Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о воскрешении дочери Иаира

Дорогие братия и сестры. Сегодня в воскресный день в послании апостола Павла к ефесянам прозвучали очень важные в догматическом плане слова: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2; 8-9).

Что же это за слова и о чём они говорят? Это сотериологическое Учение Православной Церкви, то есть, учение о спасении, которое выразил апостол Павел. Вы знаете, что спасение по-разному понимается в различных христианских конфессиях. Рассмотрим, например, как трактуют спасение протестанты, начиная с Лютера и заканчивая новоявленными харизматичес-кими сектами типа неопятидесятников. Кстати, гимназия Грейс во Всеволожске относится именно к этой ветви неохаризматических пятидесятников, которые финансируются из Соединённых Штатов Америки, но их учредитель корейского происхождения. У нас они благополучно существуют в это сложное политически и неспокойное предвоенное время.

Как протестанты учат о спасении? Христос совершил дело спасения рода человеческого. Может быть, кто-то имел глубокое несчастье быть на сектантских собраниях и мог там попасться на такую уловку, когда прямо на собраниях раздаются листовки, где напечатан текст клятвы по типу клятвы Гиппократа. От человека требуется лишь выразить согласие, что Христос является его личным Искупителем. И когда человек подписывает листовку, он соглашается с этим учением, которое красиво звучит, которое акцентирует внимание на том, что Христос совершил дело твоего спасения. Человеку надо лишь согласиться с этим, и он оказывается спасённым. Ошибочность, примитивность такого сектантского подхода состоит в том, что человек сам абсолютно ничего не предпринимает в деле своего спасения, словно оно «совершается» помимо него. Человек никоим образом не меняется внутренне, нравственно, в духовном смысле, абсолютно никакой духовной работы не требуется, она даже не подразумевается, исходя из такой ложной догматической формулировки.

Эта точка зрения развивает самомнение у сектантов. Обратите внимание, если вы держали в руках печатные красочно оформленные издания баптистов или других сектантов, вы видели улыбающиеся лица, словно уже в рай человек попал. Улыбка расплывается до ушей, люди счастливы оттого, что Господь их спасает, что они принадлежат к той или иной протестантской конфессии, и будущее кажется им прекрасным.

Какие ошибки сектантов отсюда следуют? Прежде всего, отмена постов. Зачем они нужны? Ведь пост – это средство для преображения жизни, для победы над самим собой: над плотью, над пристрастиями, над грехолюбивой природой человека. Зачем? Ведь ты уже спасён. Зачем предпринимать нравственные усилия над собой? Если даже ты совершаешь какие-то грехи, разве они могут пересилить, превозмочь милосердие Божие? И человек находится в плену иллюзий самоуспокоения, иллюзий собственной праведности.

Католики, наоборот, впадают в другую крайность. У них присутствует очень строгая церковная дисциплина. Совершая какие-то внешние обряды, участвуя внешним образом в делах Католической Церкви, человек зарабатывает своё спасение. Впервые индульгенции стали эффектно распространяться у них ещё в эпоху Лютера, затем были инициированы необходимостью окончания строительства собора апостола Петра в Риме.

Что это за интересное учение об индульгенциях в Католической Церкви? Индульгенции – это определённые грамоты, церковные документы, подписанные Папой Римским, которые гарантируют человеку вечное спасение и искупление от грехов. Католическое учение говорит о том, что святые, которые были в Католической Церкви, не только угодили Богу, но и даже перестарались немного. В своём усердии, в своей добродетельной жизни у них появился

избыток добрых дел, некая сокровищница добрых дел и заслуг перед Господом. Этой сокровищницей Римский Первосвященник якобы имеет право распоряжаться и распределять тем, кому не хватает, и спасение возможно благодаря заслугам святых. В Католической Церкви также присутствует очень строгая дисциплина, внешние обряды, опираясь на которые человек может зарабатывать совершенно по справедливости своё спасение.

