили, совершали аборты — и нет у них детей и не будет до тех пор, пока не будет слёз покаяния перед Богом, раскаяния и обещания впредь не повторять эти грехи. Когда будет это искреннее раскаяние, только тогда Господь даст детей и вернёт свое благословение таким семьям.
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем всеми мерами, молитвой своей перед Богом беречь и сохранять свои семьи, воспитывать в страхе, благочестии и целомудрии своих детей, прививать им с детских лет, с молоком матери, и ещё нерождённым детям, которые находятся в утробе матери, эту любовь к Церкви, любовь к Богу, любовь к молитве. А когда ещё не рождённый ребёнок находится в утробе матери, души-то их соприкасаются ещё более явственно, чем души матери и рождённых детей, потому что там они рядышком, в одном организме, в одной утробе матери: и душа её, и душа младенца. Она всё слышит, видит, чувствует и впитывает в себя, находясь ещё во чреве матери. Поэтому Церковь призывает готовящихся стать матерями чаще причащаться, чаще молиться, чаще размышлять о Боге, чаще читать Евангелие, чтобы дитя просвещалось ещё в утробе матери. Тогда оно получит необходимую закалку и закваску, которую пронесёт через всю свою жизнь, и будет верным Богу в течение всей своей жизни.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы по молитвам Богоматери, чтобы Её покровом и заступлением Господь наши с вами семьи сохранил, укрепил, умудрил, чтобы они были счастливыми семьями, и мы в благочестии воспитывали своих детей. Аминь.
21 сентября 2008
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
«Рождество Твоё, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной». Сегодня с воскресным днём совпадает великий двунадесятый праздник — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы. Интересно и важно отметить, что именно этот Богородичный праздник стоит первым в новом церковном году, который начинается с сентября месяца. Обратите внимание, праздником Рождества Пресвятой Богородицы Церковь начинает годовой круг своих воспоминаний и церковных торжеств. А заканчивается этот годовой круг снова воспоминанием Божией Матери — праздником честнаго и славнаго Ея Успения. Рождение и смерть Богоматери, начало и конец в жизни человеческой и земной жизни Пресвятой Богородицы. Этим Церковь указывает, что именно Она, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, стала виновницей нашего с вами спасения.
Когда согрешил первый человек, то Господь не допустил, чтобы он погрузился в бездну отчаяния и уныния. Вслед за тем вразумлением, которые даровал Господь согрешившим прародителям, Он не оставил их без утешения и сказал, что семя жены сотрёт главу змия. Этим семенем и явился Господь наш Иисус Христос, который родился от Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Посмотрите, как Священное Писание совершенно точно называет: не семя мужа, какого бы то ни было, а семя жены. Если вдуматься в эти слова, то они представляются несовместимыми здравомыслящему человеку, потому что никакого семени у жены не бывает. Но Священное Писание не ошибается, потому что Дева Мария бессеменно зачала и бессеменно родила ради нас и нашего ради спасения Сына Божия — Христа.
Божественный промысл и Божественная любовь долгое время ждали этого момента, когда в человеческом роде появится этот чистейший сосуд, достойный стать вместилищем самого Бога. Более 5000 лет, а может быть, и более прошло с момента греха Адама, как, наконец, в богоизбранном народе от престарелых и бесчадных родителей Иоакима и Анны родилась чистейшая отроковица Дева Мария. Божественный промысл многие тысячи лет ждал, когда можно исполнить это обетование. Важно иметь в виду, что рождение Девы Марии, которое мы празднуем сегодня, явилось совершенно исключительным и неповторимым событием в истории человеческого рода. Господь видел и знал по своему Божественному предвидению и всезнанию, что и в грядущих поколениях, и среди наших современников, и тех людей, которые будут жить после нас, никого не найдется в человеческом роде, кто мог бы сравниться с Богоматерью, кто мог бы сравниться с Девой Марией по ее необыкновенной чистоте, святости, целомудрию, смирению и многим другим добродетелям.
Рождение Богоматери, рождение Девы Марии было уникальным и неповторимым чудом, содействовать которому сподобились прославляемые ныне Её родители, как называет их Церковь, богоотцы Иоаким и Анна. Они были уже в преклонных годах, когда уже рождение детей было невозможно ни с какой стороны. Они были людьми благочестивыми, свято чтущими и соблюдающими все установления закона Божия. Они были богаты, жили в достатке, и от своих щедрот всегда уделяли одну треть доходов на храм, на содержание его. Другую треть доходов отдавали бедным и нищим людям. Себе же они позволяли пользоваться только одной третьей частью из всех средств и богатств, приходящих к ним. Нам бы с вами, дорогие братия и сестры, так делить свои доходы. И не будем прибедняться, что так мало мы с вами получаем, мало зарабатываем. Дело не в количестве, а в принципе, в отношении человека к тем благам, которые Господь посылает ему.
Тем не менее, эти благочестивые супруги Иоаким и Анна чрезвычайно переживали, потому что у них не было детей. Дорогие братия и сестры, надо отметить, что мы с вами, современные люди, не понимаем сейчас, в чем же скорбь, когда нет детей. Многие из нас, наверное 99% из 100 сказали бы: и слава Богу. Пожить бы в своё удовольствие, дети не будут мешать жизни. Дома тихо, поехать можешь, куда хочешь, в любой момент, пожить для себя, для своего удовольствия. Не так ли живет современное общество?
