Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в воскресный день мы вспоминаем пророка Божиего Илию, который жил в IX веке до Рождества Христова. То, что Церковь его прославляет, является свидетельством сохранения церковной истории, сохранения исторической памяти и жизни святых. Пророк Илия прославляется сегодня всеми православными церквами, но особая любовь присутствует к этому пророку в русском народе, именно в честь этого ветхозаветного святого освящаются многие храмы. Конечно, почитание его среди благочестивого народа объясняется тем, что люди обращались к нему в трудные годы засухи, прося ниспослания дождя на иссохшую землю. Наши предки за это особо чтили пророка Илию, что он может умолить Бога и даровать просимое.
Когда израильский народ во времена царствования Ахава и супруги его Иезавели отступил от Бога, пророк Илия не побоялся царя, сказав ему: «За твои преступления и забвение Бога не будет дождя, пока я не скажу» (см. 3 Цар. 17:1). И не было дождя в Северном царстве 3 года и 6 месяцев. Для нас, живущих в Петербурге, дождь это трагедия. Но в тех местах итак дожди крайне редки, поэтому это всегда счастье. Нечестивый царь Ахав стал совращать народ по наставлению своей жены язычницы учреждением культов Ваала и Астарты в Израиле. Это была, по сути, попытка смена государственной религии. И Господь посылает Своего пророка для борьбы с этим культом. Происходит состязание на горе Кармил Илии с 450-ти жрецами Ваала. Эти жрецы устроили жертвенник, возложили дрова, закололи жертвенное животное и стали просить Ваала, чтобы он ниспослал с неба огонь на приготовленную жертву. Но сколько бы они ни просили, сколько ни плясали, ничего не происходило. Илия даже иронизировал: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, спит, так он проснётся» (3 Цар. 18: 27). Затем наступил черед Илии. Он соорудил жертвенник из 12 камней по числу колен израилевых, положил дрова, приготовил жертву и попросил израильтян облить водой весь этот жертвенник. Далее Илия преклонил колени и молился о том, чтобы Господь явил свою силу и знамение для обращения народа своего израильского к вере в истинного Бога. И при этой краткой, но усердной и искренней молитве произошло чудо — сошёл огонь с неба и попалил не только жертву, но и дрова, и камни, и вся вода высохла от этого сильного пламени, сошедшего с неба. Вот такое знамение явил Господь по вере великого пророка.
Затем, когда весь народ раскаялся в отступлении от Бога и благодарил Его за это знамение Своего всемогущества и силы, Илия попросил народ схватить всех 450 пророков и собственноручно предал их смерти. Когда эту библейскую историю будет читать неверующий человек, он обязательно будет ошеломлен: как это так, святой человек, праведный, благословенный Богом, а казнит собственноручно 450 человек, лишая их жизни, — разве это правильно? Но ведь с преступниками-то, развратителями народа иногда иначе не расправишься. А тем более, когда есть посягательство на чистоту веры, на попрание правды Божией, когда всеобщее богоотступничество и разврат, то речь идёт не о физическом, а о ритуальном убийстве, об очищении в каком-то смысле. Надо не забывать о том, какие чудовищные культы насаждались в Израиле, ведь они предполагали человеческие жертвоприношения, смерти младенцев, разврат, кровосмешение, оргии и тд — и всё это проповедовали эти языческие жрецы, которым потворствовала Иезавель. Поэтому они были умерщвлены такой ревностью ветхозаветного пророка Илии.
Но когда Иезавель узнала о том, как Илия расправился с её слугами, она поклялась убить Илию. Спасаясь от гнева царицы, он уходит в пустыню, и тут происходит чудо — он уже изнемогает и думает, что умрёт от голода, но является ему Ангел, который кормит его, дает хлеб и воду, будит его: «Встань, ешь и пей» (3 Цар. 19:5). Илия встал, поел, снова заснул. Ангел, посланный Богом, будит его: встань, Илия, подкрепись и попей, потому что дальний путь тебе предстоит (см. 3 Цар. 19:7), даёт ему лепёшки и воду, и пророк Илия подкрепился и пошёл в путь, которым шёл 40 дней до горы Хорив. Этот путь пророка Илии, подкрепившегося пищей, очень знаменателен и символичен. Он напоминает нам наш посмертный путь, в который мы с вами после кончины своей пойдём, подкрепившись Святым Телом и испив Крови Христовой. Пойдём в течение 40 дней до того момента, когда Господь душе нашей определит то место в посмертном существовании, которое мы заслужим по милости Божией и по качеству своей жизни.
