Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о Священном Писании

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры. Сегодня соединяется много церковных праздников. Во-первых, сегодняшний воскресный день называется Неделей перед Просвещением. Под этим словом подразумевается праздник Крещения Господня, то есть воскресный день перед Крещением, великим двунадесятым праздником. На воскресенье же попадает и великий праздник Обрезания Господня, первый в этом году Господский праздник. И сегодня также день памяти святого, который всегда совпадает с праздником Обрезания, святителя Василия Великого, архиепископа Кессарийского.

Прежде всего, сегодня надо обратить внимание на слова Евангелия, которое первым читалось сегодня за Божественной Литургией. Начиналось оно такими словами: «Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк.1:1). Под словом «зачало» можно понимать начало евангельского благовествования, которое предлагает нам евангелист Марк. Согласно богослужебному уставу, зачалами называются также отрывки текста Евангелия, которое читается за богослужением, которые приспособлены для определённого дня или праздника.

Евангелие в переводе с греческого означает «благая весть». Эту благую весть еванге-лист Марк начинает со слов, которыми характеризует жизнь и проповедь великого проро-ка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он называется, словами ветхозаветных пророков, Ангелом, который готовит путь перед Мессией. И если этот Ангел, Вестник уже пришёл и благовествует о скором пришествии в мир Спасителя, то и это Евангелие о пришествии Спасителя уже находится в действии, и скоро род человеческий будет его свидетелем и современником. Если евангелист Матфей начинает Евангелие с родословия Христа, то евангелист Марк начинает его с проповеди святого Иоанна Крестителя.

Евангелист Марк сравнивается со львом. Почему? Во-первых, проповедь Иоанна Крестителя можно уподобить рыканию льва. В безмолвной, малонаселённой пустыне его слово было громогласно по силе нравственного воздействия, оно звучало и действовало на сердца людей. И сравнение проповеди Иоанна Крестителя с рыканием льва справедливо ещё и потому, что его слово было и страшно, и грозно, и люди со страхом и трепетом слушали эти простые, но обличающие слова его проповеди. Об этом символе льва говорится в Апокалипсисе, мы можем видеть этот символ во всех храмах, в парусах купольного свода, где изображаются обычно евангелисты в виде символов. Евангелист Марк писал своё Евангелие для язычников, чтобы показать им, что Христос является Царём, Мессией, Сыном Божиим, поэтому он обращает наше внимание на те слова и чудеса, в которых проявлялось царственное достоинство Христа как Бога, как Творца, как Господина истории и всего мира.

Этого евангельского благовестия люди ждали тысячи лет, хотя эта благая весть была дарована человечеству впервые как обетование, когда Адам был изгнан из рая, где говорится: «Семя жены сотрёт главу змия» (Быт.3:15). И вот об этом пришествии Мессии, Который сотрёт главу змия, лишившего первых людей райского блаженства, и говорит Евангелие.

Евангелист Марк, начиная своё изложение о земной жизни Спасителя, говорит, что это Евангелие коснулось сердец всех нас и вошло в нашу жизнь. Мы не задумываемся об этом. Беря в руки Священное Писание, мы, порой, забываем, насколько необыкновенной, вожделенной мечтой было для человечества дожить до этих событий: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14). Ветхозаветные пророки подробно говорили о месте рождения Спасителя, о Его страданиях и так далее. Этой благой вести люди ждали с тоской, с крепкой верой, с надеждой на Бога. Не дождавшись её, после смерти сходили в ад, так как рай был закрыт для всех людей согрешившим Адамом. Первым человеком, который вошёл туда, стал благоразумный разбойник, который уверовал во Христа в последние мгновения своей жизни, будучи распят на кресте.

Эту благую весть можно сравнить с различными жизненными обстоятельствами, которые входят в нашу жизнь. Например, врачи поставили смертельный диагноз, и жизнь висит на волоске. И вдруг на повторном обследовании врачи разводят руками и сообщают удивительную и радостную весть, что болезни больше нет. Это ведь часто так бывает по особому промыслу Бога в жизни человека. Или, например, весть о человеке, который пропал без вести, как в 30-е годы прошлого столетия людей осуждали и прямо из дома увозили неизвестно куда. И вдруг через несколько десятилетий человек возвращался и находил своих родных. Или человек несправедливо оклеветан, посажен в тюрьму и вдруг следствие продолжается, разбирается и доказывает его невиновность. Это, конечно, маловероятно, но, тем не менее, такое случается. Суммируя эту внезапную радость, которая может войти в жизнь каждого человека, в сто раз большая радость входит в нашу жизнь от Священного Писания, от того, что мы можем читать его, назидаться этими Божественными словами. Достаточно вспомнить, что раньше Священное Писание, как и вообще любая книга, была необыкновенной роскошью, как сейчас, например, шикарный автомобиль. Страшно дорогие были книги, потому что они переписывались вручную.

