Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово на Антипасху. О желании лично увидеть Истину.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее воскресенье называется «Антипасхой», хотя правильней его перевести как «вместо Пасхи». Сегодняшний день возобновляет празднование Воскресения Христова во всем великолепии, во всей красоте и радости. Эта традиция продолжительного празднования Пасхи Христовой и других великих дней берёт начало еще в Ветхом Завете. В День Святой Пасхи иудеи стремились быть в Иерусалиме, где бы они не находились: в Сирии, Иордании, в италийских землях, в европейских, — они спешили посетить Иерусалим. Отличие тех благочестивых паломников Ветхого Завета от нас состоит в том, что мы с вами можем прогнозировать время, за которое мы совершим то или иное путешествие. А в то время человек, который намеревался быть в Иерусалиме ко Дню Святой Пасхи, мог там не оказаться.

Благочестивые иудеи положили для множества своих собратьев, приходящих в Иерусалим, всю неделю праздновать праздник выхода евреев из Египта. В восьмой день этот праздник совершался с максимальной радостью, иногда превосходящей начало этого праздника в первый день. Иудейский историк Иосиф Флавий сообщает нам, что во времена Христа Иерусалим населяло около ста тысяч иудеев, а в день Пасхи приходило до двух миллионов паломников. Представьте, на сколько был переполнен этот город. Поэтому двери храма не закрывались ни днем, ни ночью, чтобы все приходящие могли праздновать и соприкоснуться с этими великими историческими событиями Ветхого Завета, которыми Бог являл свое покровительство своему народу. Эта традиция была заимствована и в Новом Завете. Так, мы с вами праздновали Пасху всю Светлую седмицу.

В это воскресенье мы особо вспоминаем апостола Фому. В русском народе его несправедливо называют «неверующим», хотя этот эпитет вряд ли к нему приложим. Но то, как себя показывает апостол Фома, о чём рассказано в Евангелии от Иоанна, очень интересно. В первый день, когда воскрес Господь, и апостолы Петр и Иоанн спешили ко гробу, Он явился Марии Магдалине, которая приняла Его за садовника, и в этот же воскресный день Он явился ученикам в Сионской горнице, но Фомы среди них не было. И тогда апостолы в радости передавали друг другу эту необыкновенную весть, что Христос Воскрес и их Учитель жив. Радость о воскресшем Господе они передавали из уст в уста. Когда Фома услышал, что Учитель его воскрес, и видели Его многие, он не поверил их свидетельству и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Он не мог поверить апостолам, потому что считал их свидетельства легковесными.

Во время казни Спасителя все Его ученики  разбежались, кроме апостола Иоанна Богослова. Апостол Петр отрекся, Иуда предал и окончил жизнь самоубийством, и Фома свидетельству таких «верных» учеников не доверился, которые вдруг передают эту жизнеутверждающую весть. Не мог поверить еще и потому, что слишком благоговел перед памятью Учителя и Господа. Например, в Евангелие есть удивительный момент, когда Господь находился близ Иерусалима, и хотел снова идти в этот город, и ученики поняли, что Он намеривается войти в Иерусалим. Они предупреждали о том: «Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11:8). И когда Фома понял, что Господа не переубедить, он сказал удивительные слова: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16). Вот какой была преданность апостола Фомы любимому Учителю и Господу. И в этом недоверии свидетельствам апостолов значилась сильная любовь, которая не согласилась бы с тем, чтобы обмануться, чтобы признать какое-то недостоверное явление за подлинное чудо, чтобы никого другого не признать вместо воскресшего любимого Учителя. Он пламенно желал увидеть Христа, но хотел непременно удостовериться в этом лично, увидеть раны на руках и ногах Спасителя от гвоздей, вбитыми римскими солдатами, и рану от копия сотника Лонгина, который пронзил грудь Спасителя, достигая сердца, в желании убедиться в смерти Христа. Раны Спасителя, как победные знаки Его смерти, Его совершенного дела Искупления, были нужны апостолу Фоме. Он понимал, что, если увидит их, то значит Он действительно воскрес из мертвых.

