Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«…Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11:11), — такие слова о Великом Пророке Предтече и Крестителе Господнем Иоанне сказал Иисус Христос. На многоярусных иконостасах мы можем увидеть чуть выше Царских врат икону Спасителя, с правой и с левой стороны которой в молитвенном положении две фигуры: Пречистой Девы Марии и Иоанна Крестителя. Это молитвенное изображение называется «δέησις», что в переводе с греческого означает «моление». Церковь показывает нам, что выше всех в Царствии Небесном, выше ангелов и всех святых — Пречистая Богоматерь, потому что она находится справа от Спасителя. А слева — тот человек, который сподобился своей рукой коснуться главы Христа и погрузить Его в священные воды реки Иордан.
Святой Иоанн Креститель проповедовал крещение покаяния, то есть призывал людей изменить свою жизнь. И после исповедания грехов, людей «крестили», то есть в знак очищения погружали в воды реки Иордан. Они исповедовали свои грехи и обещали исправить жизнь свою.
Иоанн Предтеча обращал к иудейскому народу своё суровое слово, призывал к нравственности и доброделанию. Он говорит им такие слова: «не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9). А в приложении к нам они созвучны: не думайте, что вы – члены Церкви и спасение вам гарантированно. Человек, который ничего не делает в нравственном плане, не меняет своей жизни, не может наследовать вечности и спасения. Иоанн Креститель предупреждает и нас об этом.
Иисус Христос тоже приходит на Иордан. Он не имел никакой нужды в покаянии, в очищении от грехов, но Он приходит ради нас и ради нашего спасения, подчеркивая, какое важнейшее значение для нашей христианской жизни имеет покаяние и крещение. Иоанново крещение отличалось от новозаветного Таинства, которое Христос установил уже после Своего Воскресения.
Господь приходит на Иордан для того, чтобы совершить подвиг нашего искупления. Но когда Господь взял на себя грехи всего рода человеческого? Взятие грехов всего мира произошло именно в момент погружения Его Пречистого Тела в священные воды Иордана. Мы знаем, что человек более чем на 80% состоит из воды. Приходя на Иордан и погружаясь в эти Священные воды, Иисус освящает все творение, весь космос, который поражен грехом Адама и последствиями отпадения от Бога. Водная стихия, как основная материя всего мироздания, освящается в соприкосновении с Сыном Божиим, Который воплотился и стал Человеком.
Ученые говорят, что молекулы замерзшей Святой воды выстраиваются интереснейшим образом и представляют собой красивейшие кристаллы, которых не имеет обычная вода. Святая вода пронизана Божественной энергией. Мы можем представить, какое изменение происходит в нас, когда мы эту Святую воду потребляем.
Это благодатное присутствие Божества в материи совершенно чудесно. Об этом присутствии благодати в мире знает наша Священная история. Мы можем вспомнить удивительные примеры того, как одна тень апостола Петра исцеляла больных, как платки или какие-то веревки, которые использовал в одежде апостол Павел, даровали исцеление безнадежно больным. Мы знаем из Евангелия, как одна больная женщина прикоснулась к краю одежды Спасителя и мгновенно получила исцеление. Мы знаем, какую благодать имеют чудотворные иконы, какую силу имеют мощи святых. При соприкосновении с этими святынями многие люди по вере своей получают мгновенное исцеление. Если это незаметно проходит мимо нас, то причина состоит в нас самих, в нашем маловерии и теплохладности к Богу.
Чем же мы отвечаем Богу на это приближение Его к нам? Интересный момент можно увидеть в событии крещения Христа, когда народ вслед за Иоанном получил свидетельство о том, что Иисус — Сын Божий, и Дух Святой видимым образом сошел на Него. Что произошло после? Народ никак не отреагировал, ни один из евангелистов не говорит, что толпы народа пошли потом за Христом, все уверовали в Него. Этот грустный момент есть в Крещении так же, как и в Рождении Иисуса в Вифлееме. И мы знаем, что духовная жизнь в людях идет путем деградации и уменьшения верующих во Христа как Бога. В Евангелии есть такие грустные слова Христа: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Ученики видели порой безразличие народа к своему Учителю, видели, как мало следует за Ним. И Господь спрашивал их иногда: «не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). Апостол Петр от лица всех других сказал: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).
Дай Бог, чтобы примеры присутствия благодати Божией среди нас удерживали нас в верности и любви к Иисусу Христу, пришедшему на Иордан креститься ради нашего с вами спасения. Христос с нами во все дни до скончания века (см. Мф. 28:20).
Аминь.
