Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, каждый церковный праздник, каждый день несет в себе особое духовное переживание. Вы, возможно, переживали ощущение благодати Божией, особого присутствия Божия в храме в праздничные дни. Но и сегодня, в прощеное воскресенье, мы ощущаем нечто уникальное и неповторимое.
Этот день очень любим в нашем народе. Сама традиция взаимного испрашивания прощения возникла на Православном Востоке, когда монахи собирались вместе в храме (что в то время было не так часто), а затем на Великий пост уходили в пустыни, искали там уединенные места, пещеры, какие-то расщелины в земле и предавались особым подвигам, свидетелем которых был один Бог. И вот, уходя из монастыря до праздника Входа Господня в Иерусалим более чем на месяц и не будучи уверенными, что они встретятся снова в земной жизни в силу болезней, скоропостижной смерти, гибели от диких зверей и других обстоятельств, монахи, как перед смертью, искренне и просили друг у друга прощения. Затем из монашеской среды эта благочестивая традиция вошла и в приходское богослужение.
Сегодня Церковь призывает всех нас испросить друг у друга прощения. Основание этому мы видим во многих местах Священного Писания. В Нагорной проповеди есть такие слова: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14). Эта мысль об обязательном прощении друг друга заключена и в молитве Господней, которой научил нас сам Господь: «… и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12). В этих словах мы удостоверяемся в прощении наших собственных грехов от Господа, если мы простим друг другу взаимные обиды. Осмысливая эти слова, мы можем порадоваться и удивиться, как легко нам заслужить от Бога прощение. Ведь это не просто красивые слова, но мы видим реальное исполнение их в жизни христианской.
Так, например, в одном из монастырей находился при смерти один монах, который жил нерадивой духовной жизнью, не любил ни богослужение, ни келейную молитву. И когда собралась вся братия в келью к этому умирающему монаху, на удивление свое они увидели его в радостном состоянии и недоумевали, в чем же здесь разгадка, почему он так не боится смерти, когда подвижники боялись умирать и говорили, что не готовы ко встрече с Богом, не готовы к переходу в жизнь вечную. Уже умирая, этот монах рассказал братии об одном видении, когда бесы пришли за его душой и говорили: «Ты наш, потому что ты жил нерадиво». И этот монах отвечал: «Да, действительно, у меня великое множество грехов, но и вы вспомните слова моего Господа и Учителя: “Не судите да не судимы будите” (Мф. 7:1) и слова из молитвы Господней “Остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим” (Мф. 6:12)». Этот монах никого не осуждал, ни на кого не имел зла и всех прощал. И когда он произнес эти слова с верой в то, что Господь исполнит их в его жизни и смерти, его душа с миром отошла в вечные кровы.
В Священном Писании также в Нагорной проповеди есть слова о том, что наши молитвы, наши добрые дела не будут иметь силы, не будут иметь значения в очах Божиих, если мы произносим их или делаем эти дела в состоянии вражды друг с другом. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‐нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Эти слова мы тоже должны постоянно иметь в виду, потому что мы с вами порою приходим в церковь, мы дерзаем приступать к исповеди, ко причащению Святых Христовых Тайн, но сердце наше имеет обиды на какие-то проступки наших близких, и в таком состоянии мы дерзаем молиться. Мы можем читать продолжительные длинные правила, можем молиться до кровавого пота, но при этом забываем о самом главном критерии — о состоянии мира на сердце, как необходимом условии того, чтобы наши молитвы были услышаны.
Дорогие братья и сестры, мы все с вами имеем сегодня такую прекрасную возможность испросить прощения друг у друга. Мы с вами счастливые люди, потому что в приходской жизни нашей мы не имеем сильных взаимных обид, каких-то проступков по отношению к друг другу, которые не могут быть прощены. Мы и видимся с большинством из вас всего раз в неделю. Поэтому нет у нас вражды, нет у нас интриг, нет у нас каких-то склок, которые могут омрачить нашу жизнь. Поэтому испросить это прощение сегодня нам друг у друга, собирающимся в храме, это совершенно не трудно и от этого радость христианская должна прийти в сердце каждого из нас.
Но бывают в жизни разные ситуации. Простить бывает неимоверно трудно, кажется, что даже и невозможно. Только сила Божия и его Божественная благодать, подкрепляющая человека, может подвигнуть к прощению обид, грехов, преступлений. Бывают трудные жизненные ситуации, например: последствия дорожно-транспортных происшествий со смертными исходами, измены в браке, предательства друзей, жестокость и насилие, даже грубое слово может смертельно ранить человека. Бывают моменты страшного предательства в бизнесе, когда два учредителя ведут годами одно дело, а потом становятся смертными врагами, предают друг друга. Бывают ситуации, когда невинный приговаривается к тюремному заключению в результате несправедливости суда, в результате подтасовок в ходе следствия. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, в которой по-настоящему простить человека невероятно трудно.
