Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день мы обращаем наше внимание к евангельской притче о богаче и Лазаре, которая сегодня читалось за Божественной Литургией.
Нищий человек по имени Лазарь в течение долгого времени находился у ворот богатого человека и просил милостыню. Он весь был покрыт гнойными струпьями так, что уличные псы приходили и зализывали его раны. Мы видим, что Лазарь, находясь в таком страшном, бедственном положении, не роптал, не осуждал богача, ничего не требовал ни от кого, а лишь безмолвно нес свой тяжелый жизненный крест.
Образ Лазаря учит нас смирению, покорности воле Божией. Если кому-то из нас трудно живется, пусть сравнит жизнь свою с положением, в котором находился Лазарь. Человек сразу понимает, что стыдно роптать и жаловаться на свою жизнь, потому что в мире всегда есть люди, которые несут гораздо более тяжелый крест и гораздо более тяжелые испытания, болезни и страдания. И порой они несут этот крест с христианским смирением и Бога благодарят.
Интересно, что это единственное место в Священном Писании, где иносказательно приводится описание загробной участи усопших. Богач после смерти попал во ад, а нищий Лазарь на лоно Авраамово, которое является прообразом Царства Небесного и райских обителей. В Евангелии говорится, что между этими местами, в которых находятся праведники и грешники, утверждена великая пропасть, и «…хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Здесь говорится об окончательном разделении праведников и грешников в загробном мире после Страшного суда. Невозможен будет никакой переход, никакого покаяния, никакого изменения после того, как перестанет существовать этот мир, после того, как Христос придёт второй раз в наш мир и состоится Его страшный суд. Суд будет окончательным и бесповоротным.
В притче также сообщается о тяжкой участи, которую улучил богатый человек, попав в ад. Евангелие предупреждает нас, что эта участь страшна и мучительна. Оказавшись в аду, богач с сожалением думал о своей грешной жизни, он вспомнил, что его пять братьев живут точно так же, как он. По любви к ним он просит Авраама, чтобы тот отправил Лазаря к братьям и засвидетельствовал, что с их братом произошло и где он находится, чтобы и им не попасть в эти адские мучения, где мечтаешь лишь о том, чтобы омочили перст в воде и прохладили тебе язык.
Авраам отвечает на это просьбу с посланием вестника из потустороннего мира тем, что люди имеют Моисея и пророков, которых должны слушать. Таким образом, Авраам, отец всех верующих, говорит: чтобы не попасть во ад, надо знать Священное Писание и жить по нему, и это является верным критерием и руководством для спасения души. Священное Писание указывает путь жизни истинной, правильной, которая приводит человека в Царство Небесное. Но богач возражает, говорит, что для его братьев Священное Писание не имеет никакого значения, оно не авторитетно, оно не возрождает к вере, оно не спасительно, потому что неубедительно, но «если кто из мертвых придёт к ним, покаются». Кажется, этому богачу вторят сегодня многие неверующие люди, говоря, что вот если Бог явился бы всем нам, явился всему миру, заявил о Себе, публично сотворил чудеса, то тогда бы мы поверили в Него. «Пусть Он докажет нам, что Он есть, то мы уже тогда признаем Его». Авраам отвечает в притче на этот безумный императив всех неверующих, всех, требующих чуда и знамения: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31).
Богач стоял на своём, он был уверен, что если бы кто из мертвых воскрес и явился братья, тогда бы они поверили, потому что это чудо ошеломило бы их и заставило бы изменить жизнь. Но дело в том, что это само по себе малоэффективно, для появления искренней веры этого чуда мало и недостаточно, потому что сверхъестественное только на мгновение может удивить человека, как-то очаровать, изумить, но не является верным критерием для изменения человеческой жизни. Поэтому Христос во время жизни земной никогда не творил чудеса напоказ, ради эффекта, а когда совершал то или иное чудо, то просил никому не говорить об этом.
Дорогие братья и сестры, мы видим, что чудес и в наше время очень много, достаточно открыть интернет, или даже просто пообщаться с верующими людьми, ведь у каждого есть истории, которые основаны на чудесных, сверхъестественных, необъяснимых мотивах. Но дело в том, что эти чудеса порой сами по себе не меняют жизнь человека, а для тех, кто напрямую не связан с чудом, оно вообще не играет никакого значение: это что-то внешнее, напрямую ко мне никак не относящееся. Человек так устроен, что чудо не трогает, не меняет человека.
Еще одна мысль, которую дает нам понять Евангелие. Богатый человек наследовал мучения в аду не потому, что был богат, а потому что неправильно пользовался этим богатством, за то, что жил только для себя. Богатый человек шикарно одевался, пиршествовал блистательно каждый день, то есть жил для себя, он не видел никого, на Лазаря не обращал внимания, хотя он находился у ворот его дома, и они даже были близко знакомы. Но ворота остались закрыты в земной жизни, хотя эту социальную пропасть между ними можно было перейти, но увы. Ворота остались заперты и после смерти, но уже изменить было ничего нельзя.
Мы с вами все необыкновенно богаты различными дарованиями, которыми Бог преизобильно обогатил нас, призвав нас к жизни. И вот эта обращенность богатства на самого себя является воровством этих даров, расточением, грехом. Когда мы живем только для себя, мы теряем право на жизнь, Господь заберет жизнь такого человека как бессмысленную, ненужную, не приносящую плода, точно также как срубают деревья в саду, которые занимают напрасно место и не приносят плода. Поэтому обратим на это внимание и будем искать возможность для добрых дел, которые являются смыслом жизни христианина.
Аминь!
4 ноября 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день мы обращаем наше внимание к евангельской притче о богаче и Лазаре, которая сегодня читалось за Божественной Литургией.
