Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о трудности исполнения главной заповеди любви к Богу и к ближнему.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, сегодня Господь напоминает всем нам в Евангелии о двух главных заповедях. Один законник спросил у Христа: какая их ветхозаветных заповедей самая главная? Господь отвечает на этот вопрос законника словами: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостию твоею и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39).

Вот сегодня Церковь предлагает нам обратить наше внимание снова на эти известные слова Священного Писания, на две важнейшие заповеди. Понятно, что христиане, люди верующие в Бога, должны Его любить. Если мы знаем, что Бог есть, кажется, о любви к Нему не может идти и речи. Это само собой разумеющееся. Но мы даже не думаем, что почти никогда не исполняем эту главную заповедь о любви. Ведь если мы видим человека, общаемся с ним, имеем какие-либо отношения, это ещё не значит, что мы его любим. Любовь оттачивается поступками, проверяется временем, познаётся в делах. Также и с Богом, вера в Него не всегда рождает в нас любовь к Нему. Мы или почти не любим, или любим очень слабо.

В этой заповеди говорятся критерии этой любви – всем сердцем, всей душой, всей крепостию, всею мыслею, то есть всем существом своим любить Бога. Бог даровал нам жизнь. Никто не понуждал Его к творению человека, Бог сотворил его и весь мир по неизреченной любви Своей для того, чтобы творение было сопричастно Божественной жизни и прославляло своего Творца. Это основное предназначение и цель сотворения Богом человека. Странно, но мы не задаём себе вопрос: почему мы должны любить своих родителей? Родители даровали тебе жизнь, они тебя вскормили, они воспитали, они тебе дали образование и так далее. Мы все в безмерном неоплатном долгу перед своими родителями. Эта любовь наша по отношению к родителям должна быть не прагматичной, не корыстной, а просто по движению благодарного сердца. И тем более любовь к Богу должна быть обусловлена чувством благодарности Богу за дар жизни, за все Его неизреченные милости, которыми Он сопровождает и окружает нас в течение всей жизни.

Конечно, всякая любовь – и к Богу, и к ближнему – выражается не в словах, а в поступках. Если человек любит Бога, то к Нему человек сам должен спешить, прибегать и стремиться. Например, когда два человека любят друг друга, как жених стремится к невесте, а невеста к жениху, они ведь среди всех дел своих обычных ждут не дождутся, когда встретятся друг с другом: все мысли их и на работе, и в институте, и на учёбе, и в транспорте о любимом человеке. Дай Бог, чтобы для нас Бог был самым любимым из всех живых существ, чтобы Бог был на первом месте, и если у нас есть эта любовь, то молитва должна быть нашей насущной потребностью. Молитва тогда не бывает в тягость, когда человек любит Бога, он всегда молится, он всегда всё успевает. Тот человек, который любит Бога, не насыщается до конца этим общением с Богом, ведь когда встречаются два любящих сердца, им же не наговориться, они же часов не наблюдают, время летит незаметно или останавливается, и всё становится второстепенным.

Так же мы должны стремиться, и это самое главное, ко Причащению Святых Христовых Таин. Это Таинство больше всех других средств и установлений церковных соединяет нас непосредственно с Богом. Как в браке любящие сердца соединяются друг с другом, так же и в Евхаристии человек соединяется с Богом самым непосредственным реальным образом, максимально возможным для смертного ограниченного человека.

Мы видим, насколько любовь к Богу неразрывно связана с любовью к ближнему. Мы должны на это обращать внимание, что если мы любим Бога и эта любовь укрепляется в нас, также любовь к ближнему должна прямо пропорционально становиться ещё сильнее. На практике бывает иначе: вроде человек верующий, ходит в храм, а сам злой, на лице ненависть, осуждает всех подряд, кто вульгарно одет, кто не благочестив, кто опоздал на службу, кто не так молится. Будьте внимательны к этому правилу: всё, что связывает нас с Богом, обращает к Нему, должно автоматически в нас менять наше естество и усиливать любовь к ближнему.

