Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о любви к врагам и о прощении

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Нагорной проповеди Христа в изложении евангелиста Луки. Нагорная проповедь это суть нравственного учении Христа. Отрывок из Евангелия начинался со слов: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Эти слова являются золотым правилом нравственности. Как мы хотим, чтобы к нам относились люди? Чтобы мы слышали только добрые слова, чтобы к нам обращались с уважением, приветливо, чтобы никто не грубил и не хамил, чтобы все помогали, чтобы любили, чтобы все участвовали в нашей жизни, в проблемах, в желании помочь.

Господь говорит, что если в какой-то мере вы хотите, чтобы это было исполнено по отношению к вам, то и вы должны точно так же относиться к людям. Действительно, в нашей жизни бывают разные ситуации. Подчас мы слышим слова грубые, и первая реакция — ответить тем же. Срабатывает защитная реакция, чтобы выстоять, защититься. Но мы обязаны вовремя остановиться, вспомнить слова Христа и победить свою греховную надменную натуру, превозмогая свою самость и забывая обиды. Как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы относитесь к ним и также поступайте по отношению к ним. Бывают разные жизненные ситуации: бывают ссоры, вражда, и в таких состояниях мы должны всегда пересилить себя, простить, с любовью отнестись, стараться понять ближнего и проявить терпение.

Далее в Нагорной проповеди говорится о том, что если вы добро творите только тем, кто вам добро делает, если вы взаймы даёте только тем, от кого надеетесь получить, то какая вам от этого польза? Так все мы и поступаем, а именно, имеем дела с людьми слова и чести, но какая нам за это благодарность? Неверующие во Христа также поступают, проявляя порой удивительное благородство и помня добро, которое совершено в их адрес. Но Господь призывает нас к иной высоте нравственности. Далее сказано, что Господь солнце своё посылает и оно восходит над добрыми и злыми, и дождь орошает землю там, где живут и праведники, и грешники (см. Мф. 5:45). Господь посылает милость свою на «безблагодатных и злых» (Лк. 6:35). А верующим говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44-45). Вот эти слова о любви к врагам являются особенными в христианском учении.

Заповеди о любви к врагам нет ни в какой другой религии, только Христос дал миру это величайшее нравственное учение. Ветхий Завет говорил о заповеди «око за око и зуб за зуб» (Лев. 24:20), кстати сказать, считающейся достаточно нравственной для языческого мира (ты мне, а я тебе, но не больше). Так, эта заповедь полагает предел беззаконию, гневу и ярости. На этой ветхозаветной заповеди основана у восточных народов кровная месть. Господь же призывает нас к любви к врагам. Враги бывают разные – от недоброжелателей и завистников, от людей, которые обидели нас в чём-то, ущемили материально, до самих близких и родных. Враги, в понимании Евангелия — это те люди, по отношению к которым у нас исчезает любовь. Здесь начинается подлинное христианство: мы призваны здесь и сейчас к тому, чтобы пересилить свою гордыню и простить тех, кто стал недостоин нашего признания и любви. И без этого прощения невозможна христианская жизнь.

Все мы хотим, чтобы справедливость торжествовала в этом мире: чтобы хорошие люди были вознаграждены, плохие наказаны и каждому было по заслугам. Но жизнь и замечательна тем, что всё не так просто. Мы забываем и то, что в отношении справедливости в этом мире — это не наша с вами забота и попечение. Мы не вправе судить кому лавры, а кому страдания, так как это дело Божие. В Священном Писании есть такие слова: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”» (Рим. 12:19).

Бывают разные ситуации, когда врага простить невозможно. Иногда за этим стоят вопиющие преступления, найти оправдания совершившим их никак нельзя. Примеры приводить излишне. Как простить в такой ситуации? Мы понимаем, что сил человеческих не хватает для того, чтобы простить. Это прощение возможно только с благодатью Божией, только с Его Божественной силой, когда мы проникнемся до конца духом Христова учения, когда мы будем постоянно созерцать Его, распятого на кресте за всех нас — не за тех, кто любил Господа, а за недругов, потому что Христа распинали со злобой и яростью. Христос умер за своих врагов, и в этом красота и величие Его жертвы. Таким образом, прощая своих врагов, молясь за них, мы уподобляемся Христу, становимся ближе к Идеалу.

