Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие, братия и сестры! Мы с вами по неизреченной милости Божией дожили до великого и радостного праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа!
Если не считать праздника Пасхи Христовой, который над всеми церковными праздниками возвышается и превосходит их, то праздник Рождества Христова является самым главным, самым торжественным, самым необыкновенным и основополагающим в нашей вере и в нашей жизни.
В безбожные годы Советской власти боялись этого праздника. Партийное руководство старалось затмить этот праздник, чтобы народ забыл его. Все радостные, торжественные, таинственные моменты, которые были связаны с этим праздником, перенесли в Новый год: и ёлку Рождественскую, и подарки, и все трепетные ожидания чуда, и таинственность Рождества — все это было перенесено в Новый год. Многие десятилетия было запрещено устанавливать живые ели в домах, потому что они напоминали людям о Рождестве Христовом, потому что такова была культура нашего народа, связанная с церковной жизнью.
Сегодня, дорогие братия и сестры, мы имеем уникальную возможность без всякого притеснения и давления, в свободном устремлении каждого человеческого сердца праздновать этот великий радостный день Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Произошло это событие в городе Вифлееме (многие из вас были на Святой Земле) и отрадно, что этот город сохранил своё библейское название и хранит великую святыню: ясли, которые стоят в храме Рождества Христова. Храм был установлен на месте рождения Спасителя попечением императора Константина Великого и тщанием его благочестивой матери царицы Елены. В IV веке она отправилась в Святую Землю, чтобы запечатлеть и увековечить места, которые были связаны с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Две тысячи двадцать два года назад в этом маленьком Иудейском городке тихой ночью в пещере для загона скота в безвестности родился Младенец Христос от Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Это событие запечатлено на иконе Рождества Христова, которая полагается в центре храма.
Когда мы празднуем и осмысляем Рождество Христово, то перед нашим взором возникает картина необыкновенно трогательной идиллии: Богоматерь, склонившаяся над Христом, тут же Иосиф, названный отцом рождённого Младенца, пастухи и волхвы, которые приходят на поклонение Младенцу. Все образы передают прекрасную религиозную атмосферу, в которой мы видим главный сюжет праздника Рождества Христова.
Иконописное изображение этого события возникло из Священной истории, которую мы слышали сегодня в прочитанном Евангелии от Луки за Божественной Литургией. Праздник Рождества Христова радостен и велик не в воспоминание этого исторического события и не в воспоминание мельчайших его подробностей: как явилась звезда, что она означала, куда она вела, что произошло далее, что творил Ирод, который хотел убить Младенца. Ирод старался приложить все свои силы, использовать всю свою власть, чтобы никто не мог претендовать на его царский престол в Иудее. Дело в том, что Рождество Христово произошло ради нас с вами, а не просто ради какого-то абстрактного спасения всего рода человеческого, о котором мы не понимаем: о чём здесь идёт речь? и как это Господь нас спас? и от чего спас? и почему спас? и что поменялось в нашей с Вами жизни?
Господь родился в Вифлееме ради каждого человека: ради современника этих событий, ради людей, которые жили в Ветхом Завете до нашей эры, ради каждого из нас сегодня, ради людей, которые будут жить после нас. Господь приходит, спасая род человеческий. Спасение касается, и это важно отметить, каждого из нас!
Невозможно отмахнуться и проигнорировать это событие пришествия Бога в мир, потому что Он пришёл ради человека, который бесценно дорог в очах Божиих, как самое необыкновенное, самое любимое, самое прекрасное творение Божие. И каждый из нас является венцом Его творения.
Ничего и никого выше человека Бог не сотворил! Человек вмещает в себя два мира: материальный — физический и небесный — духовный. Господь сотворил человека для того, чтобы он был причастен к славословию Божию, к восхвалению Своего Создателя, и в этом благодарении и славословии был счастлив, и в этом видел цель своего призвания и предназначения в этой жизни. Нам сложно об этом говорить и сложно понимать это, потому что мы видим цель жизни своей только в земном устроении, только в достижении своих планов, целей, карьерного роста и тому подобном. Но цель жизни не в этом — это всё имеет только косвенное значение.
Чем мы занимаемся, куда стремимся? Основополагающее значение заключается в том, приближает нас это к Богу или удаляет от Него. Цель жизни абсолютно не в тех словах и пожеланиях, которые вы слышали на корпоративных вечерах: чтобы все были живы и здоровы; всё было благополучно; денег много, чтобы дерево посадил, сына родил, дом построил. Но ведь это примитивные, бездуховные пожелания, которые не учитывают высочайшего Божественного призвания человека, а ведь оно выше ангельского служения! Ангелы имеют только одну природу – духовную, а человек, являясь венцом творения, заключает в себе весь космос, сотворённый Богом. Господь пришёл спасти человека от греха, потому как после греха Адамова человечество отвернулось от Бога и забыло о своём Небесном призвании. Отречение от Бога проявлялось во многих эпизодах Ветхого Завета: и в строительстве Вавилонской башни, и в страшных грехах, которые повлекли за собой Всемирный потоп, уничтоживший весь род человеческий, за исключением восьми душ семейства Ноя.
