Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, все мы с вами по милости Божией достигли спасительного времени Святой Четыредесятницы. Сегодня прощеное воскресение, когда по традиции мы с вами собрались в храме, чтобы попросить друг у друга прощения. Евангелие об этом говорит бескомпромиссно: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14). В молитве Господней есть такие слова: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». В Нагорной проповеди Христос говорит, что наши добрые дела имеют смысл и значение только тогда, когда мы совершаем их в мирном устроении духа: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Так, прощение наших грехов Богом зависит от нашего отношения с ближними и от нашего взаимного прощения. В каком-то смысле наше спасение зависит от нас самих: если мы не будем держать обиды, не будем помнить зла, а будем прощать, то мы можем надеяться на прощение от Бога.
Наша грехолюбивая плоть руководит нашими мыслями и чувствами, и мы видим грехи ближних, но не видим свои собственные. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Лк. 6:41) Наши грехи, действительно, это громадная бездна по сравнению с грехами ближних. Тот человек, который имеет покаянное устроение духа, тот человек, который старается видеть свои грехи, кто молится об этом, такой человек способен простить обиды, нанесенные ему другими людьми.
Дорогие, к прощению друг друга мы должны всячески себя побуждать. Дело в том, что заповеди о прощении не знает нерелигиозный мир. И бывает, что простить человека очень и очень тяжело или вообще невозможно. Человеческие поступки порой наносят смертельные раны. Есть множество примеров, когда простить совершенно невозможно, даже неправильно и безнравственно. Но будучи христианами мы знаем о необходимости прощения и умом осознаем это, а сердце говорит другое.
Какие же есть средства, используя которые можно приблизиться к прощению? Святые отцы указывают, что врагов, недругов, обидевших нас мы должны благословлять, желать им всяческого добра и счастья, и, перестав их «душить», мы «позволили» Богу их спасти, мы предоставили их участь на суд Божий, но не на наш суд. Другое средство — это молитва за врагов, которая имеет великое умиротворяющее значение и огромную духовную силу. Будем просить у Бога мужества, чтобы мы могли всех обидевших нас простить. Жизнь настолько стремительна, что мы должны ее провести так, чтобы, приблизившись к кончине, у нас не осталось врагов, чтобы сердце наше была преисполнено миром и любовью ко всем людям, и чем больше мы с вами живем, тем меньше врагов должно у нас оставаться.
Дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста Господь хочет, чтобы мы сделали над собой нравственное усилие и простили друг друга, и я хотел испросить прощения у всех вас. За этот непростой год, многие, наверное, были обижены на меня за ту непреклонную позицию, которую я проявил в период коронавируса, всячески призывая людей не покидать храмы и приходить причащаться Святых Христовых Таин. Прошу прощения и у всех власть державших, в действиях которых, особенно в предпасхальный период, когда храмы блокировали техникой, я увидел не заботу о людях, а борьбу с Церковью и Её Главой — Христом. У всех вас испрашиваю прощения за мои бесчисленные грехи, которыми я согрешил перед вами.