А как во времена советской власти боролись со Священным Писанием? Невозможно было иметь его простому человеку. Кто преодолевал железный занавес, возвращался из-за границы, где Священное Писание было, но перевезти его было так же тяжело, как сейчас перевезти наркотики или оружие. Человек подпадал под подозрение, за это сажали в тюрьму. Люди от руки переписывали молитвы.

Мы вновь и вновь обращаем наше внимание на значение Священного Писания в нашей жизни. Пророк Давид во многих псалмах говорил такие удивительные слова, благоговея перед Священным Писанием, например: «Заповедь Господня светла, просве-щающая очи» (Пс.18:10). В Священном Писании Нового Завета Господь устами апостола Павла говорит такие слова: «священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3, 15:17).

Из Священного Писания мы узнаем для себя необыкновенную Божественную муд-рость, мы узнаем правильное направление своей жизни и сверяем жизнь со Священным Писанием. Только оно дает правильный ориентир жизни, когда человек обретает подлинную, абсолютную свободу, потому что, как сказано в Священном Писании: «где дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Абсолютно свободен только человек, верующий во Христа. Для неверующих людей кажется, ну какая же это свобода, когда всё нельзя: ни воровать, ни блудить, ни осуждать. Но дело в том, что, освобождаясь от этих грехов, человек обретает подлинную свободу, то есть он не является рабом никому, кроме Бога. Ведь страсти порабощают человека и делают его рабом этих самых страстей, марионеткой в руках дьявола. Страсть имеет порабощающее воздействие на человека, и дьявол этим манипулирует, базируясь на этой его страсти так, как он считает нужным. И только Господь, только Его Слово Божие даёт человеку праведное направление жизни. Господь говорит: «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). О проповеди Иоанна Крестителя Господь сказал: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Пророк Давид говорил: «Господь просвещение моё и Спаситель мой, кого убоюся?» (Пс.26:1).

Дорогие братия и сестры! Не имея Христа, как верный ориентир в жизни, человек волей или неволей впадает в порабощение страстям. Он не знает, куда идти, и становится игрушкой в руках дьявола, и он бросает человека в поисках истины к любым ложным учениям, восточным культам и всяким мистическим учениям, в которых человек пытается найти истину. Он порабощается языческими предрассудками, он думает, что жизнь его зависит от совпадения звёзд, от гороскопов, он погрязает в страшных глубочайших языческих суевериях, начиная от народных примет. Например, в музее-заповеднике Михайловском стоит памятник зайцу в память того события, когда заяц перебежал дорогу Пушкину, возвращающемуся в Петербург, и тот развернулся и отправился обратно в ссылку в Михайловское, веря в то, что если дорогу перебежал заяц, то впереди ждут несчастья. Вот до какого безумия доходит безбожная человеческая мысль. Эти суеверия страшны. Ведь они даже в Церкви проявляются. Ведь если вдуматься, они не имеют никакого смысла, они порабощают сознание человека. Стыдно представить, как образованный человек может верить такой чепухе и в жизни своей подстраиваться под эти заблуждения.

Только Священное Писание даёт человеку трепетное отношение к жизни, как Божьему дару. Может быть, вам приходилось наблюдать за поведением молодёжи, своих детей и внуков, видя, чем они занимаются. И порой родители никак не могут повлиять, оказать воздействие, так как они уже не авторитетны для детей. Жизнь без Бога страшна, она ведёт в пустоту, она уничтожает саму жизнь и обесценивает её.

В нашем маленьком городе, к сожалению, очень часты случаи самоубийств среди молодежи. Церкви приходится сталкиваться с этими трагедиями судеб людских, безвозвратно покалеченных, с родительским страшным горем, которое принесли им эти поступки детей. Фактов самоубийства очень много.

Эти примеры, которые с такой страшной очерёдностью повторяются и входят в нашу жизнь, ярко иллюстрируют, что жизнь без Бога ведёт к смерти, сначала смерти души, порабощённой страстями, потом и к реальной гибели тела. На молодежь, порой, страшной смотреть: это типичный образ – рваная грязная одежда, электронные сигареты, наушники, они находятся в другой реальности. Потом следуют легкие наркотики, таблетки, инъекции, передозировка и путь в одно направление, откуда никто не возвращается.

