Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово на Вход Господнь в Иерусалим

Дорогие братия и сестры. Сегодня великий двунадесятый праздник — вход Господень в Иерусалим, который очень близко отстоит от великого праздника Пасхи Христовой.

Господь, исполняя предсказания пророков, завершает дни Своей земной жизни, о чём Он неоднократно предупреждал апостолов и всех окружавших его людей, готовя их и напоминая, что Его ожидают страдания и крестная смерть в Иерусалиме. И когда уже оставалось шесть дней до праздника Ветхозаветной Пасхи, Господь идёт в Иерусалим. Это была четвёртая Пасха в Его земной жизни, в общественном служении роду человеческому после Его крещения во Иордане.

Подходя к Иерусалиму, Господь заходит в селение Вифания, в котором проживало семейство Лазаря, которого Он недавно воскресил из мёртвых. Это святое семейство принимает Его с любовью и радостью в своём доме, и, как говорилось сегодня в Евангелии, Лазарь был среди возлежавших за столом с Иисусом. Марфа, как обычно, служила за столом, стараясь накормить и угостить пришедших гостей. А Мария, движимая чувством необыкновенной благодарности Богу за воскрешение её брата из мёртвых, слушала со вниманием каждое слово Учителя, затем она взяла сосуд чистого драгоценного нарда или мира и подошла ко Спасителю, это миро, которое осталось, наверное, у неё в семействе после погребения Лазаря. По иудейской традиции, тело умершего намощалось драгоценными благовонными веществами, тем самым оказывалось почитание и любовь к умершему, одновременно, в какой-то степени, предохраняя от скорого разложения умершее тело. Мария, взяв этот сосуд с благовонным миром, открыла его и начала отирать им ноги Спасителя. Тогда весь дом наполнился благоуханием. А затем она власами главы своей отирала Его ноги.

Многие из присутствовавших в тот момент в доме Лазаря вознегодовали и осудили Марию, а Иуда Искариот прежде всех выразил это негодование, сказав: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12:5). Если мыслить логически, вроде бы даже и прицепиться не к чему — нищим раздать.

Такие упрёки многие из нас, особенно люди, близкие к Церкви, слышат постоянно. Приходит, например, какой-нибудь значительный, богатый человек, собственник того или иного предприятия и говорит: «Зачем ты, батюшка, делаешь ремонт? И так хорошо. Зачем тёплые полы делать в храме? Народ и так переживёт». Ну, так помоги, у тебя миллионы лежат на счёте в конкретном банке. Зачем? Спрашиваю: «А дома у тебя теплые полы?» — Да, отвечает. И эти упреки мы постоянно слышим, дорогие братия и сестры. Зачем купола золотить? Зачем иконы золотые? Зачем красивые золочения? Почему в храме так должно быть красиво? Да потому, что это для Бога всё делается, для Него наши предки отдавали всё самое лучшее и ценное. Ещё задолго до революции, в XVII, XVIII веках наши предки порой жили в нищете, но старались отнести последнюю копейку в храм, потому что именно там они чувствовали отблеск Небесного Иерусалима и Царства Божия, чтобы оно было явлено вот так, видимым образом, чтобы легче было молиться и общаться с любимейшим Господом и Спасителем.

Господь сказал: «Оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:7-8). Миром помазывались тела умерших людей, и Лазаря она помазывала этим миром. В этих словах, которые сказал Господь, Он не запретил дела благотворительности к обездоленным, нищим, больным, увечным, но, как говорилось в другом месте Священного Писания, «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (Ин.23:23).

Затем Господь покидает это святое семейство и идёт в Иерусалим. По мере приближения Его к Священному городу люди передавали из уст в уста весть, что Христос приходит в Иерусалим. Тот Христос, Который воскресил Лазаря недавно из мёртвых и совершил множество других чудес. И тогда весь народ пришёл в ликование, воодушевление охватило всех. Люди срывали с деревьев пальмовые ветви и, держа их в руках, кричали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Ин. 12:13) и постилали одежды свои по пути, по которому следовал Христос, сидящий на молодом осле.

