Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о поклонении Богу в духе и истине.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна. Каждое слово Евангелия несёт бесконечную мудрость для нас и для нашего спасения в вечности. Хочется обратить внимание на ключевую фразу о христианской жизни из этого отрывка: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23-24).

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что в этих словах о поклонении Богу в духе и истине есть указание на тайну Святой Троицы: Богу Отцу поклоняться в Духе Святом и Истине, а Истина и есть вторая ипостась Святой Троицы, Господь наш Иисус Христос, Который говорит: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). В этих словах мы имеем богооткровенную истину, главное сокровище нашей веры и в этих словах Сам Христос побуждает исповедовать эту истину в нашей жизни. Эти слова мы относим к себе, в преддверии грядущего праздника Святой Живоначальной Троицы. «Поклонение Богу в духе» предполагает, чтобы наша христианская жизнь, служение Богу и Его прославление было пронизано благодатью Святого Духа, потому что, если этой благодати в нашей жизни нет, мы становимся пустыми сосудами, пустыми «храмами».

Священное Писание говорит нам: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), а прп. Серафим Саровский говорил, что стяжание благодати Святого Духа является смыслом нашей жизни. К приобретению и сохранении благодати должны быть направлены все наши усилия. Есть много критериев причастности человека к благодати Божией. Один из них — это и мирное устроение духа, когда человек ни на кого не имеет обиды, когда он ни с кем не находится во вражде. Апостол Павел в послании к Галатам говорит, что плодами присутствия духа в человеке являются следующие добродетели: любовь, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см. Гал. 5:22). В Церкви очень много средств к стяжанию этой благодати: это и причащение Святых Христовых Тайн, и соборная молитва, и добродетельная жизнь, и участие в других таинствах. Дай Бог, чтобы земная жизнь наша проходила в причастности к благодати Божией.

Слова Христа о «поклонении Богу в духе и истине» говорят о важности сакрального духовного смысла, к которому должны быть направлены все обряды, все священнодействия, все традиции нашей православной жизни, потому что очень часто за теми или иными обрядами утрачивается духовная суть. Мы видим это тогда, когда люди в праздник Крещения Господня окунаются в ледяной воде, и при этом игнорируют храм и не идут на богослужение, или, когда люди освящают пасхальные яства, а на пасхальном богослужении отсутствуют, когда ставят множество свечей, а Божественную Литургию игнорируют и не причащаются, когда считают себя верующими, но ни разу в руки не брали Евангелие и не знают вообще христианского вероучение. Вот в этих моментах бывает раздвоение личности – внешне вроде человек всё исполняет, а реально к Богу не приближается. К сожалению, внешними обрядами только и выражается христианская жизнь многих из нас. А Господь говорит, что поклоняться Богу надо в духе и истине, чтобы эти обряды и традиции приводили нас к самому Богу.

Дорогие братья и сестры, обрядоверие пронизывает жизнь и воцерковленных христиан. Часто мы хотим этими обрядами закрыться от Бога, считая их самодостаточными. Например, когда соблюдаем Великий Пост, но не становимся лучше — это и есть обрядоверие, это поклонение Богу в форме, во внешнем, а глубинной сути и изменения жизни не происходит. И поэтому Господь обращает наше внимание, что все обряды должны приводить к высокому, чистому, святому, возвышенному, к самому Господу. Это не значит, что обряды не нужны. По этому пути пошли сектанты, у них в интернете снято много проповедей о поклонении Богу в духе истине, это их конек, потому что Православная Церковь не нужна, все это лишнее, а вот они (сектанты, протестанты, баптисты) духовно служат Богу. Это иллюзия. Но мы с вами должны обращать внимание, чтобы, сохраняя нашу традицию, мы понимали, что это средство, подпорки, а не цель. Чтобы мы, как говорит апостол Павел, не были детьми, которых надо кормить «молоком», а чтобы были христианами, которые могут употреблять «твердую пищу» – Слово Божие в его истинном понимании.

Аминь.

