Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, который повествует об одном из множества чудес, которое совершил в земной жизни Господь наш Иисус Христос. Эта история об исцелении бесноватого сына одного несчастного отца, который подошел ко Христу в тот момент, когда Он с избранными учениками Петром, Иаковом и Иоанном спускался с горы Фавор после Своего славного Преображения. Так, это чтение и хронологически, и по церковному календарю находится в последовательности евангельских событий.
Отец этого несчастного отрока упал на колени перед Христом и сказал: «Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17:15-16). Почему же апостолы не могли исцелить этого отрока больного? Ведь Господь уже дал им власть над духами нечистыми, дал власть исцелять недуги людей, а значит, и творить чудеса. Несомненно, апостолы совершали чудеса, о которых нам неизвестно. Невозможно описать жизнь самого обычного человека, рассказать обо всём, что с ним происходило, а жизнь великих людей, апостолов — многогранна и невероятно насыщенна, и каждый день происходили те или иные важнейшие и судьбоносные явления в их служении людям и проповеди Евангелия.
На вопрос апостолов Господь ответил так — по вашему неверию. Некоторые толкователи Священного Писания говорят о том, что, во-первых, вера самого отца была не совершенна. Смотрите, как он просит у Господа: если что можешь, сжалься над нами, на всякий случай попробуй, а вдруг получится (см. Мк. 9:22). Мы отчётливо видим, что эта просьба сопряжена с маловерием, она не была убедительной, она была лишена чувства смирения и недостоинства, поэтому Господь и говорит этому несчастному отцу: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23). И затем в отчаянии отцовской любви к страдающему сыну, со слезами, как сказано в Евангелие, отец говорит: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). И Господь запретил духу нечистому так, что мальчик пал словно мертвый, затем Господь взял его за руку, поднял и совершенно здоровым отдал отцу (см. Мк. 9:25-27). Поэтому апостолы не могли совершить это чудо по неверию отца.
Другие толкователи говорят, что в тот момент с апостолами не было Петра, Иакова и Иоанна, самых укорененных в вере, так как они были на Фаворе со Христом. Также важно понимать, что эти события происходили незадолго до страданий Спасителя, о чем Он говорит в завершении этого отрывка, что Сын Человеческий будет предан на распятие и убьют Его и в третий день воскреснет (см. Мф. 17:22-23). Святитель Дмитрий Ростовский отмечает, что апостолы и не могли совершить чудо, потому что среди них был Иуда, который уже продумывал план своего предательства, разочаровавшись в «таком» Мессии и питая злобу и ненависть к Нему.
С другой стороны, слабая вера апостолов тоже имела место быть, потому что бесстрашными, сильными и укорененными в вере они стали после события Пятидесятницы, когда Дух Святой укрепил их, и они, превозмогая страх смерти и мучений, мужественно и самозабвенно проповедовали Слово Божие.
Примечательна была просьба отца к Спасителю: «Помилуй меня! Потому что сын мой жестоко страдает!» То есть эти страдания сына в большей степени затрагивали самого отца, его родительское сердце было разбито, оно мучилось, видя страдания любимого сына. Вероятно, отец вкладывал в эти страдания своего чада в том числе и свою вину.
В житиях святых много примеров того, когда святые раскрывали родителям их вину в страдании детей. Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришел отец, который нёс парализованного сына, и Амвросий спросил его: «А воровал ли ты в жизни?» Когда отец признался, что был повинен в этом грехе, преподобный ответил: «Иди! Господь дарует исцеление твоему сыну! Оставь грех!». Далее в жизни прп. Паисия (Величковского) тоже есть такой момент, когда к нему пришел отец с больным сыном, и он ему говорит: «Ты блудную страсть, сожительство блудное оставь и сын твой будет здоров!» И отец, пораженный этим видением святого, оставил грех, как тут же сын исцелился.
Поэтому для нас, дорогие братья и сестры, для родителей, это напоминание о нашей ответственности за жизни наших детей. Мы не имеем права с вами жить как вздумается, жить во грехе, потому что последствия за грехи родителей сказываются на детях.
В духовном мире существует множество скрытых форм одержимости злыми духами, когда бесы получают власть над человеком и способны воздействовать на него, когда иссекает благодать Божия и устремление к Богу в человеке. Это очень страшное состояние, потому что дьявол вселяется в человека и получает власть над ним, не потому что ему делать нечего. Цель дьявола всегда одна — уничтожить человека и духовно, и физически, и очень часто он достигает и того и другого, постепенно реализуя свою власть в человеке. Но Бог даёт нам веру, даёт Таинства, даёт Церковь, даёт пост и молитву, чтобы мы постоянно прибегали к Богу, искали источник и средства к стяжанию благодати Божией, и тогда, когда мы покоримся Богу, то сможем противостать диаволу, и убежит от нас (см. Иак. 4:7), и мы будем защищены благодатью Божьей от его страшных козней и в этой жизни, и в жизни вечной.