А как же учит Православная Церковь на основании слов апостола Павла: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»? Православное учение о спасении соединяет и сглаживает крайности протестантского и католического подхода и говорит о том, что мы своими делами, своей более или менее добродетельной жизнью никогда не сможем заработать себе спасение, заслужить его как награду от Господа. Спасает нас только Господь и только по Своему милосердию. Потому что наши добрые дела часто очень глубоко сомнительные. Многие святые отцы ставили под сомнение возможность подлинного, настоящего добра. В частности, Игнатий Брянчанинов эти добрые дела называл «добренькими». Когда мы совершаем какой-то добрый поступок, он сразу пронизывается негативными мыслями: либо тщеславием, либо самодовольством, либо гордыней, либо этим поступком мы хотим что-то кому-то доказать, что мы такие хорошие, воспитанные, добродетельные. Если даже не происходит этой эффектной похвалы за мнимую добродетельную жизнь, которая провоцируется, например, в период предвыборных кампаний, перед камерами журналистов, то даже христианин не может избежать мыслей тонкого тщеславия, что он делает всё, как положено, что у него совесть спокойная. И поэтому те добрые дела, которые мы с вами иногда делаем, они тоже пронизаны грехом человеческим.

Спасение в вечности, после окончания земной жизни находится целиком и полностью в руках Божиих. Но спасение не является насилием над человеком, потому что человек должен захотеть этого спасения, он должен стремиться сам навстречу к Богу. Спасение человека происходит во взаимодействии природы Божественной и природы человеческой, при взаимодействии Бога и человека. В догматическом богословии есть такой термин греческого происхождения: «синергия», означающий взаимодействие, совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения. Нужно, чтобы мы с вами избегали этих крайностей, когда что-то мы с вами делаем из тех обычных дел, которые предписаны нам христианским благочестием: посещаем храмы, совершаем земные поклоны, ставим свечи, присутствуем на богослужении, посты исполняем, чтобы не развивался дух самомнения, что этим мы что-то можем заработать. Ничего мы не можем заработать. Мы можем только умягчить природу нашу человеческую, плоть укротить и тем самым сделать её способной к общению с Господом или вообще приблизить себя к общению с духовным миром. Спасение человека зависит только от милосердия Божия.

Что было бы, если бы Господь судил мир по справедливости? Послушайте, а как же можно несправедливо судить? Хватает наших судов несправедливых. А святые отцы говорят, что если бы Господь по справедливости судил тебя, то тебя бы давно уже не было в живых, и мира бы этого не существовало. Божественная любовь выше справедливости.

Дай Бог нам, дорогие братия и сестры, следовать этим путём спасения, совершать ревностно дело христианской жизни во всех её внешних, обрядовых проявлениях. Давайте следить, чтобы дух самомнения не возникал в нашем сердце, чтобы в нас присутствовал духовный рост, не было такого застоя, когда на исповеди годами мы говорим одно и то же, и нет никакого исправления, изменения в нашей с вами жизни. И чтобы мы держали сердце своё в духе смирения, чтобы, если мы и сделали что-то доброе, то, как учит Господь, говорили: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17; 10).

Нам сложно представить, что было при рабовладельческом строе, но можем предположить, что рабов никто не хвалил и никаких призов и премий им не выдавалось. Они обязаны были совершать ту работу, которую даёт их господин и хозяин. У нас должно быть точно такое же чувство, что мы ничего доброго не делаем сверх того, что предписано нам и что наше сердце, любящее Господа, подвигает нас к тем или иным добрым поступкам.

И очень важно нам, дорогие братия и сестры, соответствовать духу Христовой веры, потому что очень часто во многих из нас вера не производит никакого преображения жизни. Человек, каким был лет десять или двадцать до прихода в Церковь, таким и остался, только постарел, седых волос прибавилось, лишь что-то изменилось в распорядке: не спит уже до полудня в воскресенье, вроде, в храм приходит, но качественно ничего не поменялось: не стал любить больше ближних, близких родственников, членов семьи, вообще людей, с которыми его Господь сводит по рабочим моментам или любым другим, случайным. Нет любви, нет радости от жизни с Господом.

Дай Бог нам избежать в своей жизни таких страшных упрёков в несоответствии нашему духу христианства, когда люди узнают о наших недостойных поступках и с недоумением скажут: «Да он же в Церковь ходит. Да я же его видел в храме на горе или в Троицком храме. Да не может быть, как же это можно перепутать. Это бес явился, наверное, в образе человека. Не могут так христиане поступать».