30 мая 2021

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна. Каждое слово Евангелия несёт бесконечную мудрость для нас и для нашего спасения в вечности. Хочется обратить внимание на ключевую фразу о христианской жизни из этого отрывка: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23-24).

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что в этих словах о поклонении Богу в духе и истине есть указание на тайну Святой Троицы: Богу Отцу поклоняться в Духе Святом и Истине, а Истина и есть вторая ипостась Святой Троицы, Господь наш Иисус Христос, Который говорит: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). В этих словах мы имеем богооткровенную истину, главное сокровище нашей веры и в этих словах Сам Христос побуждает исповедовать эту истину в нашей жизни. Эти слова мы относим к себе, в преддверии грядущего праздника Святой Живоначальной Троицы. «Поклонение Богу в духе» предполагает, чтобы наша христианская жизнь, служение Богу и Его прославление было пронизано благодатью Святого Духа, потому что, если этой благодати в нашей жизни нет, мы становимся пустыми сосудами, пустыми «храмами».

Священное Писание говорит нам: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), а прп. Серафим Саровский говорил, что стяжание благодати Святого Духа является смыслом нашей жизни. К приобретению и сохранении благодати должны быть направлены все наши усилия. Есть много критериев причастности человека к благодати Божией. Один из них — это и мирное устроение духа, когда человек ни на кого не имеет обиды, когда он ни с кем не находится во вражде. Апостол Павел в послании к Галатам говорит, что плодами присутствия духа в человеке являются следующие добродетели: любовь, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см. Гал. 5:22). В Церкви очень много средств к стяжанию этой благодати: это и причащение Святых Христовых Тайн, и соборная молитва, и добродетельная жизнь, и участие в других таинствах. Дай Бог, чтобы земная жизнь наша проходила в причастности к благодати Божией.

Слова Христа о «поклонении Богу в духе и истине» говорят о важности сакрального духовного смысла, к которому должны быть направлены все обряды, все священнодействия, все традиции нашей православной жизни, потому что очень часто за теми или иными обрядами утрачивается духовная суть. Мы видим это тогда, когда люди в праздник Крещения Господня окунаются в ледяной воде, и при этом игнорируют храм и не идут на богослужение, или, когда люди освящают пасхальные яства, а на пасхальном богослужении отсутствуют, когда ставят множество свечей, а Божественную Литургию игнорируют и не причащаются, когда считают себя верующими, но ни разу в руки не брали Евангелие и не знают вообще христианского вероучение. Вот в этих моментах бывает раздвоение личности – внешне вроде человек всё исполняет, а реально к Богу не приближается. К сожалению, внешними обрядами только и выражается христианская жизнь многих из нас. А Господь говорит, что поклоняться Богу надо в духе и истине, чтобы эти обряды и традиции приводили нас к самому Богу.

Дорогие братья и сестры, обрядоверие пронизывает жизнь и воцерковленных христиан. Часто мы хотим этими обрядами закрыться от Бога, считая их самодостаточными. Например, когда соблюдаем Великий Пост, но не становимся лучше — это и есть обрядоверие, это поклонение Богу в форме, во внешнем, а глубинной сути и изменения жизни не происходит. И поэтому Господь обращает наше внимание, что все обряды должны приводить к высокому, чистому, святому, возвышенному, к самому Господу. Это не значит, что обряды не нужны. По этому пути пошли сектанты, у них в интернете снято много проповедей о поклонении Богу в духе истине, это их конек, потому что Православная Церковь не нужна, все это лишнее, а вот они (сектанты, протестанты, баптисты) духовно служат Богу. Это иллюзия. Но мы с вами должны обращать внимание, чтобы, сохраняя нашу традицию, мы понимали, что это средство, подпорки, а не цель. Чтобы мы, как говорит апостол Павел, не были детьми, которых надо кормить «молоком», а чтобы были христианами, которые могут употреблять «твердую пищу» – Слово Божие в его истинном понимании.

Аминь.

30.05.2021

Все проповеди за 2021 год

сентябрь 2021

август 2021

июнь 2021

май 2021

апрель 2021

март 2021

февраль 2021

январь 2021

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00