Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня воскресенье перед праздником Рождества Христова. В богослужебном уставе оно называется «неделя перед Рождеством Христовым». Уже всё больше звучит на богослужении рождественских текстов и песнопений, и сегодня Евангелие заканчивалось уже непосредственно повествованием о рождении Богомладенца Иисуса в Вифлееме. А начиналось это Евангелие перечислением длинного списка имён из родословной Иисуса Христа. Евангелист Матфей излагает эту родословную Христа от Авраама до Иосифа, мужа Марии, от которой родился Христос. Другой евангелист Лука, который писал в отличие от Матфея не для евреев, а для язычников, приходящих в Церковь, наоборот, начинает родословную не в традиции иудейской, а от Богоматери, от Девы Марии по восходящей линии и доводит эту родословную до Божественного начала, до Божественной природы в личности Христа: «Христос … был Сын Иосифов, … Сифов, Адамов, Божий» (Лк 3:23-38). Поэтому этот акцент евангелиста Луки, который говорит о том, что Бог родился, пришёл в этот мир и принял человеческую плоть — важное догматическое уточнение, которое является основой нашей верой в Иисуса Христа, Богочеловека, пришедшего в мир. Что касается родословной евангелиста Матфея, мы, к сожалению, констатируем свою глубокую непросвещённость в знании Ветхого Завета, потому что большая часть имён для нас совершенно неизвестна. Нам ещё предстоит в жизни восполнить очень много пробелов нашего незнания, безразличного отношения к Священному Писанию.
5508 лет от Адама до Рождества Христова. Все эти люди, имена которых мы слышали, и заполняют эти тысячелетия. Как это возможно? Дело в том, что ветхозаветные праведники жили по несколько сот лет. Адам жил 930 лет, некие ветхозаветные праведники ещё больше, а потом продолжительность жизни стала уменьшаться, потому что люди стали утрачивать благодать, а жизненная энергия, источником которой является Бог, стала оскудевать в людях. Поэтому пророк и псалмопевец Давид с грустью констатировал о тех малых годах, которые нам суждено прожить на земле: дни лет наших, 60, 70 лет, а если в силах 80 лет и большая часть их скорби и болезни (см. Пс 89:10).
Дорогие братья и сестры, чем же примечательна эта родословная? Она содержит имена великих праведников Ветхого Завета. Начинается родословная с Авраама, который называется «отцом верующих» иудеев и вообще всех верующих людей в Бога. Если иудеи считают Авраама отцом «по плоти», то все мы верующие во Христа считаем его «по духу» нашим отцом и примером подлинной веры. Неслучайно апостол Матфей начинает родословную именно от праотца Авраама, а он не был первым жителем на земле. Его вера состояла в том, что он для Бога не пожалел собственного единственного сына, которого родил в старости. Получив обетование Божие пойти на гору Мориа, чтобы там принести в жертву сына, он не усомнился, хоть он не понимал зачем это нужно, как это произойдёт и что получится из этого. Но, как говорил апостол Павел в сегодняшнем послании, он имел такую веру в Бога, что Бог силен будет из мёртвых воскресить его сына (см. Рим. 5:20-24). Авраам сделался прообразом необыкновенной веры и любви к Богу, что проявил в своей Личности Христос, Сын Божий, пришедший в мир ради нашего спасения и пострадавший на кресте, Которого послал Отец для спасения рода человеческого.
Родословная содержит имена не только иудеев, но и чужестранцев, имена грешников и грешниц, и это очень интересно. В родословной упоминалось имя праотца Иуды, который родил Фареса и Зару от Фамары. Фамарь – это жена Ира, сына Иуды, которую он отказался выдать повторно замуж за третьего сына своего, а по закону если умирал муж, то жена выходила замуж за родного брата этого мужа и так пока все братья будут живы (ребёнок, родившийся, например, от брата покойного мужа, считался ребёнком усопшего брата, а не родившего его отца). Когда Иуда увидел, что два сына его умерли, он отказался выдавать третьего и хотел выгнать невестку Фамарь, что было беззаконно. А Фамарь оделась в одежду блудницы, точнее, разделась, села у ворот своего свёкра и была приглашена в его дом. Она зачала от него Фареса и Зару. Так Фамарь вошла в родословную Христа.
Дальше в родословной мы встречаем блудницу Раав – женщину, жившую в городе Иерихоне, который должны были взять иудеи на пути к Земле Обетованной. Город был сильно укреплён, и Моисей послал соглядатаев, чтобы они, войдя в город под видом чужестранцев, посмотрели его укрепления, насколько сильны его воины. Жители заметили, что с умыслом пришли эти иностранцы и что-то они высматривают, поэтому захотели их схватить и казнить. Раав, жившая в крепостной стене Иерихона, спрятала их под своими корзинами и затем ночью спустила по верёвке по крепостной стене, сохранив их жизни. Затем она вышла замуж за одного из израильтян, и она тоже вошла в родословную.