Молитва умилостивляет наше сердце. Молитва не означает согласие и примирение с тем поступком, который враг совершил. Цель такой молитвы — чтобы враг изменился, чтобы раскаялся, чтобы умягчилось его сердце, и он стал другим. Молитва за врага говорит о том, что нам жалко этого человека, мы его любим, и поэтому боимся за его жизнь, за его душу, он нам особенно дорог.

Примирение с врагами часто бывает после совершенного какого-либо доброго поступка. Ещё в Ветхом Завете Господь говорит о том, что если ты увидишь или вола или осла, упавшего под тяжестью ноши твоего врага, то остановись, развьючь это животное, помоги подняться ему и отведи в дом врага твоего (см. Исх. 23:5). Такое доброе дело, которое мы можем совершить по отношению к недоброжелателям нашим, обезоруживает гнев, ярость и обиду. Дай Бог, чтобы мы помнили об этом, и тогда Господь непременно подаст нам возможность совершить доброе дело для примирения с человеком. Дай Бог, чтобы мы желали и хотели примирения, чтобы мы искали возможность сделать доброе дело, чтобы мы находили в себе нравственные силы молиться за врагов. Дай Бог, чтобы сердце наше было всегда в состоянии мира с ближними, и через это – в мире с Богом.

Господь напоминает нам в другом месте из Нагорной проповеди: «если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Главное в христианской жизни, дорогие, не только ходить в храм, не только поститься, не только приходить на Литургию, даже в этом смысле не главное причащаться Святых Христовых Тайн, потому что причащаться можно механически, автоматически, можно привыкнуть к этому, можно исключить всякую подготовку к этому Великому Таинству, и тогда сакральный смысл утрачивается. В христианской жизни самое главное — нравственное изменение, чтобы мы становились лучше, чище, совершеннее. Наша задача напитаться божественными словами, чтобы они особо проникли в наше сердце и чтобы мы, выходя из храма, имели какое-то побуждение к чему-то более совершенному, чтобы здесь мы получали помощь Божию и укрепляли своё желание стать достойными христианами. Дай Бог, чтобы в этом постоянном устремлении к лучшему проходила наша жизнь.

Аминь.

13 октября 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Нагорной проповеди Христа в изложении евангелиста Луки. Нагорная проповедь это суть нравственного учении Христа. Отрывок из Евангелия начинался со слов: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Эти слова являются золотым правилом нравственности. Как мы хотим, чтобы к нам относились люди? Чтобы мы слышали только добрые слова, чтобы к нам обращались с уважением, приветливо, чтобы никто не грубил и не хамил, чтобы все помогали, чтобы любили, чтобы все участвовали в нашей жизни, в проблемах, в желании помочь.

Господь говорит, что если в какой-то мере вы хотите, чтобы это было исполнено по отношению к вам, то и вы должны точно так же относиться к людям. Действительно, в нашей жизни бывают разные ситуации. Подчас мы слышим слова грубые, и первая реакция — ответить тем же. Срабатывает защитная реакция, чтобы выстоять, защититься. Но мы обязаны вовремя остановиться, вспомнить слова Христа и победить свою греховную надменную натуру, превозмогая свою самость и забывая обиды. Как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы относитесь к ним и также поступайте по отношению к ним. Бывают разные жизненные ситуации: бывают ссоры, вражда, и в таких состояниях мы должны всегда пересилить себя, простить, с любовью отнестись, стараться понять ближнего и проявить терпение.

Далее в Нагорной проповеди говорится о том, что если вы добро творите только тем, кто вам добро делает, если вы взаймы даёте только тем, от кого надеетесь получить, то какая вам от этого польза? Так все мы и поступаем, а именно, имеем дела с людьми слова и чести, но какая нам за это благодарность? Неверующие во Христа также поступают, проявляя порой удивительное благородство и помня добро, которое совершено в их адрес. Но Господь призывает нас к иной высоте нравственности. Далее сказано, что Господь солнце своё посылает и оно восходит над добрыми и злыми, и дождь орошает землю там, где живут и праведники, и грешники (см. Мф. 5:45). Господь посылает милость свою на «безблагодатных и злых» (Лк. 6:35). А верующим говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44-45). Вот эти слова о любви к врагам являются особенными в христианском учении.