Дай Бог нам чувствовать эту ответственность за наше высокое звание христианина. Спасение — это задача жизни нашей – наследовать, получить это вечное спасение, с Господом пребывать в вечности на небе, потому что, если этого не случится, то жизнь наша прожита зря. Господь очень хочет, чтобы каждый из нас это спасение получил. Апостол Павел в послании к Тимофею так и говорит: «Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2; 4).

И вот как Он спасает, каждого своим индивидуальным, особым образом. Иногда через болезни. Об этих болезнях говорилось и сегодня в Евангелии, когда, например, кровоточивая женщина подошла ко Христу и хотела тайно, не афишируя, не излагая своей просьбы, прикоснуться хотя бы к краю одежды Спасителя и имела твердую веру, что получит исцеление. И она действительно получила его, потому что это прикосновение было особенным. Толпы народа теснили Христа со всех сторон, Он не мог пройти, наверное. И когда Он задал такой вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8; 45). Пётр от лица других отвечает Ему: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8; 45). Но Иисус сказал: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8; 46). То есть, это прикосновение по Божественному всеведению Господа этой женщины было, конечно, Ему известно, и она получила мгновенное исцеление, которое не могла многие десятки лет получить от врачей, издержав на них всё своё имение. И помогла ей в этом исцелении её пламенная вера.

Сейчас, дорогие братия и сестры, конечно, медицина поставлена на коммерческие рельсы. Если вы имели такое несчастье быть в больничке в какой-то городской, забудьте о том, что у вас было — всё это уйдет на лечение ваше. Принесёт пользу лечение или не принесёт — это уже другое дело. Но что же мы с вами должны помнить? Что при всякой болезни мы должны сначала исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн — это закон жизни христианина. Мы с вами часто забываем об этом, и когда где-то заколет, заболит, не разогнуться и всё — сразу пошла традиционная, нетрадиционная медицина, мануальная терапия, другая и всякие иные виды лечения, всё пробуем, но забываем каяться в грехах. Болезнь это как звоночек от Господа. Он хочет что-то нам сказать таким доходчивым способом и, конечно, чтобы разобраться и понять, что же Господь хочет нам сказать, мы должны обязательно прийти на исповедь и тщательнейшим образом проанализировать свою жизнь, найти нераскаянные грехи, которые и могли стать причиной болезни. И только причастившись Святых Христовых Тайн, затем искать способы исцеления от той или иной болезни.

Прикосновение больной женщины к ризам Спасителя обращает наше внимание, подвигает нас к тому, чтобы мы так же поступали, прикладываясь к иконам Спасителя, святых, причащаясь из Чаши Тела и Крови Христовых с такой несомненной, крепкой верой, как приступая к Самому Господу. Причащаясь, мы принимаем Тело и Кровь Христовы в своё тело, и своё естество соединяем с Его Божественной природой, чтобы такая же пламенная, искренняя вера, приводящая в трепет и духовное умиление, присутствовала в нашей с вами жизни.

А затем сегодняшнее Евангелие говорит о другом чуде, ещё более значительном, когда Христос воскресил уже умершую двенадцатилетнюю отроковицу, дочь Иаира, который был начальником синагоги. Иаир очень уважительно относился к религиозным верованиям иудеев. Это говорит о каких-то его религиозных внутренних, трепетных чувствах.

И вот, единственная дочь его была при смерти. И он, отринув своё высокое положение, идёт ко Христу, находит Его, падает перед Ним на колени и просит, чтобы Он вошёл к нему в дом, потому что дочь его тяжко болеет и находится при смерти. И тогда Господь пошёл по направлению к его дому. Это быстро не получилось, по пути произошло исцеление кровоточивой женщины. И в это время приходит вестник из дома и говорит Иаиру: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк. 8; 49).

Дорогие братия и сестры. Не дай Бог нам кому-то услышать такие слова, чтобы не сбылись они в нашей с вами жизни; чтобы Господь хранил нас и наших с вами детей в здравии и благоденствии; чтобы дети не умирали раньше родителей. Многие из здесь стоящих, я знаю, несут этот тяжелейший жизненный крест. Дай Бог вам сил, терпения и чтобы вы видели в этом тоже попечение Божественное, тяжёлое для человека попечение, непонятное, но, несомненно, исполненное любовью ко всем нам: и живым, и мёртвым. Это попечение состоит в том, чтобы все спаслись для вечности. И Господь знает, когда, кого, в каком состоянии и в каком виде забрать, через какую болезнь, через какое страдание. Потому что смысл жизни не в человеческом долголетии, а спасение в вечности, о котором говорил сегодня апостол Павел.