Господь входит в святой град Иерусалим как Царь, как входили победители и знаменитые полководцы, возвращаясь с победой, поразив неприятеля. Только шествие Его отличается от шествия перечисленных людей. Он восседает не на каком-то прекрасном коне, а на молодом осле, и это шествие ничего не представляет себой такого выдающегося, как бы эффектного, красивого. Но весь город пришёл в движение, в том числе и потому, что многие пришли посмотреть на Лазаря, которого Господь воскресил из мёртвых. Это было величайшее чудо, Лазарь уже четыре дня находился во гробе, его тело было покрыто трупными пятнами, разлагалось. Уже зловоние охватывало эти останки умершего, но этого человека Господь воскресил, и он опять рядом со Христом идёт, жив-здоров.

Это чудо своим эффектом, своим внешним воздействием на человека произвело такое воодушевление в народе, что даже детям передалось это ликование. Дети так же радовались вместе с взрослыми, только непосредственнее, искреннее, голоса их звонче звучали. Они кричали те же слова: «осанна Сыну Давидову» (Мф.21:15). Вот так торжественно совершилось вхождение Христа в Иерусалим.

Для чего же необходимо было это вхождение Христа в Иерусалим? Ведь Он был в Священном городе неоднократно во время Своей земной жизни. Если бы мы внимательно изучили Евангелие, то увидели бы, что это четвёртая Пасха в земной жизни Господа. Но если раньше Он как-то незаметно, как-то прикровенно, в числе других паломников-иудеев посещал этот Священный город, храм Иерусалимский, то теперь перед Своей крестной смертью и страданиями Господь входит торжественно в город, чтобы показать, что Царство Его начинается, оно вступает в силу. Царство Его отличается от царств земных. Хоть и входит Он как царь и победитель, и народ приветствует Его победоносными возгласами, но входит кротко, сидя на молодом осле, рядом шествует ослица. Его взор лишён радости и ликования, Он сосредоточен. Может быть, скорбное выражение лица Его потому, что наступают дни Его страданий. Господь как бы не принимает участия в этом ликовании народа, потому что знает лицемерие, знает кратковременность этих чувств народных. Потому что народная толпа как тогда, во времена Христа, так и сейчас поддаётся любому воздействию. В наше время, в XXI веке, даже появились такие специальные профессии, которые готовят народ, например, к выборам, к участию в тех или иных политических акциях и так далее. Даже появился такой термин: когда того или иного кандидата, согласно современному жаргону, «раскрутить» надо, в него вкладывают деньги, чтобы узнал о нём народ, чтобы люди за ним пошли и проголосовали так, как выгодно тому, кто вкладывает эти деньги. Делается это различными путями, конечно, но в основе всегда деньги лежат. Методы могут быть самые различные, вы сами о них знаете, и не в Церкви о них говорить. Толпа народная как тогда, во времена Спасителя, так и сейчас, двадцать веков спустя, тоже поддаётся любому настроению. Чтобы направить народ в нужном кому-то направлении, стоит немножко воодушевить его, немножко вбросить каких-нибудь дешёвых лозунгов, как, например, в начале ХХ века было: «Земля — крестьянам, фабрики – рабочим» или ещё чего-нибудь. Но не отдали до сих пор ни фабрик, ни землю и не отдадут никогда. Вдохновить народ чем-то таким дешёвым, сиюминутным — это можно элементарно сделать.

И Господь, видя эту лёгкую внушаемость народной толпы, скорбел внутренне, потому что пройдёт всего несколько дней, и этот же народ, который в Иерусалиме пришёл на праздник Пасхи, будет кричать: «Распни Его, распни». И когда Пилат в ответ на это спросит народ: «Царя ли вашего распну?», они будут отвечать: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:15). И тогда

видя нерешительность Пилата, который ещё сомневался, предать ли смерти Спасителя или нет, они ещё настойчивее стали кричать, не боясь расплаты за смерть Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:25) — иудеи сами на себя наводят страшное проклятие за смерть невинного человека.

