Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, 5-е воскресенье Великого поста посвящено прославлению преподобной матери нашей Марии Египетской. Необыкновенной была её жизнь, а её подвиг так важен для каждого христианина, что Святая Церковь вспоминает эту святую на протяжении всей недели.
В чём Церковь видит её заслуги? В первую очередь это, конечно, необыкновенная сила покаяния преподобной Марии. Это покаяние было не кратковременным актом раскаяния, это было не этапом и не пределом, переступив через который, начинается «новая» жизнь, а это покаяние само по себе было её жизнью, которое длилось в течение 47-ми лет, когда она подвизалась в иорданской пустыне. Кто был в тех краях, тот может представить себе, как многотрудна была жизнь преподобной Марии: голые пески, дикие звери, дневной зной, холодные ночи, где негде скрыться ни от палящего зноя, ни спрятаться от холода. Преподобная Мария жила в этих нечеловеческих условиях 47 лет, при чем 17 лет, ровно по числу лет, в которые она предавалась греху, она провела в непрестанном борении с греховными помыслами. Эта борьба была страшная. Бесы напоминали ей прежнюю жизнь в Александрии, разжигали в её естестве похоти, и, когда эта духовная брань достигала апогея, она ложилась на раскалённый песок и взывала к Поручительнице своего спасения, к Пресвятой Богородице, прося Её заступления, всесильной помощи и ходатайства перед Богом о преодолении страстей, которые раздирали её. Взирая на подвиг преподобной, мы видим, как страшны грехи и какие бывают страшные последствия, дающие о себе знать и всплывающие в сознании в течение всей жизни. Эти грехи порой ранят душу, они терзают нас, и от них трудно исцелиться.
В жизни преподобной Марии есть моменты, которые мы можем взять на вооружение себе и укрепить свою собственную веру. В XXI веке стало модны и популярны такие высказывания: «Я верю в Бога, но мне не нужна ваша Церковь, я с Богом имею прямые отношения, я привык обращаться к Нему напрямую, а Церковь не нужна, это всё выдумки и бизнес». Мы знаем, что перед подвигам преподобная Мария сподобилась причаститься Святых Христовых Таин в монастыре Иоанна Крестителя у Иордана. Если бы не было причастия, этого обращения в Церковь, мы не знаем, как бы она решилась на изменение жизни. И, проведя 47 лет в пустыне, она же опять ищет причащения Святых Христовых Таин, а у нее, в отличие от сегодняшних профанов и всезнаек, действительно, был богатый личный опыт общения с Богом.
Мы помним, что старец Зосима пришел в пустыню для того, чтобы смирить свой помысл, – а есть ли еще подвижники такие, как я, которые достигли определённых высот христианской жизни? Для смирения горделивого ума он и был послан Богом, чтобы увидеть образец святости и чистоты в лице преподобной Марии. Но главная цель его прихода в пустыню – это причащение преподобной Святых Христовых Таин. Именно об одном этом она его и просит. Анализируя всё это, можно заключить, что через Церковь происходит спасение преподобной Марии, учитывая её личный подвиг. Хоть она и была в пустыне, но она была в Церкви, она была крещена, она причащалась, она почитала иерархию (вспомните, как она с почтением относилась к Зосиме, который был в священном сане, прося у него благословения).
Преподобная достигла такой высоты святости, что при молитве поднималась от земли, она читала мысли Зосимы и знала будущее. Когда он ужаснулся, говоря в себе: «Не дух ли я вижу, может бес в образе этой женщины», — она останавливает его мысли и говорит: «Я – грешная женщина». Преподобной Марии Бог открывал многое: она знала, как живут монахи в том монастыре, откуда пришёл Зосима, и передавала игумену наставления, чтобы он строже относился к братии. Она проходила Иордан, как по суше. Несмотря на все ее достижения и добродетели, она просит Святого Причастия. Она смиренно прибегает к Церкви, которая является подательницей Таинства Тела и Крови Христовых, и понимает, что без этого невозможно спасения. Церковь нужна для того, чтобы мы причащались Святых Христовых Таин. И второй аспект этой же самой мысли мы видим в том, что преподобная Мария вместе с паломниками, которых она ввергала в грехи, приходит в Храм ко гробу Господню и не может войти. Вот поворотный момент её покаяния, она не могла войти в храм и поэтому сразу пробудилась совесть её и в храме началось её покаяние. Только Церковь может преобразить жизнь человека, а вне её ты останешься таким, как ты был.
Взирая на подвиг преподобной Марии Египетской, будем дорожить этой возможностью быть в Церкви Христовой, дорожить возможностью и счастьем беспрепятственно приходить в храм. Нас, великих грешников, может быть и не менее грешных, чем преподобная Мария в первый период жизни своей, Господь допускает. Мы даже привыкаем к этому беспрепятственному приходу в храм, входим без благоговения, без страха Божиего. Дай Бог, чтобы мы задумались о своей христианской жизни, чтобы мы старались принести Богу настоящее покаяние. Церковь вспоминает жизнь преподобной Марии для того, чтобы в оставшиеся две недели перед Пасхой, как последний шанс принесли мы Богу искупление, которое состоит в изменении ума, в изменении жизни, в перемене, молитвами преподобной Марии Египетской.
Аминь.
