Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого дня уже начинают звучать песнопения праздника Рождества Христова, потому что обетование Божие о спасении человека уже стало исполняться, уже Дева Богородица родилась, и этого рождения много тысяч лет ждало грешное человечество, потому что в роде человеческом не могло до сего момента найтись такого чистейшего сосуда воплощенной святости, который удостоился бы быть вместилищем Сына Божия. Наконец этот избранный сосуд Божий в лице Богоматери вводится в дом Божий, в Иерусалимский храм в тот момент, когда ей исполнилось три года. Святые родители спешат ее ввести в храм, чтобы оставить там навсегда. С этого момента родители лишь изредка будут приходить в храм, чтобы увидеть ее, порадоваться ей и ее любви ко Господу.
Праведные Иоаким и Анна исполнили обет, данный когда-то Богу, который состоял в обещании отдать на служение Богу своего ребенка, в случае появления его на свет. Господь долгое время испытывал веру родителей, их любовь к Господу. Их усердная, пламенная молитва к Богу о рождении чада исполнилась в тот момент, когда уже силы человеческие были на пределе. Иоаким однажды принес жертву Богу для всесожжения, но священник Иерусалимского храма не принял её, сказав ему, что он грешник, потому что Бог не дает ему даже детей. Отсутствие в семье детей являлось тогда признаком неправедности, отчужденности человека от Бога, это говорило о том, что жизнь твоя неугодна Богу. Иоаким тогда со слезами ушел и не хотел возвращаться в дом, потому что состояние души его было весьма скорбным. Уединившись, он сподобился явления ангела, который утешил его, ободрил и сказал, что их молитва с Анной услышана.
Анна в этот момент тоже грустит, она не может дождаться Иоакима из храма, потому что он долго не возвращался и, гуляя по своему саду, увидела птичье гнездо, в котором щебечут маленькие птенчики. Эта картина ранила ее сердце и она сказала: «Господи, вот Ты даже тварей бессловесных радуешь, давая им испытать счастье, растить и кормить деток и наслаждаться вот этой радостью, а меня Ты лишил этой радости, о которой я молила Тебя в течение всей своей жизни». И в этот момент предельного горя и отчаяния является ей ангел и говорит благовестие, которое было сказано и Иоакиму, что настало то время, когда Бог исполнит вашу молитву.
Так и случилось. Иоаким и Анна рождают Марию и в течение трех лет воспитывают ее, и, когда исполнилось ей три года, они считают нужным исполнить это обещание Богу. Предание Церкви, говорящее нам об истории жизни Богоматери и ее святых родителей, не указывает нам, к какому возрасту они обещали отдать Богу своего ребенка. Но, как мы знаем, трехлетний ребенок уже проявляет прекрасные способности: он уже ходит, говорит, хорошо спит, укрепляется его организм. Мы не знаем, как росла Дева Мария, но мы точно свидетельствуем, что Богоматерь своей личной святостью побеждала все немощи испорченной человеческой природы, которые она унаследовала от Адама, и эти немощи она преодолела своим личным подвигом, своей верностью Богу, своей ангельской чистотой и святостью.
Родителям Богоматери было очень тяжело расставаться со своим ребёнком и отдавать ее в храм, но они дали слово. И они преодолели это глубокой верой в Бога, осознанием того, что их любимому чаду с Богом будет намного лучше, намного прекраснее, чем в родном доме, ибо они отдавали ее в храм Божий. Отдавая в руки Божии, они как бы не теряли ее, а, наоборот, они, веротяно, испытывали духовную радость, что Бог принял их чадо на постоянное служение в своем храме. Священное Предание нам говорит, что Дева Мария в трехлетнем возрасте сама идет, сама поднимается по ступеням храма и даже не оглядывается назад и не смотрит на своих родителей, всецело устремляясь к Богу. И поэтому толкователи Писания говорили о том, что, как надо было воспитать трехлетнюю девочку, чтобы она любила Бога больше всего на свете, отодвинув на второй план родителей или любовь к ним.
Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы и каждого из нас утверждает в необходимости посещения храма Божьего, чтобы мы не ленились, чтобы мы не воспринимали посещение храма как какую-то тяжелую повинность, как бремя, как то, чего ждет от нас Бог, как то, чем мы Богу угождаем. Это прежде всего для нас нужно, храм нужен нам, и, пребывая здесь, молясь и участвуя в Таинствах Церкви, мы соединяемся с Господом и можем представить радость и блаженство, которые испытывают праведники в райских обителях.
Дай Бог, чтобы все мы, наши близкие и родные впитывали эту любовь к храму всем сердцем, как это делала Богоматерь. Чтобы мы были при храме, ощущали себя частью общины, были едины с Телом Христа, будучи его членами. Дай Бог, чтобы и мы, молитвами Ходатаицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, вместе с Псалмопевцем воскликнули: «Господи, возлюбих благолепие дома Твоего и место селения славы Твоея» (Пс. 25,8).
Аминь.