Авва Дорофей показывал через один образ, как любовь к Богу соединяет людей друг с другом. Он рисовал окружность, от окружности радиусы идут к центральной точке круга; точки на окружности — это люди, которые приближаются к центру, к Богу, и чем они ближе к центру, тем эти радиусы сближаются друг с другом, и люди становятся ближе друг другу, а любовь должна быть сильнее по мере приближения к Богу. Вот почему святые люди, подвижники благочестия источали эту любовь к ближним. Под ближними Церковь подразумевает абсолютно всех людей всех возрастов, полов и национальностей. Вспомним преподобного Серафима Саровского: всякого приходящего человека он встречал с необыкновенной радостью как самого драгоценного друга: «Радость моя, Христос Воскресе!» Этой же радостью светились лица старца архим. Иоанна (Крестьянкина), и старца прот. Николая Залитского, и многих-многих других. Дай Бог, чтобы мы, вспоминая это, видя их облагодатствованные лица на фотографиях, понимали, что нам ещё очень-очень далеко до совершенства в любви.

Апостол Павел говорит об отношениях с ближними такие слова: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Апостол хочет, чтобы мы активно стремились к этому миру, чтобы мы преодолевали вражду, чтобы мы прощали нашим врагам, завистникам и клеветникам, молились за них и искали средства к примирению с ними; чтобы мир незыблемо сохранялся в кругу нашей семьи, с нашими родственниками, чтобы мы первые искали возможности примирения.

Дорогие братья и сёстры, конечно о любви к ближнему в теории легко говорить, но мы должны понимать, что она выражается в поступках, а не в каком-то альтруистическом  настроении, когда человек думает, что он любит весь мир. Евангелие даёт нам многочисленные примеры для подражания, и Сам Христос является главнейшим примером в этом милосердном отношении к каждому человеку. Дай Бог, чтобы в преодолении себя, своей самости, своей брезгливости, своей гордости мы понуждали себя к стяжанию этой любви. Господь каждому из нас даст эту возможность, даст тот момент и случай, когда нужно будет проявить любовь на практике. Нам всем ещё очень и очень много нужно трудиться, мы все ещё в начале пути в отношении исполнения заповеди о любви к Богу и к ближнему, но дай Бог, чтобы наше стремление не угасало: Господи, укрепи и дай нам проявить и выразить любовь к Тебе и к нашим ближним!

Аминь.

20 сентября 2020

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, сегодня Господь напоминает всем нам в Евангелии о двух главных заповедях. Один законник спросил у Христа: какая их ветхозаветных заповедей самая главная? Господь отвечает на этот вопрос законника словами: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостию твоею и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39).

Вот сегодня Церковь предлагает нам обратить наше внимание снова на эти известные слова Священного Писания, на две важнейшие заповеди. Понятно, что христиане, люди верующие в Бога, должны Его любить. Если мы знаем, что Бог есть, кажется, о любви к Нему не может идти и речи. Это само собой разумеющееся. Но мы даже не думаем, что почти никогда не исполняем эту главную заповедь о любви. Ведь если мы видим человека, общаемся с ним, имеем какие-либо отношения, это ещё не значит, что мы его любим. Любовь оттачивается поступками, проверяется временем, познаётся в делах. Также и с Богом, вера в Него не всегда рождает в нас любовь к Нему. Мы или почти не любим, или любим очень слабо.

В этой заповеди говорятся критерии этой любви – всем сердцем, всей душой, всей крепостию, всею мыслею, то есть всем существом своим любить Бога. Бог даровал нам жизнь. Никто не понуждал Его к творению человека, Бог сотворил его и весь мир по неизреченной любви Своей для того, чтобы творение было сопричастно Божественной жизни и прославляло своего Творца. Это основное предназначение и цель сотворения Богом человека. Странно, но мы не задаём себе вопрос: почему мы должны любить своих родителей? Родители даровали тебе жизнь, они тебя вскормили, они воспитали, они тебе дали образование и так далее. Мы все в безмерном неоплатном долгу перед своими родителями. Эта любовь наша по отношению к родителям должна быть не прагматичной, не корыстной, а просто по движению благодарного сердца. И тем более любовь к Богу должна быть обусловлена чувством благодарности Богу за дар жизни, за все Его неизреченные милости, которыми Он сопровождает и окружает нас в течение всей жизни.