Эта изменчивость народной толпы и омрачала сердце Спасителя, поэтому Он со скорбью в сердце вступал в Священный город.

Но, дорогие братия и сестры, такое поведение народа нас многому должно научить. Мы, верующие во Христа люди, должны в жизни проявлять постоянство в любви и верности Спасителю. А у нас как бывает: чуть что не по-нашему — зарплату на рубль нам понизили, или реформы в области ЖКХ не идут, скорби или болезни придут, грипп, ОРВИ или ещё что пострашнее — и всё, от веры ничего не осталось. Приходят люди озлобленные, обиженные на Бога: «Мне не помогает Церковь, вера ваша, Бог не помогает».

Дорогие братия и сестры. Чтобы в нашей жизни не было этих безумных слов, мы должны всегда: и в радости, и в благоденствии, и в моменты скорби и грусти нести свой крест с благодарностью Богу, понимая, что он самый полезный и спасительный для нас.

В день великого праздника — Входа Господня в Иерусалим Господь призывает всех нас к радости духовной, к верности Господу. В одном из песнопений Церковь призывает нас к этой радости такими словами: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Этими словами Церковь каждого из нас побуждает взять свой крест.

Христос после вхождения в Священный город пошёл по пути крестных страданий и самой смерти. Мы, христиане, живём с вами в иное время, в тех или других скорбях, бесскорбной жизнь человеческая не бывает. Этими словами, которые мы вспомнили, Церковь призывает не бунтовать, а согласиться со своим крестом, с таким своим жизненным путём, которым ведёт нас Господь, потому что Он бесконечно любит нас с вами и желает всем спасения и вечной, радостной жизни.

Аминь.

13 апреля 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня великий двунадесятый праздник — вход Господень в Иерусалим, который очень близко отстоит от великого праздника Пасхи Христовой.

Господь, исполняя предсказания пророков, завершает дни Своей земной жизни, о чём Он неоднократно предупреждал апостолов и всех окружавших его людей, готовя их и напоминая, что Его ожидают страдания и крестная смерть в Иерусалиме. И когда уже оставалось шесть дней до праздника Ветхозаветной Пасхи, Господь идёт в Иерусалим. Это была четвёртая Пасха в Его земной жизни, в общественном служении роду человеческому после Его крещения во Иордане.

Подходя к Иерусалиму, Господь заходит в селение Вифания, в котором проживало семейство Лазаря, которого Он недавно воскресил из мёртвых. Это святое семейство принимает Его с любовью и радостью в своём доме, и, как говорилось сегодня в Евангелии, Лазарь был среди возлежавших за столом с Иисусом. Марфа, как обычно, служила за столом, стараясь накормить и угостить пришедших гостей. А Мария, движимая чувством необыкновенной благодарности Богу за воскрешение её брата из мёртвых, слушала со вниманием каждое слово Учителя, затем она взяла сосуд чистого драгоценного нарда или мира и подошла ко Спасителю, это миро, которое осталось, наверное, у неё в семействе после погребения Лазаря. По иудейской традиции, тело умершего намощалось драгоценными благовонными веществами, тем самым оказывалось почитание и любовь к умершему, одновременно, в какой-то степени, предохраняя от скорого разложения умершее тело. Мария, взяв этот сосуд с благовонным миром, открыла его и начала отирать им ноги Спасителя. Тогда весь дом наполнился благоуханием. А затем она власами главы своей отирала Его ноги.

Многие из присутствовавших в тот момент в доме Лазаря вознегодовали и осудили Марию, а Иуда Искариот прежде всех выразил это негодование, сказав: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12:5). Если мыслить логически, вроде бы даже и прицепиться не к чему — нищим раздать.