И Иаир сподобился этой радости, Господь воскресил умершую его дочь. Он взял её за руку с одра смертного, поднял её и сказал: «девица, встань» (Лк. 8; 54). Такой же голос, подобный, услышат все мёртвые в конце истории этого мира.

Может быть, скоро это будет, дорогие братия и сестры. В непростое время мы с вами живём. Кто-то из враждебных России президентов за океаном кнопки перепутает на пульте, и мира не будет в одно мгновение. И ничто не сможет воспрепятствовать этому. Когда мы жили с вами в советское время, то говорить о конце света было как-то неубедительно, неестественно. Мощная, самая сильная, самая передовая страна, пятнадцать республик, какой там конец света… Мы новый мир построим. Но всё рассыпалось в прах. И сейчас, чтобы убедиться, что миру конец, есть прекрасное средство: включить телевизор и посмотреть новости, и сразу убедишься, что скоро это будет. Перед страшным концом мира Господь воскресит всех умерших. Это вселяет радость, надежду в каждого из нас, потому что это дарует желательную встречу, как говорится в акафисте «Слава Богу за всё» с нашими умершими близкими, родными, любимыми сродниками нашими. И пусть эти слова служат утешением для каждого из нас. Ведь мы каждое воскресенье, стоя на литургии, вспоминаем наших усопших близких, родных, родителей, детей, дедов, прадедов, друзей наших. «Не умерла девица, но спит». И наши близкие не умерли, не исчезли в небытие. Они знают о нашей жизни, они участвуют в ней, молятся, находясь перед Престолом Божиим в том приближении к нему, насколько возможно это по добродетельной их земной жизни.

Поэтому, дай Бог всем нам, дорогие братия и сестры, спасения в вечности и чтобы мы с вами ценили и стремились к этому спасению небезразличием к своей духовной жизни земной.

Аминь.

12 октября 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня в воскресный день в послании апостола Павла к ефесянам прозвучали очень важные в догматическом плане слова: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2; 8-9).

Что же это за слова и о чём они говорят? Это сотериологическое Учение Православной Церкви, то есть, учение о спасении, которое выразил апостол Павел. Вы знаете, что спасение по-разному понимается в различных христианских конфессиях. Рассмотрим, например, как трактуют спасение протестанты, начиная с Лютера и заканчивая новоявленными харизматичес-кими сектами типа неопятидесятников. Кстати, гимназия Грейс во Всеволожске относится именно к этой ветви неохаризматических пятидесятников, которые финансируются из Соединённых Штатов Америки, но их учредитель корейского происхождения. У нас они благополучно существуют в это сложное политически и неспокойное предвоенное время.

Как протестанты учат о спасении? Христос совершил дело спасения рода человеческого. Может быть, кто-то имел глубокое несчастье быть на сектантских собраниях и мог там попасться на такую уловку, когда прямо на собраниях раздаются листовки, где напечатан текст клятвы по типу клятвы Гиппократа. От человека требуется лишь выразить согласие, что Христос является его личным Искупителем. И когда человек подписывает листовку, он соглашается с этим учением, которое красиво звучит, которое акцентирует внимание на том, что Христос совершил дело твоего спасения. Человеку надо лишь согласиться с этим, и он оказывается спасённым. Ошибочность, примитивность такого сектантского подхода состоит в том, что человек сам абсолютно ничего не предпринимает в деле своего спасения, словно оно «совершается» помимо него. Человек никоим образом не меняется внутренне, нравственно, в духовном смысле, абсолютно никакой духовной работы не требуется, она даже не подразумевается, исходя из такой ложной догматической формулировки.

Эта точка зрения развивает самомнение у сектантов. Обратите внимание, если вы держали в руках печатные красочно оформленные издания баптистов или других сектантов, вы видели улыбающиеся лица, словно уже в рай человек попал. Улыбка расплывается до ушей, люди счастливы оттого, что Господь их спасает, что они принадлежат к той или иной протестантской конфессии, и будущее кажется им прекрасным.

