Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Семи отроков Эфесских

Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день Православная Церковь предлагает нам несколько очень важных тем для нашего нравственного назидания и совершенствования в духовной жизни. Во-первых, сегодня в апостольском послании прозвучала мысль, что апостол Павел приводил в пример свою жизнь тем верующим, которым он писал своё послание и ко всем в Церкви, что он  никогда в своей жизни никому не был в тягость, не был ни у кого на иждивении и жил трудами своих рук.  Как известно из его жизни, апостол Павел плёл палатки, которые были востребованы при жарком климате и могли укрыть от палящего солнца. Вместе со своим последователем апостолом Акилой они плели эти палатки в течение всей своей жизни, продавая их, и тем самым кормились.

Дорогие братия и сестры. Для нас с вами это тоже прекрасное наставление, урок, чтобы и мы с вами не стыдились физической работы, несмотря на разное призвание, образование и статус. Труд не является грехом и никого он  не портит, и никому не вредит. Апостол Павел напоминает нам эту простую  истину.

Во-вторых, сегодня память о необыкновенных святых — семи отроках Эфесских. Они жили в этом славном городе в малой Азии во время правления императора Декия (Деция Траяна) в середине III-го века. Император Декий был яростным гонителем христиан и фанатичным почитателем идолов. В какой бы город он ни приезжал, все мероприятия, знакомство с городом, его жителями начинались с колоссальных жертвоприношений, когда сотни животных закалывались, и стоял смрад и дым от множества приносимых жертв животных. Все знатные жители города приглашались к участию в этих жертвоприношениях, и римская власть очень следила, скрупулезно и тщательно, чтобы никто не уклонился от участия в этих религиозных праздниках.

 В этом городе жили семь юношей. Один из них, Максимилиан, был сыном градоначальника города Эфеса, также и все остальные были известными в городе юношами, уважаемыми детьми знатных людей, происходившими из эфесской аристократии. История сохранила нам их имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин. Они были христианами и служили в императорском войске, уже получили воинские пояса как символ посвящения в воины. И время было при императоре Декии примерно такое же, как у нас в начале ХХ-го века после революции, когда все друг на друга доносили. Императору однажды донесли, что несколько юношей в его войске, приближенных и  обласканных им, не явились на жертвоприношения, тем более, что они являются сыновьями знатных жителей этого города. Декий пришел в ярость и приказал разыскать их. Они были представлены перед лицом императора и, конечно же, отказались участвовать в принесении этих языческих жертв, при этом обличали императора в нечестии. Декий, видя необыкновенную красоту, юность этих молодых юношей, сразу не казнил их, а дал время поразмыслить, сказав, что когда он приедет в следующий раз, тогда суд этот продолжится.

Юноши удалились в горы и там нашли пещеру, в которой пребывали в молитве и готовились к предстоящим страданиям, думая открыто, мужественно, дерзновенно исповедовать веру Христову. Но случилось по промыслу Божию так, что когда они пребывали в молитве, они уснули, и сон их длился очень много лет — более двухсот лет они проспали в этой пещере.

Приехав через какое-то время в Эфес, император Декий приказал найти и привести к нему юношей, однако их никто не мог найти. Тогда призвали родителей этих юношей, которые под страхом смерти рассказали, что, наверное, они скрываются в горах, где есть необитаемая пещера. И пошли туда, и нашли их спящими в этой пещере. Тогда по приказу Декия  замуровали каменной кладкой вход в эту пещеру. Двое тайных христиан, которые участвовали в этих каменных работах, вложили ларец с запиской, что эти юноши пострадали при императоре Декии и были заживо замурованы в этой пещере, исповедав имя Христово. 

Двести лет спустя случилось такое событие, что один человек именем Адолиос, которому принадлежала эта земля и гора, строил какую-то здание, и ему нужны были камни. Его слуги забрали камни от входа, которым была закрыта пещера, и образовалось некое отверстие, реальное для прохода человека.

