Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сёстры, по неизреченной милости Божией мы вновь и вновь с вами радуемся великому празднику Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодня мы празднуем великое историческое событие — пришествие в наш грешный мир Сына Божия. Это пришествие Бога происходит удивительным образом: Он приходит не в каком-то великолепии, преисполненный силы, славы и могущества, каким будет Его второе славное пришествие для Страшного суда над родом человеческим. Его воплощение в человеческой плоти совершенно поражает нас, мы удивляемся смирению и самоуничижению Христа, когда Он, будучи Богом, не почитал хищением стать равным Богу, но уничижил Своё Божество, приняв образ раба и став смертным человеком (см. Флп. 2:6-7).
Древние греки относились с презрением к человеческой плоти и не понимали, зачем Богу принимать грязную материю, которая пленяет в себе бессмертную душу. Иудеи, находившись под многолетним игом римлян, ждали Мессию, их могущественного царя и освободителя. И вот Христос приходит в виде кроткого младенца. И мир тогдашний мало принял участия в пришествии Бога на землю. Только несколько пастухов, которым было Божественное Откровение от ангелов, пришедших к ним возвестить великую радость, что «родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11-12). Он родился в крайнем уничижении, в хлеву, вместе со скотом, который загоняли в пещеру пастухи.
Пришествие Бога в наш грешный мир — это свидетельство особой любви и милости Божией к человеку. Без этого воплощения человечество бы окончательно погибло на пути греха и порока, на пути самоотчуждения и удаления от Бога. В этом страшном состоянии человек очутился в результате грехопадения, когда человек в лице прародителя Адама и Евы захотел жить без Бога, возомнив о своих великих дарованиях, которыми наградил Бог первых людей. Когда человечество настолько погрузилось в бездну греха, что общение с Богом поддерживалось только в лучших представителях еврейского народа, райские двери были закрыты, а вечное спасение невозможно. Безысходность нависала над человеческим родом, беспросветное и безрадостное существование, проживание своих дней.
И не человек исправил это состояние отчуждённости от Бога, а Бог, принимая человеческое естество, в самом себе исцеляет и врачует эту человеческую природу, преображает её и даёт всем нам возможность прикоснуться к обожествлённой и преображённой человеческой природе в Личности Иисуса Христа. Эта возможность даётся нам в Таинстве Святой Евхаристии, которая совершается в глубинах Церкви Христовой, основанной Самим Господом. Бог пришёл для того, чтобы спасти нас, для того, чтобы вновь была возможность быть с Богом в этой жизни и в вечности, и врата рая снова были открыты для человека.
В день Рождества Христова каждый из нас должен обратиться к самому себе, к своей совести и задать такой вопрос: а что значит воплощение Бога, Его рождество для меня? Что оно даёт, что приносит в мою жизнь? Мы порой не задумываемся над этим вопросом, мы живём в большей части параллельно с Богом, особенно когда всё хорошо, и мы не нуждаемся в Боге. Мы вспоминаем о Нём когда трудно, когда плохо, когда скорби, когда болезни приходят в нашу жизнь. Тогда мы начинаем требовать Его Божественного вмешательства в ответ на наше вопрошание в трудные минуты нашей жизни. И когда Бог не отвечает на наши молитвы, то и вера пропадает, и ропот на Бога в нашем сердце возникает, и мы отворачиваемся, обижаемся на Бога и забываем Его. А Он приходит, чтобы быть с нами, Он ничего не требует от нас, только лишь отклика благодарного человеческого сердца. Как говорится об этом в Священном Писании: «Сын мой! Отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26). Бог не требует никаких подвигов, никаких чрезмерных жертв, каких-то свершений, Ему нужно наше сердце, преисполненное ответной любви на пришествие Бога в наш мир. О, если бы было в нас это стремление к Господу, если бы оно чаще выражалось в нашей с вами жизни! Как много Бог дал нам способов войти с Ним в общение и быть с Ним! Это и молитва, общение с Богом. Если бы мы сегодня задумались и понудили себя к тому, чтобы возлюбить молитву, чтобы пребывание в молитве было самым радостным и прекрасным временем в нашей жизни. Если бы чтение Священного Писания было тоже счастливейшим временем в нашей с вами жизни. Но Бог остаётся где-то на задворках нашей с вами жизни. Как мы относимся к Таинству Святой Евхаристии? Это самое действенное, самое необыкновенное средство, которое нам дал Бог, чтобы не просто войти в общение с Ним, а соединяемся со Христом, пришедшем сегодня через вифлеемские ясли в наш грешный мир.
Вроде всё это справедливо по отношению к нам, но если мы способны возродить в себе это стремление быть с Богом, тогда не напрасно чудо Его пришествия в наш грешный мир. Поэтому преподобный Антоний Великий так и говорит: «Пусть Христос хоть тысячу раз рождается в Вифлееме, но если Он хоть один раз не родился в твоей душе, то Его рождение не имеет для тебя никакой пользы и никакого значения». Поэтому дай Бог, чтобы сердца всех нас здесь собравшихся были благодатными яслями для Младенца, пришедшего в мир ради нашего с вами спасения.
Аминь.
