Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В нашей жизни исполняется такая закономерность: чем больше мы читаем Священное Писание, тем большая глубина смыслов открывается человеку. Казалось бы, многие из нас уже читали Евангелие не один раз. И те Евангельские сюжеты, которые Церковь повторяет из года в год за богослужениями, одни и те же. Но каждый раз в зависимости от нашего духовного внутреннего состояния мы открываем какой-то иной смысл. Евангельский текст звучит в каком-то другом звучании.
Так же и сегодняшнее Евангелие, в котором мы услышали знаменитую притчу о милосердном самарянине, открывает нам особую глубину Священного текста. Так, некий человек, который шел от Иерусалима в Иерихон, олицетворяет Адама, который покинул Рай, потому что священный город Иерусалим — это символ Небесного Иерусалима и Рая. И вот этот человек нисходит в Иерихон. Он не просто выходит, не просто идет, а нисходит, как бы по нисходящей плоскости, как по наклонной греха, когда человек теряет волю и скатывается в омут пороков. Иерихон — это, действительно, символ греха. Этот город был богатым, роскошным, с большим населением, со славной историей, описанной еще в Ветхом Завете, когда стены этого непокорного города замыслом Божиим упали при звуке священных орудий еврейского народа, когда священники семь раз обходили его с пением и трубным гласом.
Этот человек, покинувший Иерусалим, попался к разбойникам. Разбойники — это бесы, которые изранили его и оставили едва живым. Это справедливо в отношении Адама, прельстившегося советом змия или дьявола. И это справедливо в отношении каждого из нас, потому что дьявол как лев рыкающий ходит, ища кого поглотить. Его задача одна и та же в течение всех тысячелетий: погубить человека и физически, и нравственно, и духовно; душу погубить и отвратить её от Бога.
И вот два представителя Ветхого Завета — священник и левит — проходят мимо этого умирающего человека. Не потому что они такие жестокосердые, такие невнимательные. Дело в том, что по предписаниям Ветхого Завета человек не мог прикасаться к какой-либо скверне, а тем более священник и левит. Вероятно, они шли в Иерусалим для исполнения череды богослужений в Иерусалимском храме. Они должны были предстать в храме пред Богом в состоянии абсолютной чистоты, ритуальной чистоты. И поэтому они были в некоем замешательстве. Как прикоснуться к тому, кто весь в крови? А вдруг этот человек уже умер, и тогда скверна эта перейдет на тебя, и ты не сможешь служить? А ведь сейчас твой черед, и ты идешь в храм. Что важнее — служение Богу или ближнему? И вот эти представители ветхозаветного священства прошли мимо израненного человека, олицетворяя бессилие Ветхого Завета в спасении рода человеческого.
Следом за ними идет самарянин, который прообразует собой Христа. Он остановился перед этим умирающим человеком, омыл раны его вином и елеем. В этом мы видим прообраз новозаветных Таинств, дарующих жизнь и спасение роду человеческому. Вино — это символ Таинства Евхаристии, елей — символ Таинства елеосвящения, врачующего телесные недуги. И затем этот милосердный самарянин взваливает этого умирающего человека на себя, поднимает его и сажает на своего осла. В этом поступке можно разглядеть Христа, Который поднимает на свои плечи заблудшую овцу, весь род человеческий, и дарует нам жизнь. Христос, пострадавший на Кресте плотью Своей человеческой, через страдания этой плоти дарует надежду жизни и исцеления всему страждущему роду человеческому.
Милосердный самарянин везет этого несчастного человека в гостиницу. Во-первых, это образ нашего человеческого бытия на земле, где мы живем как странники и пришельцы. Образ гостиницы — это образ Церкви Христовой, находясь в Которой человек пребывает в безопасном месте и получает спасение. Таким образом, Господь еще раз напоминает нам о важности нашего присутствия в Церкви, которое дает нам жизнь спасительную и исцеление души и тела.
В этой притче есть еще одна интересная аллегория. Милосердный самарянин дает содержателю гостиницы (пастырю Новозаветной Церкви) две монеты. Этими работниками в гостинице являются пастыри Церкви, через которых Господь врачует души человеческие.
Звучат в этой притче и такие примечательные слова: «Я, когда приду, воздам тебе». Эта мысль является напоминанием о втором и славном пришествии Христа. Он еще раз придет. Сейчас, вступив в Рождественский пост, мы находимся в преддверии Рождества Христова, когда Христос пришёл в этот мир, приняв образ раба. Но Он ёще раз придет, и тогда будет Страшный Суд, на котором Господь воздаст каждому по делам и по жизни его.
Ну и наконец, дорогие братья и сестры, эта притча о практической жизни, о милосердии, которое должно быть без границ и без различия, не взирая ни на национальность, ни на веру. Ведь по отношению к израненному иудею самарянин был врагом, предателем своей веры. Иудеи и самаряне ненавидели друг друга. И при этом милосердный самарянин оказывает помощь врагу, попавшему в беду. Так же и христианство учит нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?…» (Мф. 5:46)
Священное Писание повелевает нам приобретать друзей богатством неправедным. Все что мы имеем в личной жизни, в личном пользовании, на нашей банковской карте — это не наше, это Бог нам дал, а мы только распорядители. И это имение надо раздавать, чтобы, когда мы обнищаем, облагодетельствованные нами люди приняли нас в свои дома, чтобы они о нас позаботились, чтобы ходатайствовали за нас перед Богом. Кто дает милостыню преизобильно, тот взаймы дает самому Богу.