Как же нам надо дорожить своей жизнью и правильно её прожить на этой земле. А правильное направление даёт только Христос и только Священное Писание, как говорил Давид: «Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105). Если есть свет, то человек идёт и не споткнётся. И этот свет исходит из Священного Писания. Как же нам надо благоговеть, изучать, знать, ценить и исполнять Священное Писание.

Святые благоговели и трепетно относились к Священному Писанию. Достаточно вспомнить, как прп. Серафим Саровский в своей котомке носил за плечами Евангелие, которое подарила ему мать, и каждый день он прочитывал по евангелисту, возобновляя это своё чтение каждый день, зная его наизусть. Он говорил, что наш ум должен «плавать» в Священном Писании, то есть прекрасно знать его. Мы с вами не читаем Писание. Мы целуем его в храме, прикладываемся и всё. Мы не знаем, что там написано или знаем, но приблизительно и не исполняем, что там написано.

Что же нам делать, когда видим, что наши дети не интересуются Священным Писанием и что Бог им не нужен, у них совсем другие заботы и попечения? Матери и бабушки приходят в храм и говорят священнику, что не знают, что им делать.

Дорогие братия и сестры, начинать надо с себя! Это время упущенных возможностей, это время нашего неправильного воспитания, нашей неправильной родительской жизни. Исправлять надо самих себя. Никогда не поздно это сделать. Конечно, с пелёнок работать над этим проще, молодое деревце можно наклонить куда угодно. Но если это уже «столб» вырос 20-летний, то труднее. Но молитвы-то матери, к Богу направленные, они всё могут. И очень важен пример. Когда дети видят, что родители молятся, ходят в церковь, у них всё равно в сознании это отложится, капля точит камень. И Господь Своей Божественной Благодатью не оставит человека, за которого близкие молятся.

Дай Бог, чтобы это исправление, чтобы правильная жизнь наших детей при нашей жизни порадовала нас и чтобы они были солидарны христианскому благочестию, которое является основой и нашей собственной жизни.

Аминь.

14 января 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры. Сегодня соединяется много церковных праздников. Во-первых, сегодняшний воскресный день называется Неделей перед Просвещением. Под этим словом подразумевается праздник Крещения Господня, то есть воскресный день перед Крещением, великим двунадесятым праздником. На воскресенье же попадает и великий праздник Обрезания Господня, первый в этом году Господский праздник. И сегодня также день памяти святого, который всегда совпадает с праздником Обрезания, святителя Василия Великого, архиепископа Кессарийского.

Прежде всего, сегодня надо обратить внимание на слова Евангелия, которое первым читалось сегодня за Божественной Литургией. Начиналось оно такими словами: «Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк.1:1). Под словом «зачало» можно понимать начало евангельского благовествования, которое предлагает нам евангелист Марк. Согласно богослужебному уставу, зачалами называются также отрывки текста Евангелия, которое читается за богослужением, которые приспособлены для определённого дня или праздника.

Евангелие в переводе с греческого означает «благая весть». Эту благую весть еванге-лист Марк начинает со слов, которыми характеризует жизнь и проповедь великого проро-ка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он называется, словами ветхозаветных пророков, Ангелом, который готовит путь перед Мессией. И если этот Ангел, Вестник уже пришёл и благовествует о скором пришествии в мир Спасителя, то и это Евангелие о пришествии Спасителя уже находится в действии, и скоро род человеческий будет его свидетелем и современником. Если евангелист Матфей начинает Евангелие с родословия Христа, то евангелист Марк начинает его с проповеди святого Иоанна Крестителя.

Евангелист Марк сравнивается со львом. Почему? Во-первых, проповедь Иоанна Крестителя можно уподобить рыканию льва. В безмолвной, малонаселённой пустыне его слово было громогласно по силе нравственного воздействия, оно звучало и действовало на сердца людей. И сравнение проповеди Иоанна Крестителя с рыканием льва справедливо ещё и потому, что его слово было и страшно, и грозно, и люди со страхом и трепетом слушали эти простые, но обличающие слова его проповеди. Об этом символе льва говорится в Апокалипсисе, мы можем видеть этот символ во всех храмах, в парусах купольного свода, где изображаются обычно евангелисты в виде символов. Евангелист Марк писал своё Евангелие для язычников, чтобы показать им, что Христос является Царём, Мессией, Сыном Божиим, поэтому он обращает наше внимание на те слова и чудеса, в которых проявлялось царственное достоинство Христа как Бога, как Творца, как Господина истории и всего мира.