Какие ошибки сектантов отсюда следуют? Прежде всего, отмена постов. Зачем они нужны? Ведь пост – это средство для преображения жизни, для победы над самим собой: над плотью, над пристрастиями, над грехолюбивой природой человека. Зачем? Ведь ты уже спасён. Зачем предпринимать нравственные усилия над собой? Если даже ты совершаешь какие-то грехи, разве они могут пересилить, превозмочь милосердие Божие? И человек находится в плену иллюзий самоуспокоения, иллюзий собственной праведности.

Католики, наоборот, впадают в другую крайность. У них присутствует очень строгая церковная дисциплина. Совершая какие-то внешние обряды, участвуя внешним образом в делах Католической Церкви, человек зарабатывает своё спасение. Впервые индульгенции стали эффектно распространяться у них ещё в эпоху Лютера, затем были инициированы необходимостью окончания строительства собора апостола Петра в Риме.

Что это за интересное учение об индульгенциях в Католической Церкви? Индульгенции – это определённые грамоты, церковные документы, подписанные Папой Римским, которые гарантируют человеку вечное спасение и искупление от грехов. Католическое учение говорит о том, что святые, которые были в Католической Церкви, не только угодили Богу, но и даже перестарались немного. В своём усердии, в своей добродетельной жизни у них появился

избыток добрых дел, некая сокровищница добрых дел и заслуг перед Господом. Этой сокровищницей Римский Первосвященник якобы имеет право распоряжаться и распределять тем, кому не хватает, и спасение возможно благодаря заслугам святых. В Католической Церкви также присутствует очень строгая дисциплина, внешние обряды, опираясь на которые человек может зарабатывать совершенно по справедливости своё спасение.

А как же учит Православная Церковь на основании слов апостола Павла: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»? Православное учение о спасении соединяет и сглаживает крайности протестантского и католического подхода и говорит о том, что мы своими делами, своей более или менее добродетельной жизнью никогда не сможем заработать себе спасение, заслужить его как награду от Господа. Спасает нас только Господь и только по Своему милосердию. Потому что наши добрые дела часто очень глубоко сомнительные. Многие святые отцы ставили под сомнение возможность подлинного, настоящего добра. В частности, Игнатий Брянчанинов эти добрые дела называл «добренькими». Когда мы совершаем какой-то добрый поступок, он сразу пронизывается негативными мыслями: либо тщеславием, либо самодовольством, либо гордыней, либо этим поступком мы хотим что-то кому-то доказать, что мы такие хорошие, воспитанные, добродетельные. Если даже не происходит этой эффектной похвалы за мнимую добродетельную жизнь, которая провоцируется, например, в период предвыборных кампаний, перед камерами журналистов, то даже христианин не может избежать мыслей тонкого тщеславия, что он делает всё, как положено, что у него совесть спокойная. И поэтому те добрые дела, которые мы с вами иногда делаем, они тоже пронизаны грехом человеческим.

Спасение в вечности, после окончания земной жизни находится целиком и полностью в руках Божиих. Но спасение не является насилием над человеком, потому что человек должен захотеть этого спасения, он должен стремиться сам навстречу к Богу. Спасение человека происходит во взаимодействии природы Божественной и природы человеческой, при взаимодействии Бога и человека. В догматическом богословии есть такой термин греческого происхождения: «синергия», означающий взаимодействие, совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения. Нужно, чтобы мы с вами избегали этих крайностей, когда что-то мы с вами делаем из тех обычных дел, которые предписаны нам христианским благочестием: посещаем храмы, совершаем земные поклоны, ставим свечи, присутствуем на богослужении, посты исполняем, чтобы не развивался дух самомнения, что этим мы что-то можем заработать. Ничего мы не можем заработать. Мы можем только умягчить природу нашу человеческую, плоть укротить и тем самым сделать её способной к общению с Господом или вообще приблизить себя к общению с духовным миром. Спасение человека зависит только от милосердия Божия.

Что было бы, если бы Господь судил мир по справедливости? Послушайте, а как же можно несправедливо судить? Хватает наших судов несправедливых. А святые отцы говорят, что если бы Господь по справедливости судил тебя, то тебя бы давно уже не было в живых, и мира бы этого не существовало. Божественная любовь выше справедливости.