Нищий человек по имени Лазарь в течение долгого времени находился у ворот богатого человека и просил милостыню. Он весь был покрыт гнойными струпьями так, что уличные псы приходили и зализывали его раны. Мы видим, что Лазарь, находясь в таком страшном, бедственном положении, не роптал, не осуждал богача, ничего не требовал ни от кого, а лишь безмолвно нес свой тяжелый жизненный крест.
Образ Лазаря учит нас смирению, покорности воле Божией. Если кому-то из нас трудно живется, пусть сравнит жизнь свою с положением, в котором находился Лазарь. Человек сразу понимает, что стыдно роптать и жаловаться на свою жизнь, потому что в мире всегда есть люди, которые несут гораздо более тяжелый крест и гораздо более тяжелые испытания, болезни и страдания. И порой они несут этот крест с христианским смирением и Бога благодарят.
Интересно, что это единственное место в Священном Писании, где иносказательно приводится описание загробной участи усопших. Богач после смерти попал во ад, а нищий Лазарь на лоно Авраамово, которое является прообразом Царства Небесного и райских обителей. В Евангелии говорится, что между этими местами, в которых находятся праведники и грешники, утверждена великая пропасть, и «…хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Здесь говорится об окончательном разделении праведников и грешников в загробном мире после Страшного суда. Невозможен будет никакой переход, никакого покаяния, никакого изменения после того, как перестанет существовать этот мир, после того, как Христос придёт второй раз в наш мир и состоится Его страшный суд. Суд будет окончательным и бесповоротным.
В притче также сообщается о тяжкой участи, которую улучил богатый человек, попав в ад. Евангелие предупреждает нас, что эта участь страшна и мучительна. Оказавшись в аду, богач с сожалением думал о своей грешной жизни, он вспомнил, что его пять братьев живут точно так же, как он. По любви к ним он просит Авраама, чтобы тот отправил Лазаря к братьям и засвидетельствовал, что с их братом произошло и где он находится, чтобы и им не попасть в эти адские мучения, где мечтаешь лишь о том, чтобы омочили перст в воде и прохладили тебе язык.
Авраам отвечает на это просьбу с посланием вестника из потустороннего мира тем, что люди имеют Моисея и пророков, которых должны слушать. Таким образом, Авраам, отец всех верующих, говорит: чтобы не попасть во ад, надо знать Священное Писание и жить по нему, и это является верным критерием и руководством для спасения души. Священное Писание указывает путь жизни истинной, правильной, которая приводит человека в Царство Небесное. Но богач возражает, говорит, что для его братьев Священное Писание не имеет никакого значения, оно не авторитетно, оно не возрождает к вере, оно не спасительно, потому что неубедительно, но «если кто из мертвых придёт к ним, покаются». Кажется, этому богачу вторят сегодня многие неверующие люди, говоря, что вот если Бог явился бы всем нам, явился всему миру, заявил о Себе, публично сотворил чудеса, то тогда бы мы поверили в Него. «Пусть Он докажет нам, что Он есть, то мы уже тогда признаем Его». Авраам отвечает в притче на этот безумный императив всех неверующих, всех, требующих чуда и знамения: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31).
Богач стоял на своём, он был уверен, что если бы кто из мертвых воскрес и явился братья, тогда бы они поверили, потому что это чудо ошеломило бы их и заставило бы изменить жизнь. Но дело в том, что это само по себе малоэффективно, для появления искренней веры этого чуда мало и недостаточно, потому что сверхъестественное только на мгновение может удивить человека, как-то очаровать, изумить, но не является верным критерием для изменения человеческой жизни. Поэтому Христос во время жизни земной никогда не творил чудеса напоказ, ради эффекта, а когда совершал то или иное чудо, то просил никому не говорить об этом.
Дорогие братья и сестры, мы видим, что чудес и в наше время очень много, достаточно открыть интернет, или даже просто пообщаться с верующими людьми, ведь у каждого есть истории, которые основаны на чудесных, сверхъестественных, необъяснимых мотивах. Но дело в том, что эти чудеса порой сами по себе не меняют жизнь человека, а для тех, кто напрямую не связан с чудом, оно вообще не играет никакого значение: это что-то внешнее, напрямую ко мне никак не относящееся. Человек так устроен, что чудо не трогает, не меняет человека.
Еще одна мысль, которую дает нам понять Евангелие. Богатый человек наследовал мучения в аду не потому, что был богат, а потому что неправильно пользовался этим богатством, за то, что жил только для себя. Богатый человек шикарно одевался, пиршествовал блистательно каждый день, то есть жил для себя, он не видел никого, на Лазаря не обращал внимания, хотя он находился у ворот его дома, и они даже были близко знакомы. Но ворота остались закрыты в земной жизни, хотя эту социальную пропасть между ними можно было перейти, но увы. Ворота остались заперты и после смерти, но уже изменить было ничего нельзя.
Мы с вами все необыкновенно богаты различными дарованиями, которыми Бог преизобильно обогатил нас, призвав нас к жизни. И вот эта обращенность богатства на самого себя является воровством этих даров, расточением, грехом. Когда мы живем только для себя, мы теряем право на жизнь, Господь заберет жизнь такого человека как бессмысленную, ненужную, не приносящую плода, точно также как срубают деревья в саду, которые занимают напрасно место и не приносят плода. Поэтому обратим на это внимание и будем искать возможность для добрых дел, которые являются смыслом жизни христианина.
Аминь!
04.11.2018
Предыдущая проповедь
28 октября 2018
Следующая проповедь
18 ноября 2018
Все проповеди за 2018 год