Такие упрёки многие из нас, особенно люди, близкие к Церкви, слышат постоянно. Приходит, например, какой-нибудь значительный, богатый человек, собственник того или иного предприятия и говорит: «Зачем ты, батюшка, делаешь ремонт? И так хорошо. Зачем тёплые полы делать в храме? Народ и так переживёт». Ну, так помоги, у тебя миллионы лежат на счёте в конкретном банке. Зачем? Спрашиваю: «А дома у тебя теплые полы?» — Да, отвечает. И эти упреки мы постоянно слышим, дорогие братия и сестры. Зачем купола золотить? Зачем иконы золотые? Зачем красивые золочения? Почему в храме так должно быть красиво? Да потому, что это для Бога всё делается, для Него наши предки отдавали всё самое лучшее и ценное. Ещё задолго до революции, в XVII, XVIII веках наши предки порой жили в нищете, но старались отнести последнюю копейку в храм, потому что именно там они чувствовали отблеск Небесного Иерусалима и Царства Божия, чтобы оно было явлено вот так, видимым образом, чтобы легче было молиться и общаться с любимейшим Господом и Спасителем.

Господь сказал: «Оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:7-8). Миром помазывались тела умерших людей, и Лазаря она помазывала этим миром. В этих словах, которые сказал Господь, Он не запретил дела благотворительности к обездоленным, нищим, больным, увечным, но, как говорилось в другом месте Священного Писания, «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (Ин.23:23).

Затем Господь покидает это святое семейство и идёт в Иерусалим. По мере приближения Его к Священному городу люди передавали из уст в уста весть, что Христос приходит в Иерусалим. Тот Христос, Который воскресил Лазаря недавно из мёртвых и совершил множество других чудес. И тогда весь народ пришёл в ликование, воодушевление охватило всех. Люди срывали с деревьев пальмовые ветви и, держа их в руках, кричали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Ин. 12:13) и постилали одежды свои по пути, по которому следовал Христос, сидящий на молодом осле.

Господь входит в святой град Иерусалим как Царь, как входили победители и знаменитые полководцы, возвращаясь с победой, поразив неприятеля. Только шествие Его отличается от шествия перечисленных людей. Он восседает не на каком-то прекрасном коне, а на молодом осле, и это шествие ничего не представляет себой такого выдающегося, как бы эффектного, красивого. Но весь город пришёл в движение, в том числе и потому, что многие пришли посмотреть на Лазаря, которого Господь воскресил из мёртвых. Это было величайшее чудо, Лазарь уже четыре дня находился во гробе, его тело было покрыто трупными пятнами, разлагалось. Уже зловоние охватывало эти останки умершего, но этого человека Господь воскресил, и он опять рядом со Христом идёт, жив-здоров.

Это чудо своим эффектом, своим внешним воздействием на человека произвело такое воодушевление в народе, что даже детям передалось это ликование. Дети так же радовались вместе с взрослыми, только непосредственнее, искреннее, голоса их звонче звучали. Они кричали те же слова: «осанна Сыну Давидову» (Мф.21:15). Вот так торжественно совершилось вхождение Христа в Иерусалим.