Далее упоминается имя славного царя иудеев Давида. Он родил Соломона от Версавии, бывшей жены Урии, а Урия был намеренно послан Давидом в те места сражений, где неминуемо ждала его смерть. Таким образом, Давид сделался виновным в двух грехах – блудодеянии и убийстве, и об этом упоминается в родословной.
Упоминается и чужестранка Руфь, она была моавитянкой из племени, которое завоевали израильтяне на пути к Земле Обетованной. Но она после смерти мужа вместе со свекровью вернулась в Иудею и стала считать народ свекрови своим народом, и за эту любовь к свекрови как к родной матери она тоже вошла в родословную Христа.
Дорогие братья и сестры, эти примеры, вошедшие в родословную Христа, вселяют в сердце наше утешение, дают радость и надежду, что Бог, пришедший в мир, не гнушается каждого грешника, лишь бы было покаяние, лишь бы было в человеке стремление к Богу и желание жить со Спасителем. Эта родословная показывает, что Христос вошёл в историю рода человеческого, «ворвался» в общечеловеческую семью не случайно. Его рождение было подготовлено многими поколениями людей, которые своей верой, своими добрыми делами ткали эту плоть Христа до тех пор, пока она не сформировалась в чистейшей жизни и ангельской чистоты Пресвятой Девы Марии.
Заканчивается эта родословная уже напоминанием нам о событии рождения Христа от Богородицы. И вот этим напоминанием о самом празднике Церковь готовит нас ко встрече Христа, рождающегося в Вифлееме. Церковь говорит о том, что это произошло не случайно, а ради нашего спасения. Дай Бог, чтобы мы в этом пришествии Христа почувствовали неизреченную любовь Бога к нам, потому что только этой любовью было обусловлено снисхождение в наш грешный мир, чтобы мы снова были с Богом, чтобы для нас была открыта вечность, чтобы в жизни мы чувствовали присутствие Божие и соединялись с Ним через Его Церковь в Таинстве Святой Евхаристии и становились через это подобным Ему.
Дай Бог чтобы не бесплодным было для нас в этом году празднование этого великого события – пришествия Бога в наш мир, чтобы мы чувствовали, что лично для каждого из нас приходит Спаситель, чтобы изменить нашу жизнь и помочь преодолеть грех, который уводит нас от Бога, потому что подлинное счастье и радость для человека только в жизни с Богом. Без Бога нет жизни, без Бога пустота, без Бога духовная смерть, в отрыве от Бога жизнь лишена всякого смысла. Дай Бог нам личной сопричастности Христу в нашей жизни для нашего с вами спасения.
Аминь.
3 января 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня воскресенье перед праздником Рождества Христова. В богослужебном уставе оно называется «неделя перед Рождеством Христовым». Уже всё больше звучит на богослужении рождественских текстов и песнопений, и сегодня Евангелие заканчивалось уже непосредственно повествованием о рождении Богомладенца Иисуса в Вифлееме. А начиналось это Евангелие перечислением длинного списка имён из родословной Иисуса Христа. Евангелист Матфей излагает эту родословную Христа от Авраама до Иосифа, мужа Марии, от которой родился Христос. Другой евангелист Лука, который писал в отличие от Матфея не для евреев, а для язычников, приходящих в Церковь, наоборот, начинает родословную не в традиции иудейской, а от Богоматери, от Девы Марии по восходящей линии и доводит эту родословную до Божественного начала, до Божественной природы в личности Христа: «Христос … был Сын Иосифов, … Сифов, Адамов, Божий» (Лк 3:23-38). Поэтому этот акцент евангелиста Луки, который говорит о том, что Бог родился, пришёл в этот мир и принял человеческую плоть — важное догматическое уточнение, которое является основой нашей верой в Иисуса Христа, Богочеловека, пришедшего в мир. Что касается родословной евангелиста Матфея, мы, к сожалению, констатируем свою глубокую непросвещённость в знании Ветхого Завета, потому что большая часть имён для нас совершенно неизвестна. Нам ещё предстоит в жизни восполнить очень много пробелов нашего незнания, безразличного отношения к Священному Писанию.
5508 лет от Адама до Рождества Христова. Все эти люди, имена которых мы слышали, и заполняют эти тысячелетия. Как это возможно? Дело в том, что ветхозаветные праведники жили по несколько сот лет. Адам жил 930 лет, некие ветхозаветные праведники ещё больше, а потом продолжительность жизни стала уменьшаться, потому что люди стали утрачивать благодать, а жизненная энергия, источником которой является Бог, стала оскудевать в людях. Поэтому пророк и псалмопевец Давид с грустью констатировал о тех малых годах, которые нам суждено прожить на земле: дни лет наших, 60, 70 лет, а если в силах 80 лет и большая часть их скорби и болезни (см. Пс 89:10).