4 декабря 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого дня уже начинают звучать песнопения праздника Рождества Христова, потому что обетование Божие о спасении человека уже стало исполняться, уже Дева Богородица родилась, и этого рождения много тысяч лет ждало грешное человечество, потому что в роде человеческом не могло до сего момента найтись такого чистейшего сосуда воплощенной святости, который удостоился бы быть вместилищем Сына Божия. Наконец этот избранный сосуд Божий в лице Богоматери вводится в дом Божий, в Иерусалимский храм в тот момент, когда ей исполнилось три года. Святые родители спешат ее ввести в храм, чтобы оставить там навсегда. С этого момента родители лишь изредка будут приходить в храм, чтобы увидеть ее, порадоваться ей и ее любви ко Господу.
Праведные Иоаким и Анна исполнили обет, данный когда-то Богу, который состоял в обещании отдать на служение Богу своего ребенка, в случае появления его на свет. Господь долгое время испытывал веру родителей, их любовь к Господу. Их усердная, пламенная молитва к Богу о рождении чада исполнилась в тот момент, когда уже силы человеческие были на пределе. Иоаким однажды принес жертву Богу для всесожжения, но священник Иерусалимского храма не принял её, сказав ему, что он грешник, потому что Бог не дает ему даже детей. Отсутствие в семье детей являлось тогда признаком неправедности, отчужденности человека от Бога, это говорило о том, что жизнь твоя неугодна Богу. Иоаким тогда со слезами ушел и не хотел возвращаться в дом, потому что состояние души его было весьма скорбным. Уединившись, он сподобился явления ангела, который утешил его, ободрил и сказал, что их молитва с Анной услышана.
Анна в этот момент тоже грустит, она не может дождаться Иоакима из храма, потому что он долго не возвращался и, гуляя по своему саду, увидела птичье гнездо, в котором щебечут маленькие птенчики. Эта картина ранила ее сердце и она сказала: «Господи, вот Ты даже тварей бессловесных радуешь, давая им испытать счастье, растить и кормить деток и наслаждаться вот этой радостью, а меня Ты лишил этой радости, о которой я молила Тебя в течение всей своей жизни». И в этот момент предельного горя и отчаяния является ей ангел и говорит благовестие, которое было сказано и Иоакиму, что настало то время, когда Бог исполнит вашу молитву.
Так и случилось. Иоаким и Анна рождают Марию и в течение трех лет воспитывают ее, и, когда исполнилось ей три года, они считают нужным исполнить это обещание Богу. Предание Церкви, говорящее нам об истории жизни Богоматери и ее святых родителей, не указывает нам, к какому возрасту они обещали отдать Богу своего ребенка. Но, как мы знаем, трехлетний ребенок уже проявляет прекрасные способности: он уже ходит, говорит, хорошо спит, укрепляется его организм. Мы не знаем, как росла Дева Мария, но мы точно свидетельствуем, что Богоматерь своей личной святостью побеждала все немощи испорченной человеческой природы, которые она унаследовала от Адама, и эти немощи она преодолела своим личным подвигом, своей верностью Богу, своей ангельской чистотой и святостью.
Родителям Богоматери было очень тяжело расставаться со своим ребёнком и отдавать ее в храм, но они дали слово. И они преодолели это глубокой верой в Бога, осознанием того, что их любимому чаду с Богом будет намного лучше, намного прекраснее, чем в родном доме, ибо они отдавали ее в храм Божий. Отдавая в руки Божии, они как бы не теряли ее, а, наоборот, они, веротяно, испытывали духовную радость, что Бог принял их чадо на постоянное служение в своем храме. Священное Предание нам говорит, что Дева Мария в трехлетнем возрасте сама идет, сама поднимается по ступеням храма и даже не оглядывается назад и не смотрит на своих родителей, всецело устремляясь к Богу. И поэтому толкователи Писания говорили о том, что, как надо было воспитать трехлетнюю девочку, чтобы она любила Бога больше всего на свете, отодвинув на второй план родителей или любовь к ним.
Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы и каждого из нас утверждает в необходимости посещения храма Божьего, чтобы мы не ленились, чтобы мы не воспринимали посещение храма как какую-то тяжелую повинность, как бремя, как то, чего ждет от нас Бог, как то, чем мы Богу угождаем. Это прежде всего для нас нужно, храм нужен нам, и, пребывая здесь, молясь и участвуя в Таинствах Церкви, мы соединяемся с Господом и можем представить радость и блаженство, которые испытывают праведники в райских обителях.
Дай Бог, чтобы все мы, наши близкие и родные впитывали эту любовь к храму всем сердцем, как это делала Богоматерь. Чтобы мы были при храме, ощущали себя частью общины, были едины с Телом Христа, будучи его членами. Дай Бог, чтобы и мы, молитвами Ходатаицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, вместе с Псалмопевцем воскликнули: «Господи, возлюбих благолепие дома Твоего и место селения славы Твоея» (Пс. 25,8).
Аминь.
04.12.2018
Предыдущая проповедь
2 декабря 2018
Следующая проповедь
9 декабря 2018
Все проповеди за 2018 год