Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово на Благовещение Пресвятой Богородице

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Среди всех церковных праздников событие Благовещения Пресвятой Богородице имеет особое значение. Это та глубинная суть праздника, от которой веет умиротворением, тишиной и чистотой, берущие начало в ангельской жизни Пресвятой Девы Марии.

Мы с вами живем в эпоху новозаветной благодати Божией, когда совершилось уже домостроительство спасения рода человеческого. Осуществление этого спасения началось как раз с того события, когда в Назарете, в этом маленьком и неизвестном городе, архангел Гавриил является к Деве Марии. В православной иконописной традиции Дева Мария изображается чаще всего за чтением Священного Писания, тексты которого говорят о пришествии в мир Спасителя. Богородица часто размышляла над словами пророка Исаии: «Се дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7:14). Предание сообщает нам, что она размышляла, как счастлива будет эта дева, которая сподобиться быть Матерью Мессии, пришедшего в мир спасти род человеческий, и Она мечтала хотя бы быть последней служанкой у этой Богом избранной Девы, которая послужит Боговоплощению.

Архангел Гавриил был послан от Бога и предстал перед Девой Марией, сказав: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…» (Лк 1:28). Благодатная — значит преисполненная благодати, в благодатном человеке благодать переливается через край и не может вместиться в нем («gratia plena» — полная благодати). Мы можем только представить, как Богоматерь сподобилась снискать эту Божественную благодать у Бога. Изначально эта благодать не была присуща ей, ведь она родилась естественным путём и последствия первородного греха ей передались от родителей. Православная традиция отмечает чистоту и непорочность Богоматери, которая стала полной благодати не сразу, а обрела её через личный подвиг и святость жизни. Пресвятая Богородица смогла обрести эту благодать в Храме Иерусалимском, куда была отдана родителями, исполнявшими обет, данный Богу после чудесного ее рождении. В храме Божием, в чтении Священного Писания, в богомыслии, в трудах по содержанию храма, в которых она непременно участвовала, формировалась святость жизни Богоматери.  Когда Святая Дева услышала слова архангельского Благовестия, она размышляла: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). На это недоумение был ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего Осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Сегодня Церковь подчёркивает, что самая главная радость Евангелия, которую оно несет людям — это благая весть о пришествии в мир Сына Божия и это пришествие благовествует праздник Благовещения.

Редки в истории рода человеческого моменты, когда ангелы являлись людям. Мы знаем, что архангел Гавриил за шесть месяцев перед этим явился в Иерусалимском Храме священнику Захарии. Ангел являлся неоднократно Иосифу Обручнику. Но явление архангела Гавриила святой Деве Марии было самое важное. В этом явлении архангел как бы испрашивает разрешения Богу прийти в этот мир через святую Деву. Если бы она не дала своего согласия, Боговоплощения возможно и не было бы, потому что в этом Благовещении свобода человеческая соединяется с Божественным произволением. И Богоматерь отвечает: «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Когда архангел услышал эти слова согласия Девы Марии, Благовещение закончилась, и миссия архангела завершилась.

Слова «се, Раба Господня» низводят Бога на землю. В догматическом плане великая глубина мысли сосредоточена в этом событии. Бог, который прежде век рождается от Отца без матери на небе, сегодня без отца, через Мать рождается на земле. К этому приличны слова святителя Григория Богослова: «Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается. Безлетный начинается», и это великая тайна Боговоплощения происходит сегодня. Мы созерцаем, как в жизни и в естестве Богоматери соединяются два несовместимых состояния: материнство и девство, и они сохраняются в рождении: девство украшает материнство и материнство венчает девство.

Мы сегодня чувствуем сердцем особую милость Божию, Его необыкновенную любовь, которая выразилась в том, что Бог не забыл слов, сказанных в раю, что «семя жены сотрёт главу змея» (Быт 3:15), и сегодня, когда это обещание Божие начинает исполняться, мы видим, как Бог любит род человеческий, как Он любит каждого из нас, как Он промышляет и заботится о всех мелочах нашей жизни и все предусматривает. В этот день мы чувствуем особую материнскую любовь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, мы счастливы, что имеем на небе Заступницу, любящую каждого из нас несравненно и несказанно, и сегодня мы, чувствуя эту любовь, можем испросить у неё все потребное, но самое главное, мы можем просить, чтобы Богоматерь исполнила наши просьбы о прощении грехов наших перед Богом, о благословении, об укреплении веры нашей собственной и чтобы эта вера неотлучно вошла в жизнь наших детей, внуков, близких и родных, и тех, вера которых поколебалась, чтобы она возгорелась снова, чтобы коснулась вера тех, кому она ещё не была открыта.

Дай Бог, чтобы благодарностью исполнились наши сердца ко Господу и к Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, чтобы Богоматерь хранила всех нас грешных под своим материнским покровом.

Аминь!