Дорогие братья и сестры, чем же примечательна эта родословная? Она содержит имена великих праведников Ветхого Завета. Начинается родословная с Авраама, который называется «отцом верующих» иудеев и вообще всех верующих людей в Бога. Если иудеи считают Авраама отцом «по плоти», то все мы верующие во Христа считаем его «по духу» нашим отцом и примером подлинной веры. Неслучайно апостол Матфей начинает родословную именно от праотца Авраама, а он не был первым жителем на земле. Его вера состояла в том, что он для Бога не пожалел собственного единственного сына, которого родил в старости. Получив обетование Божие пойти на гору Мориа, чтобы там принести в жертву сына, он не усомнился, хоть он не понимал зачем это нужно, как это произойдёт и что получится из этого. Но, как говорил апостол Павел в сегодняшнем послании, он имел такую веру в Бога, что Бог силен будет из мёртвых воскресить его сына (см. Рим. 5:20-24). Авраам сделался прообразом необыкновенной веры и любви к Богу, что проявил в своей Личности Христос, Сын Божий, пришедший в мир ради нашего спасения и пострадавший на кресте, Которого послал Отец для спасения рода человеческого.
Родословная содержит имена не только иудеев, но и чужестранцев, имена грешников и грешниц, и это очень интересно. В родословной упоминалось имя праотца Иуды, который родил Фареса и Зару от Фамары. Фамарь – это жена Ира, сына Иуды, которую он отказался выдать повторно замуж за третьего сына своего, а по закону если умирал муж, то жена выходила замуж за родного брата этого мужа и так пока все братья будут живы (ребёнок, родившийся, например, от брата покойного мужа, считался ребёнком усопшего брата, а не родившего его отца). Когда Иуда увидел, что два сына его умерли, он отказался выдавать третьего и хотел выгнать невестку Фамарь, что было беззаконно. А Фамарь оделась в одежду блудницы, точнее, разделась, села у ворот своего свёкра и была приглашена в его дом. Она зачала от него Фареса и Зару. Так Фамарь вошла в родословную Христа.
Дальше в родословной мы встречаем блудницу Раав – женщину, жившую в городе Иерихоне, который должны были взять иудеи на пути к Земле Обетованной. Город был сильно укреплён, и Моисей послал соглядатаев, чтобы они, войдя в город под видом чужестранцев, посмотрели его укрепления, насколько сильны его воины. Жители заметили, что с умыслом пришли эти иностранцы и что-то они высматривают, поэтому захотели их схватить и казнить. Раав, жившая в крепостной стене Иерихона, спрятала их под своими корзинами и затем ночью спустила по верёвке по крепостной стене, сохранив их жизни. Затем она вышла замуж за одного из израильтян, и она тоже вошла в родословную.
Далее упоминается имя славного царя иудеев Давида. Он родил Соломона от Версавии, бывшей жены Урии, а Урия был намеренно послан Давидом в те места сражений, где неминуемо ждала его смерть. Таким образом, Давид сделался виновным в двух грехах – блудодеянии и убийстве, и об этом упоминается в родословной.
Упоминается и чужестранка Руфь, она была моавитянкой из племени, которое завоевали израильтяне на пути к Земле Обетованной. Но она после смерти мужа вместе со свекровью вернулась в Иудею и стала считать народ свекрови своим народом, и за эту любовь к свекрови как к родной матери она тоже вошла в родословную Христа.
Дорогие братья и сестры, эти примеры, вошедшие в родословную Христа, вселяют в сердце наше утешение, дают радость и надежду, что Бог, пришедший в мир, не гнушается каждого грешника, лишь бы было покаяние, лишь бы было в человеке стремление к Богу и желание жить со Спасителем. Эта родословная показывает, что Христос вошёл в историю рода человеческого, «ворвался» в общечеловеческую семью не случайно. Его рождение было подготовлено многими поколениями людей, которые своей верой, своими добрыми делами ткали эту плоть Христа до тех пор, пока она не сформировалась в чистейшей жизни и ангельской чистоты Пресвятой Девы Марии.
Заканчивается эта родословная уже напоминанием нам о событии рождения Христа от Богородицы. И вот этим напоминанием о самом празднике Церковь готовит нас ко встрече Христа, рождающегося в Вифлееме. Церковь говорит о том, что это произошло не случайно, а ради нашего спасения. Дай Бог, чтобы мы в этом пришествии Христа почувствовали неизреченную любовь Бога к нам, потому что только этой любовью было обусловлено снисхождение в наш грешный мир, чтобы мы снова были с Богом, чтобы для нас была открыта вечность, чтобы в жизни мы чувствовали присутствие Божие и соединялись с Ним через Его Церковь в Таинстве Святой Евхаристии и становились через это подобным Ему.
Дай Бог чтобы не бесплодным было для нас в этом году празднование этого великого события – пришествия Бога в наш мир, чтобы мы чувствовали, что лично для каждого из нас приходит Спаситель, чтобы изменить нашу жизнь и помочь преодолеть грех, который уводит нас от Бога, потому что подлинное счастье и радость для человека только в жизни с Богом. Без Бога нет жизни, без Бога пустота, без Бога духовная смерть, в отрыве от Бога жизнь лишена всякого смысла. Дай Бог нам личной сопричастности Христу в нашей жизни для нашего с вами спасения.
Аминь.
03.01.2021
Предыдущая проповедь
20 декабря 2020
Следующая проповедь
6 января 2021
Все проповеди за 2021 год