В этот момент Господь оживил отроков. Юноши проснулись, проголодались после такого длительного сна, не подозревая, что проспали двести лет, и послали одного из них именем Иамвлих за хлебом в город. Они дали ему один сребреник и попросили побольше купить хлеба, потому что проголодались. Придя в город Эфес, юноша поразился, увидев над воротами Крест Животворящий. Только вчера ещё ему казалось, что немыслимо было увидеть знамение креста в этом городе. Вдруг он услышал голос людей, которые клялись именем Христа и призывали Его в своих молитвах. В недоумении он пошёл к другим воротам Эфеса и там снова увидел крест над входом в город. Вернувшись в город, он, наконец, видит, что люди уже ходят в других одеждах. Юноша упорно ищет своих знакомых, может быть, своих родителей, но безрезультатно — нет ни одного знакомого человека. Тогда он идёт на рынок, протягивает свою монету и просит дать ему побольше хлеба. Продавец с недоумением взял его монету и  стал призывать других купцов, показывая им монету эпохи императора Декия, которых уже никто не помнит. Ситуация, схожая с той, допустим, когда сейчас кто-нибудь из домашней коллекции прабабушки достанет монеты со времен Хрущёва или Брежнева. Да уже мало кто и помнит, сколько раз менялись деньги за наше прошлое советское время.

И тогда жители этого города схватили юношу. Наверное, они подумали, что он нашёл клад: «Давай, делись, а то мы тебя привлечём к ответственности или в полицию сдадим». Эта весть дошла до епископа Стефана, который был в этом городе, и до градоначальника. Когда они призвали этого юношу, он с недоумением рассказал им историю, что они скрывались в пещере от гонений при императоре Декии и спросил, кто же сейчас правит?  Ему сказали, что правит благочестивый царь Феодосий младший, и вера Православная распространяется по всей Византийской империи. Юноша привел епископа и градоначальника к пещере, и там они нашли прочих юношей. Вскоре эта весть о воскресении семи юношей дошла до императора Феодосия. Он из Константинополя прибыл в Эфес и в течение недели каждый день беседовал с этими юношами. А затем они снова как бы стали клониться ко сну и уснули уже окончательно, придав души свои в руки Божии до второго и славного Его пришествия.

Это чудо воскрешения юношей, семи отроков эфесских, было необходимо в эпоху императора Феодосия младшего, потому что уже тогда появились еретики, которые учили, что никакого воскресения мёртвых быть не может, и душа человеческая смертна. Такие учения, которые были среди саддукеев в иудейском обществе, распространялись по лицу Византийской империи и приводили к страшным вещам. Потому что представьте, если бы сейчас народу сказать, что воскресения мёртвых нет, жизнь ценна только эта. Следовательно, что тогда делать надо – есть, пить, веселиться и брать от жизни всё. Или, если душа человеческая не бессмертна. И все, наступит конец всякой и религиозной жизни, и духовной жизни. Бога нет, и мне всё позволено. И такие тенденции распространялись уже в эпоху Феодосия в середине IV-го века. И поэтому так Господь управил, чтобы воскрешением этих юношей доказать современникам тех людей и нам с вами, явить такое сильнейшее доказательство и пример, как будет происходить воскрешение мёртвых всесильной, животворящей благодатью и силой Божией. Для этой Божественной силы не существует никаких  преград и препятствий, независимо от того, сколько тысячелетий прошло с кончины человека, остался  прах или ничего не осталось в месте его погребения — для Бога это не имеет никакого значения, потому что перед Его Всемогуществом ничто не может устоять и составить какую-нибудь преграду. Поэтому эфесские отроки укрепляют веру нашу с вами в воскресение мёртвых. Этим исповедованием веры оканчивается Никео-Цареградский Символ веры: «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Этими самыми победоносными словами оканчиваем мы свои самые сакральные, главные слова, которыми выражаем веру в Триединого Бога.

Между прочем, существует благочестивая традиция, когда этим семи отрокам молятся родители, когда маленькие детки не спят. Есть такая молитва на неспящего младенца в требнике, когда младенцы день с ночью перепутают. Сейчас как-то родители не просят, не прибегают к такой молитве, потому что, наверное, сами любят поспать и такой проблемы у них не существует. Может, люди обходятся другими средствами: снотворных таблеток надают и прочее. А раньше всё происходило с доверием Богу. Отрокам помолятся, и младенцы уже в том режиме живут, в котором положено и полезно для их здравия.

