Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, по неизреченной милости Божией мы стали свидетелями и очевидцами еще одного великого праздника – Крещения Господа нашего Иисуса Христа. На церковном языке этот праздник называется по-разному, например, Богоявление, что раскрывает значение этого евангельского события. Именно так назывался этот праздник до IV века, когда он праздновался вместе с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа. И тот и другой праздник назывались одним словом – Богоявление. Рождество явило Иисуса Христа миру, а в момент крещения, достигнув совершеннолетия, Он открыл себя миру и вышел на дело своего спасительного служения всего рода человеческого.
Богоявление помимо явления Христа несет в себе еще одно догматическое, величайшее для нас значение: во время Крещения Господа в Иордане явилась людям видимым образом тайна Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы. Сын Божий при Своем рождении от Приснодевы Марии принял человеческую природу, став видимым и осязаемым. Как говорит Апостол Павел: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Святой Дух нисходит на крещающегося Христа таинственным образом, в виде голубя. Это было символическое явление Святого Духа, во-первых, видимым образом, во-вторых в виде кроткой птицы, которая известна как символ мира между Богом и человеком, начиная с истории жизни праведного Ноя, когда голубь по окончании всемирного потопа принес на ковчег масличную ветвь. Бог Отец громогласно свидетельствует с неба великими словами: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение» (Мф. 3:17).
Это первое явление Троичного Бога роду человеческому. Во всех остальных случаях, когда упоминается о троичности, человечество готовилось в каких-то прообразах, предзнаменованиях, в каких-то символических явлениях. Вспомните о явлении трех ангелов у Дуба Мамврийского святому праотцу Аврааму. Но в этот праздник Святая Троица явила себя миру явно и это откровение тайны становится доступно для человека. Эта тайна именно Богооткровенная, потому что разум никогда не мог возвысится до нее. В Священном Писании Нового Завета есть много свидетельств о Божественности Лиц Святой Троицы. Например, апостол Иоанн Богослов говорит: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии три суть едины» (1 Ин. 5:7). Это означает, что каждое Лицо обладает равной честью, достоинством, величием и Божественной природой: и Сын, и Отец, и Святой Дух. Многие не признают Иисуса Христа Богом, Сыном Божиим, но Писание говорит и указывает на Его Божественность. Если у человека рождается сын или дочь, то ясно, что младенец является человеком, а если Христос родился предвечно от Бога Отца, то несомненно, что родившийся Христос является также Богом. Апостолам Господь постепенно открывал эту тайну Святой Троицы. Однажды апостол Филипп пытливым умом вопрошал Христа: «Покажи нам Отца и довольно для нас». Господь отвечал ему: «Филипп! видивый Меня, видел и Отца, потому что Я и Отец одно есть» (Ин. 14:9). В Священном Писании есть еще слова: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Только через Христа, Сына Божия, открывается Бог, и человек может войти с Ним в молитвенное живое общение. Апостол Павел бескомпромиссно говорит о почитании Божественности Иисуса Христа: «Кто не чтит Христа – анафема да будет», то есть такой человек будет отвержен от церковного общения, потому что это является страшнейшим греховным кощунством, нарушающим тайну Святой Троицы.
Почему тайна Троицы так важна для нас? Она имеет колоссальное значение, потому что дает нам, православным христианам, правильное Богопочитание и Богопоклонение, и только так, обладая правильной верой и правильным славословием и поклонением Богу, можно надеяться на свое спасение в вечности. Человек, исповедующий тайну Святой Троицы, и в вечности будет воспевать и славословить эту тайну, когда своими бессмертными душами мы предстанем перед престолом Божиим. Принятие этой тайны дает нам связь с Богом, не уводит нас от Него. Как говорил апостол Петр о воскресшем Христе: «нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Другие боги являются измышлениями человеческого разума. Но мы имеем возможность славить Бога в Троице, Отца, Сына и Святаго Духа.
Другой принципиальный момент важный для нас. Христос пришел на Иордан, чтобы креститься, хотя не имел ни малейшей в этом необходимости. Её имели люди, которые с покаянием приходили на Иордан, обещали исправить жизнь свою и принимали крещение от рук великого пророка. Святой Иоанн боялся крестить Господа и считал себя недостойным. Он говорил: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1:7), а Господь говорит: «Оставь ныне, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Ин. 1:15). Входя в Иордан, Господь освящает водную стихию. Своим Крещением Он дает нам пример: без крещения невозможно соединение с Богом и спасение. Он дал нам наглядный пример, чтобы мы не умничали и не рассуждали, надо ли принимать крещение и когда это делать? Господь крестился, и мы должны крестить чад своих и внуков, потому что это соединяет человека с Богом и тем самым дает ему надежду на жизнь вечную с Сыном Божиим.