Это учение нагорной проповеди Христа— есть квинтэссенция Евангелия. И вроде бы все прекрасно, все понятно, но как мы поступаем? Представьте себе, дорогие братья и сестры, образ вот этого израненного человека, переводя на наши современные реалии. Вот только представьте себе бомжа, который приходит на раздачу питания к нам на территорию храма, или его же у городских помоек, такого грязного, оборванного. А вы возьмите его, посадите в свою машину, отвезите домой, накормите, спать уложите, чистую постельку перестелите, денежек дайте, если потратит, еще дайте… И ведь это буквальное прочтение притчи, разве не так? Но для кого из нас это реальный уровень нравственной жизни и христианского милосердия?! Ни для кого! Как же мы далеко с вами отдалились от христианства… Прости нас, Милосердный Господи, за наше жестокосердие, за отсутствие любви, которой не осталось в мире. Одним из критериев скорого пришествия Христа будет отсутствие любви на земле. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
Поэтому дай Бог, чтобы хоть в малой мере, но все-таки присутствовала милостыня в нашей жизни. Чтобы не просто мы откликались на просьбы, но сами искали, кому бы помочь. Потому что Господь мгновенно воздает обратно. Многие из вас согласятся с этим утверждением, исходя из своего личного опыта.
Святой Иоанн Кронштадтский, который раздавал деньги порой тысячами, в то время как скотина стоила пять рублей, тоже об этом свидетельствует. Однажды богатый купец пожертвовал ему 2000 рублей. А праведный Иоанн Кронштадтский тут же на его глазах отдал этот пакет с деньгами, не считая, какому-то нищему. Купец в ужасе: «Батюшка, там же 2000 рублей!» «Слава Тебе Господи! Какая милость ему привалила, как хорошо! Ты же мне отдал? Слава Тебе Господи!» Святой замечал, что, сколько бы он не раздавал денег, придя домой вечером, сразу обнаруживал, что Господь посылал ему столько же. И пусть этот и нас, грешных, маловерных и жестокосердных, подвигнет хоть к малому милосердию!
Аминь!
29 ноября 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В нашей жизни исполняется такая закономерность: чем больше мы читаем Священное Писание, тем большая глубина смыслов открывается человеку. Казалось бы, многие из нас уже читали Евангелие не один раз. И те Евангельские сюжеты, которые Церковь повторяет из года в год за богослужениями, одни и те же. Но каждый раз в зависимости от нашего духовного внутреннего состояния мы открываем какой-то иной смысл. Евангельский текст звучит в каком-то другом звучании.
Так же и сегодняшнее Евангелие, в котором мы услышали знаменитую притчу о милосердном самарянине, открывает нам особую глубину Священного текста. Так, некий человек, который шел от Иерусалима в Иерихон, олицетворяет Адама, который покинул Рай, потому что священный город Иерусалим — это символ Небесного Иерусалима и Рая. И вот этот человек нисходит в Иерихон. Он не просто выходит, не просто идет, а нисходит, как бы по нисходящей плоскости, как по наклонной греха, когда человек теряет волю и скатывается в омут пороков. Иерихон — это, действительно, символ греха. Этот город был богатым, роскошным, с большим населением, со славной историей, описанной еще в Ветхом Завете, когда стены этого непокорного города замыслом Божиим упали при звуке священных орудий еврейского народа, когда священники семь раз обходили его с пением и трубным гласом.
Этот человек, покинувший Иерусалим, попался к разбойникам. Разбойники — это бесы, которые изранили его и оставили едва живым. Это справедливо в отношении Адама, прельстившегося советом змия или дьявола. И это справедливо в отношении каждого из нас, потому что дьявол как лев рыкающий ходит, ища кого поглотить. Его задача одна и та же в течение всех тысячелетий: погубить человека и физически, и нравственно, и духовно; душу погубить и отвратить её от Бога.
И вот два представителя Ветхого Завета — священник и левит — проходят мимо этого умирающего человека. Не потому что они такие жестокосердые, такие невнимательные. Дело в том, что по предписаниям Ветхого Завета человек не мог прикасаться к какой-либо скверне, а тем более священник и левит. Вероятно, они шли в Иерусалим для исполнения череды богослужений в Иерусалимском храме. Они должны были предстать в храме пред Богом в состоянии абсолютной чистоты, ритуальной чистоты. И поэтому они были в некоем замешательстве. Как прикоснуться к тому, кто весь в крови? А вдруг этот человек уже умер, и тогда скверна эта перейдет на тебя, и ты не сможешь служить? А ведь сейчас твой черед, и ты идешь в храм. Что важнее — служение Богу или ближнему? И вот эти представители ветхозаветного священства прошли мимо израненного человека, олицетворяя бессилие Ветхого Завета в спасении рода человеческого.