Дорогие братия и сестры. Ещё несколько минут мы должны с вами остановиться на евангельском чтении от Матфея, которое сегодня, в этот воскресный день, мы слышали. Это Евангелие об исцелении бесноватого отрока, которого привели ко Христу, когда Он сходил с горы Преображения. Господь, когда только ступил на землю, увидел скопление людей, учеников, своих апостолов, которые пребывали в каком-то смущенном состоянии. Это молчание прервал отец одного несчастного отрока, который подошёл к Нему, кланялся и произнёс: «Учитель! я привёл к Тебе сына моего, одержимого духом немым; где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк. 9; 17-18). «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9; 22).

Эти слова «если что можешь» продиктованы исключительно маловерием. «Если что можешь, ну сделай хоть что-нибудь». Ведь Господь творил чудеса, только опираясь на веру людей, приходящих к Нему. И Он ответил: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9; 23). И этот отец несчастного отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9; 24). Из глубины своей души он откровенно сказал, что можно перевести эти слова так: «хочу верить, Господи. Помоги мне обрести ту веру, преодолеть своё маловерие».

Господь сказал: «приведите его ко Мне», и несколько мужчин привели несчастного отрока насильно ко Христу. В этот момент у юноши случился страшный припадок, и Господь изгнал из него духа нечистого, и он сделался как мёртвый после этого чудесного исцеления. Затем Господь, взяв его за руку, поднял его и отдал отцу.

И тогда апостолы приступили ко Христу и спрашивали Его, почему они не могли изгнать этого беса и исцелить отрока. Господь ответил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9;29).

Дорогие братия и сестры. И в нашей духовной жизни так бывает, что когда мы молимся, просим о чём-то Господа, не получаем просимое, не меняются обстоятельства нашей жизни. Почему так бывает? По неверию вашему. Господь и о нашей с вами жизни, о такой греховной ситуации сказал: «по неверию вашему» (Мф. 17;20). Потому что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Господь творит чудеса, опираясь на веру приходящих к нему людей. И эта вера, укоренённая в молитве и посте, требуется и для человека, который обращается с молитвой к Богу, и от человека, который ищет и просит этого Божественного благодеяния, потому что это два необходимых условия, когда Господь слышит молитвы человеческие.

Надо сказать, что пост посту рознь. Постятся люди из разных соображений. Если пост не религиозный, пост для здоровья, откройте справочники, которые так любят иногда многие женщины. Всякие диеты: и французские, и непонятно какие — и на фруктах, и на соках, и на тониках, и на прочих продуктах. Причем интересно понаблюдать за этими диетами: там то ничего не едят, то потом снова от живота наедаются, и при этом ещё стараются не располнеть.  Главная проблема не в том, чтобы перейти на пост и так скромно питаться, а чтобы есть всё самое вкусное, цельное, калорийное, но при этом так ухитриться, такое сочетание найти, такое меню, чтобы фигура не располнела, и человек не потерял своей привлекательности и стройности. Это с духовной точки зрения жизни – извращение, когда подменяются понятия.

 Пост существует и в других конфессиях, например, у буддистов. Но там этот пост ничего не даёт человеку. Хоть он даёт мнимое бесстрастие и победу над многими грехами, но зреет самое главное — страсть гордыни, которая укрепляет человека в собственной значимости и исключительности, что человек достиг всего сам, стал в буддизме брахманом или ещё кем-то. И эта гордыня — как квинтэссенция всех страстей человеческих, она уводит человека от Бога. Сколько мы и как мы постимся и молимся в жизни, чтобы противостоять миру злых демонов? Пусть каждый ответит сам для себя. Но если мы чистосердечно обратимся к своей совести, то увидим своё глубокое несовершенство, поймём, что в сутки молитва у нас или всего несколько минут занимает, или её вообще нет, совершенно.