Ветхозаветные люди в основной своей массе тоже не хотели слышать о Боге и знать Его, поэтому пророков гнали и убивали самым жесточайшим образом. Достаточно вспомнить великого пророка Исаию, которого называют ветхозаветным евангелистом. Он так надоел иудеям своими пророчествами о скором пришествии в мир Спасителя, что они распилили его пополам деревянной ручной пилой, умертвив его таким жесточайшим способом. Именно ему принадлежат слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с намиБог». Не нужен был Христос в Ветхом Завете. Лишь в самые тяжкие времена, когда иудеи страдали от ненавистного ига римлян, они вспоминали о Мессии. Только в образ Мессии они вкладывали другие понятия, не те, о которых говорили ветхозаветные пророки. В частности, сам Исайя говорит о Нём, как о кротком агнце, который безмолвно страдает, несёт на себе поношение всего мира и страдает ради наших грехов.
Иудеи мечтали о другом Мессии – о могущественном Царе, блистательном полководце, который изменит ход истории и вернёт былое могущество Израиля, которое было когда-то в истории во времена лучших царей Израильских: Давида, Соломона и других. Слава об Израильском царстве гремела тогда по всему миру! Им Христос нужен был Тот, Которого желал видеть дьявол. Искушая Христа в пустыне, он говорил Ему после крещения в Иордане: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3); «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею”» (Мф. 4:6); «показывает Ему все царства мира и славу их … “всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне”» (Мф. 4;8-9).
Дорогие братия и сестры, совсем не такой Христос пришёл в этот мир — в безвестности, в состоянии глубочайшего, крайнего смирения и самоуничижения. Он родился в скотских яслях, в которых никогда никто и нигде больше не рождался! В какой бы бедности ни жил человек, в каких бы страшных условиях ни находился, местом рождения могли быть более цивильные условия, но в скотских яслях… Кто держал когда-либо скотину или видел, как это происходит, может представить себе, что же там «доброго и хорошего» можно было ожидать. В состоянии полнейшего самоуничижения, ниже которого представить невозможно, Господь рождается, тем самым презирая всю земную славу, могущество человеческое, показывая, что не в этом предназначение человека! Христос принёс новое Божественное учение, до которого никогда не смогла бы возвыситься человеческая мысль. Именно евангельское учение повелевает нам любить всех, любить врагов своих, прощать ненавидящим вас и обижающим вас (ср. Мф.5:44).
Современники не понимали Его слов, когда Он говорил о Таинстве Евхаристии: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тоне будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Он называл Себя Сыном — воплощённым Богом, равным Богу-Отцу, что для иудеев было совершенно немыслимо и неприемлемо. Точно так же, как и в наши времена, Христос, как Бог, мало кому нужен, и мало кто впускает Его в свою жизнь. Христос спас нас от вечной смерти, сколько бы ни продолжалась земная жизнь, в чём бы она ни выражалась, в каких муках, страданиях, болезнях, лишениях. Она всё равно окончится, как и заканчивалась она у наших предков, которые жили до нас. Христос Своим воплощением, Своей крестной смертью, Своим воскресением даровал нам жизнь вечную, которая никогда не окончится. Двери рая открыты для человека, нет больше вражды между человеком и Богом, Бог примиряется с человеком! Человек должен ответить на этот Божественный призыв, на пришествие в мир Христа, исполняя то, что написано в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»(Ин. 14:15). Вэтом следовании Божественному евангельскому закону, в исполнении заповедей, которые даны Христом, и состоит наше принятие Его воплощения, Его рождения и Его прихода в наш грешный мир. Господь даровал нам возможность быть с Ним — выше, ценнее, прекраснее этого ничего нет на Земле! Понимая, какое высочайшее, великое благо несёт жизнь со Христом, многие тысячи людей оставляли этот мир, уходили в монашеские кельи и ничего лучшего не видели и не знали, находясь в состоянии крайней нищеты и отвержении всех благ земных, имея величайшее счастье общения с Богом, которое предвосхищало само райское будущее блаженство!
Дай Бог, чтобы мы с вами понимали: какая радость, какое счастье жить с Богом, как и говорили об этом наши великие старцы: архим. Иоанн (Крестьянкин), прот. Николай Залитский: «возлюбленные, какие счастливые вы, что с Господом!»
Аминь.
7 января 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие, братия и сестры! Мы с вами по неизреченной милости Божией дожили до великого и радостного праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа!
