Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня наш молитвенный взор и внимание всецело обращены к празднику Преображения Господня. Это событие произошло незадолго до страданий нашего Спасителя, и поэтому один из основных смыслов этого праздника — это укрепление ближайших апостолов в вере во Иисусу Христа как Сына Божия, Истинного Бога и Истинного Человека, Который страдает добровольно. Явление Его Божественной Славы перед избранными учениками и опытное переживание ими Божественного сияния, которое они потом передали другим ученикам, было совершенно необходимо для самих апостолов, чтобы, в момент крестной смерти Христа, когда Его унижали, избивали, распинали как преступника и зверски предали мучительной смерти, они не отступили от Него и чтобы этот нетварный Фаворский Свет Христов укреплял их в трудные минуты. И, когда рушилась всякая надежда на то, что Христос — Мессия, что Он пришел спасти род человеческий, в этом униженном состоянии, в этом умирающем невинном Страдальце трудно было видеть Мессию не только всему иудейскому народу, но даже избранным ученикам.
Слава Преображения удержала у Креста лишь апостола Иоанна Богослова, любовь которого к возлюбленному Учителю произвела в его человеческом естестве настолько твердое чувство, что оно было сильнее смерти и страха за свою собственную жизнь. Вот как об этом и поется в песнопениях праздника: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». То есть, все апостолы должны были в униженном состоянии Христа, в Его смерти увидеть добровольно поднятое на Себя страдание, которые совершалось ради нашего с вами спасения.
Господь восходит помолиться на гору, и это тоже очень важный момент. Кто бывал в горах, тот помнит эту необыкновенную красоту, пейзажи, которые открываются с высоты. Казалось бы, Господь мог помолиться где угодно: и на равнине, и в пустыне, и в храме, и в уединении. Но Он восходит на гору Фавор, чтобы там помолиться Своему Отцу. Это восхождение на гору напоминает нам о необходимости возвышения над всем земным, меркантильным и материальным, чтобы восходить в молитве к Богу от земли на Небо. К этому и призывает нас Святая Церковь в начале Евхаристического канона словами: «Горе имеем сердца — имамы ко Господу».
Господь берет на гору помолиться не всех апостолов, а только Петра, Иакова и Иоанна. И они стали свидетелями явления двух пророков: Моисея — законодателя, и Илии — величайшего пророка. Апостолы безошибочно узнали личности пророков, хотя их никогда не видели. Они называют их по именам, зная лишь повествования их жизней из Священного Писания и Предания.
Апостол Петр воскликнул удивительные слова: «Господи, как хорошо нам здесь быть!» Он забыл обо всем, обо всем земном. Он забыл о всех людях, которых он оставил там, у подножия горы. Он забыл о своих близких и родных. Забыл о других апостолах, забыл о своих человеческих нуждах, забыл о пище. Для него тогда само время остановилось. Он хотел в нем всегда пребывать и никуда не хотел уходить, чтобы это состояние теснейшего богообщения, пребывания в благодати Божией и в причастности к Фаворскому Свету, который они увидели своими глазами, никогда не оканчивалось.
Апостол Петр в своем соборном послании, описывая события Преображения, пишет о своем опыте видения нетварного Света и Славы Божественной. Но ведь и у каждого из нас с вами есть возможность приближения к Богу и причастности к Его Свету. Конечно, это кажется нам чем-то недосягаемым, но всегда есть люди, которые идут дальше нас, воля которых укоренена в Боге и которые способны достигать высоких духовных вершин. В житиях святых такая причастность человека к Фаворскому Божественному Свету часто прослеживается. Например, когда прп. Серафим Саровский в лютый мороз беседовал на с Мотовиловым о смысле христианской жизни, он вдруг стал преображаться и сиять духовным нетварным Светом. Преподобный Сергий Радонежский, когда он совершал Божественную Литургию, причащался Божественного огня, который преображал всё его человеческое естество так, что оно сияло и светилось. И вот, кто имел опыт общения с подвижниками благочестия, с людьми святыми при жизни, вы могли обратить внимание, какие необыкновенные одухотворенные у них лица.
Жизнь в Боге и в Церкви преображает в какой-то степени и нашу грешную жизнь, потому что верующих людей сразу видно невооруженным глазом. Верующий человек выделяется из толпы, он другой, он красивее и благороднее окружающих. Эта частичка Божественного светится и в нас, и, поверьте, видна другим людям. Но не расслабляйтесь. Помните, что этот Свет в нас — не наша заслуга, а источник этого Света, то, что позволяет ему светить в нас — это наши поступки и дела: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Аминь.