18 апреля 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, 5-е воскресенье Великого поста посвящено прославлению преподобной матери нашей Марии Египетской. Необыкновенной была её жизнь, а её подвиг так важен для каждого христианина, что Святая Церковь вспоминает эту святую на протяжении всей недели.
В чём Церковь видит её заслуги? В первую очередь это, конечно, необыкновенная сила покаяния преподобной Марии. Это покаяние было не кратковременным актом раскаяния, это было не этапом и не пределом, переступив через который, начинается «новая» жизнь, а это покаяние само по себе было её жизнью, которое длилось в течение 47-ми лет, когда она подвизалась в иорданской пустыне. Кто был в тех краях, тот может представить себе, как многотрудна была жизнь преподобной Марии: голые пески, дикие звери, дневной зной, холодные ночи, где негде скрыться ни от палящего зноя, ни спрятаться от холода. Преподобная Мария жила в этих нечеловеческих условиях 47 лет, при чем 17 лет, ровно по числу лет, в которые она предавалась греху, она провела в непрестанном борении с греховными помыслами. Эта борьба была страшная. Бесы напоминали ей прежнюю жизнь в Александрии, разжигали в её естестве похоти, и, когда эта духовная брань достигала апогея, она ложилась на раскалённый песок и взывала к Поручительнице своего спасения, к Пресвятой Богородице, прося Её заступления, всесильной помощи и ходатайства перед Богом о преодолении страстей, которые раздирали её. Взирая на подвиг преподобной, мы видим, как страшны грехи и какие бывают страшные последствия, дающие о себе знать и всплывающие в сознании в течение всей жизни. Эти грехи порой ранят душу, они терзают нас, и от них трудно исцелиться.
В жизни преподобной Марии есть моменты, которые мы можем взять на вооружение себе и укрепить свою собственную веру. В XXI веке стало модны и популярны такие высказывания: «Я верю в Бога, но мне не нужна ваша Церковь, я с Богом имею прямые отношения, я привык обращаться к Нему напрямую, а Церковь не нужна, это всё выдумки и бизнес». Мы знаем, что перед подвигам преподобная Мария сподобилась причаститься Святых Христовых Таин в монастыре Иоанна Крестителя у Иордана. Если бы не было причастия, этого обращения в Церковь, мы не знаем, как бы она решилась на изменение жизни. И, проведя 47 лет в пустыне, она же опять ищет причащения Святых Христовых Таин, а у нее, в отличие от сегодняшних профанов и всезнаек, действительно, был богатый личный опыт общения с Богом.
Мы помним, что старец Зосима пришел в пустыню для того, чтобы смирить свой помысл, – а есть ли еще подвижники такие, как я, которые достигли определённых высот христианской жизни? Для смирения горделивого ума он и был послан Богом, чтобы увидеть образец святости и чистоты в лице преподобной Марии. Но главная цель его прихода в пустыню – это причащение преподобной Святых Христовых Таин. Именно об одном этом она его и просит. Анализируя всё это, можно заключить, что через Церковь происходит спасение преподобной Марии, учитывая её личный подвиг. Хоть она и была в пустыне, но она была в Церкви, она была крещена, она причащалась, она почитала иерархию (вспомните, как она с почтением относилась к Зосиме, который был в священном сане, прося у него благословения).
Преподобная достигла такой высоты святости, что при молитве поднималась от земли, она читала мысли Зосимы и знала будущее. Когда он ужаснулся, говоря в себе: «Не дух ли я вижу, может бес в образе этой женщины», — она останавливает его мысли и говорит: «Я – грешная женщина». Преподобной Марии Бог открывал многое: она знала, как живут монахи в том монастыре, откуда пришёл Зосима, и передавала игумену наставления, чтобы он строже относился к братии. Она проходила Иордан, как по суше. Несмотря на все ее достижения и добродетели, она просит Святого Причастия. Она смиренно прибегает к Церкви, которая является подательницей Таинства Тела и Крови Христовых, и понимает, что без этого невозможно спасения. Церковь нужна для того, чтобы мы причащались Святых Христовых Таин. И второй аспект этой же самой мысли мы видим в том, что преподобная Мария вместе с паломниками, которых она ввергала в грехи, приходит в Храм ко гробу Господню и не может войти. Вот поворотный момент её покаяния, она не могла войти в храм и поэтому сразу пробудилась совесть её и в храме началось её покаяние. Только Церковь может преобразить жизнь человека, а вне её ты останешься таким, как ты был.
Взирая на подвиг преподобной Марии Египетской, будем дорожить этой возможностью быть в Церкви Христовой, дорожить возможностью и счастьем беспрепятственно приходить в храм. Нас, великих грешников, может быть и не менее грешных, чем преподобная Мария в первый период жизни своей, Господь допускает. Мы даже привыкаем к этому беспрепятственному приходу в храм, входим без благоговения, без страха Божиего. Дай Бог, чтобы мы задумались о своей христианской жизни, чтобы мы старались принести Богу настоящее покаяние. Церковь вспоминает жизнь преподобной Марии для того, чтобы в оставшиеся две недели перед Пасхой, как последний шанс принесли мы Богу искупление, которое состоит в изменении ума, в изменении жизни, в перемене, молитвами преподобной Марии Египетской.
Аминь.
18.04.2021
Предыдущая проповедь
7 апреля 2021
Следующая проповедь
2 мая 2021
Все проповеди за 2021 год