Потому что утром мы спешим, хотим до последнего поспать. Переводим будильник на полчаса или на пятнадцать минут попозже, схватим бутербродик с собой – и всё. А вечером уже измождены после различных мероприятий: Ладожского озера, грибов, ещё чего-то и всё — сил больше нет. Поклон в одну кровать, и молитвы тоже нет. Поститься современный человек тоже не любит, да и современники Христа не любили, наверное, этого делать. Поэтому Господь и сказал, упрекнув Его современников, что этот род изгоняется только молитвой и постом.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, любим поесть. К сожалению, страсть чревоугодия -это всеобщая страсть, и современные условия жизни позволяют это делать: и супермаркеты работают, и товары такие вам поставят прямо при входе, чтобы обратили внимание, и на копейку подешевле сделают, и замаскируют там две цены, а на кассе третья вылезет. Всё это бывает сплошь и рядом. Ушли те времена, когда нечего было есть. Слава тебе, Господи. А помните те времена, когда по талонам все отоваривались? В советское время ведь ничего не было в магазинах. Может быть, и полезно было это для людей тогда. Может, чревоугодия меньше было.

Дорогие братия и сестры. Можно все это с долей иронии, с шуткой говорить, но духовной жизни не бывает без молитвы и поста.

И следующий аргумент — скорбь отца, приведшего больного сына, единственного, который был страшно болен беснованием. И это беснование придавало ему необыкновенные физические страдания. В Евангелии сказано, что в новолуние бес на него набрасывался и причинял ещё большие страдания.

Братия и сестры, с новолунием беснование связано лишь косвенным образом, никакой прямой связи нет. Луна влияет только на морские приливы и отливы. Иногда наивные люди огурцы сажают по лунному календарю, думают, что лучше приживётся и поливать меньше надо. Это всё деревенские бабьи предрассудки. На самом деле, бесы маскируются под внешние обстоятельства, например, под новолуние, ещё на какое-нибудь природное явление, которые якобы усиливают состояние здоровья человека. Бесы прячутся. Это их прямая сущность, чтобы скрыть своё воздействие на человека.

Скорбь этого отца состояла в том, что сын его жестоко страдал. Его бросало то в огонь, то в воду.

Дорогие братия и сестры, давайте мы отложим в сторону этот вопрос беснования и посмотрим на наших детей. Где мы с вами найдём таких счастливых родителей, которые были бы довольны и счастливы поведением своих взрослых детей? Увы. Если попросить вас поднять руки, кто такой счастливый человек, у которого дети примерные и послушные, радость и утешение в жизни. Да кто поднимет то? Нет. Глазки опускаются всё ниже  и ниже. А кто же виноват в том, что детей бросает то в огонь, то в воду? А виноваты мы с вами, потому что, как правило, взирая на нашу жизнь, дети творят то же самое. Какие характерные вещи или какие ошибки они повторяют? Если у родителей были блудные грехи, или начинали жить до регистрации брака, или второй, а то и третий брак. Когда второй и третий, значит, период любовных похождений до прихода в ЗАГС длился какое-то время. И смотришь, и дети поступают точно так же. Они живут так и говорят: «Мама, а что я делаю особенного, так весь мир живёт». Все подруги так живут и хотят пораньше повзрослеть, и ломают себе жизни, и судьбы калечат, и теряют, так сказать, за чечевичную похлёбку и красоту, и целомудрие, и остаются пустыми и никчемными, никому не нужными потом, потому что всё самое ценное, что дал им Бог, что сохранил Адам после грехопадения, они теряют через своё неудержимое стремление ко взрослой и, конечно же, греховной жизни. Как нам надо крепко молиться за наших детей, чтобы Господь удержал их от этого раннего взросления. Должна быть непреклонная родительская воля к тому, чтобы отслеживать каждый шаг наших детей, чтобы их местонахождение было известно каждую минуту, как по навигатору со спутника. Чтобы  жёстко отслеживать где они, с кем они, чтобы не было никакой свободы, несмотря даже на возраст в двадцать-двадцать пять лет. Это ещё незрелые  дети, которые только что вышли из детского сада, несмотря на сорок пятый размер обуви.

Дорогие братия и сестры. Родительская скорбь, которая представлена в этом Евангелии, так важна и своевременна, что сразу три евангелиста: Матфей, Марк и Лука передают в своих Евангелиях об этом чуде, которое совершил Господь, исцелив бесноватого отрока. И будем молиться Господу, чтобы наши дети не были беснуемы обычаями этого развращенного мира, чтобы их не бросало ни в огонь, ни в воду, а чтобы они вели христианскую, добродетельную и целомудренную жизнь. Аминь.

