Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, мы только что прослушали небольшой отрывок из Евангелия от Матфея, который рассказывает нам о чуде хождения апостола Петра по водам Генисаретского озера. Это повествование всегда поражало умы людей, потому что это действительно сверхъестественное чудо. Художники и иконописцы часто обращались к этому сюжету и на своих полотнах изображали это чудо. В нашей часовне вы можете увидеть прекрасную мозаику, которая посвящена этому событию.
Дорогие братья и сестры, в истории Церкви было множество примеров, когда святые подвижники повторяли этот дерзновенный поступок апостола Петра и, призывая имя Божие, ходили по воде как по суше. Мы можем вспомнить с вами святую преподобную Марию Египетскую, которая перешла Иордан во мгновение после встречи со старцем Зосимой и причащения Святых Христовых Тайн. Один из игуменов Кирилло-Белозерского монастыря, когда братия его оклеветала и обвиняла в грехах, которые не совместимы с образом жизни монаха, он ничего не стал говорить в свое оправдание, а вышел из обители и пошел через реку как по суше при изумленном взоре всей братии. Наконец, святителя Василия Рязанского его же прихожане обвиняли в блудных грехах, а эти слухи провоцировал диявол, являясь в образе женщин, уходящих из архиерейского дома. Святитель Василий положил на реку Оку свою архиерейскую мантию и поплыл против течения. Тогда все поняли, что они обмануты, а святитель их через всеобщее осуждение сподобился этого чуда.
Сегодняшний евангельский отрывок начинается с того, что Господь накормил народ после чуда умножения хлебов, и Он повелел апостолам сесть в лодку и отплыть на глубину, а сам поднялся на гору и там молился один в течение всей ночи. Мы часто читаем в Евангелии, как Господь уединялся от апостолов для молитвы. Сын Божий имел неимоверное желание и потребность в молитве Своему Отцу. В своей земной жизни Он искал укрепление и в молитве черпал силы для Своего земного служения, укрепляя человеческую природу. Его ночная молитва — это для нас пример и образец. Молится ли кто-то из нас по ночам? Вряд ли это было в нашей с вами жизни, а если это было, то было спровоцировано скорее всего бессонницей, когда делать нечего и бесполезное лежание в кровати мы замещали несколькими минутами молитвы. А из истории Церкви мы знаем, что святые подвижники, монахи-отшельники именно ночью особо горячо молились, когда утихает житейская суета, когда земля покрывается ночным мраком. Мы с вами должны обратить внимание на то, что сам Бог молится ночью и хотя бы в моменты скорбей, в моменты посещения болезней нас или наших близких, мы помнили об этом и подвигали себя к усердной чистосердечной молитве. Наша молитва мимолетна, непостоянна, в лучшем случае это утренняя и вечерняя молитва, и то мы с вами не каждый день себя понуждаем к этому, во время молитвы думаем о чем-то земном.
Следующий момент из этого евангельского повествования, который тоже важен для нас. Апостолы, когда были в лодке среди ночи и озеро разыгралась, испугались и, увидев Христа, Который шел по водам, приняли Его за призрака и вскричали от ужаса, боясь за свою жизнь. Присутствие страха в жизни человека является признаком отсутствия веры в Бога, отсутствия полагания на волю Божию, отсутствие любви ко Господу, потому что апостол Иоанн Богослов говорит, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх…» (1 Ин. 4:18). То есть в жизни человека, который любит Бога и который всю свою жизнь отдает в руки Его промысла, нет страха, он ничего и никого не боится. Когда размышляешь о таких вещах, думаешь вроде бы не о нас идет речь, но человек по природе склонен бояться. На самом деле, современный человек очень боязлив. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Если есть такие места, где тебе страшно быть, тебе надлежит туда глубокой ночью приходить из раза в раз, чтобы побороть этот страх, который присутствует в твоей жизни». Страх иногда провоцируется грехами, порой человек видит какие-то призраки или души умерших, которых он оскорбил при жизни, такое бывает, и причина этих страхов обусловлена грехами, и тогда, чтобы преодолеть и побороть эти страхи, человек должен чистосердечно принести покаяние, а тех людей, которых он боится увидеть, он должен всегда поминать и молиться за них, прося у них прощения в грехах или оскорблениях, которые могли присутствовать в их жизни и являться причиной страха.
