Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Слово о жизненном кресте

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали краткий отрывок из Евангелия от Марка, в котором говорилось: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:34-35). Под душой здесь понимается жизнь человеческая. И мысли евангелиста Марка раскрывают смысл сказанного Христом: если кто хочет жизнь свою сберечь от всех ненужных искушений, от всех проблем и тягот, кто хочет прожить жизнь свою в удовольствие, для себя, то евангелист предупреждает тех словами Господа, что такой человек погубит душу свою для вечности, проживет жизнь свою напрасно. Как часто мы слышим эти слова в виде советов родителей своим повзрослевшим детям, что надо пожить в свое удовольствие, пожить для себя. Но Христос говорит: кто погубит душу свою ради Евангелия, тот спасет ее, то есть кто жизнь свою проживет для ближних, понуждая себя к добрым делам, жертвуя своими силами, средствами, своим свободным временем, своими талантами, превозмогая свою гордость. Такой человек, который «растрачивает» жизнь свою, который для других живет и старается другим угодить, этот человек спасет жизнь свою и душу свою для вечности.

Далее евангелист Марк говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Эти слова до сих пор являются упреком каждому из нас. В этих словах мы видим свое маловерие, которое выражается в том, что мы стыдимся исповедовать свою веру в общении с людьми, в разговорах, когда не пресекаем кощунственные речи, в нашем присутствии произносимые, когда люди, ожидая от нас слово Благовестия, в ответ слышат одно молчание. Наконец, все мы повинны в том, что стыдимся в светской мирской жизни креститься там, где это положено. Боимся прилюдно прославить Бога, в чувстве благодарности Ему, побуждаемые к этому созерцанием необыкновенной красоты Божьего мира, или проезжая мимо храма Божьего, стыдимся перекреститься за трапезой в общественном месте, – все это про нас. Это было порождение советского времени, когда человек боялся перекреститься в общественном месте, потому что подвергался как минимум насмешкам, на него показывали бы пальцем, как на сумасшедшего, психически ненормального человека. Крестное знамение было проявлением веры, и если это исходило от лица высокого должностного ранга, то он мог многое потерять.

Сейчас, когда нет гонений, когда советская власть рухнула как вавилонская башня, чего мы с вами боимся и стыдимся? Как укоренился в нас этот советский синдром. Конечно, верующих, воцерковленных людей, которые связывают со Христом свою жизнь, с Церковью, сейчас меньшинство. Но сейчас нас никто не преследует, никто не придает никакому порицанию. И мы этого стыдимся и боимся на людях исповедовать свою веру. А Господь призывает нас не стыдиться Его, а взять Крест свой и следовать за Ним. Господь никого не принуждает, никого не насилует, никого не утруждает, а как милостивый и любящий Отец, желая нам подлинного блага и спасения, Он призывает нашу свободную волю устремить к Нему. И в этой устремленности воли получить радость и жить с Господом и в этой, и в будущей жизни.

Сегодня очень ярко звучит тема Креста, который олицетворяет нашу многотрудную жизнь. Это тема жизненного креста. Когда мы видим какое-то чрезмерное горе, сочувствуя тем людям, мы говорим: «Наверно, это твой Крест! Неси его, потому что тебе дал его Бог!» Действительно, каждому священнику известна тяжелая жизнь верующих людей, перед взором проходят жизненные истории, полные горя и пролитых слез. Скорби составляют удел нашей земной жизни, нашего скорбного земного странствования. И мы порой приходим в Церковь не для того, чтобы укрепиться в несении нашего жизненного Креста, а чтобы Господь нам не дал болезней, не дал скорбей, не дал каких-то тяжелых испытаний. Мы стараемся Ему угодить, чтобы Господь пощадил нас, чтобы не трогал нас, чтобы не добавил тех скорбей и бед, которые мешают нашей жизни. Но парадокс состоит в том, что и людей высокой нравственной жизни, которым мы и в подметки не годимся, Господь тоже не оставлял скорбями и болезнями. И эти гиганты духа, святые при жизни люди, порой несли гораздо более тяжкий крест, преисполненный бед, страданий, скорбей и болезней.

