Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие, братья и сестры! Церковь сегодня говорит нам о событии, которого она ожидает и предупреждает о нем всех нас. Это — Второе пришествие Христа на Землю и Страшный Суд, все мертвые воскреснут, восстанут из своих могил. Души усопших, находящиеся в руках Божьих, соединятся со своими телами, находящимися в земле. Они будут воссозданы Всемогуществом Божиим из праха земного, так же как когда-то в раю Бог сотворил из праха тело Адама. Воскресение мертвых перед вторым пришествием Христа, будет радостнейшим событием, духовной кульминацией, которая выражена последними словами Символа веры: «…чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
Второе пришествие Христа будет отличаться от первого, которое было в Вифлееме, когда в скотских яслях родился Младенец Христос, в безвестности, в крайнем смирении, в уничижении. Царь всего Мира, Творец и Промыслитель, в таком убожестве и нищете входит в этот мир, принимая на себя плоть человеческую для ее исцеления и спасения.
В Священном Писании указано очень много признаков второго пришествия Христа, об этом говорят многие авторы, как например сегодня мы слышали у евангелиста Матфея. Апокалиптические события в виде моров, эпидемий, катастроф, войн, трагедий будут происходить по всему миру. Мы видим, что эти страшные библейские катаклизмы исполняются на наших глазах и, чем больше мы живем, тем явственнее их замечаем. О нашем времени можно сказать, что времена эти апокалиптические и последние, а сколько они продлятся — зависит от милости Божией и, в какой то мере, от нас с вами. Есть еще и нравственные критерии близости второго пришествия. Самым убедительным и главным критерием является оскудение любви между людьми: «во многих охладеет любовь» (Мф.24:12). Нет этой любви и сейчас между нами, любовь быстро теряется в семейных союзах, супруги, когда-то любящие друг друга, очень часто находятся во вражде, взаимных обидах, дело доходит до ненависти и разводов, до раздела имущества, а иногда и детей. Нет любви в семьях – нет любви и в обществе. Каждый из нас повинен в этом оскудении любви: как мы вспыхиваем, раздражаемся, полны гнева, ненависти, злобы и других страшных грехов. Исчезновение любви в человеческих отношениях является одним из признаков близости второго пришествия. Принцип, который будет положен в основу Суда, как говорит Господь, это — человечность: делал ли ты добрые дела по отношению к ближним, помогал ли в трудных ситуациях, накормил, одел, напоил, навестил в темнице или в болезни находящегося? Господь говорит нам: если вы сделали это человеку, то сделали Мне (см.Мф.25:40). Добро оказанное ближнему Господь принимает, как добро, сделанное Ему Самому.
Дорогие, братья и сестры, посмотрите как все просто и понятно. В основу Суда Господь полагает ни заповеди Божии, ни правила христианской и нравственной жизни, а признак человечности, доброделания и любви. В связи с этим, ошибочно полагать, что заповеди не нужны, и храмы не нужны, и посещать их не нужно, и посты не нужны. Христианство оказывается не нужным, потому что доброделание – это из ряда общечеловеческих ценностей, которые присущи многим, а может даже и атеистам с добрым сердцем. Доброе сердце, которое ожидает увидеть в нас Господь — является результатом христианской жизни, добрые дела, которые не основываются на заповедях Божиих, не подпитываются ими, не подкрепляются ими – они недолговечны, неубедительны и быстро заканчиваются. Человек способен творить добро только тогда, когда он исполняет заповеди Божьи, потому что — это добро является олицетворением двух главных заповедей: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и ближнего своего возлюби как самого себя».
После второго пришествия Христа будет Страшный Суд, называется он так потому, что это будет последним, окончательным и бесповоротным Судом Божиим над каждым человеком. Он откроет сокровенные деяния каждого человека, кто-то из проповедников сказал, что этот Страшный Суд будет великим позорищем для каждого из нас, когда обнажатся те грехи, которые ведомы только нам и Богу, которые неизвестны ближним. Когда мы увидим других людей в том свете, в котором не ожидаем их увидеть, когда станут очевидными их тайные и явные грехи, которые совершались в надежде, что никто их не увидит и не узнает, мы увидим и взаимное предательство друг друга, о котором не помышляли, и измены супружеские всплывут и станут очевидными, которые неведомы многими супругами до сих пор и другие моменты нашей человеческой жизни. В Священном Писании есть такие слова, что люди будут обращаться к горам, дабы те пали и покрыли их от великого множества грехов и позора, который исходит от этих грехов, о тайных и сокровенных деяниях и греховных устремлениях каждого из нас. Свт. Филарет (Дроздов) говорил о том, что Бог мог бы и не говорить о тех правилах, по которым будет совершаться Страшный Суд , Он – Творец, Промыслитель, Хозяин, Он мог бы и сам совершить его по Своему усмотрению, но святитель Филарет говорит, что Бог подсказывает нам, наперед объясняет, говорит заранее, что будет спрашивать, как будет проходить этот суд, чтобы пока мы живы, каждый из нас смог бы из левой стороны перейти на правую. Кто-то из святых, боясь Страшного Суда говорил о тех открытиях, которые станут для человека, когда справа от Христа многие не увидят тех, которых они ожидали там увидеть, и наоборот, нахождение со Христом тех, кого там увидеть и не мыслили, потому что Суд Божий и суд человеческий – это совершенно разные вещи.
Существует одна традиция в православных храмах, когда на западной стене при выходе изображается Страшный Суд. Это делалось для того, чтобы, выходя из храма, человек видел этот Страшный Суд, и чтобы жил так, что бы не бояться этого Страшного Суда.
Митрополит Антоний Храповицкий, один из кандидатов на Патриарший Престол в 1917 году, произносил проповедь в Исаакиевском соборе в 1905 году. Он говорил о том, что Страшный Суд является таковым для язычников, для атеистов и безбожников, но не для христиан. Он говорил: а вы то, чего боитесь? Господь идет, чтобы даровать вам Небесное Царство. Когда вознесся Христос на небо, то древние христиане не хотели уходить с горы Елеонской, ожидая, что сейчас же снова придет Господь и заберет их к Себе, в Свое Царство. В первые века, когда лилась мученическая кровь, до эдикта императора Константина Великого, христиане видели в римских императорах-гонителях антихриста и думали, что вот сейчас, когда христиане в амфитеатрах пожираются львами и тиграми, явится Господь. Ожидание близкого пришествия Христа («парусия» по-гречески) было в традиции христианской Церкви, и христиане ждали пришествия Христа, как своего спасения и избавления от тех страшных обстоятельств внешней жизни, в которых они жили. Евангелист Лука пишет: «…тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше…»(Лк. 21:28) А Апокалипсис оканчивается такими словами: «…Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22:20), то есть приходи скорее.
Дорогие, братья и сестры, Церковь полагает описание Страшного Суда перед Великим постом, чтобы подвигнуть нас к покаянию, к изменению жизни, как говорил свт. Филарет, чтобы мы из левой стороны от Господа перешли на правую и чтобы жили мы так, чтобы всегда были готовы встретить пришествие Христа. Святой Иустин Философ передал нам такие слова Христа: “В чем Я найду вас, в том и буду судить”.
Дорогие, братья и сестры, важно, чтобы второе пришествие мы встретили ни в театре, ни на дискотеке, ни в ночном клубе, ни в состоянии греха, а чтобы Господь нашел нас в храме Божием, в домашней молитве, в чтении Священного Писания, при совершении Таинства исповеди, при совершении добрых дел. Чтобы нашел Он нас в мире и любви со всеми близкими и дальними.
Аминь.