17 августа 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день Православная Церковь предлагает нам несколько очень важных тем для нашего нравственного назидания и совершенствования в духовной жизни. Во-первых, сегодня в апостольском послании прозвучала мысль, что апостол Павел приводил в пример свою жизнь тем верующим, которым он писал своё послание и ко всем в Церкви, что он  никогда в своей жизни никому не был в тягость, не был ни у кого на иждивении и жил трудами своих рук.  Как известно из его жизни, апостол Павел плёл палатки, которые были востребованы при жарком климате и могли укрыть от палящего солнца. Вместе со своим последователем апостолом Акилой они плели эти палатки в течение всей своей жизни, продавая их, и тем самым кормились.

Дорогие братия и сестры. Для нас с вами это тоже прекрасное наставление, урок, чтобы и мы с вами не стыдились физической работы, несмотря на разное призвание, образование и статус. Труд не является грехом и никого он  не портит, и никому не вредит. Апостол Павел напоминает нам эту простую  истину.

Во-вторых, сегодня память о необыкновенных святых — семи отроках Эфесских. Они жили в этом славном городе в малой Азии во время правления императора Декия (Деция Траяна) в середине III-го века. Император Декий был яростным гонителем христиан и фанатичным почитателем идолов. В какой бы город он ни приезжал, все мероприятия, знакомство с городом, его жителями начинались с колоссальных жертвоприношений, когда сотни животных закалывались, и стоял смрад и дым от множества приносимых жертв животных. Все знатные жители города приглашались к участию в этих жертвоприношениях, и римская власть очень следила, скрупулезно и тщательно, чтобы никто не уклонился от участия в этих религиозных праздниках.

 В этом городе жили семь юношей. Один из них, Максимилиан, был сыном градоначальника города Эфеса, также и все остальные были известными в городе юношами, уважаемыми детьми знатных людей, происходившими из эфесской аристократии. История сохранила нам их имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин. Они были христианами и служили в императорском войске, уже получили воинские пояса как символ посвящения в воины. И время было при императоре Декии примерно такое же, как у нас в начале ХХ-го века после революции, когда все друг на друга доносили. Императору однажды донесли, что несколько юношей в его войске, приближенных и  обласканных им, не явились на жертвоприношения, тем более, что они являются сыновьями знатных жителей этого города. Декий пришел в ярость и приказал разыскать их. Они были представлены перед лицом императора и, конечно же, отказались участвовать в принесении этих языческих жертв, при этом обличали императора в нечестии. Декий, видя необыкновенную красоту, юность этих молодых юношей, сразу не казнил их, а дал время поразмыслить, сказав, что когда он приедет в следующий раз, тогда суд этот продолжится.

Юноши удалились в горы и там нашли пещеру, в которой пребывали в молитве и готовились к предстоящим страданиям, думая открыто, мужественно, дерзновенно исповедовать веру Христову. Но случилось по промыслу Божию так, что когда они пребывали в молитве, они уснули, и сон их длился очень много лет — более двухсот лет они проспали в этой пещере.

Приехав через какое-то время в Эфес, император Декий приказал найти и привести к нему юношей, однако их никто не мог найти. Тогда призвали родителей этих юношей, которые под страхом смерти рассказали, что, наверное, они скрываются в горах, где есть необитаемая пещера. И пошли туда, и нашли их спящими в этой пещере. Тогда по приказу Декия  замуровали каменной кладкой вход в эту пещеру. Двое тайных христиан, которые участвовали в этих каменных работах, вложили ларец с запиской, что эти юноши пострадали при императоре Декии и были заживо замурованы в этой пещере, исповедав имя Христово. 

Двести лет спустя случилось такое событие, что один человек именем Адолиос, которому принадлежала эта земля и гора, строил какую-то здание, и ему нужны были камни. Его слуги забрали камни от входа, которым была закрыта пещера, и образовалось некое отверстие, реальное для прохода человека.