Преподобный Амвросий Оптинский, который до монастыря был необыкновенно красивым, сильным, здоровым, который был душой любой компании, весельчаком, балагуром, как поступил в монастырь и начал свою подвижническую жизнь, он не выходил из болезней. Что только он не переносил?! И когда он открыл дверь кельи своей, принимая всех идущих к нему в Оптину пустынь, он встречал всех паломников, лежа на постели, не находя сил подняться и хотя бы присесть. А тысячи людей, приходящих к нему, получали утешение, поддержку и силы жить дальше. Блаженный Матфей Мальский, подвязавшийся в Псковской губернии, был парализован и лежал без движения 43 года. Известно, что даже княгиня Елизавета Федоровна приезжала к нему, ища утешения, поддержки и прося его молитв.

Наконец, апостол Павел, который освятил верой Христовой весь языческий мир, имел болезнь глаз, которая очень мешала ему писать, путешествовать, общаться с людьми. Однажды Христос явился ему на пути в Дамаск и осиял его необыкновенным Божественным светом, призвавшим его от ненависти к любви Христовой. Он посвятил Богу всю свою жизнь, молился Христу о даровании исцеления и услышал ответ от Господа, который он записал в своем послании: «Довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12,9).

Порой людям беззаконным, отрицающим Бога, живущим разгульно в страстях и пороках, Господь дает внешне бесскорбную жизнь. Конечно, это может быть обманчивое наше впечатление, потому что Крест, о котором мы говорим, чаще всего это внутреннее состояние и переживание человека, а не выражаемое каким-то внешним образом. Но когда мы видим таких людей, преуспевающих и бесскорбно живущих, порой это соблазняет нас. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если видишь грешника, преуспевающего в своих путях, то это верный признак того, что оставил его Господь». Почему Господь дает одному тяжелый крест, другому менее тяжкий, а третьему еще какой-то, возможно еще более тяжелый, который выражается в таких лишениях и скорбях, которые нам с вами и не снились? Это тайна Божия, сокрытая от нас. Когда преподобный Антоний Великий размышлял об этих судьбах Божиих, почему один богатый, другой бедный, почему один энергичный, второй ни к чему не способный, из лени своей никогда не вылезающий, один умирает в молодости, другой умереть и в старости не может, пресыщенный жизнью, услышал он голос Божий: «Антоний, себе внимай! А о том, о чем ты размышляешь, это судьбы Божии, тебе не подвластные и нереальные для твоего разумения».

Несомненно, мы с вами знаем и видим, что нет ни одного человека, который бы прожил без скорбей в этой жизни. С того момента как заключился рай, жизненный крест стал уделом человеческой жизни. В эту земную жизнь и рождается младенец с воплем, с криками и слезами, как бы символизируя все наполнение человеческой жизни, что его будет ожидать с момента рождения и до конца жизни. Скорби, которые посылает нам Господь, имеют великое значение. Кто из вас не замечал, когда какие-либо скорби или болезни посещают нас, как меняется обстановка вокруг нас, сколько добрых дел могут сделать люди по отношению к нам, люди, которые переживают за нас и участвуют в этой болезни, постигшей нас. Когда мы оказываемся на больничной койке, наши близкие и родные сострадают нам и становятся более чуткими и нежными, проявляют любовь к нам, тогда как  в состоянии здоровья, порой не хватает ни времени, ни сил, ни слов, и болезни побуждают нас проявить самые прекрасные чувства.

Когда нас посещают скорби, Господь призывает нас к терпению. Так и говорит апостол Павел в послании к Римлянам: «В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:12).  Господь посылает нам скорби для того, чтобы мы ими заслужили себе Царство Небесное. Апостол Павел говорит: «В доказательство того, что будет праведный Суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете» (2 Фес. 1:5), «ибо кратковременное легкое страдание наше производит безмерно и преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:7). Таким образом, любые страдания, даже незаслуженные, имеют свое значение для вечности, которую они открывают для человека. И в вечности будет воздаяние каждому по заслугам и абсолютная справедливость от Бога ожидает там каждого из нас.