В своих сердцах мы скорбим сегодня о тех близких и родных, кто не сподобился еще Таинства Крещения, кто упирается, сопротивляется, кто безразлично относится к этому Таинству, которое установлено в Церкви Христовой для нашего спасения с самого начала ее существования. Как много примеров человеческих судеб, когда люди не успели креститься, когда внезапная смерть похитила их. И наш приход хранит память о многих таких исковерканных судьбах, которые самого главного не смогли сделать на этой земле. На фасаде часовни нашей изготовлена удивительная икона Спасителя из бронзы безутешно скорбящим отцом в память Александра, безвременно скончавшегося некрещеного его сына. Многие киоты в нижнем ряду сделаны также скорбящими родителями в память о некрещенном сыне. Как много таких примеров. Поэтому Господь долго ждет, долго терпит, но, как говорит народная мудрость, да больно бьет. Он ожидает действия, Он дарует жизнь и ждет обращения человека. Без Крещения невозможно спасения, потому что так сказал сам Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать и не крестится, осужден будет» (Мк. 16:16).
Мы с вами, собравшиеся в храме Божием, приняли по милости Божией Таинство Крещения и это прекрасно. Оно составляет основу нашего спасения, но не гарантирует его, потому что человек должен сам проявить себя, должен открыть в себе ту благодать Божию, которая в зачатке дается при крещении, и как говорится об этом в Священном Писании: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27), что означает следующее: тот, кто крестился во Христа, пусть во Христа облекается, живет подобно Ему, действует, мыслит, говорит. А как Он жил и говорил сказано в Священном Писании, и мы должны знать и воплотить всё это в своей к Богу устремленной жизни.
Аминь.
19 января 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, по неизреченной милости Божией мы стали свидетелями и очевидцами еще одного великого праздника – Крещения Господа нашего Иисуса Христа. На церковном языке этот праздник называется по-разному, например, Богоявление, что раскрывает значение этого евангельского события. Именно так назывался этот праздник до IV века, когда он праздновался вместе с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа. И тот и другой праздник назывались одним словом – Богоявление. Рождество явило Иисуса Христа миру, а в момент крещения, достигнув совершеннолетия, Он открыл себя миру и вышел на дело своего спасительного служения всего рода человеческого.
Богоявление помимо явления Христа несет в себе еще одно догматическое, величайшее для нас значение: во время Крещения Господа в Иордане явилась людям видимым образом тайна Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы. Сын Божий при Своем рождении от Приснодевы Марии принял человеческую природу, став видимым и осязаемым. Как говорит Апостол Павел: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Святой Дух нисходит на крещающегося Христа таинственным образом, в виде голубя. Это было символическое явление Святого Духа, во-первых, видимым образом, во-вторых в виде кроткой птицы, которая известна как символ мира между Богом и человеком, начиная с истории жизни праведного Ноя, когда голубь по окончании всемирного потопа принес на ковчег масличную ветвь. Бог Отец громогласно свидетельствует с неба великими словами: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение» (Мф. 3:17).
