Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о благодати Божией, утоляющей жажду во век.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией вы слышали очень пространное Евангелие, которое посвящено беседе Христа с самарянкой. Господь пришёл в пределы Самарии, сел у колодца, а ученики ушли в близлежащий город Сихарь, чтобы купить там пищи. К Нему подошла самарянка, у которой Господь попросил воды. Завязался разговор об очень важных вещах. Господь говорил о воде, которую Он может дать, и, испив её, человек не будет жаждать вовек. Он говорил о благодати Святаго Духа, к которой будут причастны все верующие в Него.

Учение о благодати Святаго Духа и о причастности к ней — это одно из главных учений Церкви. Кто не имеет благодати Божией, тот становится пустым сосудом: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), — говорит апостол Павел. Причастность к благодати Святаго Духа наступает в нашей жизни с Таинства Крещения и Миропомазания, когда крещаемому даются благодатные дары Святаго Духа. Эту благодать Божию, которая входит в нас, мы должны постоянно взгревать, преумножать и сохранять. А теряется благодать Божия легко и мгновенно – через грех.

Каждый из нас знает опыт благодатного присутствия Божия в нашей жизни, в особые её моменты, когда мы совершаем паломничество, прикладываемся к святыням, причащаемся Святых Христовых Тайн, искренне каемся в грехах, совершаем доброе дела просто так. При этом мы знаем, как легко потерять ощущение благодати — одно неосторожное движение, один неправильный взгляд, одно необдуманное слово или неаккуратный помысел, и мы чувствуем, что сразу радостное настроение, состояние мира и покоя на душе поколебалось. Благодать Святаго Духа — это дар Божий, дар Христов. Причастностью к благодати Божией совершается наше с вами спасение, «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Благодать Божия даётся человеку кроткому и смиренному. В Писании сказано об этом очень лаконичными словами: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6).

Ощутив причастность к благодати Божией, испив эту живительную воду, человек не будет жаждать больше никогда, то есть не будет больше никогда искать ничего другого, ни к каким другим источникам и колодцам никогда не пойдёт. Только в Боге сила, только в Боге украшение человека, только в Боге мы, созданные по Его образу и подобию, получаем максимальное раскрытие своего потенциала.

Благодать Божия – это очень тонкое и еле уловимое духовное состояние, которое можно охарактеризовать лишь приблизительно, это состояние мира, покоя на душе, когда человек всем доволен, когда человек блажен. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», – эти слова прп. Серафима Саровского задают правильные векторные ориентиры в духовном мире. Поэтому преображение всего мира, общества, людей вокруг нас нужно начинать с себя. Если ты видишь проблемы вне себя — должен с себя начинать изменение, и тогда всё вокруг преобразится, тогда человек будет относиться со снисхождением к другим и со строгостью к самому себе.

Святые угодники Божии имели особую причастность к благодати Божией. Так, например, прп. Серафим Саровский весь был окутан этой благодатью Божией, и Господь дал ему пережить состояние богооставленности. Когда прп. Серафим потерял эту благодать, в нём бывшую ранее, именно это подвигло его к особому подвигу, когда в течение тысячи дней и ночей он непрестанно стоял на коленях на камне близ своей кельи в лесу и непрестанно повторял молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному». Этот особый подвиг, который почти 3 года совершал святой подвижник, вернул ему благодать Божию, которая затем пребывала с ним всегда неотступно. Мы с вами должны стремиться к стяжанию этой благодати Божией. Когда она в крупицах маленьких входит в нашу жизнь, мы должны оберегать её, сохранять, потому что всяким грехом она утрачивается и уходит из нас. «В злохудожную душу не внидет премудрость и не будет обитать в теле, повинном греху» (Прем. 1:4). Как же мы можем вернуть благодать Божию?