Дай Бог нам, дорогие братия и сестры, следовать этим путём спасения, совершать ревностно дело христианской жизни во всех её внешних, обрядовых проявлениях. Давайте следить, чтобы дух самомнения не возникал в нашем сердце, чтобы в нас присутствовал духовный рост, не было такого застоя, когда на исповеди годами мы говорим одно и то же, и нет никакого исправления, изменения в нашей с вами жизни. И чтобы мы держали сердце своё в духе смирения, чтобы, если мы и сделали что-то доброе, то, как учит Господь, говорили: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17; 10).

Нам сложно представить, что было при рабовладельческом строе, но можем предположить, что рабов никто не хвалил и никаких призов и премий им не выдавалось. Они обязаны были совершать ту работу, которую даёт их господин и хозяин. У нас должно быть точно такое же чувство, что мы ничего доброго не делаем сверх того, что предписано нам и что наше сердце, любящее Господа, подвигает нас к тем или иным добрым поступкам.

И очень важно нам, дорогие братия и сестры, соответствовать духу Христовой веры, потому что очень часто во многих из нас вера не производит никакого преображения жизни. Человек, каким был лет десять или двадцать до прихода в Церковь, таким и остался, только постарел, седых волос прибавилось, лишь что-то изменилось в распорядке: не спит уже до полудня в воскресенье, вроде, в храм приходит, но качественно ничего не поменялось: не стал любить больше ближних, близких родственников, членов семьи, вообще людей, с которыми его Господь сводит по рабочим моментам или любым другим, случайным. Нет любви, нет радости от жизни с Господом.

Дай Бог нам избежать в своей жизни таких страшных упрёков в несоответствии нашему духу христианства, когда люди узнают о наших недостойных поступках и с недоумением скажут: «Да он же в Церковь ходит. Да я же его видел в храме на горе или в Троицком храме. Да не может быть, как же это можно перепутать. Это бес явился, наверное, в образе человека. Не могут так христиане поступать».

Дай Бог нам чувствовать эту ответственность за наше высокое звание христианина. Спасение — это задача жизни нашей – наследовать, получить это вечное спасение, с Господом пребывать в вечности на небе, потому что, если этого не случится, то жизнь наша прожита зря. Господь очень хочет, чтобы каждый из нас это спасение получил. Апостол Павел в послании к Тимофею так и говорит: «Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2; 4).

И вот как Он спасает, каждого своим индивидуальным, особым образом. Иногда через болезни. Об этих болезнях говорилось и сегодня в Евангелии, когда, например, кровоточивая женщина подошла ко Христу и хотела тайно, не афишируя, не излагая своей просьбы, прикоснуться хотя бы к краю одежды Спасителя и имела твердую веру, что получит исцеление. И она действительно получила его, потому что это прикосновение было особенным. Толпы народа теснили Христа со всех сторон, Он не мог пройти, наверное. И когда Он задал такой вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8; 45). Пётр от лица других отвечает Ему: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8; 45). Но Иисус сказал: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8; 46). То есть, это прикосновение по Божественному всеведению Господа этой женщины было, конечно, Ему известно, и она получила мгновенное исцеление, которое не могла многие десятки лет получить от врачей, издержав на них всё своё имение. И помогла ей в этом исцелении её пламенная вера.

Сейчас, дорогие братия и сестры, конечно, медицина поставлена на коммерческие рельсы. Если вы имели такое несчастье быть в больничке в какой-то городской, забудьте о том, что у вас было — всё это уйдет на лечение ваше. Принесёт пользу лечение или не принесёт — это уже другое дело. Но что же мы с вами должны помнить? Что при всякой болезни мы должны сначала исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн — это закон жизни христианина. Мы с вами часто забываем об этом, и когда где-то заколет, заболит, не разогнуться и всё — сразу пошла традиционная, нетрадиционная медицина, мануальная терапия, другая и всякие иные виды лечения, всё пробуем, но забываем каяться в грехах. Болезнь это как звоночек от Господа. Он хочет что-то нам сказать таким доходчивым способом и, конечно, чтобы разобраться и понять, что же Господь хочет нам сказать, мы должны обязательно прийти на исповедь и тщательнейшим образом проанализировать свою жизнь, найти нераскаянные грехи, которые и могли стать причиной болезни. И только причастившись Святых Христовых Тайн, затем искать способы исцеления от той или иной болезни.