Это первое явление Троичного Бога роду человеческому. Во всех остальных случаях, когда упоминается о троичности, человечество готовилось в каких-то прообразах, предзнаменованиях, в каких-то символических явлениях. Вспомните о явлении трех ангелов у Дуба Мамврийского святому праотцу Аврааму. Но в этот праздник Святая Троица явила себя миру явно и это откровение тайны становится доступно для человека. Эта тайна именно Богооткровенная, потому что разум никогда не мог возвысится до нее. В Священном Писании Нового Завета есть много свидетельств о Божественности Лиц Святой Троицы. Например, апостол Иоанн Богослов говорит: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии три суть едины» (1 Ин. 5:7). Это означает, что каждое Лицо обладает равной честью, достоинством, величием и Божественной природой: и Сын, и Отец, и Святой Дух. Многие не признают Иисуса Христа Богом, Сыном Божиим, но Писание говорит и указывает на Его Божественность. Если у человека рождается сын или дочь, то ясно, что младенец является человеком, а если Христос родился предвечно от Бога Отца, то несомненно, что родившийся Христос является также Богом. Апостолам Господь постепенно открывал эту тайну Святой Троицы. Однажды апостол Филипп пытливым умом вопрошал Христа: «Покажи нам Отца и довольно для нас». Господь отвечал ему: «Филипп! видивый Меня, видел и Отца, потому что Я и Отец одно есть» (Ин. 14:9). В Священном Писании есть еще слова: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Только через Христа, Сына Божия, открывается Бог, и человек может войти с Ним в молитвенное живое общение. Апостол Павел бескомпромиссно говорит о почитании Божественности Иисуса Христа: «Кто не чтит Христа – анафема да будет», то есть такой человек будет отвержен от церковного общения, потому что это является страшнейшим греховным кощунством, нарушающим тайну Святой Троицы.
Почему тайна Троицы так важна для нас? Она имеет колоссальное значение, потому что дает нам, православным христианам, правильное Богопочитание и Богопоклонение, и только так, обладая правильной верой и правильным славословием и поклонением Богу, можно надеяться на свое спасение в вечности. Человек, исповедующий тайну Святой Троицы, и в вечности будет воспевать и славословить эту тайну, когда своими бессмертными душами мы предстанем перед престолом Божиим. Принятие этой тайны дает нам связь с Богом, не уводит нас от Него. Как говорил апостол Петр о воскресшем Христе: «нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Другие боги являются измышлениями человеческого разума. Но мы имеем возможность славить Бога в Троице, Отца, Сына и Святаго Духа.
Другой принципиальный момент важный для нас. Христос пришел на Иордан, чтобы креститься, хотя не имел ни малейшей в этом необходимости. Её имели люди, которые с покаянием приходили на Иордан, обещали исправить жизнь свою и принимали крещение от рук великого пророка. Святой Иоанн боялся крестить Господа и считал себя недостойным. Он говорил: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1:7), а Господь говорит: «Оставь ныне, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Ин. 1:15). Входя в Иордан, Господь освящает водную стихию. Своим Крещением Он дает нам пример: без крещения невозможно соединение с Богом и спасение. Он дал нам наглядный пример, чтобы мы не умничали и не рассуждали, надо ли принимать крещение и когда это делать? Господь крестился, и мы должны крестить чад своих и внуков, потому что это соединяет человека с Богом и тем самым дает ему надежду на жизнь вечную с Сыном Божиим.
В своих сердцах мы скорбим сегодня о тех близких и родных, кто не сподобился еще Таинства Крещения, кто упирается, сопротивляется, кто безразлично относится к этому Таинству, которое установлено в Церкви Христовой для нашего спасения с самого начала ее существования. Как много примеров человеческих судеб, когда люди не успели креститься, когда внезапная смерть похитила их. И наш приход хранит память о многих таких исковерканных судьбах, которые самого главного не смогли сделать на этой земле. На фасаде часовни нашей изготовлена удивительная икона Спасителя из бронзы безутешно скорбящим отцом в память Александра, безвременно скончавшегося некрещеного его сына. Многие киоты в нижнем ряду сделаны также скорбящими родителями в память о некрещенном сыне. Как много таких примеров. Поэтому Господь долго ждет, долго терпит, но, как говорит народная мудрость, да больно бьет. Он ожидает действия, Он дарует жизнь и ждет обращения человека. Без Крещения невозможно спасения, потому что так сказал сам Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать и не крестится, осужден будет» (Мк. 16:16).
Мы с вами, собравшиеся в храме Божием, приняли по милости Божией Таинство Крещения и это прекрасно. Оно составляет основу нашего спасения, но не гарантирует его, потому что человек должен сам проявить себя, должен открыть в себе ту благодать Божию, которая в зачатке дается при крещении, и как говорится об этом в Священном Писании: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27), что означает следующее: тот, кто крестился во Христа, пусть во Христа облекается, живет подобно Ему, действует, мыслит, говорит. А как Он жил и говорил сказано в Священном Писании, и мы должны знать и воплотить всё это в своей к Богу устремленной жизни.
Аминь.
19.01.2018
Предыдущая проповедь
14 января 2018
Следующая проповедь
21 января 2018
Все проповеди за 2018 год