19 августа 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня наш молитвенный взор и внимание всецело обращены к празднику Преображения Господня. Это событие произошло незадолго до страданий нашего Спасителя, и поэтому один из основных смыслов этого праздника — это укрепление ближайших апостолов в вере во Иисусу Христа как Сына Божия, Истинного Бога и Истинного Человека, Который страдает добровольно. Явление Его Божественной Славы перед избранными учениками и опытное переживание ими Божественного сияния, которое они потом передали другим ученикам, было совершенно необходимо для самих апостолов, чтобы, в момент крестной смерти Христа, когда Его унижали, избивали, распинали как преступника и зверски предали мучительной смерти, они не отступили от Него и чтобы этот нетварный Фаворский Свет Христов укреплял их в трудные минуты. И, когда рушилась всякая надежда на то, что Христос — Мессия, что Он пришел спасти род человеческий, в этом униженном состоянии, в этом умирающем невинном Страдальце трудно было видеть Мессию не только всему иудейскому народу, но даже избранным ученикам.
Слава Преображения удержала у Креста лишь апостола Иоанна Богослова, любовь которого к возлюбленному Учителю произвела в его человеческом естестве настолько твердое чувство, что оно было сильнее смерти и страха за свою собственную жизнь. Вот как об этом и поется в песнопениях праздника: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». То есть, все апостолы должны были в униженном состоянии Христа, в Его смерти увидеть добровольно поднятое на Себя страдание, которые совершалось ради нашего с вами спасения.
Господь восходит помолиться на гору, и это тоже очень важный момент. Кто бывал в горах, тот помнит эту необыкновенную красоту, пейзажи, которые открываются с высоты. Казалось бы, Господь мог помолиться где угодно: и на равнине, и в пустыне, и в храме, и в уединении. Но Он восходит на гору Фавор, чтобы там помолиться Своему Отцу. Это восхождение на гору напоминает нам о необходимости возвышения над всем земным, меркантильным и материальным, чтобы восходить в молитве к Богу от земли на Небо. К этому и призывает нас Святая Церковь в начале Евхаристического канона словами: «Горе имеем сердца — имамы ко Господу».
Господь берет на гору помолиться не всех апостолов, а только Петра, Иакова и Иоанна. И они стали свидетелями явления двух пророков: Моисея — законодателя, и Илии — величайшего пророка. Апостолы безошибочно узнали личности пророков, хотя их никогда не видели. Они называют их по именам, зная лишь повествования их жизней из Священного Писания и Предания.
Апостол Петр воскликнул удивительные слова: «Господи, как хорошо нам здесь быть!» Он забыл обо всем, обо всем земном. Он забыл о всех людях, которых он оставил там, у подножия горы. Он забыл о своих близких и родных. Забыл о других апостолах, забыл о своих человеческих нуждах, забыл о пище. Для него тогда само время остановилось. Он хотел в нем всегда пребывать и никуда не хотел уходить, чтобы это состояние теснейшего богообщения, пребывания в благодати Божией и в причастности к Фаворскому Свету, который они увидели своими глазами, никогда не оканчивалось.
Апостол Петр в своем соборном послании, описывая события Преображения, пишет о своем опыте видения нетварного Света и Славы Божественной. Но ведь и у каждого из нас с вами есть возможность приближения к Богу и причастности к Его Свету. Конечно, это кажется нам чем-то недосягаемым, но всегда есть люди, которые идут дальше нас, воля которых укоренена в Боге и которые способны достигать высоких духовных вершин. В житиях святых такая причастность человека к Фаворскому Божественному Свету часто прослеживается. Например, когда прп. Серафим Саровский в лютый мороз беседовал на с Мотовиловым о смысле христианской жизни, он вдруг стал преображаться и сиять духовным нетварным Светом. Преподобный Сергий Радонежский, когда он совершал Божественную Литургию, причащался Божественного огня, который преображал всё его человеческое естество так, что оно сияло и светилось. И вот, кто имел опыт общения с подвижниками благочестия, с людьми святыми при жизни, вы могли обратить внимание, какие необыкновенные одухотворенные у них лица.
Жизнь в Боге и в Церкви преображает в какой-то степени и нашу грешную жизнь, потому что верующих людей сразу видно невооруженным глазом. Верующий человек выделяется из толпы, он другой, он красивее и благороднее окружающих. Эта частичка Божественного светится и в нас, и, поверьте, видна другим людям. Но не расслабляйтесь. Помните, что этот Свет в нас — не наша заслуга, а источник этого Света, то, что позволяет ему светить в нас — это наши поступки и дела: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Аминь.
19.08.2020
Предыдущая проповедь
16 августа 2020
Следующая проповедь
20 сентября 2020
Все проповеди за 2020 год