Если не считать праздника Пасхи Христовой, который над всеми церковными праздниками возвышается и превосходит их, то праздник Рождества Христова является самым главным, самым торжественным, самым необыкновенным и основополагающим в нашей вере и в нашей жизни.
В безбожные годы Советской власти боялись этого праздника. Партийное руководство старалось затмить этот праздник, чтобы народ забыл его. Все радостные, торжественные, таинственные моменты, которые были связаны с этим праздником, перенесли в Новый год: и ёлку Рождественскую, и подарки, и все трепетные ожидания чуда, и таинственность Рождества — все это было перенесено в Новый год. Многие десятилетия было запрещено устанавливать живые ели в домах, потому что они напоминали людям о Рождестве Христовом, потому что такова была культура нашего народа, связанная с церковной жизнью.
Сегодня, дорогие братия и сестры, мы имеем уникальную возможность без всякого притеснения и давления, в свободном устремлении каждого человеческого сердца праздновать этот великий радостный день Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Произошло это событие в городе Вифлееме (многие из вас были на Святой Земле) и отрадно, что этот город сохранил своё библейское название и хранит великую святыню: ясли, которые стоят в храме Рождества Христова. Храм был установлен на месте рождения Спасителя попечением императора Константина Великого и тщанием его благочестивой матери царицы Елены. В IV веке она отправилась в Святую Землю, чтобы запечатлеть и увековечить места, которые были связаны с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Две тысячи двадцать два года назад в этом маленьком Иудейском городке тихой ночью в пещере для загона скота в безвестности родился Младенец Христос от Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Это событие запечатлено на иконе Рождества Христова, которая полагается в центре храма.
Когда мы празднуем и осмысляем Рождество Христово, то перед нашим взором возникает картина необыкновенно трогательной идиллии: Богоматерь, склонившаяся над Христом, тут же Иосиф, названный отцом рождённого Младенца, пастухи и волхвы, которые приходят на поклонение Младенцу. Все образы передают прекрасную религиозную атмосферу, в которой мы видим главный сюжет праздника Рождества Христова.
Иконописное изображение этого события возникло из Священной истории, которую мы слышали сегодня в прочитанном Евангелии от Луки за Божественной Литургией. Праздник Рождества Христова радостен и велик не в воспоминание этого исторического события и не в воспоминание мельчайших его подробностей: как явилась звезда, что она означала, куда она вела, что произошло далее, что творил Ирод, который хотел убить Младенца. Ирод старался приложить все свои силы, использовать всю свою власть, чтобы никто не мог претендовать на его царский престол в Иудее. Дело в том, что Рождество Христово произошло ради нас с вами, а не просто ради какого-то абстрактного спасения всего рода человеческого, о котором мы не понимаем: о чём здесь идёт речь? и как это Господь нас спас? и от чего спас? и почему спас? и что поменялось в нашей с Вами жизни?
Господь родился в Вифлееме ради каждого человека: ради современника этих событий, ради людей, которые жили в Ветхом Завете до нашей эры, ради каждого из нас сегодня, ради людей, которые будут жить после нас. Господь приходит, спасая род человеческий. Спасение касается, и это важно отметить, каждого из нас!
Невозможно отмахнуться и проигнорировать это событие пришествия Бога в мир, потому что Он пришёл ради человека, который бесценно дорог в очах Божиих, как самое необыкновенное, самое любимое, самое прекрасное творение Божие. И каждый из нас является венцом Его творения.
Ничего и никого выше человека Бог не сотворил! Человек вмещает в себя два мира: материальный — физический и небесный — духовный. Господь сотворил человека для того, чтобы он был причастен к славословию Божию, к восхвалению Своего Создателя, и в этом благодарении и славословии был счастлив, и в этом видел цель своего призвания и предназначения в этой жизни. Нам сложно об этом говорить и сложно понимать это, потому что мы видим цель жизни своей только в земном устроении, только в достижении своих планов, целей, карьерного роста и тому подобном. Но цель жизни не в этом — это всё имеет только косвенное значение.
Чем мы занимаемся, куда стремимся? Основополагающее значение заключается в том, приближает нас это к Богу или удаляет от Него. Цель жизни абсолютно не в тех словах и пожеланиях, которые вы слышали на корпоративных вечерах: чтобы все были живы и здоровы; всё было благополучно; денег много, чтобы дерево посадил, сына родил, дом построил. Но ведь это примитивные, бездуховные пожелания, которые не учитывают высочайшего Божественного призвания человека, а ведь оно выше ангельского служения! Ангелы имеют только одну природу – духовную, а человек, являясь венцом творения, заключает в себе весь космос, сотворённый Богом. Господь пришёл спасти человека от греха, потому как после греха Адамова человечество отвернулось от Бога и забыло о своём Небесном призвании. Отречение от Бога проявлялось во многих эпизодах Ветхого Завета: и в строительстве Вавилонской башни, и в страшных грехах, которые повлекли за собой Всемирный потоп, уничтоживший весь род человеческий, за исключением восьми душ семейства Ноя.