7 января 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сёстры, по неизреченной милости Божией мы вновь и вновь с вами радуемся великому празднику Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодня мы празднуем великое историческое событие — пришествие в наш грешный мир Сына Божия. Это пришествие Бога происходит удивительным образом: Он приходит не в каком-то великолепии, преисполненный силы, славы и могущества, каким будет Его второе славное пришествие для Страшного суда над родом человеческим. Его воплощение в человеческой плоти совершенно поражает нас, мы удивляемся смирению и самоуничижению Христа, когда Он, будучи Богом, не почитал хищением стать равным Богу, но уничижил Своё Божество, приняв образ раба и став смертным человеком (см. Флп. 2:6-7).
Древние греки относились с презрением к человеческой плоти и не понимали, зачем Богу принимать грязную материю, которая пленяет в себе бессмертную душу. Иудеи, находившись под многолетним игом римлян, ждали Мессию, их могущественного царя и освободителя. И вот Христос приходит в виде кроткого младенца. И мир тогдашний мало принял участия в пришествии Бога на землю. Только несколько пастухов, которым было Божественное Откровение от ангелов, пришедших к ним возвестить великую радость, что «родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11-12). Он родился в крайнем уничижении, в хлеву, вместе со скотом, который загоняли в пещеру пастухи.
Пришествие Бога в наш грешный мир — это свидетельство особой любви и милости Божией к человеку. Без этого воплощения человечество бы окончательно погибло на пути греха и порока, на пути самоотчуждения и удаления от Бога. В этом страшном состоянии человек очутился в результате грехопадения, когда человек в лице прародителя Адама и Евы захотел жить без Бога, возомнив о своих великих дарованиях, которыми наградил Бог первых людей. Когда человечество настолько погрузилось в бездну греха, что общение с Богом поддерживалось только в лучших представителях еврейского народа, райские двери были закрыты, а вечное спасение невозможно. Безысходность нависала над человеческим родом, беспросветное и безрадостное существование, проживание своих дней.
И не человек исправил это состояние отчуждённости от Бога, а Бог, принимая человеческое естество, в самом себе исцеляет и врачует эту человеческую природу, преображает её и даёт всем нам возможность прикоснуться к обожествлённой и преображённой человеческой природе в Личности Иисуса Христа. Эта возможность даётся нам в Таинстве Святой Евхаристии, которая совершается в глубинах Церкви Христовой, основанной Самим Господом. Бог пришёл для того, чтобы спасти нас, для того, чтобы вновь была возможность быть с Богом в этой жизни и в вечности, и врата рая снова были открыты для человека.
В день Рождества Христова каждый из нас должен обратиться к самому себе, к своей совести и задать такой вопрос: а что значит воплощение Бога, Его рождество для меня? Что оно даёт, что приносит в мою жизнь? Мы порой не задумываемся над этим вопросом, мы живём в большей части параллельно с Богом, особенно когда всё хорошо, и мы не нуждаемся в Боге. Мы вспоминаем о Нём когда трудно, когда плохо, когда скорби, когда болезни приходят в нашу жизнь. Тогда мы начинаем требовать Его Божественного вмешательства в ответ на наше вопрошание в трудные минуты нашей жизни. И когда Бог не отвечает на наши молитвы, то и вера пропадает, и ропот на Бога в нашем сердце возникает, и мы отворачиваемся, обижаемся на Бога и забываем Его. А Он приходит, чтобы быть с нами, Он ничего не требует от нас, только лишь отклика благодарного человеческого сердца. Как говорится об этом в Священном Писании: «Сын мой! Отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26). Бог не требует никаких подвигов, никаких чрезмерных жертв, каких-то свершений, Ему нужно наше сердце, преисполненное ответной любви на пришествие Бога в наш мир. О, если бы было в нас это стремление к Господу, если бы оно чаще выражалось в нашей с вами жизни! Как много Бог дал нам способов войти с Ним в общение и быть с Ним! Это и молитва, общение с Богом. Если бы мы сегодня задумались и понудили себя к тому, чтобы возлюбить молитву, чтобы пребывание в молитве было самым радостным и прекрасным временем в нашей жизни. Если бы чтение Священного Писания было тоже счастливейшим временем в нашей с вами жизни. Но Бог остаётся где-то на задворках нашей с вами жизни. Как мы относимся к Таинству Святой Евхаристии? Это самое действенное, самое необыкновенное средство, которое нам дал Бог, чтобы не просто войти в общение с Ним, а соединяемся со Христом, пришедшем сегодня через вифлеемские ясли в наш грешный мир.
Вроде всё это справедливо по отношению к нам, но если мы способны возродить в себе это стремление быть с Богом, тогда не напрасно чудо Его пришествия в наш грешный мир. Поэтому преподобный Антоний Великий так и говорит: «Пусть Христос хоть тысячу раз рождается в Вифлееме, но если Он хоть один раз не родился в твоей душе, то Его рождение не имеет для тебя никакой пользы и никакого значения». Поэтому дай Бог, чтобы сердца всех нас здесь собравшихся были благодатными яслями для Младенца, пришедшего в мир ради нашего с вами спасения.
Аминь.
07.01.2020
Предыдущая проповедь
29 декабря 2019
Следующая проповедь
19 января 2020
Все проповеди за 2020 год