Как христианин должен вести себя в подобных ситуациях? По крайней мере, не мстить за причиненные страдания. Мести нет места в христианской жизни. В Писании есть такие слова: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”» (Рим. 12:19). Если нет сил простить взаимные обиды, мы должны просить у Бога помощи, мы должны молиться за этих людей, которые принесли нам горе, сделали больно. Есть жизненные примеры, свидетельствующие об удивительной силе молитвы за врагов, когда человек произносит имя своего обидчика в молитве.
Мы должны стремиться простить все обиды, нанесенные нам, потому что наших проступков ещё больше. Вспомните, что наши собственные грехи Христос сравнивает с бревном, а грехи ближнего всего лишь с маленьким сучком: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). Человек в силу своей греховности не видит своих грехов. Эту всеобщую порчу нашей природы мы наследовали после падения Адама и Евы, которое в этот воскресный день мы вспоминаем. Очень странно, но мы видим грехи других людей через какое-то увеличительное стекло и осуждаем их за это, а сами погружаемся в бездну гордыни и тщеславия. В начинающийся Великий Пост мы будем непрестанно, каждый день молиться вместе со всею Церковью словами преподобного Ефрема Сирина: «Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния».
В этом году начало Великого поста совпадает с началом самого прекрасного, самого жизнеутверждающего времени года. Весна календарная и весна духовная соединяются сегодня в один день, и дай Бог, чтобы Великий Пост приносил нам не печаль и не уныние, а радость от взаимного прощения, радость от того, что мы с вами постараемся усилить свою духовную жизнь, постараемся больше молиться, больше читать Священное Писание. Постараемся тщательно проанализировать свою жизнь, обнаружить в себе какие-то излюбленные страсти и грехи, от которых мы постараемся освободиться и очистить свою душу. И вот тогда, отбросив эту тяжесть греховную, как старую ветхую одежду, мы с вами получим духовное обновление.
Прощеное воскресенье несет нам радость обновления жизни, ту радость, которую мы чувствуем при каждом искреннем покаянии, радость обновления всего мира. Поэтому, дай Бог, чтобы, примирившись друг с другом, мы через это примирились и с Богом, и с радостью вступили в спасительное время Великого поста.
Аминь.
1 марта 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, каждый церковный праздник, каждый день несет в себе особое духовное переживание. Вы, возможно, переживали ощущение благодати Божией, особого присутствия Божия в храме в праздничные дни. Но и сегодня, в прощеное воскресенье, мы ощущаем нечто уникальное и неповторимое.
Этот день очень любим в нашем народе. Сама традиция взаимного испрашивания прощения возникла на Православном Востоке, когда монахи собирались вместе в храме (что в то время было не так часто), а затем на Великий пост уходили в пустыни, искали там уединенные места, пещеры, какие-то расщелины в земле и предавались особым подвигам, свидетелем которых был один Бог. И вот, уходя из монастыря до праздника Входа Господня в Иерусалим более чем на месяц и не будучи уверенными, что они встретятся снова в земной жизни в силу болезней, скоропостижной смерти, гибели от диких зверей и других обстоятельств, монахи, как перед смертью, искренне и просили друг у друга прощения. Затем из монашеской среды эта благочестивая традиция вошла и в приходское богослужение.
Сегодня Церковь призывает всех нас испросить друг у друга прощения. Основание этому мы видим во многих местах Священного Писания. В Нагорной проповеди есть такие слова: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14). Эта мысль об обязательном прощении друг друга заключена и в молитве Господней, которой научил нас сам Господь: «… и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12). В этих словах мы удостоверяемся в прощении наших собственных грехов от Господа, если мы простим друг другу взаимные обиды. Осмысливая эти слова, мы можем порадоваться и удивиться, как легко нам заслужить от Бога прощение. Ведь это не просто красивые слова, но мы видим реальное исполнение их в жизни христианской.
Так, например, в одном из монастырей находился при смерти один монах, который жил нерадивой духовной жизнью, не любил ни богослужение, ни келейную молитву. И когда собралась вся братия в келью к этому умирающему монаху, на удивление свое они увидели его в радостном состоянии и недоумевали, в чем же здесь разгадка, почему он так не боится смерти, когда подвижники боялись умирать и говорили, что не готовы ко встрече с Богом, не готовы к переходу в жизнь вечную. Уже умирая, этот монах рассказал братии об одном видении, когда бесы пришли за его душой и говорили: «Ты наш, потому что ты жил нерадиво». И этот монах отвечал: «Да, действительно, у меня великое множество грехов, но и вы вспомните слова моего Господа и Учителя: “Не судите да не судимы будите” (Мф. 7:1) и слова из молитвы Господней “Остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим” (Мф. 6:12)». Этот монах никого не осуждал, ни на кого не имел зла и всех прощал. И когда он произнес эти слова с верой в то, что Господь исполнит их в его жизни и смерти, его душа с миром отошла в вечные кровы.