Следом за ними идет самарянин, который прообразует собой Христа. Он остановился перед этим умирающим человеком, омыл раны его вином и елеем. В этом мы видим прообраз новозаветных Таинств, дарующих жизнь и спасение роду человеческому. Вино — это символ Таинства Евхаристии, елей — символ Таинства елеосвящения, врачующего телесные недуги. И затем этот милосердный самарянин взваливает этого умирающего человека на себя, поднимает его и сажает на своего осла. В этом поступке можно разглядеть Христа, Который поднимает на свои плечи заблудшую овцу, весь род человеческий, и дарует нам жизнь. Христос, пострадавший на Кресте плотью Своей человеческой, через страдания этой плоти дарует надежду жизни и исцеления всему страждущему роду человеческому.
Милосердный самарянин везет этого несчастного человека в гостиницу. Во-первых, это образ нашего человеческого бытия на земле, где мы живем как странники и пришельцы. Образ гостиницы — это образ Церкви Христовой, находясь в Которой человек пребывает в безопасном месте и получает спасение. Таким образом, Господь еще раз напоминает нам о важности нашего присутствия в Церкви, которое дает нам жизнь спасительную и исцеление души и тела.
В этой притче есть еще одна интересная аллегория. Милосердный самарянин дает содержателю гостиницы (пастырю Новозаветной Церкви) две монеты. Этими работниками в гостинице являются пастыри Церкви, через которых Господь врачует души человеческие.
Звучат в этой притче и такие примечательные слова: «Я, когда приду, воздам тебе». Эта мысль является напоминанием о втором и славном пришествии Христа. Он еще раз придет. Сейчас, вступив в Рождественский пост, мы находимся в преддверии Рождества Христова, когда Христос пришёл в этот мир, приняв образ раба. Но Он ёще раз придет, и тогда будет Страшный Суд, на котором Господь воздаст каждому по делам и по жизни его.
Ну и наконец, дорогие братья и сестры, эта притча о практической жизни, о милосердии, которое должно быть без границ и без различия, не взирая ни на национальность, ни на веру. Ведь по отношению к израненному иудею самарянин был врагом, предателем своей веры. Иудеи и самаряне ненавидели друг друга. И при этом милосердный самарянин оказывает помощь врагу, попавшему в беду. Так же и христианство учит нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?…» (Мф. 5:46)
Священное Писание повелевает нам приобретать друзей богатством неправедным. Все что мы имеем в личной жизни, в личном пользовании, на нашей банковской карте — это не наше, это Бог нам дал, а мы только распорядители. И это имение надо раздавать, чтобы, когда мы обнищаем, облагодетельствованные нами люди приняли нас в свои дома, чтобы они о нас позаботились, чтобы ходатайствовали за нас перед Богом. Кто дает милостыню преизобильно, тот взаймы дает самому Богу.
Это учение нагорной проповеди Христа— есть квинтэссенция Евангелия. И вроде бы все прекрасно, все понятно, но как мы поступаем? Представьте себе, дорогие братья и сестры, образ вот этого израненного человека, переводя на наши современные реалии. Вот только представьте себе бомжа, который приходит на раздачу питания к нам на территорию храма, или его же у городских помоек, такого грязного, оборванного. А вы возьмите его, посадите в свою машину, отвезите домой, накормите, спать уложите, чистую постельку перестелите, денежек дайте, если потратит, еще дайте… И ведь это буквальное прочтение притчи, разве не так? Но для кого из нас это реальный уровень нравственной жизни и христианского милосердия?! Ни для кого! Как же мы далеко с вами отдалились от христианства… Прости нас, Милосердный Господи, за наше жестокосердие, за отсутствие любви, которой не осталось в мире. Одним из критериев скорого пришествия Христа будет отсутствие любви на земле. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
Поэтому дай Бог, чтобы хоть в малой мере, но все-таки присутствовала милостыня в нашей жизни. Чтобы не просто мы откликались на просьбы, но сами искали, кому бы помочь. Потому что Господь мгновенно воздает обратно. Многие из вас согласятся с этим утверждением, исходя из своего личного опыта.
Святой Иоанн Кронштадтский, который раздавал деньги порой тысячами, в то время как скотина стоила пять рублей, тоже об этом свидетельствует. Однажды богатый купец пожертвовал ему 2000 рублей. А праведный Иоанн Кронштадтский тут же на его глазах отдал этот пакет с деньгами, не считая, какому-то нищему. Купец в ужасе: «Батюшка, там же 2000 рублей!» «Слава Тебе Господи! Какая милость ему привалила, как хорошо! Ты же мне отдал? Слава Тебе Господи!» Святой замечал, что, сколько бы он не раздавал денег, придя домой вечером, сразу обнаруживал, что Господь посылал ему столько же. И пусть этот и нас, грешных, маловерных и жестокосердных, подвигнет хоть к малому милосердию!
Аминь!
29.11.2020
Предыдущая проповедь
22 ноября 2020
Следующая проповедь
8 декабря 2020
Все проповеди за 2020 год