Наконец, тот человек, который претерпевает скорби, болезни и страдания, становится сам чутким к скорбям и болезням других. Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: «Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящегося во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1:5). В любых скорбях мы черпаем утешение и поддержку в молитве, когда обращаемся к Господу нашему Иисусу Христу, понесшему немощи наши и болезни, который претерпел страдания и Крест ради нашего с вами спасения, Он сам, как говорил апостол Павел, «искушаем был, может и искушаемым помочь». Мы с вами среди этих скорбей не унываем, нас они не ввергают в отчаяние и не убивают окончательно. Среди скорбей мы испытываем радость и утешение, потому что скорби — это не конец. За ними следует славная победа Христова и высочайшее утешение и радость, которою Господь сподобляет нас и в этой жизни, и особенно в жизни вечной, о чем мы говорили, вспоминая эти слова апостола Павла.

Дорогие братья и сестры, любое страдание, любая скорбь посылаются нам от Бога. И в этих скорбях очищается душа человеческая, как золото в горниле. Бог стирает с нашей души всю грязь, также как чистоплотная хозяйка стирает грязное белье, чтобы придать ему прежнюю свежесть и чистоту. Поэтому дай Бог нам покорности воли Божией. Дай Бог нам правильного отношения к скорбям, чтобы мы самонадеянно не искали этих скорбей, бед и приключений, чтобы не занимались самодеятельностью, не возлагали на себя надуманные кресты, порой без благословения священника, ввергая себя в те или иные жизненные нелепые ситуации. И вот когда чрезмерные скорби, кажется, надвигаются на нас, будем взирать на Крест Христов, который сегодня прославляет Церковь, будем вспоминать великих святых, которые претерпевали скорби. Например, праведного Иова Многострадального, которого Бог позволил сатане испытать до предела человеческого терпения, но который сохранил веру в Бога и был вознагражден сторицей.

Дай Бог нам преданности воли Божией и благодарности за нашу жизнь земную – предвестницу небесной жизни!

Аминь!

29 сентября 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы с вами слышали краткий отрывок из Евангелия от Марка, в котором говорилось: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:34-35). Под душой здесь понимается жизнь человеческая. И мысли евангелиста Марка раскрывают смысл сказанного Христом: если кто хочет жизнь свою сберечь от всех ненужных искушений, от всех проблем и тягот, кто хочет прожить жизнь свою в удовольствие, для себя, то евангелист предупреждает тех словами Господа, что такой человек погубит душу свою для вечности, проживет жизнь свою напрасно. Как часто мы слышим эти слова в виде советов родителей своим повзрослевшим детям, что надо пожить в свое удовольствие, пожить для себя. Но Христос говорит: кто погубит душу свою ради Евангелия, тот спасет ее, то есть кто жизнь свою проживет для ближних, понуждая себя к добрым делам, жертвуя своими силами, средствами, своим свободным временем, своими талантами, превозмогая свою гордость. Такой человек, который «растрачивает» жизнь свою, который для других живет и старается другим угодить, этот человек спасет жизнь свою и душу свою для вечности.

Далее евангелист Марк говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Эти слова до сих пор являются упреком каждому из нас. В этих словах мы видим свое маловерие, которое выражается в том, что мы стыдимся исповедовать свою веру в общении с людьми, в разговорах, когда не пресекаем кощунственные речи, в нашем присутствии произносимые, когда люди, ожидая от нас слово Благовестия, в ответ слышат одно молчание. Наконец, все мы повинны в том, что стыдимся в светской мирской жизни креститься там, где это положено. Боимся прилюдно прославить Бога, в чувстве благодарности Ему, побуждаемые к этому созерцанием необыкновенной красоты Божьего мира, или проезжая мимо храма Божьего, стыдимся перекреститься за трапезой в общественном месте, – все это про нас. Это было порождение советского времени, когда человек боялся перекреститься в общественном месте, потому что подвергался как минимум насмешкам, на него показывали бы пальцем, как на сумасшедшего, психически ненормального человека. Крестное знамение было проявлением веры, и если это исходило от лица высокого должностного ранга, то он мог многое потерять.

