Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, мы с вами только что услышали Евангельскую притчу о талантах. Когда мы размышляем на тему сегодняшней притчи, мы думаем, что к нам все это не относится, поскольку не считаем себя какими-то талантливыми, выдающимися, не дерзаем сравнивать себя с теми, у которых ярко выражены какие-то дарования. Этих людей называют гениями. Но эта притча не только о них, а о каждом человеке.
Каждый человек талантлив. Некоторые таланты мы имеем в равной степени. Во-первых, у каждого человека уже есть священный дар жизни, данный нам Богом. Бог является источником как жизни человека, так и бытия вообще, и только Он даёт жизнь и животворит. Получив из рук Создателя через наших родителей жизнь, задумаемся о том, как мы используем этот дар: преумножаем ли его? Порой к жизни мы относимся по-варварски, ввергая себя в какие-то экстремальные ситуации, не бережем здоровье, закрывая глаза на вредные привычки.
Во-вторых, каждый человек свободен. Практически все свойства и способности, которыми обладал человек в раю, мы потеряли. Мы стали хуже и менее совершенными. Наши органы чувств функционируют совсем по-другому: наше зрение очень ограниченно, глаза не видят микромира, не видят духовного мира, который среди нас и незримо окружает нас как воздух. Но дар свободы, который был у первых людей, Бог не упразднил в нас даже после грехопадения. Этот дар мы порой также используем не по назначению. Подлинная свобода бывает там, где человек свою свободу добровольно отдаёт Богу. Свободу обретает человек через рабство, через послушание Богу. В этом нет никакого противоречия, потому что, если человек понимает свободу вне Бога, он становится рабом своих страстей и с ними ничего сделать не сможет, страсти управляют человеком, инстинкты диктуют ему сценарий жизни и человек вольно невольно следует им. А подчиняясь Богу и познавая тем самым истину, человек делается свободным, свободным во Христе.
Каждому из нас дан талант богопознания. Это свойство, вложенное Богом в каждого человека, состоит в устремлении человека к Богу. Об этом устремлении к Богу блаженный Августин говорил: «Ты создал нас со стремлением к Тебе, мятется сердце наше, пока оно не успокоится в Тебе, Боже». Царь Давид говорил: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41:3). Этот дар устремленности к Богу, богопознания мы тоже с вами не используем как должно. Как раб, который получил талант и закопал его в землю, также и мы с вами не развиваем этот дар, не читаем Священное Писание, ленимся молиться, не хотим общаться с Богом, не стремимся Причащаться за каждой литургией.
Кто же этот неблагодарный раб, который, получив от Бога все необходимое, не преумножил эти дарования? Он как бы не захотел даже касаться их, использовать их, а зарыл в землю, спрятал, чтоб можно было отдать ровно столько же своему господину. Это зарывание в землю не означает сохранение, а означает пренебрежение этими талантами, отвержение их, он как бы возвращает их Богу, не воспользовавшись. Такой человек не использует эти дары, он их не развивает, не зарабатывает ими вечность, а обращает их только для устроения земной жизни и совсем не думает о Боге. Господь говорит, что это тот путь, в конце которого ожидает фиаско, мука в геенне огненной, ибо господин повелевает слугам связать этого раба и бросить его во тьму кромешную.
Эта притча говорит нам о том, что за все наши дарования и способности мы будем отвечать перед Богом. Господь призовет нас к ответу. И этот ответ мы будем держать перед Богом после нашей смерти, когда предстанем перед нашим Создателем. Наконец, мы будем держать ответ за использование этих даров на Страшном суде, когда Христос придет второй раз на эту землю судить весь род человеческий. После этого суда праведники пойдут в райские обители, а грешники в муку вечную.
Создав человека, Бог дал ему те заповеди, по которым он должен реализовывать свою свободу в направленности и обращенности к Богу. А когда человек говорит, что будет жить, как хочет, ведь он свободен и сам выбирает как жить, то тем самым он подвергает под опасность самого себя. Вообще грехи наши катастрофически влияют на жизнь всего мира, поэтому у человека в этом смысле нет такого права безответственно жить так, как вздумается. Наша свобода всегда оканчивается на другом человеке. Премудрый Екклесиаст говорил так: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).
Эта притча внушает в нас оптимизм в том, что Господь благословит труд человека, который что-то хочет сделать и стремится к чему-то в этой жизни. Бог не потворствует лентяям, которые опускают руки, как этот раб ничего не хочет делать. Поэтому людям деятельным, которые имеют дар несгибаемой воли и никогда не опускают руки, Господь дает Свое благословение. Дай Бог, чтобы у нас было это стремление развивать таланты. Наивно думать, что талантливые люди, особо отмеченные Богом, почивают на лаврах и ничего не делают. Мудрые люди говорят, что в успехе человека лишь 10 % играет роль его задатки, а 90 % — это его трудолюбие, которым человек развивает этот талант, сохраняет и преумножает его.
Эта притча подвигает нас к благодарности Богу за то, чем вы с вами обладаем, чтобы в нас не было ропота и зависти. В этом мире никогда не будет равенства, потому что идея равенства противоречит Божественному замыслу. В этом и смысл, что мы все разные во всех пониманиях. Мудрые люди говорят, что в лесу Бог даже сосны не все уравнял, они все разные, и в этом есть особая красота Божьего мира.
Таким образом, осмысливая эту притчу и прилагая ее к себе, дай Бог, чтобы эти размышления были полезны для нас. Будем благодарны Богу за таланты, которыми Он нас одарил, будем сохранять и преумножить все, что дал нам Бог, чтобы, когда мы встретимся с Господином нашей жизни, мы услышали слова из притчи: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21).
Аминь.