Этого евангельского благовестия люди ждали тысячи лет, хотя эта благая весть была дарована человечеству впервые как обетование, когда Адам был изгнан из рая, где говорится: «Семя жены сотрёт главу змия» (Быт.3:15). И вот об этом пришествии Мессии, Который сотрёт главу змия, лишившего первых людей райского блаженства, и говорит Евангелие.

Евангелист Марк, начиная своё изложение о земной жизни Спасителя, говорит, что это Евангелие коснулось сердец всех нас и вошло в нашу жизнь. Мы не задумываемся об этом. Беря в руки Священное Писание, мы, порой, забываем, насколько необыкновенной, вожделенной мечтой было для человечества дожить до этих событий: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14). Ветхозаветные пророки подробно говорили о месте рождения Спасителя, о Его страданиях и так далее. Этой благой вести люди ждали с тоской, с крепкой верой, с надеждой на Бога. Не дождавшись её, после смерти сходили в ад, так как рай был закрыт для всех людей согрешившим Адамом. Первым человеком, который вошёл туда, стал благоразумный разбойник, который уверовал во Христа в последние мгновения своей жизни, будучи распят на кресте.

Эту благую весть можно сравнить с различными жизненными обстоятельствами, которые входят в нашу жизнь. Например, врачи поставили смертельный диагноз, и жизнь висит на волоске. И вдруг на повторном обследовании врачи разводят руками и сообщают удивительную и радостную весть, что болезни больше нет. Это ведь часто так бывает по особому промыслу Бога в жизни человека. Или, например, весть о человеке, который пропал без вести, как в 30-е годы прошлого столетия людей осуждали и прямо из дома увозили неизвестно куда. И вдруг через несколько десятилетий человек возвращался и находил своих родных. Или человек несправедливо оклеветан, посажен в тюрьму и вдруг следствие продолжается, разбирается и доказывает его невиновность. Это, конечно, маловероятно, но, тем не менее, такое случается. Суммируя эту внезапную радость, которая может войти в жизнь каждого человека, в сто раз большая радость входит в нашу жизнь от Священного Писания, от того, что мы можем читать его, назидаться этими Божественными словами. Достаточно вспомнить, что раньше Священное Писание, как и вообще любая книга, была необыкновенной роскошью, как сейчас, например, шикарный автомобиль. Страшно дорогие были книги, потому что они переписывались вручную.

А как во времена советской власти боролись со Священным Писанием? Невозможно было иметь его простому человеку. Кто преодолевал железный занавес, возвращался из-за границы, где Священное Писание было, но перевезти его было так же тяжело, как сейчас перевезти наркотики или оружие. Человек подпадал под подозрение, за это сажали в тюрьму. Люди от руки переписывали молитвы.

Мы вновь и вновь обращаем наше внимание на значение Священного Писания в нашей жизни. Пророк Давид во многих псалмах говорил такие удивительные слова, благоговея перед Священным Писанием, например: «Заповедь Господня светла, просве-щающая очи» (Пс.18:10). В Священном Писании Нового Завета Господь устами апостола Павла говорит такие слова: «священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3, 15:17).

Из Священного Писания мы узнаем для себя необыкновенную Божественную муд-рость, мы узнаем правильное направление своей жизни и сверяем жизнь со Священным Писанием. Только оно дает правильный ориентир жизни, когда человек обретает подлинную, абсолютную свободу, потому что, как сказано в Священном Писании: «где дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Абсолютно свободен только человек, верующий во Христа. Для неверующих людей кажется, ну какая же это свобода, когда всё нельзя: ни воровать, ни блудить, ни осуждать. Но дело в том, что, освобождаясь от этих грехов, человек обретает подлинную свободу, то есть он не является рабом никому, кроме Бога. Ведь страсти порабощают человека и делают его рабом этих самых страстей, марионеткой в руках дьявола. Страсть имеет порабощающее воздействие на человека, и дьявол этим манипулирует, базируясь на этой его страсти так, как он считает нужным. И только Господь, только Его Слово Божие даёт человеку праведное направление жизни. Господь говорит: «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). О проповеди Иоанна Крестителя Господь сказал: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Пророк Давид говорил: «Господь просвещение моё и Спаситель мой, кого убоюся?» (Пс.26:1).