Апостол Петр, когда увидел Христа, идущего по водам, вскричал: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14:28). Эти дерзновенные слова апостола, в которые он вложил всю веру в то, что это Господь, и только Ему подчиняется все в этом мире, и бушующая стихия, и все силы природы, потому что Он является Богом Творцом всего видимого и невидимого. Дорогие братья и сестры, Пётр, обладая пылкостью характера и несомненной верой, мог себе позволить произнести эти слова, но мы с вами не должны так «вылазить из лодки» и провоцировать злые силы, которые стремятся к тому, чтобы погубить и физически, и духовно любого человека.
Наконец, когда Господь спас утопающего Петра, Он высказал ему упрек: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31), и, взяв его руку, они вместе вошли в лодку. В лодке с апостолами пребывает Христос, лодка — это символ Церкви Христовой. Она подобна Ноевому ковчегу. Только пребывая в Церкви, мы находимся с вами в безопасности, потому что там Христос с апостолами, Церковь основана Богом, Он пребывает в ней.
Дорогие братья и сестры, мы должны ценить свое пребывание в Церкви, а диавол хочет удалить людей из неё. Те, кто критикует Церковь, проникаются злобой и ненавистью к Церкви, которая их вскормила и из которой они наглым и вероломным образом ушли, разорвав с Матерью Церковью всю сыновнюю связь.
Дорогие братья и сестры, мы должны быть внимательными к проявлениям таких течений и твердо стоять в верности Церкви, потому что кроме неё нет другого учреждения, способного спасти человека, соединить с Богом и сроднить с вечностью. Помимо этих крайних выражений ненависти, злобы и раскольнического поведения в жизни каждого из нас есть грехи, которые удаляют из Церкви, постепенно дьявол овладевают душою человека, сначала прекращается молитва, затем человек перестает причащаться. А Господь этим евангельским отрывком напоминает: вернись в лодку, вернись в те традиции, правила Церкви, которые ты знаешь и которые ты перечеркнул. Войди обратно в эту спасительную лодку Церковь Христову, пребывание в которой возможно только в состоянии мира и любви с близкими, начиная с родственников и близких для тебя людей. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, мудрости, дальновидности и верности Матери нашей Церкви, Кормчим которой является Христос.
Аминь.
29 июля 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, мы только что прослушали небольшой отрывок из Евангелия от Матфея, который рассказывает нам о чуде хождения апостола Петра по водам Генисаретского озера. Это повествование всегда поражало умы людей, потому что это действительно сверхъестественное чудо. Художники и иконописцы часто обращались к этому сюжету и на своих полотнах изображали это чудо. В нашей часовне вы можете увидеть прекрасную мозаику, которая посвящена этому событию.
Дорогие братья и сестры, в истории Церкви было множество примеров, когда святые подвижники повторяли этот дерзновенный поступок апостола Петра и, призывая имя Божие, ходили по воде как по суше. Мы можем вспомнить с вами святую преподобную Марию Египетскую, которая перешла Иордан во мгновение после встречи со старцем Зосимой и причащения Святых Христовых Тайн. Один из игуменов Кирилло-Белозерского монастыря, когда братия его оклеветала и обвиняла в грехах, которые не совместимы с образом жизни монаха, он ничего не стал говорить в свое оправдание, а вышел из обители и пошел через реку как по суше при изумленном взоре всей братии. Наконец, святителя Василия Рязанского его же прихожане обвиняли в блудных грехах, а эти слухи провоцировал диявол, являясь в образе женщин, уходящих из архиерейского дома. Святитель Василий положил на реку Оку свою архиерейскую мантию и поплыл против течения. Тогда все поняли, что они обмануты, а святитель их через всеобщее осуждение сподобился этого чуда.
Сегодняшний евангельский отрывок начинается с того, что Господь накормил народ после чуда умножения хлебов, и Он повелел апостолам сесть в лодку и отплыть на глубину, а сам поднялся на гору и там молился один в течение всей ночи. Мы часто читаем в Евангелии, как Господь уединялся от апостолов для молитвы. Сын Божий имел неимоверное желание и потребность в молитве Своему Отцу. В своей земной жизни Он искал укрепление и в молитве черпал силы для Своего земного служения, укрепляя человеческую природу. Его ночная молитва — это для нас пример и образец. Молится ли кто-то из нас по ночам? Вряд ли это было в нашей с вами жизни, а если это было, то было спровоцировано скорее всего бессонницей, когда делать нечего и бесполезное лежание в кровати мы замещали несколькими минутами молитвы. А из истории Церкви мы знаем, что святые подвижники, монахи-отшельники именно ночью особо горячо молились, когда утихает житейская суета, когда земля покрывается ночным мраком. Мы с вами должны обратить внимание на то, что сам Бог молится ночью и хотя бы в моменты скорбей, в моменты посещения болезней нас или наших близких, мы помнили об этом и подвигали себя к усердной чистосердечной молитве. Наша молитва мимолетна, непостоянна, в лучшем случае это утренняя и вечерняя молитва, и то мы с вами не каждый день себя понуждаем к этому, во время молитвы думаем о чем-то земном.