Для чего же необходимо было это вхождение Христа в Иерусалим? Ведь Он был в Священном городе неоднократно во время Своей земной жизни. Если бы мы внимательно изучили Евангелие, то увидели бы, что это четвёртая Пасха в земной жизни Господа. Но если раньше Он как-то незаметно, как-то прикровенно, в числе других паломников-иудеев посещал этот Священный город, храм Иерусалимский, то теперь перед Своей крестной смертью и страданиями Господь входит торжественно в город, чтобы показать, что Царство Его начинается, оно вступает в силу. Царство Его отличается от царств земных. Хоть и входит Он как царь и победитель, и народ приветствует Его победоносными возгласами, но входит кротко, сидя на молодом осле, рядом шествует ослица. Его взор лишён радости и ликования, Он сосредоточен. Может быть, скорбное выражение лица Его потому, что наступают дни Его страданий. Господь как бы не принимает участия в этом ликовании народа, потому что знает лицемерие, знает кратковременность этих чувств народных. Потому что народная толпа как тогда, во времена Христа, так и сейчас поддаётся любому воздействию. В наше время, в XXI веке, даже появились такие специальные профессии, которые готовят народ, например, к выборам, к участию в тех или иных политических акциях и так далее. Даже появился такой термин: когда того или иного кандидата, согласно современному жаргону, «раскрутить» надо, в него вкладывают деньги, чтобы узнал о нём народ, чтобы люди за ним пошли и проголосовали так, как выгодно тому, кто вкладывает эти деньги. Делается это различными путями, конечно, но в основе всегда деньги лежат. Методы могут быть самые различные, вы сами о них знаете, и не в Церкви о них говорить. Толпа народная как тогда, во времена Спасителя, так и сейчас, двадцать веков спустя, тоже поддаётся любому настроению. Чтобы направить народ в нужном кому-то направлении, стоит немножко воодушевить его, немножко вбросить каких-нибудь дешёвых лозунгов, как, например, в начале ХХ века было: «Земля — крестьянам, фабрики – рабочим» или ещё чего-нибудь. Но не отдали до сих пор ни фабрик, ни землю и не отдадут никогда. Вдохновить народ чем-то таким дешёвым, сиюминутным — это можно элементарно сделать.

И Господь, видя эту лёгкую внушаемость народной толпы, скорбел внутренне, потому что пройдёт всего несколько дней, и этот же народ, который в Иерусалиме пришёл на праздник Пасхи, будет кричать: «Распни Его, распни». И когда Пилат в ответ на это спросит народ: «Царя ли вашего распну?», они будут отвечать: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:15). И тогда

видя нерешительность Пилата, который ещё сомневался, предать ли смерти Спасителя или нет, они ещё настойчивее стали кричать, не боясь расплаты за смерть Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:25) — иудеи сами на себя наводят страшное проклятие за смерть невинного человека.

Эта изменчивость народной толпы и омрачала сердце Спасителя, поэтому Он со скорбью в сердце вступал в Священный город.

Но, дорогие братия и сестры, такое поведение народа нас многому должно научить. Мы, верующие во Христа люди, должны в жизни проявлять постоянство в любви и верности Спасителю. А у нас как бывает: чуть что не по-нашему — зарплату на рубль нам понизили, или реформы в области ЖКХ не идут, скорби или болезни придут, грипп, ОРВИ или ещё что пострашнее — и всё, от веры ничего не осталось. Приходят люди озлобленные, обиженные на Бога: «Мне не помогает Церковь, вера ваша, Бог не помогает».

Дорогие братия и сестры. Чтобы в нашей жизни не было этих безумных слов, мы должны всегда: и в радости, и в благоденствии, и в моменты скорби и грусти нести свой крест с благодарностью Богу, понимая, что он самый полезный и спасительный для нас.

В день великого праздника — Входа Господня в Иерусалим Господь призывает всех нас к радости духовной, к верности Господу. В одном из песнопений Церковь призывает нас к этой радости такими словами: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Этими словами Церковь каждого из нас побуждает взять свой крест.

Христос после вхождения в Священный город пошёл по пути крестных страданий и самой смерти. Мы, христиане, живём с вами в иное время, в тех или других скорбях, бесскорбной жизнь человеческая не бывает. Этими словами, которые мы вспомнили, Церковь призывает не бунтовать, а согласиться со своим крестом, с таким своим жизненным путём, которым ведёт нас Господь, потому что Он бесконечно любит нас с вами и желает всем спасения и вечной, радостной жизни.

Аминь.

13.04.2014
Предыдущая проповедь

6 апреля 2014

Преподобной Марии Египетской
Следующая проповедь

11 мая 2014

Слово в Неделю о расслабленном

Все проповеди за 2014 год

декабрь 2014

ноябрь 2014

октябрь 2014

сентябрь 2014

август 2014

июнь 2014

май 2014

апрель 2014

март 2014

февраль 2014

январь 2014

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00