Ветхозаветные люди в основной своей массе тоже не хотели слышать о Боге и знать Его, поэтому пророков гнали и убивали самым жесточайшим образом. Достаточно вспомнить великого пророка Исаию, которого называют ветхозаветным евангелистом. Он так надоел иудеям своими пророчествами о скором пришествии в мир Спасителя, что они распилили его пополам деревянной ручной пилой, умертвив его таким жесточайшим способом. Именно ему принадлежат слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с намиБог». Не нужен был Христос в Ветхом Завете. Лишь в самые тяжкие времена, когда иудеи страдали от ненавистного ига римлян, они вспоминали о Мессии. Только в образ Мессии они вкладывали другие понятия, не те, о которых говорили ветхозаветные пророки. В частности, сам Исайя говорит о Нём, как о кротком агнце, который безмолвно страдает, несёт на себе поношение всего мира и страдает ради наших грехов.
Иудеи мечтали о другом Мессии – о могущественном Царе, блистательном полководце, который изменит ход истории и вернёт былое могущество Израиля, которое было когда-то в истории во времена лучших царей Израильских: Давида, Соломона и других. Слава об Израильском царстве гремела тогда по всему миру! Им Христос нужен был Тот, Которого желал видеть дьявол. Искушая Христа в пустыне, он говорил Ему после крещения в Иордане: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3); «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: “Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею”» (Мф. 4:6); «показывает Ему все царства мира и славу их … “всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне”» (Мф. 4;8-9).
Дорогие братия и сестры, совсем не такой Христос пришёл в этот мир — в безвестности, в состоянии глубочайшего, крайнего смирения и самоуничижения. Он родился в скотских яслях, в которых никогда никто и нигде больше не рождался! В какой бы бедности ни жил человек, в каких бы страшных условиях ни находился, местом рождения могли быть более цивильные условия, но в скотских яслях… Кто держал когда-либо скотину или видел, как это происходит, может представить себе, что же там «доброго и хорошего» можно было ожидать. В состоянии полнейшего самоуничижения, ниже которого представить невозможно, Господь рождается, тем самым презирая всю земную славу, могущество человеческое, показывая, что не в этом предназначение человека! Христос принёс новое Божественное учение, до которого никогда не смогла бы возвыситься человеческая мысль. Именно евангельское учение повелевает нам любить всех, любить врагов своих, прощать ненавидящим вас и обижающим вас (ср. Мф.5:44).
Современники не понимали Его слов, когда Он говорил о Таинстве Евхаристии: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тоне будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Он называл Себя Сыном — воплощённым Богом, равным Богу-Отцу, что для иудеев было совершенно немыслимо и неприемлемо. Точно так же, как и в наши времена, Христос, как Бог, мало кому нужен, и мало кто впускает Его в свою жизнь. Христос спас нас от вечной смерти, сколько бы ни продолжалась земная жизнь, в чём бы она ни выражалась, в каких муках, страданиях, болезнях, лишениях. Она всё равно окончится, как и заканчивалась она у наших предков, которые жили до нас. Христос Своим воплощением, Своей крестной смертью, Своим воскресением даровал нам жизнь вечную, которая никогда не окончится. Двери рая открыты для человека, нет больше вражды между человеком и Богом, Бог примиряется с человеком! Человек должен ответить на этот Божественный призыв, на пришествие в мир Христа, исполняя то, что написано в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»(Ин. 14:15). Вэтом следовании Божественному евангельскому закону, в исполнении заповедей, которые даны Христом, и состоит наше принятие Его воплощения, Его рождения и Его прихода в наш грешный мир. Господь даровал нам возможность быть с Ним — выше, ценнее, прекраснее этого ничего нет на Земле! Понимая, какое высочайшее, великое благо несёт жизнь со Христом, многие тысячи людей оставляли этот мир, уходили в монашеские кельи и ничего лучшего не видели и не знали, находясь в состоянии крайней нищеты и отвержении всех благ земных, имея величайшее счастье общения с Богом, которое предвосхищало само райское будущее блаженство!
Дай Бог, чтобы мы с вами понимали: какая радость, какое счастье жить с Богом, как и говорили об этом наши великие старцы: архим. Иоанн (Крестьянкин), прот. Николай Залитский: «возлюбленные, какие счастливые вы, что с Господом!»
Аминь.
07.01.2018
Предыдущая проповедь
31 декабря 2017
Следующая проповедь
14 января 2018
Все проповеди за 2018 год