Сейчас, когда нет гонений, когда советская власть рухнула как вавилонская башня, чего мы с вами боимся и стыдимся? Как укоренился в нас этот советский синдром. Конечно, верующих, воцерковленных людей, которые связывают со Христом свою жизнь, с Церковью, сейчас меньшинство. Но сейчас нас никто не преследует, никто не придает никакому порицанию. И мы этого стыдимся и боимся на людях исповедовать свою веру. А Господь призывает нас не стыдиться Его, а взять Крест свой и следовать за Ним. Господь никого не принуждает, никого не насилует, никого не утруждает, а как милостивый и любящий Отец, желая нам подлинного блага и спасения, Он призывает нашу свободную волю устремить к Нему. И в этой устремленности воли получить радость и жить с Господом и в этой, и в будущей жизни.

Сегодня очень ярко звучит тема Креста, который олицетворяет нашу многотрудную жизнь. Это тема жизненного креста. Когда мы видим какое-то чрезмерное горе, сочувствуя тем людям, мы говорим: «Наверно, это твой Крест! Неси его, потому что тебе дал его Бог!» Действительно, каждому священнику известна тяжелая жизнь верующих людей, перед взором проходят жизненные истории, полные горя и пролитых слез. Скорби составляют удел нашей земной жизни, нашего скорбного земного странствования. И мы порой приходим в Церковь не для того, чтобы укрепиться в несении нашего жизненного Креста, а чтобы Господь нам не дал болезней, не дал скорбей, не дал каких-то тяжелых испытаний. Мы стараемся Ему угодить, чтобы Господь пощадил нас, чтобы не трогал нас, чтобы не добавил тех скорбей и бед, которые мешают нашей жизни. Но парадокс состоит в том, что и людей высокой нравственной жизни, которым мы и в подметки не годимся, Господь тоже не оставлял скорбями и болезнями. И эти гиганты духа, святые при жизни люди, порой несли гораздо более тяжкий крест, преисполненный бед, страданий, скорбей и болезней.

Преподобный Амвросий Оптинский, который до монастыря был необыкновенно красивым, сильным, здоровым, который был душой любой компании, весельчаком, балагуром, как поступил в монастырь и начал свою подвижническую жизнь, он не выходил из болезней. Что только он не переносил?! И когда он открыл дверь кельи своей, принимая всех идущих к нему в Оптину пустынь, он встречал всех паломников, лежа на постели, не находя сил подняться и хотя бы присесть. А тысячи людей, приходящих к нему, получали утешение, поддержку и силы жить дальше. Блаженный Матфей Мальский, подвязавшийся в Псковской губернии, был парализован и лежал без движения 43 года. Известно, что даже княгиня Елизавета Федоровна приезжала к нему, ища утешения, поддержки и прося его молитв.

Наконец, апостол Павел, который освятил верой Христовой весь языческий мир, имел болезнь глаз, которая очень мешала ему писать, путешествовать, общаться с людьми. Однажды Христос явился ему на пути в Дамаск и осиял его необыкновенным Божественным светом, призвавшим его от ненависти к любви Христовой. Он посвятил Богу всю свою жизнь, молился Христу о даровании исцеления и услышал ответ от Господа, который он записал в своем послании: «Довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12,9).

Порой людям беззаконным, отрицающим Бога, живущим разгульно в страстях и пороках, Господь дает внешне бесскорбную жизнь. Конечно, это может быть обманчивое наше впечатление, потому что Крест, о котором мы говорим, чаще всего это внутреннее состояние и переживание человека, а не выражаемое каким-то внешним образом. Но когда мы видим таких людей, преуспевающих и бесскорбно живущих, порой это соблазняет нас. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если видишь грешника, преуспевающего в своих путях, то это верный признак того, что оставил его Господь». Почему Господь дает одному тяжелый крест, другому менее тяжкий, а третьему еще какой-то, возможно еще более тяжелый, который выражается в таких лишениях и скорбях, которые нам с вами и не снились? Это тайна Божия, сокрытая от нас. Когда преподобный Антоний Великий размышлял об этих судьбах Божиих, почему один богатый, другой бедный, почему один энергичный, второй ни к чему не способный, из лени своей никогда не вылезающий, один умирает в молодости, другой умереть и в старости не может, пресыщенный жизнью, услышал он голос Божий: «Антоний, себе внимай! А о том, о чем ты размышляешь, это судьбы Божии, тебе не подвластные и нереальные для твоего разумения».

