Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Притча о богаче и Лазаре, которую мы сейчас слышали, несет в себе огромный назидательный смысл и большое количество вероучительных моментов, составляющих основу христианства.
Прежде всего, это повествование о посмертном существовании усопших, об аде и рае, в который попали богатый человек и нищий Лазарь. Между нами и вами, — то есть между адом и раем, — утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда туда и оттуда сюда сделать это не могут (см. Лк. 16:26). Конечно, это разделение с отрицанием перехода относится ко временам уже апокалиптическим, после Второго Пришествия в этот мир Господа нашего Иисуса Христа, когда состоится окончательный суд над родом человеческим, когда все мертвые воскреснут и врата ада и рая заключатся навсегда. Эта притча показывает события, которые еще не произошли, но которые мы с вами ожидаем через пришествие Христа и страшный суд. Пока Церковь существует на земле и продолжается история человечества из ада могут быть спасаемы души умерших.
Если бы не было это возможно, то бесполезна была бы молитва за усопших, но с древнейших времен в Церкви всегда существовала молитва об усопших. Она дает успокоение живым и утешение умершим. Молитва об усопших имела свои предпосылки еще в Ветхом Завете, когда Иуда Маккавейский в освободительной войне приказал принести жертвы за погибших воинов, чтобы они умилостивили Бога, преклонили к погибшим милосердие Божие. В нашем народе есть даже такой благочестивый термин в отношении вечной участи усопших, которых можно «вымолить» у Бога. Это слово проникнуто верой, говорит, что нет безнадежного состояния для усопших, где бы он не находился: можно вымолить милостыней, которая преклоняет милосердие Божие, которая бесконечна и безмерна.
В этой притче Христос предстает перед нами как праведный, справедливый и неподкупный Судья, Который все знает о человеческой жизни. И эта будущая мзда, воздаяние за человеческую жизнь, будущее исполнение абсолютной справедливости, которой мы порой не усматриваем в жизни, будет реализована за гробом непременно, потому что Бог воздаст каждому по делам. Но главным критерием в Его суде будет не справедливость, а любовь и милосердие.
Мы видим, что когда богач обращался к Аврааму, прося, чтобы он послал Лазаря на землю, предупредить своих пять братьев, живших также нечестиво, также беззаконно, как он прожил свою жизнь и, любя своих братьев, он желает им помочь, чтобы они остепенились, образумились и не попали в место мучения, куда он попал после своей беззаконной жизни. Это удивительное попеченье умерших о живых случается не только в этой притче. Такие примеры есть и в истории Церкви, в жизни простых людей.
Я могу поделиться с вами историей, которую мне рассказывал один благочестивый человек. Вы знаете, что у восточных народов до сих пор есть традиции, когда невест крадут – присмотрят в хорошей семье девушку и забирают, а свадьба состоится постфактум, от которой никуда не денутся ни близкие, ни родные, независимо от приданого, от знатности рода. Такая же история произошла в российской глубинке. И после кражи невесты мать прокляла свою дочь, потому что на этой дочери было все домашнее хозяйство: она готовила еду для всей семьи, которая работала в поле, на ней была скотина, которую она кормила, и вдруг эта дочь, на которой было все хозяйство, уходит из семьи и эти попечения ложатся снова на плечи матери, и мать ее прокляла. Дальше жизнь шла своим чередом, возможно, они как-то внешне примирились, может быть общались, но мать умерла, не простив дочь. Проходит какое-то время и дочь родила двоих детей. И однажды, в одну из ночей, укладывая спать детей, она слышит шаги по веранде. Открываются двери, входит мать и говорит: «Доченька! Это я, не бойся. Господь послал меня с того света, чтобы я попросила прощения у тебя, за то проклятие, которое я произнесла в твой адрес, оно не дает мне покоя». Конечно, дочь её простила, произошло удивительное, посмертное примирение, прощение, которое было возможно только по особому действию Божию. Достижению блаженства в вечности мешал грех проклятия, а Господь совершил это уже посмертно. И кроме того, явившаяся с того света мать просила дочь о том, чтобы она передала другим, как и в молитве богача к Аврааму, что они не так живут, в храм не ходят, грешат, совершают беззакония и их ждет страшное мучение, если они не изменят свою жизнь.