В этот момент Господь оживил отроков. Юноши проснулись, проголодались после такого длительного сна, не подозревая, что проспали двести лет, и послали одного из них именем Иамвлих за хлебом в город. Они дали ему один сребреник и попросили побольше купить хлеба, потому что проголодались. Придя в город Эфес, юноша поразился, увидев над воротами Крест Животворящий. Только вчера ещё ему казалось, что немыслимо было увидеть знамение креста в этом городе. Вдруг он услышал голос людей, которые клялись именем Христа и призывали Его в своих молитвах. В недоумении он пошёл к другим воротам Эфеса и там снова увидел крест над входом в город. Вернувшись в город, он, наконец, видит, что люди уже ходят в других одеждах. Юноша упорно ищет своих знакомых, может быть, своих родителей, но безрезультатно — нет ни одного знакомого человека. Тогда он идёт на рынок, протягивает свою монету и просит дать ему побольше хлеба. Продавец с недоумением взял его монету и  стал призывать других купцов, показывая им монету эпохи императора Декия, которых уже никто не помнит. Ситуация, схожая с той, допустим, когда сейчас кто-нибудь из домашней коллекции прабабушки достанет монеты со времен Хрущёва или Брежнева. Да уже мало кто и помнит, сколько раз менялись деньги за наше прошлое советское время.

И тогда жители этого города схватили юношу. Наверное, они подумали, что он нашёл клад: «Давай, делись, а то мы тебя привлечём к ответственности или в полицию сдадим». Эта весть дошла до епископа Стефана, который был в этом городе, и до градоначальника. Когда они призвали этого юношу, он с недоумением рассказал им историю, что они скрывались в пещере от гонений при императоре Декии и спросил, кто же сейчас правит?  Ему сказали, что правит благочестивый царь Феодосий младший, и вера Православная распространяется по всей Византийской империи. Юноша привел епископа и градоначальника к пещере, и там они нашли прочих юношей. Вскоре эта весть о воскресении семи юношей дошла до императора Феодосия. Он из Константинополя прибыл в Эфес и в течение недели каждый день беседовал с этими юношами. А затем они снова как бы стали клониться ко сну и уснули уже окончательно, придав души свои в руки Божии до второго и славного Его пришествия.

Это чудо воскрешения юношей, семи отроков эфесских, было необходимо в эпоху императора Феодосия младшего, потому что уже тогда появились еретики, которые учили, что никакого воскресения мёртвых быть не может, и душа человеческая смертна. Такие учения, которые были среди саддукеев в иудейском обществе, распространялись по лицу Византийской империи и приводили к страшным вещам. Потому что представьте, если бы сейчас народу сказать, что воскресения мёртвых нет, жизнь ценна только эта. Следовательно, что тогда делать надо – есть, пить, веселиться и брать от жизни всё. Или, если душа человеческая не бессмертна. И все, наступит конец всякой и религиозной жизни, и духовной жизни. Бога нет, и мне всё позволено. И такие тенденции распространялись уже в эпоху Феодосия в середине IV-го века. И поэтому так Господь управил, чтобы воскрешением этих юношей доказать современникам тех людей и нам с вами, явить такое сильнейшее доказательство и пример, как будет происходить воскрешение мёртвых всесильной, животворящей благодатью и силой Божией. Для этой Божественной силы не существует никаких  преград и препятствий, независимо от того, сколько тысячелетий прошло с кончины человека, остался  прах или ничего не осталось в месте его погребения — для Бога это не имеет никакого значения, потому что перед Его Всемогуществом ничто не может устоять и составить какую-нибудь преграду. Поэтому эфесские отроки укрепляют веру нашу с вами в воскресение мёртвых. Этим исповедованием веры оканчивается Никео-Цареградский Символ веры: «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Этими самыми победоносными словами оканчиваем мы свои самые сакральные, главные слова, которыми выражаем веру в Триединого Бога.

Между прочем, существует благочестивая традиция, когда этим семи отрокам молятся родители, когда маленькие детки не спят. Есть такая молитва на неспящего младенца в требнике, когда младенцы день с ночью перепутают. Сейчас как-то родители не просят, не прибегают к такой молитве, потому что, наверное, сами любят поспать и такой проблемы у них не существует. Может, люди обходятся другими средствами: снотворных таблеток надают и прочее. А раньше всё происходило с доверием Богу. Отрокам помолятся, и младенцы уже в том режиме живут, в котором положено и полезно для их здравия.