Когда Господь, спустя семь дней, явился снова ученикам, то Фома уже был среди них. Обращаясь к Фоме, Иисус говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Господь знал об этом недоверии Фомы, и это Евангелие показывает, что Христос явился намеренно для уверения Фомы. В Евангелии не говорится, подошел ли Фома и исследовал ли раны, и вкладывал ли свои пальцы в эти раны, истекавшие прежде кровью, пролитой ради нашего спасения. Скорее всего, нет, ему было достаточно созерцания этих ран, и он воскликнул удивительные слова исповедания веры: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28). Эти слова были исповеданием его веры в то, что Христос является Богом.

Дорогие братья и сестры, что же для нас ценно в этом исповедании апостола Фомы? Удивительным является то, как Господь дорожит верой каждого человека. Как Бог, Он знал о его желании лично убедиться во всём и ради него Он явился. Это нас с вами радует, окрыляет, что и мы так же, каждый из нас, несомненно, любимы Богом, драгоценны в очах Божиих в плане нашей жизни земной и особенно в плане раскрытия нашей веры во Христа Воскресшего. Он являет и Свое присутствие в жизни каждого из нас: иногда явным образом, иногда через свидетельства людей, иногда через жизненный опыт, иногда через разум, иногда через скорби и болезни. Так происходит реальное явление Бога и обретение веры в жизни человека, «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:3-4).

Наконец, поступок апостола Фомы говорит нам, что Бог не отвергает сомнения, лишь бы за этим сомнением не было ненависти, а искреннее желание уверовать и через знание укрепить свою веру. И дай Бог, чтобы мы с вами изучали нашу веру, чтобы через разум, через знание наша вера становилась прочнее, прекраснее, и никакие искушения не могли поколебать нашей веры в Воскресшего Господа. Дай Бог, дорогие братья и сестры, каждому из нас такой дерзновенной веры, которую обрели апостолы после Воскресения Христа из мертвых, чтобы и мы могли постоянно повторять эти удивительные слова апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28).

Аминь.

5 мая 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее воскресенье называется «Антипасхой», хотя правильней его перевести как «вместо Пасхи». Сегодняшний день возобновляет празднование Воскресения Христова во всем великолепии, во всей красоте и радости. Эта традиция продолжительного празднования Пасхи Христовой и других великих дней берёт начало еще в Ветхом Завете. В День Святой Пасхи иудеи стремились быть в Иерусалиме, где бы они не находились: в Сирии, Иордании, в италийских землях, в европейских, — они спешили посетить Иерусалим. Отличие тех благочестивых паломников Ветхого Завета от нас состоит в том, что мы с вами можем прогнозировать время, за которое мы совершим то или иное путешествие. А в то время человек, который намеревался быть в Иерусалиме ко Дню Святой Пасхи, мог там не оказаться.

Благочестивые иудеи положили для множества своих собратьев, приходящих в Иерусалим, всю неделю праздновать праздник выхода евреев из Египта. В восьмой день этот праздник совершался с максимальной радостью, иногда превосходящей начало этого праздника в первый день. Иудейский историк Иосиф Флавий сообщает нам, что во времена Христа Иерусалим населяло около ста тысяч иудеев, а в день Пасхи приходило до двух миллионов паломников. Представьте, на сколько был переполнен этот город. Поэтому двери храма не закрывались ни днем, ни ночью, чтобы все приходящие могли праздновать и соприкоснуться с этими великими историческими событиями Ветхого Завета, которыми Бог являл свое покровительство своему народу. Эта традиция была заимствована и в Новом Завете. Так, мы с вами праздновали Пасху всю Светлую седмицу.

В это воскресенье мы особо вспоминаем апостола Фому. В русском народе его несправедливо называют «неверующим», хотя этот эпитет вряд ли к нему приложим. Но то, как себя показывает апостол Фома, о чём рассказано в Евангелии от Иоанна, очень интересно. В первый день, когда воскрес Господь, и апостолы Петр и Иоанн спешили ко гробу, Он явился Марии Магдалине, которая приняла Его за садовника, и в этот же воскресный день Он явился ученикам в Сионской горнице, но Фомы среди них не было. И тогда апостолы в радости передавали друг другу эту необыкновенную весть, что Христос Воскрес и их Учитель жив. Радость о воскресшем Господе они передавали из уст в уста. Когда Фома услышал, что Учитель его воскрес, и видели Его многие, он не поверил их свидетельству и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Он не мог поверить апостолам, потому что считал их свидетельства легковесными.

