Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о видении своих грехов

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангелие, которое мы прослушали за Божественной Литургией, читается дважды в году и это показывает особую важность этого евангельского текста для каждого из нас. Итак, богатый юноша подошел ко Христу с вопросом: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18). Этот вопрос не характерен для молодого человека, да и мы едва ли спрашиваем самих себя: «Как жить так, чтобы наследовать вечность?»

Бог создал нас для Себя, чтоб мы были с Ним и в этой жизни, и вечности. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Человек создан для счастья, как птица для полета и для счастья в союзе с Богом. Бог создал человека для вечности в общении с Ним». В этом состоит главная цель жизни — наследовать вечность. Все остальное, что занимает нас в этой земной жизни, является второстепенным.

Мне всегда режет слух, когда я слышу на торжествах, когда чествуют того или иного человека о том, что он построил дом, посадил дерево, родил сына, и на этом всё, большего достигать ничего не надо, жизнь состоялась… Какие примитивные цели, для достижения которых нравственного ничего не требуется. А человек выше этого, человек призван к большему, он создан для прославления Бога, для славословия и благодарения Его и через эту цель — достижение вечной радости и вечного блаженства.

Когда мы с вами просыпаемся и начинаем новый день с утренних молитв, мы славословим Святую Троицу: «От сна восстав благодарю тебя, Святая Троица…» и далее указывается цель, ради которой Бог подарил человеку ещё один день жизни — «утренивати и славословити державу Твою». В молитве не сказано, чтоб ты решил насущные проблемы, чтобы доказал свою правду, что-то сделал, узнал, встретил кого-то, — ничего этого нет, но есть одно — славословить державу Твою! Наша земная жизнь, в которой нет места Богу, часто является гарантией того, что и в вечности наша жизнь будет без Бога. Вечная жизнь без Бога даже не называется жизнью, это вечная смерть, это существование, лишенное смысла и радости.

Этот юноша, задавший такой нравственный вопрос, считал себя достигшим всего, и вечная жизнь по праву ему уже принадлежала. И он не ожидал какого-то ответа от Христа, а хотел уловить Его в незнании закона. И когда Христос отвечает: «Соблюди заповеди», — юноша недоумевает: «Какие?» Он хотел услышать нечто новое, уникальное прочтение Закона. Но Иисус сказал: «Не прелюбодействуй; не убивай, не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). Юноша сказал, что всё это он соблюдает (сохраняет) с детства. Этот ответ был очень самонадеянным. Если он знал, что исполняет Закон, значит, он был уверен, что он призван к вечности с Богом.

Мы порой поступаем также. Придя в ограду Церкви Христовой, мы замечаем, что становимся лучше, совершенствуемся и меняемся в лучшую с нравственной точки зрения сторону. Мы вместе с этим мы мыслим себя наследниками Царства Небесного. Часто этот приход в Церковь является для нас остановочным пунктом в этом движении вперед: мы уже ни к чему не стремимся, мы достигли того, чего хотели и уже не видим своих грехов. Это состояние очень опасно. Поточу что Бог уже становится не нужен, цель достигнута. А Бог нужен только погибающему человеку, Бог нужен тому, кого надо спасать.

Почему же мы не видим своих грехов? С одной стороны, мы неправильно оцениваем свою жизнь, также как этот юноша, по заповедям в их буквальном прочтении. Может быть мы не грешим или грехи уже в прошлом, но обстоятельства и перипетии жизни поставят нас в такую ситуацию, что ничего не останется от твоего целомудрия, а грех будет казаться таким малозначимым.

С другой стороны, мы не видим своих грехов, потому что оцениваем свою жизнь и себя в соответствии с общепринятыми нормами в обществе, с жизнью других людей, наших близких и дальних. И на фоне их мы чувствуем себя на лаврах благочестия. Но в духовной жизни критерий один — это Христос. Мы должны соотносить жизнь свою с евангельскими заповедями, с жизнью Христа, Примера настоящей чистоты, святости и всесовершенства.

Святитель Игнатий Брянчанинов однажды для назидания пришедших к нему людей, поведал древнюю историю. Трое благочестивых христиан захотели избрать какой-то особый путь жизни, чтобы через него они прийти к вечной радости. Один избрал для себя путь постоянно примерять враждующих по заповеди Божией: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.» (Мф. 5:9). Другой избрал путь служения больным, помня слова Евангелия: «был болен, и вы посетили меня» (Мф. 25:36), а третий ничего не выбрал, ушел в пустыню и предался уединенной жизни. Проходит какое-то время и тот человек, который старался примирять враждующих, устал от этого и впал в уныние, пришел к своему другу, который служил больным, но нашел того изнемогшим от этой непосильной ноши. Тогда они вдвоём идут в пустыню, находят третьего друга и видят его таким радостным. Он наливает воды в сосуд и говорит: «посмотрите в воду», они ничего не видят, потом, когда вода отстоялась, говорит: «теперь посмотрите», и они увидели свои лица. И тогда этот третий друг сказал: «так и вы, живя в миру, возмущаясь различными мирскими развлечениями, как в мутной воде, не можете увидеть своих грехов, а их надо сначала увидеть, а потом стремиться к добродетельной жизни».

Дай Бог, чтобы мы осознавали себя грешниками, чтобы у нас было постоянное стремление к покаянию, к изменению себя, к нравственному совершенствованию, потому что только это стремление стать лучше дает человеку право на эту жизнь и вечное блаженство с Богом.

Аминь!

31 января 2021

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангелие, которое мы прослушали за Божественной Литургией, читается дважды в году и это показывает особую важность этого евангельского текста для каждого из нас. Итак, богатый юноша подошел ко Христу с вопросом: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18). Этот вопрос не характерен для молодого человека, да и мы едва ли спрашиваем самих себя: «Как жить так, чтобы наследовать вечность?»

