Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о стяжании Святаго Духа.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня день Святой Троицы, называемый ещё Пятидесятницей, который посвящён сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Сошествие Духа не было неожиданным для апостолов, перед распятием Иисус Христос неоднократно говорил с ними о сошествии Святого Духа. «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин.14:16-17). На Пятидесятницу ученики Христа вместе с Пресвятой Девой Марией и другими находились в Иерусалиме, пребывали в общении с Богом и в молитве. И в этот день, по обещанию их Божественного Учителя, произошло это уникальное событие, которое мы с вами вспоминаем сегодня. Они услышали необыкновенный шум, как дыхание сильного ветра и увидели огненные языки, в которых видимым образом Дух Святой сошёл на них и почил на каждом из них. И это благодатное сошествие Духа преобразило апостолов, они получили необыкновенный дар говорения на разных языках, как говорится в книге Деяний Святых Апостолов.

Это говорение на разных языках очень удивило иудеев, которые во множестве пришли в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, в который избранный народ вспоминал дарование им Закона на горе Синай после исхода из Египта.

Схождение Духа и как следствие — дар говорения, которые получили апостолы, были уникальны, единственны и никогда не повторялись в Церкви вот в таком всеобщем масштабе, когда Дух явственно почил на каждом отдельно. Мы знаем, что сектанты пятидесятники стараются каким-то воображением, усилием воли, психическими упражнениями, доводящими человека до экстаза и умопомрачения, вызвать в себе этот дар (они называют это «глоссолалием»), и иногда эти потуги доводят их до той кондиции, когда они говорят что-то такое неудобовразумительное, что не понимают, какую ахинею они несут, искусственно побуждая себя получить этот дар. Но апостолы ничего сами не придумывали, они получили этот дар свыше и без всяких «сакральных» упражнений.

Это чудо было необходимо не только для преображения учеников Христа, но и для утверждения Церкви Христовой. Ведь у апостолов не было ни время, ни возможности учиться в академиях, потому что Церковь нуждалась в проповеди Евангелия по всему миру. И Господь сделал возможным эту проповедь, дав апостолом этот необыкновенный дар.

Мы знаем, что без действия Святого Духа, Который мы иногда ощущаем посредством благодати Божией, нет никакого вдохновения, нет никакого полета мысли, нет порой желания и усердия совершать свой ежедневный труд. Всё, что возвышает человека над обыденностью, — все это даруется Духом Святым. Конечно, Бог может совершить любые чудеса и любому человеку дать абсолютно все, включая и возможность говорения на любом языке, если это необходимо человеку. Но жизнь человека основывается не на чуде, а на ежедневном труде, который направлен на достижение той или иной цели, и только тогда мы привлекаем Божественное благословение в наши труды и благодать Духа обильно действует в нас.

Мы должны помнить, что вдохновение в творчестве, искусстве, музыке может подпитываться из разных источников, необязательно чистых, потому что злые демоны да падения были ангелами, и они многое сохранили из тех великих дарований и способностей, которыми их наделил Господь. А как узнать, что движет человеком? Всё зависит от образа жизни, от того, к чему устремляется человек, и порой результата творческого труда говорит о многом.

Дух Святой, Которого прославляет сегодня Церковь, объемлет весь мир. Если мы вспомним, как Бог творил этот мир, то там мы найдем такие необыкновенные строки: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2), и вот это животворящее веяние Святого Духа придавало жизнь, оно давало Божественную энергию, оно согревало и питало весь мир, созданный Богом. Это живительное действие Святого Духа святые отцы иногда сравнивали с тем, как, например, птица высиживает яйца, согревает их теплом и передает ту живительную материнскую энергию, которая является основой жизни для птенцов. Пророк Давид оставил нам удивительнейшее описание этого действия и пребывания Святого Духа в мире: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10).

Святая Церковь призывает нас с вами молиться Богу о том, чтобы Господь ниспослал и нам Святого Своего Духа, чтобы мы стали причастны этому благодатному действию Святого Духа. Священное Писание очень строго нас предупреждает: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Причастность к Божественной благодати является синонимом жизни христианской, близости человека к Богу. Апостол Павел говорит нам о признаках присутствия в человеке Духа Святого: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:22-24). Человек, стремящийся к стяжанию Духа, должен побеждать в себе греховные желания плоти, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся…» (Гал. 5:17).

Дух Святой начинает действовать в человеке неприметным образом точно так же, как незаметно растет семя, посеянное в землю. Но действие Святого Духа даруется Богом в ответ на устремление самого человека. Дыхание даёт нам жизнь, но если человек перестанет дышать, он станет мертвым, и ничто ему не поможет. Вот об этом усилии человека, которое привлекает благодатное действие Святого Духа, которое проявляется в противлении злу, напоминает нам сегодня Святая Церковь. И дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы, достигшие великого радостного праздника Святой Пятидесятницы, были причастны этой благодати Святого Духа, стяжание которой, по слову преподобного Серафима Саровского, является целью христианской жизни. Дай Бог, чтобы в нас звучала пламенная молитва, которая будет читаться во время Евхаристического канона: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Аминь!

