Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В преддверии Великого поста Церковь напоминает нам о событие, произошедшем в начале человеческой истории – о грехопадении и изгнании прародителей из рая. После запричастного стиха мы слышали песнопение, в котором Адам с плачем вспоминает о потерянном рае, о том, как хорошо и радостно было находиться в непосредственном общении с Богом. Всего этого он лишился. Жизнь человека с тех пор изменилась. Но в подсознании каждого сохранилось воспоминание о рае, как о самом прекрасном месте для человека.
Жизнь первых людей сложилась по-разному. Каиниты, происшедшие от первого сына Адама и Евы, Каина, стали развивать цивилизацию, первыми изобрели металлические орудия, предметы труда, первыми изобрели музыкальные инструменты, а о рае они вообще перестали думать и вспоминать. Сифиты, произошедшие от третьего сына Адама и Евы, Сифа, сохраняли благочестие. Жила в их сердцах тоска по раю, но грех нашёл лазейку и в их сердцах. Они стали смешиваться с каинитами. Тогда воды всемирного потопа уничтожают все греховное человечество, забывшее Бога.
Святая Церковь предлагает нам это всё вспомнить, потому что через подвиг поста, через жизнь со Христом, которая для нас открыта после искупительного подвига Спасителя, мы призваны вернуться в рай. В конце жизни, после смерти тела, верующим во Христа Сына Божия открыты райские двери, и от нас зависит, войдем мы туда или нет.
Пребывание в раю означает пребывание с Богом и общение с Ним. Как прекрасна эта жизнь с Богом. Мы можем иметь об этом представление, когда мы предпринимаем какое-то христианское усилие над своей жизнью: например, когда прощаем врагов, когда искренне каемся и обещаем Богу исправить нашу жизнь, когда читаем Священное Писание, когда размышляем о Боге, когда присутствуем в храме, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Мы чувствуем, как благодать Божия входит в нашу жизнь и входит в наше сердце. И таким образом, у каждого из нас есть хоть маленькое, но представление о Божественной красоте.
В раю человек находился в общении с Богом и рай был в самом человеке. Этот рай, Царство Божие, которое внутри человека, мы должны беречь и сохранять в своем сердце. Имея Бога в своем сердце, наши предки претерпевали гонения, страдали и творили невозможное. Многие из них хоть и находились в тюрьмах, лагерях, ссылках, при этом сохраняли внутренний покой, умиротворение, но и находили силы других утешать и поддерживать. Если Царство Божие внутри человека, в его сердце, то ничто внешнее не может поколебать, не может отнять от нас этого сокровища.
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может», — говорил один философ. В сердце человека вмещается Бог, Который больше всей вселенной, Который больше космоса, но Он вмещается в внутренней человеческой сущности. Бог хочет и может прибывать в нём. Великий пост установлен Церковью для того, чтобы мы снова обрели Бога, снова впустили Его в наше сердце. Но чтобы это пространство вместило Бога, нам нужно освободить для Него место. Человек волен выбирать, как заполнять это пространство, и Бог ждёт от нас решения. Мы должны очистить от грехов наше сердце. Дай Бог, чтобы в освобождении от грехов, пристрастий, мы стяжали внутреннее сокровище, чтобы Бог пребывал с нами и в нас.
Аминь!
14 марта 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В преддверии Великого поста Церковь напоминает нам о событие, произошедшем в начале человеческой истории – о грехопадении и изгнании прародителей из рая. После запричастного стиха мы слышали песнопение, в котором Адам с плачем вспоминает о потерянном рае, о том, как хорошо и радостно было находиться в непосредственном общении с Богом. Всего этого он лишился. Жизнь человека с тех пор изменилась. Но в подсознании каждого сохранилось воспоминание о рае, как о самом прекрасном месте для человека.
Жизнь первых людей сложилась по-разному. Каиниты, происшедшие от первого сына Адама и Евы, Каина, стали развивать цивилизацию, первыми изобрели металлические орудия, предметы труда, первыми изобрели музыкальные инструменты, а о рае они вообще перестали думать и вспоминать. Сифиты, произошедшие от третьего сына Адама и Евы, Сифа, сохраняли благочестие. Жила в их сердцах тоска по раю, но грех нашёл лазейку и в их сердцах. Они стали смешиваться с каинитами. Тогда воды всемирного потопа уничтожают все греховное человечество, забывшее Бога.
Святая Церковь предлагает нам это всё вспомнить, потому что через подвиг поста, через жизнь со Христом, которая для нас открыта после искупительного подвига Спасителя, мы призваны вернуться в рай. В конце жизни, после смерти тела, верующим во Христа Сына Божия открыты райские двери, и от нас зависит, войдем мы туда или нет.
Пребывание в раю означает пребывание с Богом и общение с Ним. Как прекрасна эта жизнь с Богом. Мы можем иметь об этом представление, когда мы предпринимаем какое-то христианское усилие над своей жизнью: например, когда прощаем врагов, когда искренне каемся и обещаем Богу исправить нашу жизнь, когда читаем Священное Писание, когда размышляем о Боге, когда присутствуем в храме, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Мы чувствуем, как благодать Божия входит в нашу жизнь и входит в наше сердце. И таким образом, у каждого из нас есть хоть маленькое, но представление о Божественной красоте.
В раю человек находился в общении с Богом и рай был в самом человеке. Этот рай, Царство Божие, которое внутри человека, мы должны беречь и сохранять в своем сердце. Имея Бога в своем сердце, наши предки претерпевали гонения, страдали и творили невозможное. Многие из них хоть и находились в тюрьмах, лагерях, ссылках, при этом сохраняли внутренний покой, умиротворение, но и находили силы других утешать и поддерживать. Если Царство Божие внутри человека, в его сердце, то ничто внешнее не может поколебать, не может отнять от нас этого сокровища.
«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может», — говорил один философ. В сердце человека вмещается Бог, Который больше всей вселенной, Который больше космоса, но Он вмещается в внутренней человеческой сущности. Бог хочет и может прибывать в нём. Великий пост установлен Церковью для того, чтобы мы снова обрели Бога, снова впустили Его в наше сердце. Но чтобы это пространство вместило Бога, нам нужно освободить для Него место. Человек волен выбирать, как заполнять это пространство, и Бог ждёт от нас решения. Мы должны очистить от грехов наше сердце. Дай Бог, чтобы в освобождении от грехов, пристрастий, мы стяжали внутреннее сокровище, чтобы Бог пребывал с нами и в нас.
Аминь!
14.03.2021
Предыдущая проповедь
14 марта 2021
Следующая проповедь
21 марта 2021
Все проповеди за 2021 год