На горе Хорив он увидел явление славы Божией. Когда он погубил этих пророков вааловых, он воспылал ревностью о Боге, он укрепился в мысли о том, что Бог истинный израильский есть Бог-Судия, карающий преступления и наказывающий грешников. Затем Господь являет ему Своё присутствие. Сначала он видит и испытывает вихрь сильный и слышит голос, что не здесь Господь; землетрясение сотрясает гору Хорив – не здесь Господь; затем он слышит «глад хлада тонка» (3 Цар.19:12), веяние прохладного ветра, и в этом веянии был Бог. И вот Илия пророк сподобился явления Божия, и это явление открылось ни в огне, ни в грохоте, сотрясающем и угрожающем жизни человека, а в тихом веянии благодати Божией, в веянии тихого ветра. Бог милующий, Бог любящий нас, Который пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию, Который ожидает всех и каждого, как блудного сына, ожидает нашего обращения.
Мы знаем, что пророк Илия был живым взят на небо, но он миновал смерть лишь на определённый срок, и Церковь сохраняет нашу веру в то, что Илия ещё придёт перед вторым Славным Пришествием. Когда Христа распинали, Он молился в своей предсмертной молитве на арамейском языке: «Или, Или! Лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Люди, стоявшие у креста, думали, что Он зовёт Илию. «Посмотрим, придёт ли Илия спасти Его»? (Мф.27:49). Это означает, что среди древних израильтян сохранялась вера в то, что Илия ещё придёт.
Церковь учит, что Илия придёт во время антихриста, будет обличать беззаконие его, от рук его примет смерть, и проповедь его будет направлена на то, чтобы люди вернулись к почитанию истинного Бога и к прославлению Его.
Таким образом, этот великий пророк Илия является для нас правилом непоколебимой и бескомпромиссной веры. Его пример укрепляет нас в том, что каждый из нас может потрудиться в сохранении веры и её преумножении. Илия во время отступления всего народа противостоял 450 жрецам, которых поддерживало государство. Он один противостоял этому страшному насильственному одурманиванию народа. И он выстоял, он победил. Поэтому пусть и нас это укрепит в вере. Ведь Бог в мгновение может изменить любое каменное человеческое сердце. Поэтому дай Бог всем нам ревности, любви к Господу, чтобы мы не боялись своей веры, а брали и черпали усердие в примере необыкновенной жизни великого пророка Божия Илии, молитвами которого Господь да хранит всех нас.
Аминь.
2 августа 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в воскресный день мы вспоминаем пророка Божиего Илию, который жил в IX веке до Рождества Христова. То, что Церковь его прославляет, является свидетельством сохранения церковной истории, сохранения исторической памяти и жизни святых. Пророк Илия прославляется сегодня всеми православными церквами, но особая любовь присутствует к этому пророку в русском народе, именно в честь этого ветхозаветного святого освящаются многие храмы. Конечно, почитание его среди благочестивого народа объясняется тем, что люди обращались к нему в трудные годы засухи, прося ниспослания дождя на иссохшую землю. Наши предки за это особо чтили пророка Илию, что он может умолить Бога и даровать просимое.
Когда израильский народ во времена царствования Ахава и супруги его Иезавели отступил от Бога, пророк Илия не побоялся царя, сказав ему: «За твои преступления и забвение Бога не будет дождя, пока я не скажу» (см. 3 Цар. 17:1). И не было дождя в Северном царстве 3 года и 6 месяцев. Для нас, живущих в Петербурге, дождь это трагедия. Но в тех местах итак дожди крайне редки, поэтому это всегда счастье. Нечестивый царь Ахав стал совращать народ по наставлению своей жены язычницы учреждением культов Ваала и Астарты в Израиле. Это была, по сути, попытка смена государственной религии. И Господь посылает Своего пророка для борьбы с этим культом. Происходит состязание на горе Кармил Илии с 450-ти жрецами Ваала. Эти жрецы устроили жертвенник, возложили дрова, закололи жертвенное животное и стали просить Ваала, чтобы он ниспослал с неба огонь на приготовленную жертву. Но сколько бы они ни просили, сколько ни плясали, ничего не происходило. Илия даже иронизировал: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, спит, так он проснётся» (3 Цар. 18: 27). Затем наступил черед Илии. Он соорудил жертвенник из 12 камней по числу колен израилевых, положил дрова, приготовил жертву и попросил израильтян облить водой весь этот жертвенник. Далее Илия преклонил колени и молился о том, чтобы Господь явил свою силу и знамение для обращения народа своего израильского к вере в истинного Бога. И при этой краткой, но усердной и искренней молитве произошло чудо — сошёл огонь с неба и попалил не только жертву, но и дрова, и камни, и вся вода высохла от этого сильного пламени, сошедшего с неба. Вот такое знамение явил Господь по вере великого пророка.