В ХIX веке в Петербурге жил очень богатый человек по фамилия Сибиряков. Он был сыном знаменитых золотопромышленников, имена его родителей гремели на всю Россию. Жизнь свою проводил он в непрестанных кутежах и развлечениях. Когда смысл жизни его оставил, он уже принял решение покончить с собой, но перед этим захотел пойти в банк, чтобы оставить завещание на свои несметные капиталы. По дороге в банк он увидел одну несчастную бедно одетую женщину с ребёнком на руках. Всё, что у него было тогда в кармане, он отдал этой женщине. А потом подумал, что то, что он отдал, ей хватит максимум на полгода. Тогда он попросил её остаться здесь и подождать его, когда он сходит в банк и снимет ещё денег. И что-то в душе его перевернулось после того, как он дал милостыню этой женщине: он вспомнил свою мать, которая в детстве водила его в Казанский собор. Его потянуло туда. Он приложился к чудотворной иконе Казанской Божией Матери и обрёл смысл жизни в совершении добрых дел. Этот переворот его сознания побудил его к тому, что он оставил мир, ушёл на гору Афон, стал монахом и там окончил свою жизнь. Спустя три года после его кончины монахи вскрыли его могилу и увидели кости янтарно-жёлтого цвета, что на Афоне считается признаком того, что этот усопший монах особо угодил Богу. Таким образом, на этом простом примере мы видим, как милосердие преображает жизнь, как оно прогоняет уныние, отчаяние, пустоту и заполняет её смыслом в служении ближнему. Каждый из вас в той или иной степени испытывал это состояние особой радости на душе, когда ты кому-то помог. Это состояние особого духовного полёта, окрылённости, особой радости, которую Господь даёт многим из нас, и готов давать всякий раз, лишь бы было у нас к тому стремление. Поэтому в этой устремлённости нашей жизни ко благу других и состоит залог сохранения или возвращения благодати Божией в нашу грешную жизнь. Молитвами самарянки Фотинии, которая стала затем мученицей за исповедание веры во Христа, пусть Господь сохранит и преобразит нашу жизнь, наполнив её смыслом в причастности к благодати Божией.

Аминь.

6 мая 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией вы слышали очень пространное Евангелие, которое посвящено беседе Христа с самарянкой. Господь пришёл в пределы Самарии, сел у колодца, а ученики ушли в близлежащий город Сихарь, чтобы купить там пищи. К Нему подошла самарянка, у которой Господь попросил воды. Завязался разговор об очень важных вещах. Господь говорил о воде, которую Он может дать, и, испив её, человек не будет жаждать вовек. Он говорил о благодати Святаго Духа, к которой будут причастны все верующие в Него.

Учение о благодати Святаго Духа и о причастности к ней — это одно из главных учений Церкви. Кто не имеет благодати Божией, тот становится пустым сосудом: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), — говорит апостол Павел. Причастность к благодати Святаго Духа наступает в нашей жизни с Таинства Крещения и Миропомазания, когда крещаемому даются благодатные дары Святаго Духа. Эту благодать Божию, которая входит в нас, мы должны постоянно взгревать, преумножать и сохранять. А теряется благодать Божия легко и мгновенно – через грех.

Каждый из нас знает опыт благодатного присутствия Божия в нашей жизни, в особые её моменты, когда мы совершаем паломничество, прикладываемся к святыням, причащаемся Святых Христовых Тайн, искренне каемся в грехах, совершаем доброе дела просто так. При этом мы знаем, как легко потерять ощущение благодати — одно неосторожное движение, один неправильный взгляд, одно необдуманное слово или неаккуратный помысел, и мы чувствуем, что сразу радостное настроение, состояние мира и покоя на душе поколебалось. Благодать Святаго Духа — это дар Божий, дар Христов. Причастностью к благодати Божией совершается наше с вами спасение, «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Благодать Божия даётся человеку кроткому и смиренному. В Писании сказано об этом очень лаконичными словами: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6).

Ощутив причастность к благодати Божией, испив эту живительную воду, человек не будет жаждать больше никогда, то есть не будет больше никогда искать ничего другого, ни к каким другим источникам и колодцам никогда не пойдёт. Только в Боге сила, только в Боге украшение человека, только в Боге мы, созданные по Его образу и подобию, получаем максимальное раскрытие своего потенциала.