Дорогие братья и сестры, много и других знаменательных историй, которые передают нам таинственные явления усопших. Несколько лет назад я перед смертью соборовал одного человека, который прожил жизнь вне Церкви. Супруга его уговаривала, когда у него была 4 стадия онкологии – «покайся, ведь смерть смотрит в твои глаза». И уговорила его на совершение Таинства соборования. К таинствам он приступил и перед смертью просил внука, чтобы он съездил на могилы его родителей в Новгородскую Губернию и привел их в порядок, чего он в силу болезни не мог уже сделать. Несколько лет внучок собирался, наследовал квартиру деда, а потом в Новгороде хоть и побывал, а на могилы не сходил. Приезжает обратно во Всеволожск, засыпает на дедовом диванчике, а дед является ему с того света и говорит: «Ах ты, нехристь такая, ты же был в Новгороде, я же тебя просил, почему ты не сходил на могилы моих родителей?» Перепугался внук: «Дед, ну я исправлюсь, прости!». А дед явился не совсем одетый, с голым торсом, «Дед! А чего ты не одетый-то?», «А меня ненадолго, внучок, отпустили специально для того, чтобы исправить безразличие к традициям, к отеческим гробам». Эти два случая показывают нам, насколько тонка грань между живыми и мёртвыми, что усопшие, все знают о нас, переживают, молятся Богу и активно влияют на нашу жизнь.
Дорогие братья и сестры, этот назидательный урок дает нам притча о богаче и Лазаре. Богатый человек попал в ад не за богатство, а за свое жестокосердие, за то, что он видел Лазаря и тысячу раз проходил мимо несчастного человека, который лежал в струпьях, покрытый гноем, но не хотел ему помочь. Лазарь мечтал о том, чтобы хотя бы крошки, какие-то объедки со стола богатого человека, который пиршествовал каждый день, были бы ему доступны, он готов был есть пищу, которую отдавали собакам, но и этого ему никто не давал. Хотя помочь Лазарю для богатого человека не стоило никакого труда. Но этого не было.
Это нам напоминание и урок, чтобы мы стремились к жизни добродетельной, совершали дела милосердия. Святитель Иоанн Златоуст на притчу о богаче и Лазаре написал семь бесед, семь слов. Он доносит до нас интересную мысль, что человек, не подающий милостыню, является грабителем, вором, который ничем не отличается от людей, которые совершают реальные преступления. А почему так? А потому что все, чем мы обладаем, это не наше, это Бог нам дает, мы являемся лишь пользователями, в этом легко убедиться и проверить себя, вспомнив в каком состоянии тебя из роддома принесли: нагим ты пришел в этот мир, нагим и уйдешь из него. А дела милосердия, которые мы так мало совершаем, способны открыть двери Царства Небесного.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы эти слова о том, что между нами и вами глубокая пропасть установлена, устрашили нас, чтобы подвигнули к ответственности. Еще в Ветхом Завете у премудрого Сираха есть такие слова: «Юноша! Наслаждайся во все дни жизни твоей, только знай, что за всё тебя Господь приведет на суд», или другие слова: «помни последняя твоя и во век не согрешишь». Если бы у нас была память смертная, как бы мы по-другому жили с вами, дорогие братья и сестры, ведь память смертная напоминает человеку и убеждает его, что каждый день может быть последним для тебя. Преподобный Сергий Радонежский в сенях своей кельи имел гроб, а Серафим Саровский был искусным плотником, он сам сделал себе гроб. А блаженный Иероним Стридонский, который перевел Священное Писание на латинский язык, на рабочем столе имел череп человеческий, как напоминание о скоротечности и бренности своей жизни. Если каждый день может быть последним, то как его следует провести, как прожить? Наверное, человек скорее постарается примириться с теми, с кем в ссоре, проявит какое-то деятельное участие в каких-то добрых делах, а что нам мешает делать это каждый день!? А вот такое поведение, такая жизнь — это и есть христианство.
Дай Бог, чтобы мы с вами, дорогие братья и сестры, ответственно пользовались даром жизни, чтобы не было нам мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Аминь!