Затем, когда весь народ раскаялся в отступлении от Бога и благодарил Его за это знамение Своего всемогущества и силы, Илия попросил народ схватить всех 450 пророков и собственноручно предал их смерти. Когда эту библейскую историю будет читать неверующий человек, он обязательно будет ошеломлен: как это так, святой человек, праведный, благословенный Богом, а казнит собственноручно 450 человек, лишая их жизни, — разве это правильно? Но ведь с преступниками-то, развратителями народа иногда иначе не расправишься. А тем более, когда есть посягательство на чистоту веры, на попрание правды Божией, когда всеобщее богоотступничество и разврат, то речь идёт не о физическом, а о ритуальном убийстве, об очищении в каком-то смысле. Надо не забывать о том, какие чудовищные культы насаждались в Израиле, ведь они предполагали человеческие жертвоприношения, смерти младенцев, разврат, кровосмешение, оргии и тд — и всё это проповедовали эти языческие жрецы, которым потворствовала Иезавель. Поэтому они были умерщвлены такой ревностью ветхозаветного пророка Илии.
Но когда Иезавель узнала о том, как Илия расправился с её слугами, она поклялась убить Илию. Спасаясь от гнева царицы, он уходит в пустыню, и тут происходит чудо — он уже изнемогает и думает, что умрёт от голода, но является ему Ангел, который кормит его, дает хлеб и воду, будит его: «Встань, ешь и пей» (3 Цар. 19:5). Илия встал, поел, снова заснул. Ангел, посланный Богом, будит его: встань, Илия, подкрепись и попей, потому что дальний путь тебе предстоит (см. 3 Цар. 19:7), даёт ему лепёшки и воду, и пророк Илия подкрепился и пошёл в путь, которым шёл 40 дней до горы Хорив. Этот путь пророка Илии, подкрепившегося пищей, очень знаменателен и символичен. Он напоминает нам наш посмертный путь, в который мы с вами после кончины своей пойдём, подкрепившись Святым Телом и испив Крови Христовой. Пойдём в течение 40 дней до того момента, когда Господь душе нашей определит то место в посмертном существовании, которое мы заслужим по милости Божией и по качеству своей жизни.
На горе Хорив он увидел явление славы Божией. Когда он погубил этих пророков вааловых, он воспылал ревностью о Боге, он укрепился в мысли о том, что Бог истинный израильский есть Бог-Судия, карающий преступления и наказывающий грешников. Затем Господь являет ему Своё присутствие. Сначала он видит и испытывает вихрь сильный и слышит голос, что не здесь Господь; землетрясение сотрясает гору Хорив – не здесь Господь; затем он слышит «глад хлада тонка» (3 Цар.19:12), веяние прохладного ветра, и в этом веянии был Бог. И вот Илия пророк сподобился явления Божия, и это явление открылось ни в огне, ни в грохоте, сотрясающем и угрожающем жизни человека, а в тихом веянии благодати Божией, в веянии тихого ветра. Бог милующий, Бог любящий нас, Который пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию, Который ожидает всех и каждого, как блудного сына, ожидает нашего обращения.
Мы знаем, что пророк Илия был живым взят на небо, но он миновал смерть лишь на определённый срок, и Церковь сохраняет нашу веру в то, что Илия ещё придёт перед вторым Славным Пришествием. Когда Христа распинали, Он молился в своей предсмертной молитве на арамейском языке: «Или, Или! Лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Люди, стоявшие у креста, думали, что Он зовёт Илию. «Посмотрим, придёт ли Илия спасти Его»? (Мф.27:49). Это означает, что среди древних израильтян сохранялась вера в то, что Илия ещё придёт.
Церковь учит, что Илия придёт во время антихриста, будет обличать беззаконие его, от рук его примет смерть, и проповедь его будет направлена на то, чтобы люди вернулись к почитанию истинного Бога и к прославлению Его.
Таким образом, этот великий пророк Илия является для нас правилом непоколебимой и бескомпромиссной веры. Его пример укрепляет нас в том, что каждый из нас может потрудиться в сохранении веры и её преумножении. Илия во время отступления всего народа противостоял 450 жрецам, которых поддерживало государство. Он один противостоял этому страшному насильственному одурманиванию народа. И он выстоял, он победил. Поэтому пусть и нас это укрепит в вере. Ведь Бог в мгновение может изменить любое каменное человеческое сердце. Поэтому дай Бог всем нам ревности, любви к Господу, чтобы мы не боялись своей веры, а брали и черпали усердие в примере необыкновенной жизни великого пророка Божия Илии, молитвами которого Господь да хранит всех нас.
Аминь.
02.08.2020
Предыдущая проповедь
26 июля 2020
Следующая проповедь
16 августа 2020
Все проповеди за 2020 год