Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Эти начальные привычные для нас слова, в которых мы призываем Святую Троицу и прославляем Её сегодня в день Пятидесятницы, в день праздника Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы, звучат с особым смыслом. Эту веру в Святую Троицу, Отца, Сына и Святаго Духа, мы сегодня вновь и вновь будем исповедовать во время Божественной литургии, особенно при общем пении Символа веры, который раскрывает нам догматическое учение о лицах Святой Троицы.
Сегодня в апостольском и евангельском чтении всё внимание наше приковано к событию Апостольской Церкви, когда Господь ниспослал на святых своих учеников и апостолов Святаго и Животворящего Духа Утешителя. Пребывая вместе единодушно в день Пятидесятницы в церкви в Сионской горнице и исполняя тем самым заповедь Воскресшего Христа, внезапно они услышали шум как бы от сильного ветра, и весь дом этот наполнился дыханием Духа Святого. Они увидели спускающиеся с неба огненные языки пламени, в которых видимым образом на них снизошёл Святой Дух. И они стали говорить на разных языках и наречиях, никогда не видя того или иного алфавита, не зная букв того или иного языка.
Они никогда не учились этому, не составляли текстов, не знали грамматики — это было уникальное и единственное в истории рода человеческого всеобъемлющее и общее для всех действие Святого Духа, когда апостолы получили дар языков, который был необходим им для проповеди Евангелия по всему миру. И они, выйдя из этой горницы, незамедлительно стали проповедовать Евангелие, рассказывать о событиях жизни Христа, о том, что Он воскрес из мертвых, и они, получив Духа, свидетельствуют об этом иудеям, пришедшим в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Таким даром говорения на языках они изумили всех иудеев, и те посчитали их напившимися вина. Но апостол Пётр, видя эту смущение, благовествовал об этом чуде сошествия Святого Духа, и проповедью своею обратил несколько тысяч людей, уверовавших во Христа Спасителя. И вот с момента Пятидесятницы, когда родилась Церковь Христова в лице апостолов и в лице всех первых христиан, уверовавших во Христа, Дух Святой пребывает неотлучно в Святой Апостольской Соборной Церкви, к Которой мы с вами принадлежим по неизреченному милосердию Божьему.
Сегодня мы вместе со всей Церковью молимся о том, чтобы и в нашу жизнь, в наше человеческое естество сошёл Святой Дух, и мы были причастны Самому Богу, потому что это жизненно необходимо. Святой Дух является Источником жизни, Он одухотворяет всё творение, Он преисполняет радостью, Он утешает сердце человека, укрепляет и направляет нас к жизни Небесной. Священное Писание нам говорит о том, что «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), то есть приобщение Святому Духу — это обязательнейший критерий христианской жизни. Мы должны стараться с вами приобрести Святого Духа и стяжать его благодатные плоды в нашей жизни. Преподобный Серафим Саровский так и говорил, что стяжание Святого Духа является смыслом нашей жизни, это самая сокровенная, самая глубинная жизнь христианина, неведомая для стороннего мира. В Священном Писании сказано о таинственном действии Святого Духа, «которого мир не может принять, потому что не видит Его, не знает Его» (Ин. 14:17).
Какое ещё преображающее действие проявилось в апостолах? Они стали проповедовать язычникам (людям, не принадлежащим иудейской традиции). Конечно, больше всего преуспел в проповеди язычникам апостол Павел, но и другие апостолы, разойдясь по всему миру, проповедовали всем встречающимся им людям в тех странах, куда Дух Святой послал проповедовать их Слово Божие. Такое стремление апостолов к язычникам было обусловлено тем, что иудеи продолжали жить закрыто и обособленно от всего мира. Они, приняв Богооткровенный Закон и являясь богоизбранным народом, они никуда и ни к кому не стремились, не сообщались с другими народами. И вдруг апостолы, получив дар Святого Духа, пошли ко всем людям, памятуя слова, которые потом скажет апостол Павел, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского, но всяческий во всех Христос (см. Кол. 3:11).
Дорогие братья и сестры, и для нас критерием присутствия Святого Духа в нас является то, как мы относимся к людям других мировоззрений, национальностей и конфессий. Всех ли мы любим одинаково или кого-то презираем и гнушаемся? Одинаково ли мы всех любим без различия цвета кожи, национальности и вероисповедания? Преподобный Силуан Афонский говорил о том, что ещё одним признаком Святого Духа в человеке является способность человека молиться за своих врагов. Если молишься, значит твоё сердце открыто для вхождения Святого Духа.