Во время казни Спасителя все Его ученики  разбежались, кроме апостола Иоанна Богослова. Апостол Петр отрекся, Иуда предал и окончил жизнь самоубийством, и Фома свидетельству таких «верных» учеников не доверился, которые вдруг передают эту жизнеутверждающую весть. Не мог поверить еще и потому, что слишком благоговел перед памятью Учителя и Господа. Например, в Евангелие есть удивительный момент, когда Господь находился близ Иерусалима, и хотел снова идти в этот город, и ученики поняли, что Он намеривается войти в Иерусалим. Они предупреждали о том: «Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11:8). И когда Фома понял, что Господа не переубедить, он сказал удивительные слова: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16). Вот какой была преданность апостола Фомы любимому Учителю и Господу. И в этом недоверии свидетельствам апостолов значилась сильная любовь, которая не согласилась бы с тем, чтобы обмануться, чтобы признать какое-то недостоверное явление за подлинное чудо, чтобы никого другого не признать вместо воскресшего любимого Учителя. Он пламенно желал увидеть Христа, но хотел непременно удостовериться в этом лично, увидеть раны на руках и ногах Спасителя от гвоздей, вбитыми римскими солдатами, и рану от копия сотника Лонгина, который пронзил грудь Спасителя, достигая сердца, в желании убедиться в смерти Христа. Раны Спасителя, как победные знаки Его смерти, Его совершенного дела Искупления, были нужны апостолу Фоме. Он понимал, что, если увидит их, то значит Он действительно воскрес из мертвых.

Когда Господь, спустя семь дней, явился снова ученикам, то Фома уже был среди них. Обращаясь к Фоме, Иисус говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Господь знал об этом недоверии Фомы, и это Евангелие показывает, что Христос явился намеренно для уверения Фомы. В Евангелии не говорится, подошел ли Фома и исследовал ли раны, и вкладывал ли свои пальцы в эти раны, истекавшие прежде кровью, пролитой ради нашего спасения. Скорее всего, нет, ему было достаточно созерцания этих ран, и он воскликнул удивительные слова исповедания веры: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28). Эти слова были исповеданием его веры в то, что Христос является Богом.

Дорогие братья и сестры, что же для нас ценно в этом исповедании апостола Фомы? Удивительным является то, как Господь дорожит верой каждого человека. Как Бог, Он знал о его желании лично убедиться во всём и ради него Он явился. Это нас с вами радует, окрыляет, что и мы так же, каждый из нас, несомненно, любимы Богом, драгоценны в очах Божиих в плане нашей жизни земной и особенно в плане раскрытия нашей веры во Христа Воскресшего. Он являет и Свое присутствие в жизни каждого из нас: иногда явным образом, иногда через свидетельства людей, иногда через жизненный опыт, иногда через разум, иногда через скорби и болезни. Так происходит реальное явление Бога и обретение веры в жизни человека, «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:3-4).

Наконец, поступок апостола Фомы говорит нам, что Бог не отвергает сомнения, лишь бы за этим сомнением не было ненависти, а искреннее желание уверовать и через знание укрепить свою веру. И дай Бог, чтобы мы с вами изучали нашу веру, чтобы через разум, через знание наша вера становилась прочнее, прекраснее, и никакие искушения не могли поколебать нашей веры в Воскресшего Господа. Дай Бог, дорогие братья и сестры, каждому из нас такой дерзновенной веры, которую обрели апостолы после Воскресения Христа из мертвых, чтобы и мы могли постоянно повторять эти удивительные слова апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28).

Аминь.

05.05.2019
Предыдущая проповедь

21 апреля 2019

Вход Господень в Иерусалим
Следующая проповедь

26 мая 2019

Беседа Христа с Самарянкой

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00