Дорогие братия и сестры. Ещё несколько минут мы должны с вами остановиться на евангельском чтении от Матфея, которое сегодня, в этот воскресный день, мы слышали. Это Евангелие об исцелении бесноватого отрока, которого привели ко Христу, когда Он сходил с горы Преображения. Господь, когда только ступил на землю, увидел скопление людей, учеников, своих апостолов, которые пребывали в каком-то смущенном состоянии. Это молчание прервал отец одного несчастного отрока, который подошёл к Нему, кланялся и произнёс: «Учитель! я привёл к Тебе сына моего, одержимого духом немым; где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк. 9; 17-18). «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9; 22).

Эти слова «если что можешь» продиктованы исключительно маловерием. «Если что можешь, ну сделай хоть что-нибудь». Ведь Господь творил чудеса, только опираясь на веру людей, приходящих к Нему. И Он ответил: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9; 23). И этот отец несчастного отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9; 24). Из глубины своей души он откровенно сказал, что можно перевести эти слова так: «хочу верить, Господи. Помоги мне обрести ту веру, преодолеть своё маловерие».

Господь сказал: «приведите его ко Мне», и несколько мужчин привели несчастного отрока насильно ко Христу. В этот момент у юноши случился страшный припадок, и Господь изгнал из него духа нечистого, и он сделался как мёртвый после этого чудесного исцеления. Затем Господь, взяв его за руку, поднял его и отдал отцу.

И тогда апостолы приступили ко Христу и спрашивали Его, почему они не могли изгнать этого беса и исцелить отрока. Господь ответил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9;29).

Дорогие братия и сестры. И в нашей духовной жизни так бывает, что когда мы молимся, просим о чём-то Господа, не получаем просимое, не меняются обстоятельства нашей жизни. Почему так бывает? По неверию вашему. Господь и о нашей с вами жизни, о такой греховной ситуации сказал: «по неверию вашему» (Мф. 17;20). Потому что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Господь творит чудеса, опираясь на веру приходящих к нему людей. И эта вера, укоренённая в молитве и посте, требуется и для человека, который обращается с молитвой к Богу, и от человека, который ищет и просит этого Божественного благодеяния, потому что это два необходимых условия, когда Господь слышит молитвы человеческие.

Надо сказать, что пост посту рознь. Постятся люди из разных соображений. Если пост не религиозный, пост для здоровья, откройте справочники, которые так любят иногда многие женщины. Всякие диеты: и французские, и непонятно какие — и на фруктах, и на соках, и на тониках, и на прочих продуктах. Причем интересно понаблюдать за этими диетами: там то ничего не едят, то потом снова от живота наедаются, и при этом ещё стараются не располнеть.  Главная проблема не в том, чтобы перейти на пост и так скромно питаться, а чтобы есть всё самое вкусное, цельное, калорийное, но при этом так ухитриться, такое сочетание найти, такое меню, чтобы фигура не располнела, и человек не потерял своей привлекательности и стройности. Это с духовной точки зрения жизни – извращение, когда подменяются понятия.

 Пост существует и в других конфессиях, например, у буддистов. Но там этот пост ничего не даёт человеку. Хоть он даёт мнимое бесстрастие и победу над многими грехами, но зреет самое главное — страсть гордыни, которая укрепляет человека в собственной значимости и исключительности, что человек достиг всего сам, стал в буддизме брахманом или ещё кем-то. И эта гордыня — как квинтэссенция всех страстей человеческих, она уводит человека от Бога. Сколько мы и как мы постимся и молимся в жизни, чтобы противостоять миру злых демонов? Пусть каждый ответит сам для себя. Но если мы чистосердечно обратимся к своей совести, то увидим своё глубокое несовершенство, поймём, что в сутки молитва у нас или всего несколько минут занимает, или её вообще нет, совершенно.

Потому что утром мы спешим, хотим до последнего поспать. Переводим будильник на полчаса или на пятнадцать минут попозже, схватим бутербродик с собой – и всё. А вечером уже измождены после различных мероприятий: Ладожского озера, грибов, ещё чего-то и всё — сил больше нет. Поклон в одну кровать, и молитвы тоже нет. Поститься современный человек тоже не любит, да и современники Христа не любили, наверное, этого делать. Поэтому Господь и сказал, упрекнув Его современников, что этот род изгоняется только молитвой и постом.