В Священном Писании также в Нагорной проповеди есть слова о том, что наши молитвы, наши добрые дела не будут иметь силы, не будут иметь значения в очах Божиих, если мы произносим их или делаем эти дела в состоянии вражды друг с другом. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‐нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Эти слова мы тоже должны постоянно иметь в виду, потому что мы с вами порою приходим в церковь, мы дерзаем приступать к исповеди, ко причащению Святых Христовых Тайн, но сердце наше имеет обиды на какие-то проступки наших близких, и в таком состоянии мы дерзаем молиться. Мы можем читать продолжительные длинные правила, можем молиться до кровавого пота, но при этом забываем о самом главном критерии — о состоянии мира на сердце, как необходимом условии того, чтобы наши молитвы были услышаны.
Дорогие братья и сестры, мы все с вами имеем сегодня такую прекрасную возможность испросить прощения друг у друга. Мы с вами счастливые люди, потому что в приходской жизни нашей мы не имеем сильных взаимных обид, каких-то проступков по отношению к друг другу, которые не могут быть прощены. Мы и видимся с большинством из вас всего раз в неделю. Поэтому нет у нас вражды, нет у нас интриг, нет у нас каких-то склок, которые могут омрачить нашу жизнь. Поэтому испросить это прощение сегодня нам друг у друга, собирающимся в храме, это совершенно не трудно и от этого радость христианская должна прийти в сердце каждого из нас.
Но бывают в жизни разные ситуации. Простить бывает неимоверно трудно, кажется, что даже и невозможно. Только сила Божия и его Божественная благодать, подкрепляющая человека, может подвигнуть к прощению обид, грехов, преступлений. Бывают трудные жизненные ситуации, например: последствия дорожно-транспортных происшествий со смертными исходами, измены в браке, предательства друзей, жестокость и насилие, даже грубое слово может смертельно ранить человека. Бывают моменты страшного предательства в бизнесе, когда два учредителя ведут годами одно дело, а потом становятся смертными врагами, предают друг друга. Бывают ситуации, когда невинный приговаривается к тюремному заключению в результате несправедливости суда, в результате подтасовок в ходе следствия. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, в которой по-настоящему простить человека невероятно трудно.
Как христианин должен вести себя в подобных ситуациях? По крайней мере, не мстить за причиненные страдания. Мести нет места в христианской жизни. В Писании есть такие слова: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”» (Рим. 12:19). Если нет сил простить взаимные обиды, мы должны просить у Бога помощи, мы должны молиться за этих людей, которые принесли нам горе, сделали больно. Есть жизненные примеры, свидетельствующие об удивительной силе молитвы за врагов, когда человек произносит имя своего обидчика в молитве.
Мы должны стремиться простить все обиды, нанесенные нам, потому что наших проступков ещё больше. Вспомните, что наши собственные грехи Христос сравнивает с бревном, а грехи ближнего всего лишь с маленьким сучком: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). Человек в силу своей греховности не видит своих грехов. Эту всеобщую порчу нашей природы мы наследовали после падения Адама и Евы, которое в этот воскресный день мы вспоминаем. Очень странно, но мы видим грехи других людей через какое-то увеличительное стекло и осуждаем их за это, а сами погружаемся в бездну гордыни и тщеславия. В начинающийся Великий Пост мы будем непрестанно, каждый день молиться вместе со всею Церковью словами преподобного Ефрема Сирина: «Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния».
В этом году начало Великого поста совпадает с началом самого прекрасного, самого жизнеутверждающего времени года. Весна календарная и весна духовная соединяются сегодня в один день, и дай Бог, чтобы Великий Пост приносил нам не печаль и не уныние, а радость от взаимного прощения, радость от того, что мы с вами постараемся усилить свою духовную жизнь, постараемся больше молиться, больше читать Священное Писание. Постараемся тщательно проанализировать свою жизнь, обнаружить в себе какие-то излюбленные страсти и грехи, от которых мы постараемся освободиться и очистить свою душу. И вот тогда, отбросив эту тяжесть греховную, как старую ветхую одежду, мы с вами получим духовное обновление.
Прощеное воскресенье несет нам радость обновления жизни, ту радость, которую мы чувствуем при каждом искреннем покаянии, радость обновления всего мира. Поэтому, дай Бог, чтобы, примирившись друг с другом, мы через это примирились и с Богом, и с радостью вступили в спасительное время Великого поста.
Аминь.
01.03.2020
Предыдущая проповедь
16 февраля 2020
Следующая проповедь
4 марта 2020
Все проповеди за 2020 год