7 ноября 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Притча о богаче и Лазаре, которую мы сейчас слышали, несет в себе огромный назидательный смысл и большое количество вероучительных моментов, составляющих основу христианства.
Прежде всего, это повествование о посмертном существовании усопших, об аде и рае, в который попали богатый человек и нищий Лазарь. Между нами и вами, — то есть между адом и раем, — утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда туда и оттуда сюда сделать это не могут (см. Лк. 16:26). Конечно, это разделение с отрицанием перехода относится ко временам уже апокалиптическим, после Второго Пришествия в этот мир Господа нашего Иисуса Христа, когда состоится окончательный суд над родом человеческим, когда все мертвые воскреснут и врата ада и рая заключатся навсегда. Эта притча показывает события, которые еще не произошли, но которые мы с вами ожидаем через пришествие Христа и страшный суд. Пока Церковь существует на земле и продолжается история человечества из ада могут быть спасаемы души умерших.
Если бы не было это возможно, то бесполезна была бы молитва за усопших, но с древнейших времен в Церкви всегда существовала молитва об усопших. Она дает успокоение живым и утешение умершим. Молитва об усопших имела свои предпосылки еще в Ветхом Завете, когда Иуда Маккавейский в освободительной войне приказал принести жертвы за погибших воинов, чтобы они умилостивили Бога, преклонили к погибшим милосердие Божие. В нашем народе есть даже такой благочестивый термин в отношении вечной участи усопших, которых можно «вымолить» у Бога. Это слово проникнуто верой, говорит, что нет безнадежного состояния для усопших, где бы он не находился: можно вымолить милостыней, которая преклоняет милосердие Божие, которая бесконечна и безмерна.
В этой притче Христос предстает перед нами как праведный, справедливый и неподкупный Судья, Который все знает о человеческой жизни. И эта будущая мзда, воздаяние за человеческую жизнь, будущее исполнение абсолютной справедливости, которой мы порой не усматриваем в жизни, будет реализована за гробом непременно, потому что Бог воздаст каждому по делам. Но главным критерием в Его суде будет не справедливость, а любовь и милосердие.
Мы видим, что когда богач обращался к Аврааму, прося, чтобы он послал Лазаря на землю, предупредить своих пять братьев, живших также нечестиво, также беззаконно, как он прожил свою жизнь и, любя своих братьев, он желает им помочь, чтобы они остепенились, образумились и не попали в место мучения, куда он попал после своей беззаконной жизни. Это удивительное попеченье умерших о живых случается не только в этой притче. Такие примеры есть и в истории Церкви, в жизни простых людей.
Я могу поделиться с вами историей, которую мне рассказывал один благочестивый человек. Вы знаете, что у восточных народов до сих пор есть традиции, когда невест крадут – присмотрят в хорошей семье девушку и забирают, а свадьба состоится постфактум, от которой никуда не денутся ни близкие, ни родные, независимо от приданого, от знатности рода. Такая же история произошла в российской глубинке. И после кражи невесты мать прокляла свою дочь, потому что на этой дочери было все домашнее хозяйство: она готовила еду для всей семьи, которая работала в поле, на ней была скотина, которую она кормила, и вдруг эта дочь, на которой было все хозяйство, уходит из семьи и эти попечения ложатся снова на плечи матери, и мать ее прокляла. Дальше жизнь шла своим чередом, возможно, они как-то внешне примирились, может быть общались, но мать умерла, не простив дочь. Проходит какое-то время и дочь родила двоих детей. И однажды, в одну из ночей, укладывая спать детей, она слышит шаги по веранде. Открываются двери, входит мать и говорит: «Доченька! Это я, не бойся. Господь послал меня с того света, чтобы я попросила прощения у тебя, за то проклятие, которое я произнесла в твой адрес, оно не дает мне покоя». Конечно, дочь её простила, произошло удивительное, посмертное примирение, прощение, которое было возможно только по особому действию Божию. Достижению блаженства в вечности мешал грех проклятия, а Господь совершил это уже посмертно. И кроме того, явившаяся с того света мать просила дочь о том, чтобы она передала другим, как и в молитве богача к Аврааму, что они не так живут, в храм не ходят, грешат, совершают беззакония и их ждет страшное мучение, если они не изменят свою жизнь.