Заповеди о любви к врагам нет ни в какой другой религии, только Христос дал миру это величайшее нравственное учение. Ветхий Завет говорил о заповеди «око за око и зуб за зуб» (Лев. 24:20), кстати сказать, считающейся достаточно нравственной для языческого мира (ты мне, а я тебе, но не больше). Так, эта заповедь полагает предел беззаконию, гневу и ярости. На этой ветхозаветной заповеди основана у восточных народов кровная месть. Господь же призывает нас к любви к врагам. Враги бывают разные – от недоброжелателей и завистников, от людей, которые обидели нас в чём-то, ущемили материально, до самих близких и родных. Враги, в понимании Евангелия — это те люди, по отношению к которым у нас исчезает любовь. Здесь начинается подлинное христианство: мы призваны здесь и сейчас к тому, чтобы пересилить свою гордыню и простить тех, кто стал недостоин нашего признания и любви. И без этого прощения невозможна христианская жизнь.

Все мы хотим, чтобы справедливость торжествовала в этом мире: чтобы хорошие люди были вознаграждены, плохие наказаны и каждому было по заслугам. Но жизнь и замечательна тем, что всё не так просто. Мы забываем и то, что в отношении справедливости в этом мире — это не наша с вами забота и попечение. Мы не вправе судить кому лавры, а кому страдания, так как это дело Божие. В Священном Писании есть такие слова: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”» (Рим. 12:19).

Бывают разные ситуации, когда врага простить невозможно. Иногда за этим стоят вопиющие преступления, найти оправдания совершившим их никак нельзя. Примеры приводить излишне. Как простить в такой ситуации? Мы понимаем, что сил человеческих не хватает для того, чтобы простить. Это прощение возможно только с благодатью Божией, только с Его Божественной силой, когда мы проникнемся до конца духом Христова учения, когда мы будем постоянно созерцать Его, распятого на кресте за всех нас — не за тех, кто любил Господа, а за недругов, потому что Христа распинали со злобой и яростью. Христос умер за своих врагов, и в этом красота и величие Его жертвы. Таким образом, прощая своих врагов, молясь за них, мы уподобляемся Христу, становимся ближе к Идеалу.

Молитва умилостивляет наше сердце. Молитва не означает согласие и примирение с тем поступком, который враг совершил. Цель такой молитвы — чтобы враг изменился, чтобы раскаялся, чтобы умягчилось его сердце, и он стал другим. Молитва за врага говорит о том, что нам жалко этого человека, мы его любим, и поэтому боимся за его жизнь, за его душу, он нам особенно дорог.

Примирение с врагами часто бывает после совершенного какого-либо доброго поступка. Ещё в Ветхом Завете Господь говорит о том, что если ты увидишь или вола или осла, упавшего под тяжестью ноши твоего врага, то остановись, развьючь это животное, помоги подняться ему и отведи в дом врага твоего (см. Исх. 23:5). Такое доброе дело, которое мы можем совершить по отношению к недоброжелателям нашим, обезоруживает гнев, ярость и обиду. Дай Бог, чтобы мы помнили об этом, и тогда Господь непременно подаст нам возможность совершить доброе дело для примирения с человеком. Дай Бог, чтобы мы желали и хотели примирения, чтобы мы искали возможность сделать доброе дело, чтобы мы находили в себе нравственные силы молиться за врагов. Дай Бог, чтобы сердце наше было всегда в состоянии мира с ближними, и через это – в мире с Богом.

Господь напоминает нам в другом месте из Нагорной проповеди: «если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Главное в христианской жизни, дорогие, не только ходить в храм, не только поститься, не только приходить на Литургию, даже в этом смысле не главное причащаться Святых Христовых Тайн, потому что причащаться можно механически, автоматически, можно привыкнуть к этому, можно исключить всякую подготовку к этому Великому Таинству, и тогда сакральный смысл утрачивается. В христианской жизни самое главное — нравственное изменение, чтобы мы становились лучше, чище, совершеннее. Наша задача напитаться божественными словами, чтобы они особо проникли в наше сердце и чтобы мы, выходя из храма, имели какое-то побуждение к чему-то более совершенному, чтобы здесь мы получали помощь Божию и укрепляли своё желание стать достойными христианами. Дай Бог, чтобы в этом постоянном устремлении к лучшему проходила наша жизнь.

Аминь.

13.10.2019
Предыдущая проповедь

6 октября 2019

Чудесный улов рыбы
Следующая проповедь

14 октября 2019

Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00