16 июня 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня день Святой Троицы, называемый ещё Пятидесятницей, который посвящён сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Сошествие Духа не было неожиданным для апостолов, перед распятием Иисус Христос неоднократно говорил с ними о сошествии Святого Духа. «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин.14:16-17). На Пятидесятницу ученики Христа вместе с Пресвятой Девой Марией и другими находились в Иерусалиме, пребывали в общении с Богом и в молитве. И в этот день, по обещанию их Божественного Учителя, произошло это уникальное событие, которое мы с вами вспоминаем сегодня. Они услышали необыкновенный шум, как дыхание сильного ветра и увидели огненные языки, в которых видимым образом Дух Святой сошёл на них и почил на каждом из них. И это благодатное сошествие Духа преобразило апостолов, они получили необыкновенный дар говорения на разных языках, как говорится в книге Деяний Святых Апостолов.

Это говорение на разных языках очень удивило иудеев, которые во множестве пришли в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, в который избранный народ вспоминал дарование им Закона на горе Синай после исхода из Египта.

Схождение Духа и как следствие — дар говорения, которые получили апостолы, были уникальны, единственны и никогда не повторялись в Церкви вот в таком всеобщем масштабе, когда Дух явственно почил на каждом отдельно. Мы знаем, что сектанты пятидесятники стараются каким-то воображением, усилием воли, психическими упражнениями, доводящими человека до экстаза и умопомрачения, вызвать в себе этот дар (они называют это «глоссолалием»), и иногда эти потуги доводят их до той кондиции, когда они говорят что-то такое неудобовразумительное, что не понимают, какую ахинею они несут, искусственно побуждая себя получить этот дар. Но апостолы ничего сами не придумывали, они получили этот дар свыше и без всяких «сакральных» упражнений.

Это чудо было необходимо не только для преображения учеников Христа, но и для утверждения Церкви Христовой. Ведь у апостолов не было ни время, ни возможности учиться в академиях, потому что Церковь нуждалась в проповеди Евангелия по всему миру. И Господь сделал возможным эту проповедь, дав апостолом этот необыкновенный дар.

Мы знаем, что без действия Святого Духа, Который мы иногда ощущаем посредством благодати Божией, нет никакого вдохновения, нет никакого полета мысли, нет порой желания и усердия совершать свой ежедневный труд. Всё, что возвышает человека над обыденностью, — все это даруется Духом Святым. Конечно, Бог может совершить любые чудеса и любому человеку дать абсолютно все, включая и возможность говорения на любом языке, если это необходимо человеку. Но жизнь человека основывается не на чуде, а на ежедневном труде, который направлен на достижение той или иной цели, и только тогда мы привлекаем Божественное благословение в наши труды и благодать Духа обильно действует в нас.

Мы должны помнить, что вдохновение в творчестве, искусстве, музыке может подпитываться из разных источников, необязательно чистых, потому что злые демоны да падения были ангелами, и они многое сохранили из тех великих дарований и способностей, которыми их наделил Господь. А как узнать, что движет человеком? Всё зависит от образа жизни, от того, к чему устремляется человек, и порой результата творческого труда говорит о многом.

Дух Святой, Которого прославляет сегодня Церковь, объемлет весь мир. Если мы вспомним, как Бог творил этот мир, то там мы найдем такие необыкновенные строки: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2), и вот это животворящее веяние Святого Духа придавало жизнь, оно давало Божественную энергию, оно согревало и питало весь мир, созданный Богом. Это живительное действие Святого Духа святые отцы иногда сравнивали с тем, как, например, птица высиживает яйца, согревает их теплом и передает ту живительную материнскую энергию, которая является основой жизни для птенцов. Пророк Давид оставил нам удивительнейшее описание этого действия и пребывания Святого Духа в мире: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10).

Святая Церковь призывает нас с вами молиться Богу о том, чтобы Господь ниспослал и нам Святого Своего Духа, чтобы мы стали причастны этому благодатному действию Святого Духа. Священное Писание очень строго нас предупреждает: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Причастность к Божественной благодати является синонимом жизни христианской, близости человека к Богу. Апостол Павел говорит нам о признаках присутствия в человеке Духа Святого: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:22-24). Человек, стремящийся к стяжанию Духа, должен побеждать в себе греховные желания плоти, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся…» (Гал. 5:17).

Дух Святой начинает действовать в человеке неприметным образом точно так же, как незаметно растет семя, посеянное в землю. Но действие Святого Духа даруется Богом в ответ на устремление самого человека. Дыхание даёт нам жизнь, но если человек перестанет дышать, он станет мертвым, и ничто ему не поможет. Вот об этом усилии человека, которое привлекает благодатное действие Святого Духа, которое проявляется в противлении злу, напоминает нам сегодня Святая Церковь. И дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы, достигшие великого радостного праздника Святой Пятидесятницы, были причастны этой благодати Святого Духа, стяжание которой, по слову преподобного Серафима Саровского, является целью христианской жизни. Дай Бог, чтобы в нас звучала пламенная молитва, которая будет читаться во время Евхаристического канона: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Аминь!

16.06.2019
Предыдущая проповедь

16 июня 2019

День Святой Троицы
Следующая проповедь

30 июня 2019

Памяти святых, в земле Русской просиявших. Слово о святости

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00