7 апреля 2021

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Среди всех церковных праздников событие Благовещения Пресвятой Богородице имеет особое значение. Это та глубинная суть праздника, от которой веет умиротворением, тишиной и чистотой, берущие начало в ангельской жизни Пресвятой Девы Марии.

Мы с вами живем в эпоху новозаветной благодати Божией, когда совершилось уже домостроительство спасения рода человеческого. Осуществление этого спасения началось как раз с того события, когда в Назарете, в этом маленьком и неизвестном городе, архангел Гавриил является к Деве Марии. В православной иконописной традиции Дева Мария изображается чаще всего за чтением Священного Писания, тексты которого говорят о пришествии в мир Спасителя. Богородица часто размышляла над словами пророка Исаии: «Се дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7:14). Предание сообщает нам, что она размышляла, как счастлива будет эта дева, которая сподобиться быть Матерью Мессии, пришедшего в мир спасти род человеческий, и Она мечтала хотя бы быть последней служанкой у этой Богом избранной Девы, которая послужит Боговоплощению.

Архангел Гавриил был послан от Бога и предстал перед Девой Марией, сказав: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…» (Лк 1:28). Благодатная — значит преисполненная благодати, в благодатном человеке благодать переливается через край и не может вместиться в нем («gratia plena» — полная благодати). Мы можем только представить, как Богоматерь сподобилась снискать эту Божественную благодать у Бога. Изначально эта благодать не была присуща ей, ведь она родилась естественным путём и последствия первородного греха ей передались от родителей. Православная традиция отмечает чистоту и непорочность Богоматери, которая стала полной благодати не сразу, а обрела её через личный подвиг и святость жизни. Пресвятая Богородица смогла обрести эту благодать в Храме Иерусалимском, куда была отдана родителями, исполнявшими обет, данный Богу после чудесного ее рождении. В храме Божием, в чтении Священного Писания, в богомыслии, в трудах по содержанию храма, в которых она непременно участвовала, формировалась святость жизни Богоматери.  Когда Святая Дева услышала слова архангельского Благовестия, она размышляла: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). На это недоумение был ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего Осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Сегодня Церковь подчёркивает, что самая главная радость Евангелия, которую оно несет людям — это благая весть о пришествии в мир Сына Божия и это пришествие благовествует праздник Благовещения.

Редки в истории рода человеческого моменты, когда ангелы являлись людям. Мы знаем, что архангел Гавриил за шесть месяцев перед этим явился в Иерусалимском Храме священнику Захарии. Ангел являлся неоднократно Иосифу Обручнику. Но явление архангела Гавриила святой Деве Марии было самое важное. В этом явлении архангел как бы испрашивает разрешения Богу прийти в этот мир через святую Деву. Если бы она не дала своего согласия, Боговоплощения возможно и не было бы, потому что в этом Благовещении свобода человеческая соединяется с Божественным произволением. И Богоматерь отвечает: «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Когда архангел услышал эти слова согласия Девы Марии, Благовещение закончилась, и миссия архангела завершилась.

Слова «се, Раба Господня» низводят Бога на землю. В догматическом плане великая глубина мысли сосредоточена в этом событии. Бог, который прежде век рождается от Отца без матери на небе, сегодня без отца, через Мать рождается на земле. К этому приличны слова святителя Григория Богослова: «Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается. Безлетный начинается», и это великая тайна Боговоплощения происходит сегодня. Мы созерцаем, как в жизни и в естестве Богоматери соединяются два несовместимых состояния: материнство и девство, и они сохраняются в рождении: девство украшает материнство и материнство венчает девство.

Мы сегодня чувствуем сердцем особую милость Божию, Его необыкновенную любовь, которая выразилась в том, что Бог не забыл слов, сказанных в раю, что «семя жены сотрёт главу змея» (Быт 3:15), и сегодня, когда это обещание Божие начинает исполняться, мы видим, как Бог любит род человеческий, как Он любит каждого из нас, как Он промышляет и заботится о всех мелочах нашей жизни и все предусматривает. В этот день мы чувствуем особую материнскую любовь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, мы счастливы, что имеем на небе Заступницу, любящую каждого из нас несравненно и несказанно, и сегодня мы, чувствуя эту любовь, можем испросить у неё все потребное, но самое главное, мы можем просить, чтобы Богоматерь исполнила наши просьбы о прощении грехов наших перед Богом, о благословении, об укреплении веры нашей собственной и чтобы эта вера неотлучно вошла в жизнь наших детей, внуков, близких и родных, и тех, вера которых поколебалась, чтобы она возгорелась снова, чтобы коснулась вера тех, кому она ещё не была открыта.

Дай Бог, чтобы благодарностью исполнились наши сердца ко Господу и к Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, чтобы Богоматерь хранила всех нас грешных под своим материнским покровом.

Аминь!

07.04.2021

Все проповеди за 2021 год

декабрь 2021

ноябрь 2021

октябрь 2021

сентябрь 2021

август 2021

июнь 2021

май 2021

апрель 2021

март 2021

февраль 2021

январь 2021

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00