Апостол Павел в одном из своих посланий перечисляет признаки плодов Святого Духа. Он говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:22-24). Поэтому верный признак и путь ко стяжанию Святого Духа состоит в умерщвлении своих плотских желаний и наклонностей. Так же сказано было ещё до Потопа, когда люди погрязли в страстях и пороках — «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт. 5:3), то есть плотскими стали помышления человека, ничего святого, ничего возвышенного и ничего небесного не было в допотопном человечестве.
Какой же смысл для нас, что даёт нам эта причастность к Святому Духу? Как можно прочувствовать или понять эту благодать и силу Божию? Мы знаем, что в полноте благодать Святого Духа проявилась в жизни святых. Их человеческое естество, их жизнь, пронизанная Святым Духом, совсем отличается от нашей. Многие из вас имели опыт общения и встреч со святыми людьми и известными старцами. С архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), с отцом Николаем Гурьяновым, с другими духовниками, другими почитаемыми священнослужителями, святость которых очевидна для всех, кто встречался с ними лично. Можно было видеть, как светились их лица, исполненные любовью.
Каждый из нас имеет хоть небольшой опыт причастности к Святому Духу. Дары Духа святаго как залог даются нам в Таинстве крещения и миропомазания. Мы приобретаем этот опыт, когда превозмогаем себя, когда попираем свою гордыню, например, прощая своих врагов. Мы также обретаем благодать Божию после искренней исповеди, в которой мы подлинно осуждаем свои грехи и преступления против заповедей Божиих. Наконец, Господь даёт почувствовать эту благодать Духа Святого после причащения Святых Христовых Таин.
Вынужденно отсутствуя в храме в период опасности для жизни, в период пандемии, многие из вас с такой радостью возвращались в свой родной приход, с такой жаждой стремились вернуться в материнские объятия Церкви Христовой. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы это стремление к стяжанию благодати Святого Духа всегда присутствовало в нашей с вами жизни.
В Евангелии от Иоанна говорится: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). Дай Бог, чтобы в этом стремлении насытить свою душу проявлялось наше усердие к стяжанию благодати, чтобы мы спешили в храмы Божии, чтобы мы участвовали в Таинствах Церкви Христовой, чтобы наше рвение преодолевало косность и греховность нашей с вами человеческой природы, которая склонна ко греху. Дай Бог, чтобы каждый из нас всегда, особенно в этот день благословенной Святой Пятидесятницы, преисполнился радости и благодати Святого Духа. Аминь.
7 июня 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Эти начальные привычные для нас слова, в которых мы призываем Святую Троицу и прославляем Её сегодня в день Пятидесятницы, в день праздника Святой Единосущной Животворящей и Нераздельной Троицы, звучат с особым смыслом. Эту веру в Святую Троицу, Отца, Сына и Святаго Духа, мы сегодня вновь и вновь будем исповедовать во время Божественной литургии, особенно при общем пении Символа веры, который раскрывает нам догматическое учение о лицах Святой Троицы.
Сегодня в апостольском и евангельском чтении всё внимание наше приковано к событию Апостольской Церкви, когда Господь ниспослал на святых своих учеников и апостолов Святаго и Животворящего Духа Утешителя. Пребывая вместе единодушно в день Пятидесятницы в церкви в Сионской горнице и исполняя тем самым заповедь Воскресшего Христа, внезапно они услышали шум как бы от сильного ветра, и весь дом этот наполнился дыханием Духа Святого. Они увидели спускающиеся с неба огненные языки пламени, в которых видимым образом на них снизошёл Святой Дух. И они стали говорить на разных языках и наречиях, никогда не видя того или иного алфавита, не зная букв того или иного языка.
Они никогда не учились этому, не составляли текстов, не знали грамматики — это было уникальное и единственное в истории рода человеческого всеобъемлющее и общее для всех действие Святого Духа, когда апостолы получили дар языков, который был необходим им для проповеди Евангелия по всему миру. И они, выйдя из этой горницы, незамедлительно стали проповедовать Евангелие, рассказывать о событиях жизни Христа, о том, что Он воскрес из мертвых, и они, получив Духа, свидетельствуют об этом иудеям, пришедшим в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Таким даром говорения на языках они изумили всех иудеев, и те посчитали их напившимися вина. Но апостол Пётр, видя эту смущение, благовествовал об этом чуде сошествия Святого Духа, и проповедью своею обратил несколько тысяч людей, уверовавших во Христа Спасителя. И вот с момента Пятидесятницы, когда родилась Церковь Христова в лице апостолов и в лице всех первых христиан, уверовавших во Христа, Дух Святой пребывает неотлучно в Святой Апостольской Соборной Церкви, к Которой мы с вами принадлежим по неизреченному милосердию Божьему.