16 сентября 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, мы с вами только что услышали Евангельскую притчу о талантах. Когда мы размышляем на тему сегодняшней притчи, мы думаем, что к нам все это не относится, поскольку не считаем себя какими-то талантливыми, выдающимися, не дерзаем сравнивать себя с теми, у которых ярко выражены какие-то дарования. Этих людей называют гениями. Но эта притча не только о них, а о каждом человеке.
Каждый человек талантлив. Некоторые таланты мы имеем в равной степени. Во-первых, у каждого человека уже есть священный дар жизни, данный нам Богом. Бог является источником как жизни человека, так и бытия вообще, и только Он даёт жизнь и животворит. Получив из рук Создателя через наших родителей жизнь, задумаемся о том, как мы используем этот дар: преумножаем ли его? Порой к жизни мы относимся по-варварски, ввергая себя в какие-то экстремальные ситуации, не бережем здоровье, закрывая глаза на вредные привычки.
Во-вторых, каждый человек свободен. Практически все свойства и способности, которыми обладал человек в раю, мы потеряли. Мы стали хуже и менее совершенными. Наши органы чувств функционируют совсем по-другому: наше зрение очень ограниченно, глаза не видят микромира, не видят духовного мира, который среди нас и незримо окружает нас как воздух. Но дар свободы, который был у первых людей, Бог не упразднил в нас даже после грехопадения. Этот дар мы порой также используем не по назначению. Подлинная свобода бывает там, где человек свою свободу добровольно отдаёт Богу. Свободу обретает человек через рабство, через послушание Богу. В этом нет никакого противоречия, потому что, если человек понимает свободу вне Бога, он становится рабом своих страстей и с ними ничего сделать не сможет, страсти управляют человеком, инстинкты диктуют ему сценарий жизни и человек вольно невольно следует им. А подчиняясь Богу и познавая тем самым истину, человек делается свободным, свободным во Христе.
Каждому из нас дан талант богопознания. Это свойство, вложенное Богом в каждого человека, состоит в устремлении человека к Богу. Об этом устремлении к Богу блаженный Августин говорил: «Ты создал нас со стремлением к Тебе, мятется сердце наше, пока оно не успокоится в Тебе, Боже». Царь Давид говорил: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41:3). Этот дар устремленности к Богу, богопознания мы тоже с вами не используем как должно. Как раб, который получил талант и закопал его в землю, также и мы с вами не развиваем этот дар, не читаем Священное Писание, ленимся молиться, не хотим общаться с Богом, не стремимся Причащаться за каждой литургией.
Кто же этот неблагодарный раб, который, получив от Бога все необходимое, не преумножил эти дарования? Он как бы не захотел даже касаться их, использовать их, а зарыл в землю, спрятал, чтоб можно было отдать ровно столько же своему господину. Это зарывание в землю не означает сохранение, а означает пренебрежение этими талантами, отвержение их, он как бы возвращает их Богу, не воспользовавшись. Такой человек не использует эти дары, он их не развивает, не зарабатывает ими вечность, а обращает их только для устроения земной жизни и совсем не думает о Боге. Господь говорит, что это тот путь, в конце которого ожидает фиаско, мука в геенне огненной, ибо господин повелевает слугам связать этого раба и бросить его во тьму кромешную.
Эта притча говорит нам о том, что за все наши дарования и способности мы будем отвечать перед Богом. Господь призовет нас к ответу. И этот ответ мы будем держать перед Богом после нашей смерти, когда предстанем перед нашим Создателем. Наконец, мы будем держать ответ за использование этих даров на Страшном суде, когда Христос придет второй раз на эту землю судить весь род человеческий. После этого суда праведники пойдут в райские обители, а грешники в муку вечную.
Создав человека, Бог дал ему те заповеди, по которым он должен реализовывать свою свободу в направленности и обращенности к Богу. А когда человек говорит, что будет жить, как хочет, ведь он свободен и сам выбирает как жить, то тем самым он подвергает под опасность самого себя. Вообще грехи наши катастрофически влияют на жизнь всего мира, поэтому у человека в этом смысле нет такого права безответственно жить так, как вздумается. Наша свобода всегда оканчивается на другом человеке. Премудрый Екклесиаст говорил так: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).
Эта притча внушает в нас оптимизм в том, что Господь благословит труд человека, который что-то хочет сделать и стремится к чему-то в этой жизни. Бог не потворствует лентяям, которые опускают руки, как этот раб ничего не хочет делать. Поэтому людям деятельным, которые имеют дар несгибаемой воли и никогда не опускают руки, Господь дает Свое благословение. Дай Бог, чтобы у нас было это стремление развивать таланты. Наивно думать, что талантливые люди, особо отмеченные Богом, почивают на лаврах и ничего не делают. Мудрые люди говорят, что в успехе человека лишь 10 % играет роль его задатки, а 90 % — это его трудолюбие, которым человек развивает этот талант, сохраняет и преумножает его.
Эта притча подвигает нас к благодарности Богу за то, чем вы с вами обладаем, чтобы в нас не было ропота и зависти. В этом мире никогда не будет равенства, потому что идея равенства противоречит Божественному замыслу. В этом и смысл, что мы все разные во всех пониманиях. Мудрые люди говорят, что в лесу Бог даже сосны не все уравнял, они все разные, и в этом есть особая красота Божьего мира.
Таким образом, осмысливая эту притчу и прилагая ее к себе, дай Бог, чтобы эти размышления были полезны для нас. Будем благодарны Богу за таланты, которыми Он нас одарил, будем сохранять и преумножить все, что дал нам Бог, чтобы, когда мы встретимся с Господином нашей жизни, мы услышали слова из притчи: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21).
Аминь.
16.09.2018
Предыдущая проповедь
2 сентября 2018
Следующая проповедь
25 сентября 2018
Все проповеди за 2018 год