20 января 2019
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«…Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11:11), — такие слова о Великом Пророке Предтече и Крестителе Господнем Иоанне сказал Иисус Христос. На многоярусных иконостасах мы можем увидеть чуть выше Царских врат икону Спасителя, с правой и с левой стороны которой в молитвенном положении две фигуры: Пречистой Девы Марии и Иоанна Крестителя. Это молитвенное изображение называется «δέησις», что в переводе с греческого означает «моление». Церковь показывает нам, что выше всех в Царствии Небесном, выше ангелов и всех святых — Пречистая Богоматерь, потому что она находится справа от Спасителя. А слева — тот человек, который сподобился своей рукой коснуться главы Христа и погрузить Его в священные воды реки Иордан.
Святой Иоанн Креститель проповедовал крещение покаяния, то есть призывал людей изменить свою жизнь. И после исповедания грехов, людей «крестили», то есть в знак очищения погружали в воды реки Иордан. Они исповедовали свои грехи и обещали исправить жизнь свою.
Иоанн Предтеча обращал к иудейскому народу своё суровое слово, призывал к нравственности и доброделанию. Он говорит им такие слова: «не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9). А в приложении к нам они созвучны: не думайте, что вы – члены Церкви и спасение вам гарантированно. Человек, который ничего не делает в нравственном плане, не меняет своей жизни, не может наследовать вечности и спасения. Иоанн Креститель предупреждает и нас об этом.
Иисус Христос тоже приходит на Иордан. Он не имел никакой нужды в покаянии, в очищении от грехов, но Он приходит ради нас и ради нашего спасения, подчеркивая, какое важнейшее значение для нашей христианской жизни имеет покаяние и крещение. Иоанново крещение отличалось от новозаветного Таинства, которое Христос установил уже после Своего Воскресения.
Господь приходит на Иордан для того, чтобы совершить подвиг нашего искупления. Но когда Господь взял на себя грехи всего рода человеческого? Взятие грехов всего мира произошло именно в момент погружения Его Пречистого Тела в священные воды Иордана. Мы знаем, что человек более чем на 80% состоит из воды. Приходя на Иордан и погружаясь в эти Священные воды, Иисус освящает все творение, весь космос, который поражен грехом Адама и последствиями отпадения от Бога. Водная стихия, как основная материя всего мироздания, освящается в соприкосновении с Сыном Божиим, Который воплотился и стал Человеком.
Ученые говорят, что молекулы замерзшей Святой воды выстраиваются интереснейшим образом и представляют собой красивейшие кристаллы, которых не имеет обычная вода. Святая вода пронизана Божественной энергией. Мы можем представить, какое изменение происходит в нас, когда мы эту Святую воду потребляем.
Это благодатное присутствие Божества в материи совершенно чудесно. Об этом присутствии благодати в мире знает наша Священная история. Мы можем вспомнить удивительные примеры того, как одна тень апостола Петра исцеляла больных, как платки или какие-то веревки, которые использовал в одежде апостол Павел, даровали исцеление безнадежно больным. Мы знаем из Евангелия, как одна больная женщина прикоснулась к краю одежды Спасителя и мгновенно получила исцеление. Мы знаем, какую благодать имеют чудотворные иконы, какую силу имеют мощи святых. При соприкосновении с этими святынями многие люди по вере своей получают мгновенное исцеление. Если это незаметно проходит мимо нас, то причина состоит в нас самих, в нашем маловерии и теплохладности к Богу.
Чем же мы отвечаем Богу на это приближение Его к нам? Интересный момент можно увидеть в событии крещения Христа, когда народ вслед за Иоанном получил свидетельство о том, что Иисус — Сын Божий, и Дух Святой видимым образом сошел на Него. Что произошло после? Народ никак не отреагировал, ни один из евангелистов не говорит, что толпы народа пошли потом за Христом, все уверовали в Него. Этот грустный момент есть в Крещении так же, как и в Рождении Иисуса в Вифлееме. И мы знаем, что духовная жизнь в людях идет путем деградации и уменьшения верующих во Христа как Бога. В Евангелии есть такие грустные слова Христа: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Ученики видели порой безразличие народа к своему Учителю, видели, как мало следует за Ним. И Господь спрашивал их иногда: «не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). Апостол Петр от лица всех других сказал: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).
Дай Бог, чтобы примеры присутствия благодати Божией среди нас удерживали нас в верности и любви к Иисусу Христу, пришедшему на Иордан креститься ради нашего с вами спасения. Христос с нами во все дни до скончания века (см. Мф. 28:20).
Аминь.
20.01.2019
Предыдущая проповедь
19 января 2019
Следующая проповедь
27 января 2019
Все проповеди за 2019 год