Благодать Божия – это очень тонкое и еле уловимое духовное состояние, которое можно охарактеризовать лишь приблизительно, это состояние мира, покоя на душе, когда человек всем доволен, когда человек блажен. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», – эти слова прп. Серафима Саровского задают правильные векторные ориентиры в духовном мире. Поэтому преображение всего мира, общества, людей вокруг нас нужно начинать с себя. Если ты видишь проблемы вне себя — должен с себя начинать изменение, и тогда всё вокруг преобразится, тогда человек будет относиться со снисхождением к другим и со строгостью к самому себе.

Святые угодники Божии имели особую причастность к благодати Божией. Так, например, прп. Серафим Саровский весь был окутан этой благодатью Божией, и Господь дал ему пережить состояние богооставленности. Когда прп. Серафим потерял эту благодать, в нём бывшую ранее, именно это подвигло его к особому подвигу, когда в течение тысячи дней и ночей он непрестанно стоял на коленях на камне близ своей кельи в лесу и непрестанно повторял молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному». Этот особый подвиг, который почти 3 года совершал святой подвижник, вернул ему благодать Божию, которая затем пребывала с ним всегда неотступно. Мы с вами должны стремиться к стяжанию этой благодати Божией. Когда она в крупицах маленьких входит в нашу жизнь, мы должны оберегать её, сохранять, потому что всяким грехом она утрачивается и уходит из нас. «В злохудожную душу не внидет премудрость и не будет обитать в теле, повинном греху» (Прем. 1:4). Как же мы можем вернуть благодать Божию?

В ХIX веке в Петербурге жил очень богатый человек по фамилия Сибиряков. Он был сыном знаменитых золотопромышленников, имена его родителей гремели на всю Россию. Жизнь свою проводил он в непрестанных кутежах и развлечениях. Когда смысл жизни его оставил, он уже принял решение покончить с собой, но перед этим захотел пойти в банк, чтобы оставить завещание на свои несметные капиталы. По дороге в банк он увидел одну несчастную бедно одетую женщину с ребёнком на руках. Всё, что у него было тогда в кармане, он отдал этой женщине. А потом подумал, что то, что он отдал, ей хватит максимум на полгода. Тогда он попросил её остаться здесь и подождать его, когда он сходит в банк и снимет ещё денег. И что-то в душе его перевернулось после того, как он дал милостыню этой женщине: он вспомнил свою мать, которая в детстве водила его в Казанский собор. Его потянуло туда. Он приложился к чудотворной иконе Казанской Божией Матери и обрёл смысл жизни в совершении добрых дел. Этот переворот его сознания побудил его к тому, что он оставил мир, ушёл на гору Афон, стал монахом и там окончил свою жизнь. Спустя три года после его кончины монахи вскрыли его могилу и увидели кости янтарно-жёлтого цвета, что на Афоне считается признаком того, что этот усопший монах особо угодил Богу. Таким образом, на этом простом примере мы видим, как милосердие преображает жизнь, как оно прогоняет уныние, отчаяние, пустоту и заполняет её смыслом в служении ближнему. Каждый из вас в той или иной степени испытывал это состояние особой радости на душе, когда ты кому-то помог. Это состояние особого духовного полёта, окрылённости, особой радости, которую Господь даёт многим из нас, и готов давать всякий раз, лишь бы было у нас к тому стремление. Поэтому в этой устремлённости нашей жизни ко благу других и состоит залог сохранения или возвращения благодати Божией в нашу грешную жизнь. Молитвами самарянки Фотинии, которая стала затем мученицей за исповедание веры во Христа, пусть Господь сохранит и преобразит нашу жизнь, наполнив её смыслом в причастности к благодати Божией.

Аминь.

06.05.2018
Предыдущая проповедь

22 апреля 2018

Слово о святых женах-мироносицах.
Следующая проповедь

10 июня 2018

О божественном призвании

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

май 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00