Дорогие братия и сестры! Не имея Христа, как верный ориентир в жизни, человек волей или неволей впадает в порабощение страстям. Он не знает, куда идти, и становится игрушкой в руках дьявола, и он бросает человека в поисках истины к любым ложным учениям, восточным культам и всяким мистическим учениям, в которых человек пытается найти истину. Он порабощается языческими предрассудками, он думает, что жизнь его зависит от совпадения звёзд, от гороскопов, он погрязает в страшных глубочайших языческих суевериях, начиная от народных примет. Например, в музее-заповеднике Михайловском стоит памятник зайцу в память того события, когда заяц перебежал дорогу Пушкину, возвращающемуся в Петербург, и тот развернулся и отправился обратно в ссылку в Михайловское, веря в то, что если дорогу перебежал заяц, то впереди ждут несчастья. Вот до какого безумия доходит безбожная человеческая мысль. Эти суеверия страшны. Ведь они даже в Церкви проявляются. Ведь если вдуматься, они не имеют никакого смысла, они порабощают сознание человека. Стыдно представить, как образованный человек может верить такой чепухе и в жизни своей подстраиваться под эти заблуждения.

Только Священное Писание даёт человеку трепетное отношение к жизни, как Божьему дару. Может быть, вам приходилось наблюдать за поведением молодёжи, своих детей и внуков, видя, чем они занимаются. И порой родители никак не могут повлиять, оказать воздействие, так как они уже не авторитетны для детей. Жизнь без Бога страшна, она ведёт в пустоту, она уничтожает саму жизнь и обесценивает её.

В нашем маленьком городе, к сожалению, очень часты случаи самоубийств среди молодежи. Церкви приходится сталкиваться с этими трагедиями судеб людских, безвозвратно покалеченных, с родительским страшным горем, которое принесли им эти поступки детей. Фактов самоубийства очень много.

Эти примеры, которые с такой страшной очерёдностью повторяются и входят в нашу жизнь, ярко иллюстрируют, что жизнь без Бога ведёт к смерти, сначала смерти души, порабощённой страстями, потом и к реальной гибели тела. На молодежь, порой, страшной смотреть: это типичный образ – рваная грязная одежда, электронные сигареты, наушники, они находятся в другой реальности. Потом следуют легкие наркотики, таблетки, инъекции, передозировка и путь в одно направление, откуда никто не возвращается.

Как же нам надо дорожить своей жизнью и правильно её прожить на этой земле. А правильное направление даёт только Христос и только Священное Писание, как говорил Давид: «Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105). Если есть свет, то человек идёт и не споткнётся. И этот свет исходит из Священного Писания. Как же нам надо благоговеть, изучать, знать, ценить и исполнять Священное Писание.

Святые благоговели и трепетно относились к Священному Писанию. Достаточно вспомнить, как прп. Серафим Саровский в своей котомке носил за плечами Евангелие, которое подарила ему мать, и каждый день он прочитывал по евангелисту, возобновляя это своё чтение каждый день, зная его наизусть. Он говорил, что наш ум должен «плавать» в Священном Писании, то есть прекрасно знать его. Мы с вами не читаем Писание. Мы целуем его в храме, прикладываемся и всё. Мы не знаем, что там написано или знаем, но приблизительно и не исполняем, что там написано.

Что же нам делать, когда видим, что наши дети не интересуются Священным Писанием и что Бог им не нужен, у них совсем другие заботы и попечения? Матери и бабушки приходят в храм и говорят священнику, что не знают, что им делать.

Дорогие братия и сестры, начинать надо с себя! Это время упущенных возможностей, это время нашего неправильного воспитания, нашей неправильной родительской жизни. Исправлять надо самих себя. Никогда не поздно это сделать. Конечно, с пелёнок работать над этим проще, молодое деревце можно наклонить куда угодно. Но если это уже «столб» вырос 20-летний, то труднее. Но молитвы-то матери, к Богу направленные, они всё могут. И очень важен пример. Когда дети видят, что родители молятся, ходят в церковь, у них всё равно в сознании это отложится, капля точит камень. И Господь Своей Божественной Благодатью не оставит человека, за которого близкие молятся.

Дай Бог, чтобы это исправление, чтобы правильная жизнь наших детей при нашей жизни порадовала нас и чтобы они были солидарны христианскому благочестию, которое является основой и нашей собственной жизни.

Аминь.

14.01.2018
Предыдущая проповедь

7 января 2018

Слово на Рождество Христово
Следующая проповедь

19 января 2018

Слово на праздник Крещения Господня

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

май 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

январь 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00