Несомненно, мы с вами знаем и видим, что нет ни одного человека, который бы прожил без скорбей в этой жизни. С того момента как заключился рай, жизненный крест стал уделом человеческой жизни. В эту земную жизнь и рождается младенец с воплем, с криками и слезами, как бы символизируя все наполнение человеческой жизни, что его будет ожидать с момента рождения и до конца жизни. Скорби, которые посылает нам Господь, имеют великое значение. Кто из вас не замечал, когда какие-либо скорби или болезни посещают нас, как меняется обстановка вокруг нас, сколько добрых дел могут сделать люди по отношению к нам, люди, которые переживают за нас и участвуют в этой болезни, постигшей нас. Когда мы оказываемся на больничной койке, наши близкие и родные сострадают нам и становятся более чуткими и нежными, проявляют любовь к нам, тогда как  в состоянии здоровья, порой не хватает ни времени, ни сил, ни слов, и болезни побуждают нас проявить самые прекрасные чувства.

Когда нас посещают скорби, Господь призывает нас к терпению. Так и говорит апостол Павел в послании к Римлянам: «В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:12).  Господь посылает нам скорби для того, чтобы мы ими заслужили себе Царство Небесное. Апостол Павел говорит: «В доказательство того, что будет праведный Суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете» (2 Фес. 1:5), «ибо кратковременное легкое страдание наше производит безмерно и преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:7). Таким образом, любые страдания, даже незаслуженные, имеют свое значение для вечности, которую они открывают для человека. И в вечности будет воздаяние каждому по заслугам и абсолютная справедливость от Бога ожидает там каждого из нас.

Наконец, тот человек, который претерпевает скорби, болезни и страдания, становится сам чутким к скорбям и болезням других. Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: «Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящегося во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1:5). В любых скорбях мы черпаем утешение и поддержку в молитве, когда обращаемся к Господу нашему Иисусу Христу, понесшему немощи наши и болезни, который претерпел страдания и Крест ради нашего с вами спасения, Он сам, как говорил апостол Павел, «искушаем был, может и искушаемым помочь». Мы с вами среди этих скорбей не унываем, нас они не ввергают в отчаяние и не убивают окончательно. Среди скорбей мы испытываем радость и утешение, потому что скорби — это не конец. За ними следует славная победа Христова и высочайшее утешение и радость, которою Господь сподобляет нас и в этой жизни, и особенно в жизни вечной, о чем мы говорили, вспоминая эти слова апостола Павла.

Дорогие братья и сестры, любое страдание, любая скорбь посылаются нам от Бога. И в этих скорбях очищается душа человеческая, как золото в горниле. Бог стирает с нашей души всю грязь, также как чистоплотная хозяйка стирает грязное белье, чтобы придать ему прежнюю свежесть и чистоту. Поэтому дай Бог нам покорности воли Божией. Дай Бог нам правильного отношения к скорбям, чтобы мы самонадеянно не искали этих скорбей, бед и приключений, чтобы не занимались самодеятельностью, не возлагали на себя надуманные кресты, порой без благословения священника, ввергая себя в те или иные жизненные нелепые ситуации. И вот когда чрезмерные скорби, кажется, надвигаются на нас, будем взирать на Крест Христов, который сегодня прославляет Церковь, будем вспоминать великих святых, которые претерпевали скорби. Например, праведного Иова Многострадального, которого Бог позволил сатане испытать до предела человеческого терпения, но который сохранил веру в Бога и был вознагражден сторицей.

Дай Бог нам преданности воли Божией и благодарности за нашу жизнь земную – предвестницу небесной жизни!

Аминь!

29.09.2019
Предыдущая проповедь

22 сентября 2019

О необходимости снимать ветхую и облачаться в брачную одежду.
Следующая проповедь

6 октября 2019

Чудесный улов рыбы

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00