Дорогие братья и сестры, много и других знаменательных историй, которые передают нам таинственные явления усопших. Несколько лет назад я перед смертью соборовал одного человека, который прожил жизнь вне Церкви. Супруга его уговаривала, когда у него была 4 стадия онкологии – «покайся, ведь смерть смотрит в твои глаза». И уговорила его на совершение Таинства соборования. К таинствам он приступил и перед смертью просил внука, чтобы он съездил на могилы его родителей в Новгородскую Губернию и привел их в порядок, чего он в силу болезни не мог уже сделать. Несколько лет внучок собирался, наследовал квартиру деда, а потом в Новгороде хоть и побывал, а на могилы не сходил. Приезжает обратно во Всеволожск, засыпает на дедовом диванчике, а дед является ему с того света и говорит: «Ах ты, нехристь такая, ты же был в Новгороде, я же тебя просил, почему ты не сходил на могилы моих родителей?» Перепугался внук: «Дед, ну я исправлюсь, прости!». А дед явился не совсем одетый, с голым торсом, «Дед! А чего ты не одетый-то?», «А меня ненадолго, внучок, отпустили специально для того, чтобы исправить безразличие к традициям, к отеческим гробам». Эти два случая показывают нам, насколько тонка грань между живыми и мёртвыми, что усопшие, все знают о нас, переживают, молятся Богу и активно влияют на нашу жизнь.
Дорогие братья и сестры, этот назидательный урок дает нам притча о богаче и Лазаре. Богатый человек попал в ад не за богатство, а за свое жестокосердие, за то, что он видел Лазаря и тысячу раз проходил мимо несчастного человека, который лежал в струпьях, покрытый гноем, но не хотел ему помочь. Лазарь мечтал о том, чтобы хотя бы крошки, какие-то объедки со стола богатого человека, который пиршествовал каждый день, были бы ему доступны, он готов был есть пищу, которую отдавали собакам, но и этого ему никто не давал. Хотя помочь Лазарю для богатого человека не стоило никакого труда. Но этого не было.
Это нам напоминание и урок, чтобы мы стремились к жизни добродетельной, совершали дела милосердия. Святитель Иоанн Златоуст на притчу о богаче и Лазаре написал семь бесед, семь слов. Он доносит до нас интересную мысль, что человек, не подающий милостыню, является грабителем, вором, который ничем не отличается от людей, которые совершают реальные преступления. А почему так? А потому что все, чем мы обладаем, это не наше, это Бог нам дает, мы являемся лишь пользователями, в этом легко убедиться и проверить себя, вспомнив в каком состоянии тебя из роддома принесли: нагим ты пришел в этот мир, нагим и уйдешь из него. А дела милосердия, которые мы так мало совершаем, способны открыть двери Царства Небесного.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы эти слова о том, что между нами и вами глубокая пропасть установлена, устрашили нас, чтобы подвигнули к ответственности. Еще в Ветхом Завете у премудрого Сираха есть такие слова: «Юноша! Наслаждайся во все дни жизни твоей, только знай, что за всё тебя Господь приведет на суд», или другие слова: «помни последняя твоя и во век не согрешишь». Если бы у нас была память смертная, как бы мы по-другому жили с вами, дорогие братья и сестры, ведь память смертная напоминает человеку и убеждает его, что каждый день может быть последним для тебя. Преподобный Сергий Радонежский в сенях своей кельи имел гроб, а Серафим Саровский был искусным плотником, он сам сделал себе гроб. А блаженный Иероним Стридонский, который перевел Священное Писание на латинский язык, на рабочем столе имел череп человеческий, как напоминание о скоротечности и бренности своей жизни. Если каждый день может быть последним, то как его следует провести, как прожить? Наверное, человек скорее постарается примириться с теми, с кем в ссоре, проявит какое-то деятельное участие в каких-то добрых делах, а что нам мешает делать это каждый день!? А вот такое поведение, такая жизнь — это и есть христианство.
Дай Бог, чтобы мы с вами, дорогие братья и сестры, ответственно пользовались даром жизни, чтобы не было нам мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Аминь!
07.11.2021
Предыдущая проповедь
14 октября 2021
Следующая проповедь
28 ноября 2021
Все проповеди за 2021 год