Прикосновение больной женщины к ризам Спасителя обращает наше внимание, подвигает нас к тому, чтобы мы так же поступали, прикладываясь к иконам Спасителя, святых, причащаясь из Чаши Тела и Крови Христовых с такой несомненной, крепкой верой, как приступая к Самому Господу. Причащаясь, мы принимаем Тело и Кровь Христовы в своё тело, и своё естество соединяем с Его Божественной природой, чтобы такая же пламенная, искренняя вера, приводящая в трепет и духовное умиление, присутствовала в нашей с вами жизни.

А затем сегодняшнее Евангелие говорит о другом чуде, ещё более значительном, когда Христос воскресил уже умершую двенадцатилетнюю отроковицу, дочь Иаира, который был начальником синагоги. Иаир очень уважительно относился к религиозным верованиям иудеев. Это говорит о каких-то его религиозных внутренних, трепетных чувствах.

И вот, единственная дочь его была при смерти. И он, отринув своё высокое положение, идёт ко Христу, находит Его, падает перед Ним на колени и просит, чтобы Он вошёл к нему в дом, потому что дочь его тяжко болеет и находится при смерти. И тогда Господь пошёл по направлению к его дому. Это быстро не получилось, по пути произошло исцеление кровоточивой женщины. И в это время приходит вестник из дома и говорит Иаиру: «дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк. 8; 49).

Дорогие братия и сестры. Не дай Бог нам кому-то услышать такие слова, чтобы не сбылись они в нашей с вами жизни; чтобы Господь хранил нас и наших с вами детей в здравии и благоденствии; чтобы дети не умирали раньше родителей. Многие из здесь стоящих, я знаю, несут этот тяжелейший жизненный крест. Дай Бог вам сил, терпения и чтобы вы видели в этом тоже попечение Божественное, тяжёлое для человека попечение, непонятное, но, несомненно, исполненное любовью ко всем нам: и живым, и мёртвым. Это попечение состоит в том, чтобы все спаслись для вечности. И Господь знает, когда, кого, в каком состоянии и в каком виде забрать, через какую болезнь, через какое страдание. Потому что смысл жизни не в человеческом долголетии, а спасение в вечности, о котором говорил сегодня апостол Павел.

И Иаир сподобился этой радости, Господь воскресил умершую его дочь. Он взял её за руку с одра смертного, поднял её и сказал: «девица, встань» (Лк. 8; 54). Такой же голос, подобный, услышат все мёртвые в конце истории этого мира.

Может быть, скоро это будет, дорогие братия и сестры. В непростое время мы с вами живём. Кто-то из враждебных России президентов за океаном кнопки перепутает на пульте, и мира не будет в одно мгновение. И ничто не сможет воспрепятствовать этому. Когда мы жили с вами в советское время, то говорить о конце света было как-то неубедительно, неестественно. Мощная, самая сильная, самая передовая страна, пятнадцать республик, какой там конец света… Мы новый мир построим. Но всё рассыпалось в прах. И сейчас, чтобы убедиться, что миру конец, есть прекрасное средство: включить телевизор и посмотреть новости, и сразу убедишься, что скоро это будет. Перед страшным концом мира Господь воскресит всех умерших. Это вселяет радость, надежду в каждого из нас, потому что это дарует желательную встречу, как говорится в акафисте «Слава Богу за всё» с нашими умершими близкими, родными, любимыми сродниками нашими. И пусть эти слова служат утешением для каждого из нас. Ведь мы каждое воскресенье, стоя на литургии, вспоминаем наших усопших близких, родных, родителей, детей, дедов, прадедов, друзей наших. «Не умерла девица, но спит». И наши близкие не умерли, не исчезли в небытие. Они знают о нашей жизни, они участвуют в ней, молятся, находясь перед Престолом Божиим в том приближении к нему, насколько возможно это по добродетельной их земной жизни.

Поэтому, дай Бог всем нам, дорогие братия и сестры, спасения в вечности и чтобы мы с вами ценили и стремились к этому спасению небезразличием к своей духовной жизни земной.

Аминь.

12.10.2014
Предыдущая проповедь

12 октября 2014

Нагорная проповедь
Следующая проповедь

12 октября 2014

Нагорная проповедь Христа

Все проповеди за 2014 год

декабрь 2014

ноябрь 2014

октябрь 2014

сентябрь 2014

август 2014

июнь 2014

май 2014

апрель 2014

март 2014

февраль 2014

январь 2014

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00