Сегодня мы вместе со всей Церковью молимся о том, чтобы и в нашу жизнь, в наше человеческое естество сошёл Святой Дух, и мы были причастны Самому Богу, потому что это жизненно необходимо. Святой Дух является Источником жизни, Он одухотворяет всё творение, Он преисполняет радостью, Он утешает сердце человека, укрепляет и направляет нас к жизни Небесной. Священное Писание нам говорит о том, что «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), то есть приобщение Святому Духу — это обязательнейший критерий христианской жизни. Мы должны стараться с вами приобрести Святого Духа и стяжать его благодатные плоды в нашей жизни. Преподобный Серафим Саровский так и говорил, что стяжание Святого Духа является смыслом нашей жизни, это самая сокровенная, самая глубинная жизнь христианина, неведомая для стороннего мира. В Священном Писании сказано о таинственном действии Святого Духа, «которого мир не может принять, потому что не видит Его, не знает Его» (Ин. 14:17).
Какое ещё преображающее действие проявилось в апостолах? Они стали проповедовать язычникам (людям, не принадлежащим иудейской традиции). Конечно, больше всего преуспел в проповеди язычникам апостол Павел, но и другие апостолы, разойдясь по всему миру, проповедовали всем встречающимся им людям в тех странах, куда Дух Святой послал проповедовать их Слово Божие. Такое стремление апостолов к язычникам было обусловлено тем, что иудеи продолжали жить закрыто и обособленно от всего мира. Они, приняв Богооткровенный Закон и являясь богоизбранным народом, они никуда и ни к кому не стремились, не сообщались с другими народами. И вдруг апостолы, получив дар Святого Духа, пошли ко всем людям, памятуя слова, которые потом скажет апостол Павел, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского, но всяческий во всех Христос (см. Кол. 3:11).
Дорогие братья и сестры, и для нас критерием присутствия Святого Духа в нас является то, как мы относимся к людям других мировоззрений, национальностей и конфессий. Всех ли мы любим одинаково или кого-то презираем и гнушаемся? Одинаково ли мы всех любим без различия цвета кожи, национальности и вероисповедания? Преподобный Силуан Афонский говорил о том, что ещё одним признаком Святого Духа в человеке является способность человека молиться за своих врагов. Если молишься, значит твоё сердце открыто для вхождения Святого Духа.
Апостол Павел в одном из своих посланий перечисляет признаки плодов Святого Духа. Он говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:22-24). Поэтому верный признак и путь ко стяжанию Святого Духа состоит в умерщвлении своих плотских желаний и наклонностей. Так же сказано было ещё до Потопа, когда люди погрязли в страстях и пороках — «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» (Быт. 5:3), то есть плотскими стали помышления человека, ничего святого, ничего возвышенного и ничего небесного не было в допотопном человечестве.
Какой же смысл для нас, что даёт нам эта причастность к Святому Духу? Как можно прочувствовать или понять эту благодать и силу Божию? Мы знаем, что в полноте благодать Святого Духа проявилась в жизни святых. Их человеческое естество, их жизнь, пронизанная Святым Духом, совсем отличается от нашей. Многие из вас имели опыт общения и встреч со святыми людьми и известными старцами. С архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), с отцом Николаем Гурьяновым, с другими духовниками, другими почитаемыми священнослужителями, святость которых очевидна для всех, кто встречался с ними лично. Можно было видеть, как светились их лица, исполненные любовью.
Каждый из нас имеет хоть небольшой опыт причастности к Святому Духу. Дары Духа святаго как залог даются нам в Таинстве крещения и миропомазания. Мы приобретаем этот опыт, когда превозмогаем себя, когда попираем свою гордыню, например, прощая своих врагов. Мы также обретаем благодать Божию после искренней исповеди, в которой мы подлинно осуждаем свои грехи и преступления против заповедей Божиих. Наконец, Господь даёт почувствовать эту благодать Духа Святого после причащения Святых Христовых Таин.
Вынужденно отсутствуя в храме в период опасности для жизни, в период пандемии, многие из вас с такой радостью возвращались в свой родной приход, с такой жаждой стремились вернуться в материнские объятия Церкви Христовой. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы это стремление к стяжанию благодати Святого Духа всегда присутствовало в нашей с вами жизни.
В Евангелии от Иоанна говорится: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). Дай Бог, чтобы в этом стремлении насытить свою душу проявлялось наше усердие к стяжанию благодати, чтобы мы спешили в храмы Божии, чтобы мы участвовали в Таинствах Церкви Христовой, чтобы наше рвение преодолевало косность и греховность нашей с вами человеческой природы, которая склонна ко греху. Дай Бог, чтобы каждый из нас всегда, особенно в этот день благословенной Святой Пятидесятницы, преисполнился радости и благодати Святого Духа. Аминь.
07.06.2020
Предыдущая проповедь
31 мая 2020
Следующая проповедь
5 июля 2020
Все проповеди за 2020 год