Конечно, всякая любовь – и к Богу, и к ближнему – выражается не в словах, а в поступках. Если человек любит Бога, то к Нему человек сам должен спешить, прибегать и стремиться. Например, когда два человека любят друг друга, как жених стремится к невесте, а невеста к жениху, они ведь среди всех дел своих обычных ждут не дождутся, когда встретятся друг с другом: все мысли их и на работе, и в институте, и на учёбе, и в транспорте о любимом человеке. Дай Бог, чтобы для нас Бог был самым любимым из всех живых существ, чтобы Бог был на первом месте, и если у нас есть эта любовь, то молитва должна быть нашей насущной потребностью. Молитва тогда не бывает в тягость, когда человек любит Бога, он всегда молится, он всегда всё успевает. Тот человек, который любит Бога, не насыщается до конца этим общением с Богом, ведь когда встречаются два любящих сердца, им же не наговориться, они же часов не наблюдают, время летит незаметно или останавливается, и всё становится второстепенным.

Так же мы должны стремиться, и это самое главное, ко Причащению Святых Христовых Таин. Это Таинство больше всех других средств и установлений церковных соединяет нас непосредственно с Богом. Как в браке любящие сердца соединяются друг с другом, так же и в Евхаристии человек соединяется с Богом самым непосредственным реальным образом, максимально возможным для смертного ограниченного человека.

Мы видим, насколько любовь к Богу неразрывно связана с любовью к ближнему. Мы должны на это обращать внимание, что если мы любим Бога и эта любовь укрепляется в нас, также любовь к ближнему должна прямо пропорционально становиться ещё сильнее. На практике бывает иначе: вроде человек верующий, ходит в храм, а сам злой, на лице ненависть, осуждает всех подряд, кто вульгарно одет, кто не благочестив, кто опоздал на службу, кто не так молится. Будьте внимательны к этому правилу: всё, что связывает нас с Богом, обращает к Нему, должно автоматически в нас менять наше естество и усиливать любовь к ближнему.

Авва Дорофей показывал через один образ, как любовь к Богу соединяет людей друг с другом. Он рисовал окружность, от окружности радиусы идут к центральной точке круга; точки на окружности — это люди, которые приближаются к центру, к Богу, и чем они ближе к центру, тем эти радиусы сближаются друг с другом, и люди становятся ближе друг другу, а любовь должна быть сильнее по мере приближения к Богу. Вот почему святые люди, подвижники благочестия источали эту любовь к ближним. Под ближними Церковь подразумевает абсолютно всех людей всех возрастов, полов и национальностей. Вспомним преподобного Серафима Саровского: всякого приходящего человека он встречал с необыкновенной радостью как самого драгоценного друга: «Радость моя, Христос Воскресе!» Этой же радостью светились лица старца архим. Иоанна (Крестьянкина), и старца прот. Николая Залитского, и многих-многих других. Дай Бог, чтобы мы, вспоминая это, видя их облагодатствованные лица на фотографиях, понимали, что нам ещё очень-очень далеко до совершенства в любви.

Апостол Павел говорит об отношениях с ближними такие слова: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Апостол хочет, чтобы мы активно стремились к этому миру, чтобы мы преодолевали вражду, чтобы мы прощали нашим врагам, завистникам и клеветникам, молились за них и искали средства к примирению с ними; чтобы мир незыблемо сохранялся в кругу нашей семьи, с нашими родственниками, чтобы мы первые искали возможности примирения.

Дорогие братья и сёстры, конечно о любви к ближнему в теории легко говорить, но мы должны понимать, что она выражается в поступках, а не в каком-то альтруистическом  настроении, когда человек думает, что он любит весь мир. Евангелие даёт нам многочисленные примеры для подражания, и Сам Христос является главнейшим примером в этом милосердном отношении к каждому человеку. Дай Бог, чтобы в преодолении себя, своей самости, своей брезгливости, своей гордости мы понуждали себя к стяжанию этой любви. Господь каждому из нас даст эту возможность, даст тот момент и случай, когда нужно будет проявить любовь на практике. Нам всем ещё очень и очень много нужно трудиться, мы все ещё в начале пути в отношении исполнения заповеди о любви к Богу и к ближнему, но дай Бог, чтобы наше стремление не угасало: Господи, укрепи и дай нам проявить и выразить любовь к Тебе и к нашим ближним!

Аминь.

20.09.2020
Предыдущая проповедь

19 августа 2020

Слово о нетварном Божественном Свете
Следующая проповедь

4 октября 2020

О важности самоотвержения и крестоношения в жизни человека.

Все проповеди за 2020 год

декабрь 2020

ноябрь 2020

октябрь 2020

сентябрь 2020

август 2020

июль 2020

июнь 2020

май 2020

апрель 2020

март 2020

февраль 2020

январь 2020

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00