Следующий момент из этого евангельского повествования, который тоже важен для нас. Апостолы, когда были в лодке среди ночи и озеро разыгралась, испугались и, увидев Христа, Который шел по водам, приняли Его за призрака и вскричали от ужаса, боясь за свою жизнь. Присутствие страха в жизни человека является признаком отсутствия веры в Бога, отсутствия полагания на волю Божию, отсутствие любви ко Господу, потому что апостол Иоанн Богослов говорит, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх…» (1 Ин. 4:18). То есть в жизни человека, который любит Бога и который всю свою жизнь отдает в руки Его промысла, нет страха, он ничего и никого не боится. Когда размышляешь о таких вещах, думаешь вроде бы не о нас идет речь, но человек по природе склонен бояться. На самом деле, современный человек очень боязлив. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Если есть такие места, где тебе страшно быть, тебе надлежит туда глубокой ночью приходить из раза в раз, чтобы побороть этот страх, который присутствует в твоей жизни». Страх иногда провоцируется грехами, порой человек видит какие-то призраки или души умерших, которых он оскорбил при жизни, такое бывает, и причина этих страхов обусловлена грехами, и тогда, чтобы преодолеть и побороть эти страхи, человек должен чистосердечно принести покаяние, а тех людей, которых он боится увидеть, он должен всегда поминать и молиться за них, прося у них прощения в грехах или оскорблениях, которые могли присутствовать в их жизни и являться причиной страха.
Апостол Петр, когда увидел Христа, идущего по водам, вскричал: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14:28). Эти дерзновенные слова апостола, в которые он вложил всю веру в то, что это Господь, и только Ему подчиняется все в этом мире, и бушующая стихия, и все силы природы, потому что Он является Богом Творцом всего видимого и невидимого. Дорогие братья и сестры, Пётр, обладая пылкостью характера и несомненной верой, мог себе позволить произнести эти слова, но мы с вами не должны так «вылазить из лодки» и провоцировать злые силы, которые стремятся к тому, чтобы погубить и физически, и духовно любого человека.
Наконец, когда Господь спас утопающего Петра, Он высказал ему упрек: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31), и, взяв его руку, они вместе вошли в лодку. В лодке с апостолами пребывает Христос, лодка — это символ Церкви Христовой. Она подобна Ноевому ковчегу. Только пребывая в Церкви, мы находимся с вами в безопасности, потому что там Христос с апостолами, Церковь основана Богом, Он пребывает в ней.
Дорогие братья и сестры, мы должны ценить свое пребывание в Церкви, а диавол хочет удалить людей из неё. Те, кто критикует Церковь, проникаются злобой и ненавистью к Церкви, которая их вскормила и из которой они наглым и вероломным образом ушли, разорвав с Матерью Церковью всю сыновнюю связь.
Дорогие братья и сестры, мы должны быть внимательными к проявлениям таких течений и твердо стоять в верности Церкви, потому что кроме неё нет другого учреждения, способного спасти человека, соединить с Богом и сроднить с вечностью. Помимо этих крайних выражений ненависти, злобы и раскольнического поведения в жизни каждого из нас есть грехи, которые удаляют из Церкви, постепенно дьявол овладевают душою человека, сначала прекращается молитва, затем человек перестает причащаться. А Господь этим евангельским отрывком напоминает: вернись в лодку, вернись в те традиции, правила Церкви, которые ты знаешь и которые ты перечеркнул. Войди обратно в эту спасительную лодку Церковь Христову, пребывание в которой возможно только в состоянии мира и любви с близкими, начиная с родственников и близких для тебя людей. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, мудрости, дальновидности и верности Матери нашей Церкви, Кормчим которой является Христос.
Аминь.
29.07.2018
Предыдущая проповедь
8 июля 2018
Следующая проповедь
26 августа 2018
Все проповеди за 2018 год