А вот тогда, дорогие братия и сестры, люди думали по-другому. Во-первых, все еврейские семьи были многодетны, потому что в рождении детей люди видели особое благословение Божие, и каждая семья надеялась, что тем самым она послужит скорейшему приходу в мир Мессии, потому что, может быть, именно их дети будут способствовать этому явлению в мир Мессии, Христа. Поэтому скорбь Иоакима и Анны была особо понятна для того времени.
И вот однажды произошло совершенно удручающее событие в их жизни. Иоаким, будучи благочестивым человеком, любящим храм, в один из праздников приходит в храм и приносит богатое приношение, а ветхозаветный священник не берёт этот дар, почитая за скверну. «Наверное, ты грешный человек, поскольку у тебя нет детей, поэтому и дар твой я не приму, боясь что тем самым прогневаю Бога».
Дорогие братия и сестры! Эти слова, которыми встретили его в храме, повергли его в такое сильное расстройство, что он не захотел даже возвращаться в свой дом, а ушел далеко в пустыню, где паслись стада его овец. Там он в течение 40 дней с особой горячей молитвой обращался к Богу и просил Его повторить в жизни то чудо, которое произошло в жизни их благочестивого праотца Авраама, когда он, будучи 90-летним, родил сына. Вот так дерзновенно молился Иоаким.
А Анна, его благочестивая супруга, видя, что муж не вернулся домой, понимала, что и она является причиной его скорби, потому что Ветхозаветный закон позволял совершенно спокойно разводиться с бесплодной женой. Это было в порядке вещей и служило убедительным аргументом к разводу. А Иоаким всю жизнь терпел благочестивую супругу рядом с собой, ни разу её ни в чём не упрекнул. Анна, конечно, тоже переживала, видя, что супруг не вернулся домой. Она чувствовала своим сердцем, что он переживает о их бесчадном кресте.
Однажды произошло такое интересное событие, которое её ввело в ещё большее расстройство. Она гуляла по своему саду и увидела птичье гнездо, где было много птенчиков, и все они радостно щебетали возле своей матери. Когда Анна увидела это птичье гнездо, где была эта семейная радость, она с тоскою обратилась к Богу: «Господи, и твари бессловесные наслаждаются счастьем материнства, семейным счастьем, одной ты мне, Господи, заключил утробу, и я не могу порадоваться и увидеть плод своего чрева». И в этот момент, наверное, предельной человеческой молитвы является к ней Ангел Господень и говорит: «Анна, услышана твоя молитва пред Богом, ты зачнёшь и родишь дочь, назовёшь её именем Мария, и она будет матерью Мессии».
Иоаким также удостоился явления Ангела, который повелел ему возвращаться из пустыни, идти в Иерусалим к Золотым воротам, через которые был вход в Иерусалимский храм и говорит: «Там найдешь ты свою жену, Анну, она там уже ждёт тебя».
Благочестивые супруги одновременно получили это благовестие Ангела о том, что оканчивается их скорбь. Действительно, по истечении положенного времени они сподобились принять на свои руки, родить Пречистую Преблагословенную Деву Марию.
И вот сегодня эта необычайная радость, которая вспоминается, прославляется в Церкви, потому что многие поколения, многие тысячи и миллионы людей ждали этого момента, когда окончится вражда между человеком и Богом, когда придёт Мессия, когда вновь возможно будет обрести спасение. Для этого необходимо было воплощение Сына Божия, а для Его воплощения необходимо было найти этот чистейший сосуд, в который Бог не погнушался бы снизойти и пребывать во время плодоношения и родиться через этот чистейший сосуд, которым стала Богоматерь.
Мы сегодня прославляем Её необыкновенную чистоту, святость, целомудрие. Мы прославляем Её сегодня, не только сравнивая с ангелами, а Церковь говорит, что Её святость выше святости всех ангелов. Мы прославляем Её, как честнейшую херувимов и славнейшую без сравнения серафимов. Смотрите, к этим словам мы привыкаем подчас, ежедневно их произнося, как Церковь сравнивает величие Божией Матери — «без сравнения с серафимами». Она превосходит их без всякого сравнения, без всякого сопоставления, а ведь серафимы предстоят самому Престолу Божию и непрестанно славословят Бога, взывая: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полны все небеса и земля величества славы Его». Божия Матерь, человек по своему существу, по своей природе, превзошла святостью небожителей и бесплотных херувимов и серафимов.