Мы с вами, дорогие братия и сестры, любим поесть. К сожалению, страсть чревоугодия -это всеобщая страсть, и современные условия жизни позволяют это делать: и супермаркеты работают, и товары такие вам поставят прямо при входе, чтобы обратили внимание, и на копейку подешевле сделают, и замаскируют там две цены, а на кассе третья вылезет. Всё это бывает сплошь и рядом. Ушли те времена, когда нечего было есть. Слава тебе, Господи. А помните те времена, когда по талонам все отоваривались? В советское время ведь ничего не было в магазинах. Может быть, и полезно было это для людей тогда. Может, чревоугодия меньше было.

Дорогие братия и сестры. Можно все это с долей иронии, с шуткой говорить, но духовной жизни не бывает без молитвы и поста.

И следующий аргумент — скорбь отца, приведшего больного сына, единственного, который был страшно болен беснованием. И это беснование придавало ему необыкновенные физические страдания. В Евангелии сказано, что в новолуние бес на него набрасывался и причинял ещё большие страдания.

Братия и сестры, с новолунием беснование связано лишь косвенным образом, никакой прямой связи нет. Луна влияет только на морские приливы и отливы. Иногда наивные люди огурцы сажают по лунному календарю, думают, что лучше приживётся и поливать меньше надо. Это всё деревенские бабьи предрассудки. На самом деле, бесы маскируются под внешние обстоятельства, например, под новолуние, ещё на какое-нибудь природное явление, которые якобы усиливают состояние здоровья человека. Бесы прячутся. Это их прямая сущность, чтобы скрыть своё воздействие на человека.

Скорбь этого отца состояла в том, что сын его жестоко страдал. Его бросало то в огонь, то в воду.

Дорогие братия и сестры, давайте мы отложим в сторону этот вопрос беснования и посмотрим на наших детей. Где мы с вами найдём таких счастливых родителей, которые были бы довольны и счастливы поведением своих взрослых детей? Увы. Если попросить вас поднять руки, кто такой счастливый человек, у которого дети примерные и послушные, радость и утешение в жизни. Да кто поднимет то? Нет. Глазки опускаются всё ниже  и ниже. А кто же виноват в том, что детей бросает то в огонь, то в воду? А виноваты мы с вами, потому что, как правило, взирая на нашу жизнь, дети творят то же самое. Какие характерные вещи или какие ошибки они повторяют? Если у родителей были блудные грехи, или начинали жить до регистрации брака, или второй, а то и третий брак. Когда второй и третий, значит, период любовных похождений до прихода в ЗАГС длился какое-то время. И смотришь, и дети поступают точно так же. Они живут так и говорят: «Мама, а что я делаю особенного, так весь мир живёт». Все подруги так живут и хотят пораньше повзрослеть, и ломают себе жизни, и судьбы калечат, и теряют, так сказать, за чечевичную похлёбку и красоту, и целомудрие, и остаются пустыми и никчемными, никому не нужными потом, потому что всё самое ценное, что дал им Бог, что сохранил Адам после грехопадения, они теряют через своё неудержимое стремление ко взрослой и, конечно же, греховной жизни. Как нам надо крепко молиться за наших детей, чтобы Господь удержал их от этого раннего взросления. Должна быть непреклонная родительская воля к тому, чтобы отслеживать каждый шаг наших детей, чтобы их местонахождение было известно каждую минуту, как по навигатору со спутника. Чтобы  жёстко отслеживать где они, с кем они, чтобы не было никакой свободы, несмотря даже на возраст в двадцать-двадцать пять лет. Это ещё незрелые  дети, которые только что вышли из детского сада, несмотря на сорок пятый размер обуви.

Дорогие братия и сестры. Родительская скорбь, которая представлена в этом Евангелии, так важна и своевременна, что сразу три евангелиста: Матфей, Марк и Лука передают в своих Евангелиях об этом чуде, которое совершил Господь, исцелив бесноватого отрока. И будем молиться Господу, чтобы наши дети не были беснуемы обычаями этого развращенного мира, чтобы их не бросало ни в огонь, ни в воду, а чтобы они вели христианскую, добродетельную и целомудренную жизнь. Аминь.

Предыдущая проповедь

17 августа 2014

Слово о 7-ми отроках Эфесских
Следующая проповедь

28 августа 2014

Слово на праздник Успения Пресвятой Богородицы
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00