Бог создал нас для Себя, чтоб мы были с Ним и в этой жизни, и вечности. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Человек создан для счастья, как птица для полета и для счастья в союзе с Богом. Бог создал человека для вечности в общении с Ним». В этом состоит главная цель жизни — наследовать вечность. Все остальное, что занимает нас в этой земной жизни, является второстепенным.

Мне всегда режет слух, когда я слышу на торжествах, когда чествуют того или иного человека о том, что он построил дом, посадил дерево, родил сына, и на этом всё, большего достигать ничего не надо, жизнь состоялась… Какие примитивные цели, для достижения которых нравственного ничего не требуется. А человек выше этого, человек призван к большему, он создан для прославления Бога, для славословия и благодарения Его и через эту цель — достижение вечной радости и вечного блаженства.

Когда мы с вами просыпаемся и начинаем новый день с утренних молитв, мы славословим Святую Троицу: «От сна восстав благодарю тебя, Святая Троица…» и далее указывается цель, ради которой Бог подарил человеку ещё один день жизни — «утренивати и славословити державу Твою». В молитве не сказано, чтоб ты решил насущные проблемы, чтобы доказал свою правду, что-то сделал, узнал, встретил кого-то, — ничего этого нет, но есть одно — славословить державу Твою! Наша земная жизнь, в которой нет места Богу, часто является гарантией того, что и в вечности наша жизнь будет без Бога. Вечная жизнь без Бога даже не называется жизнью, это вечная смерть, это существование, лишенное смысла и радости.

Этот юноша, задавший такой нравственный вопрос, считал себя достигшим всего, и вечная жизнь по праву ему уже принадлежала. И он не ожидал какого-то ответа от Христа, а хотел уловить Его в незнании закона. И когда Христос отвечает: «Соблюди заповеди», — юноша недоумевает: «Какие?» Он хотел услышать нечто новое, уникальное прочтение Закона. Но Иисус сказал: «Не прелюбодействуй; не убивай, не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). Юноша сказал, что всё это он соблюдает (сохраняет) с детства. Этот ответ был очень самонадеянным. Если он знал, что исполняет Закон, значит, он был уверен, что он призван к вечности с Богом.

Мы порой поступаем также. Придя в ограду Церкви Христовой, мы замечаем, что становимся лучше, совершенствуемся и меняемся в лучшую с нравственной точки зрения сторону. Мы вместе с этим мы мыслим себя наследниками Царства Небесного. Часто этот приход в Церковь является для нас остановочным пунктом в этом движении вперед: мы уже ни к чему не стремимся, мы достигли того, чего хотели и уже не видим своих грехов. Это состояние очень опасно. Поточу что Бог уже становится не нужен, цель достигнута. А Бог нужен только погибающему человеку, Бог нужен тому, кого надо спасать.

Почему же мы не видим своих грехов? С одной стороны, мы неправильно оцениваем свою жизнь, также как этот юноша, по заповедям в их буквальном прочтении. Может быть мы не грешим или грехи уже в прошлом, но обстоятельства и перипетии жизни поставят нас в такую ситуацию, что ничего не останется от твоего целомудрия, а грех будет казаться таким малозначимым.

С другой стороны, мы не видим своих грехов, потому что оцениваем свою жизнь и себя в соответствии с общепринятыми нормами в обществе, с жизнью других людей, наших близких и дальних. И на фоне их мы чувствуем себя на лаврах благочестия. Но в духовной жизни критерий один — это Христос. Мы должны соотносить жизнь свою с евангельскими заповедями, с жизнью Христа, Примера настоящей чистоты, святости и всесовершенства.

Святитель Игнатий Брянчанинов однажды для назидания пришедших к нему людей, поведал древнюю историю. Трое благочестивых христиан захотели избрать какой-то особый путь жизни, чтобы через него они прийти к вечной радости. Один избрал для себя путь постоянно примерять враждующих по заповеди Божией: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.» (Мф. 5:9). Другой избрал путь служения больным, помня слова Евангелия: «был болен, и вы посетили меня» (Мф. 25:36), а третий ничего не выбрал, ушел в пустыню и предался уединенной жизни. Проходит какое-то время и тот человек, который старался примирять враждующих, устал от этого и впал в уныние, пришел к своему другу, который служил больным, но нашел того изнемогшим от этой непосильной ноши. Тогда они вдвоём идут в пустыню, находят третьего друга и видят его таким радостным. Он наливает воды в сосуд и говорит: «посмотрите в воду», они ничего не видят, потом, когда вода отстоялась, говорит: «теперь посмотрите», и они увидели свои лица. И тогда этот третий друг сказал: «так и вы, живя в миру, возмущаясь различными мирскими развлечениями, как в мутной воде, не можете увидеть своих грехов, а их надо сначала увидеть, а потом стремиться к добродетельной жизни».

Дай Бог, чтобы мы осознавали себя грешниками, чтобы у нас было постоянное стремление к покаянию, к изменению себя, к нравственному совершенствованию, потому что только это стремление стать лучше дает человеку право на эту жизнь и вечное блаженство с Богом.

Аминь!

31.01.2021
Предыдущая проповедь

7 января 2021

Слово в день Рождества Христова
Следующая проповедь

14 февраля 2021

Слово о посещении Божием Закхея

Все проповеди за 2021 год

декабрь 2021

ноябрь 2021

октябрь 2021

сентябрь 2021

август 2021

июнь 2021

май 2021

апрель 2021

март 2021

февраль 2021

январь 2021

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00