Сегодня праздник семейный, праздник деторождения и воспитания детей. Сегодня Церковь испытывает и чувствует особую любовь Богоматери, Её особую милость к нам, грешным, которая присутствует в день всякого Её праздника, а тем более, в такой светлый и радостный день Её земного рождения, начало Её жизни на земле. Сегодня Церковь говорит о том, что наши с вами молитвы, обращённые к Божией Матери, сегодня особенно дерзновенны, особенно доходчивы и особенно слышны Божией Матерью. Особенно молитвы материнские, молитвы родителей за своих чад, порой, чад непослушных, строптивых, развращенных, которые живут уже по законам мира сего, а не по законам жизни Евангельской. Сегодня Церковь даёт нам шанс вновь и вновь вознести родительскую молитву о наших чадах, чтобы молитвами Богоматери, чтобы Её необыкновенным покровом, заступлением и вразумлением вернулись они в ограду Церкви, вошли в неё, если никогда в ней не были, потому что только в этом смысл жизни и исполнение нашего родительского креста.
Мы с вами говорили о том, дорогие братия и сестры, что многочадие сейчас в нашем современном мире считается недоумением, считается не благословением Божиим, а наоборот, каким-то наказанием. Наказанием, потому что привыкли люди жить в своё удовольствие, эгоистически относиться к жизни. Они боятся детей, боятся рождения их и делают всё, чтобы этого не произошло, начиная от контрацепции, а где она не помогает – аборты. В результате получается, что у нас по статистике около 8 миллионов детей убивается во время абортов. Ежегодно! 8 миллионов! Гитлер за Великую Отечественную войну убил 20 миллионов, может, чуть больше в свете новых данных. 20 миллионов за 4 года или 8 — за один год. Ежегодно эта цифра продолжает расти.
Дорогие братия и сестры! О каком благополучии мы можем помыслить в общероссийском масштабе, о каком благополучии в каждой семье мы можем подумать, родители которых виновны в этих грехах – абортах. Ведь детские души их бессмертны. Они, не увидевшие Божий свет, стоят перед Богом! Помните, в апокалипсисе есть слова, которые мученики обращают ко Христу, а ведь нерождённые младенцы тоже мученики в полном смысле этого слова. Мученики, обращаясь ко Христу, говорят такие слова: «Доколе Ты, Владыко милостивый и праведный, не мстишь за кровь нашу, пролитую на земле».
Дорогие братия и сестры, дорогие родители! Те родители, которые повинны в этом, каждый день, всегда должны вспоминать, не просто на исповеди сказать когда-то один раз в жизни, покаяться в этом и всё – нет, каждый день в своей домашней молитве вспоминать, своими словами произносить: «Господи, помилуй меня и чад неродившихся» и поклончик земной сделать перед иконами по числу этих нерождённых детей. Только таким образом, через слёзную молитву матери Господь помилует и не допустит никаких последствий тогда, сказывающихся и на живых, на рождённых детях наших.
Дорогие братия и сестры! Это Ветхозаветное отношение к деторождению, как благословению Божию и наоборот, отсутствие детей как небесная кара за грехи — оно и в сегодняшней жизни проявляется. Проявляется ещё более автоматически, безусловно и без исключений, когда родители хотят и не имеют детей, тогда, когда они повинны во многих грехах, особенно грехах блудного сожительства до брака.
Сегодня в день этого торжества Церковного мы должны напомнить вновь и вновь нашей молодежи: бесследно эти грехи никогда не пройдут, независимо от того, юноша ты или девушка. Это непременно отразится на ваших детях, на вашем счастье и семье. Только слёзы покаяния перед Богом смывают этот грех и эти последствия. Поэтому, не шутите с огнём, не надо взрослеть прежде времени, это чрезвычайно опасно. Насколько это опасно, могут подсказать вам ваши старшие братья и сестры, ваши родители, ваши друзья. Когда многие семьи хотят иметь детей, а сами жили беззаконно, блудили, совершали аборты — и нет у них детей и не будет до тех пор, пока не будет слёз покаяния перед Богом, раскаяния и обещания впредь не повторять эти грехи. Когда будет это искреннее раскаяние, только тогда Господь даст детей и вернёт свое благословение таким семьям.
Поэтому, дорогие братия и сестры, будем всеми мерами, молитвой своей перед Богом беречь и сохранять свои семьи, воспитывать в страхе, благочестии и целомудрии своих детей, прививать им с детских лет, с молоком матери, и ещё нерождённым детям, которые находятся в утробе матери, эту любовь к Церкви, любовь к Богу, любовь к молитве. А когда ещё не рождённый ребёнок находится в утробе матери, души-то их соприкасаются ещё более явственно, чем души матери и рождённых детей, потому что там они рядышком, в одном организме, в одной утробе матери: и душа её, и душа младенца. Она всё слышит, видит, чувствует и впитывает в себя, находясь ещё во чреве матери. Поэтому Церковь призывает готовящихся стать матерями чаще причащаться, чаще молиться, чаще размышлять о Боге, чаще читать Евангелие, чтобы дитя просвещалось ещё в утробе матери. Тогда оно получит необходимую закалку и закваску, которую пронесёт через всю свою жизнь, и будет верным Богу в течение всей своей жизни.
Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы по молитвам Богоматери, чтобы Её покровом и заступлением Господь наши с вами семьи сохранил, укрепил, умудрил, чтобы они были счастливыми семьями, и мы в благочестии воспитывали своих детей. Аминь.
Предыдущая проповедь
14 сентября 2008
Следующая проповедь
28 сентября 2008
Все проповеди за 2008 год