Аминь!
16 августа 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, который повествует об одном из множества чудес, которое совершил в земной жизни Господь наш Иисус Христос. Эта история об исцелении бесноватого сына одного несчастного отца, который подошел ко Христу в тот момент, когда Он с избранными учениками Петром, Иаковом и Иоанном спускался с горы Фавор после Своего славного Преображения. Так, это чтение и хронологически, и по церковному календарю находится в последовательности евангельских событий.
Отец этого несчастного отрока упал на колени перед Христом и сказал: «Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17:15-16). Почему же апостолы не могли исцелить этого отрока больного? Ведь Господь уже дал им власть над духами нечистыми, дал власть исцелять недуги людей, а значит, и творить чудеса. Несомненно, апостолы совершали чудеса, о которых нам неизвестно. Невозможно описать жизнь самого обычного человека, рассказать обо всём, что с ним происходило, а жизнь великих людей, апостолов — многогранна и невероятно насыщенна, и каждый день происходили те или иные важнейшие и судьбоносные явления в их служении людям и проповеди Евангелия.
На вопрос апостолов Господь ответил так — по вашему неверию. Некоторые толкователи Священного Писания говорят о том, что, во-первых, вера самого отца была не совершенна. Смотрите, как он просит у Господа: если что можешь, сжалься над нами, на всякий случай попробуй, а вдруг получится (см. Мк. 9:22). Мы отчётливо видим, что эта просьба сопряжена с маловерием, она не была убедительной, она была лишена чувства смирения и недостоинства, поэтому Господь и говорит этому несчастному отцу: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23). И затем в отчаянии отцовской любви к страдающему сыну, со слезами, как сказано в Евангелие, отец говорит: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). И Господь запретил духу нечистому так, что мальчик пал словно мертвый, затем Господь взял его за руку, поднял и совершенно здоровым отдал отцу (см. Мк. 9:25-27). Поэтому апостолы не могли совершить это чудо по неверию отца.
Другие толкователи говорят, что в тот момент с апостолами не было Петра, Иакова и Иоанна, самых укорененных в вере, так как они были на Фаворе со Христом. Также важно понимать, что эти события происходили незадолго до страданий Спасителя, о чем Он говорит в завершении этого отрывка, что Сын Человеческий будет предан на распятие и убьют Его и в третий день воскреснет (см. Мф. 17:22-23). Святитель Дмитрий Ростовский отмечает, что апостолы и не могли совершить чудо, потому что среди них был Иуда, который уже продумывал план своего предательства, разочаровавшись в «таком» Мессии и питая злобу и ненависть к Нему.
С другой стороны, слабая вера апостолов тоже имела место быть, потому что бесстрашными, сильными и укорененными в вере они стали после события Пятидесятницы, когда Дух Святой укрепил их, и они, превозмогая страх смерти и мучений, мужественно и самозабвенно проповедовали Слово Божие.
Примечательна была просьба отца к Спасителю: «Помилуй меня! Потому что сын мой жестоко страдает!» То есть эти страдания сына в большей степени затрагивали самого отца, его родительское сердце было разбито, оно мучилось, видя страдания любимого сына. Вероятно, отец вкладывал в эти страдания своего чада в том числе и свою вину.
В житиях святых много примеров того, когда святые раскрывали родителям их вину в страдании детей. Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришел отец, который нёс парализованного сына, и Амвросий спросил его: «А воровал ли ты в жизни?» Когда отец признался, что был повинен в этом грехе, преподобный ответил: «Иди! Господь дарует исцеление твоему сыну! Оставь грех!». Далее в жизни прп. Паисия (Величковского) тоже есть такой момент, когда к нему пришел отец с больным сыном, и он ему говорит: «Ты блудную страсть, сожительство блудное оставь и сын твой будет здоров!» И отец, пораженный этим видением святого, оставил грех, как тут же сын исцелился.
Поэтому для нас, дорогие братья и сестры, для родителей, это напоминание о нашей ответственности за жизни наших детей. Мы не имеем права с вами жить как вздумается, жить во грехе, потому что последствия за грехи родителей сказываются на детях.
В духовном мире существует множество скрытых форм одержимости злыми духами, когда бесы получают власть над человеком и способны воздействовать на него, когда иссекает благодать Божия и устремление к Богу в человеке. Это очень страшное состояние, потому что дьявол вселяется в человека и получает власть над ним, не потому что ему делать нечего. Цель дьявола всегда одна — уничтожить человека и духовно, и физически, и очень часто он достигает и того и другого, постепенно реализуя свою власть в человеке. Но Бог даёт нам веру, даёт Таинства, даёт Церковь, даёт пост и молитву, чтобы мы постоянно прибегали к Богу, искали источник и средства к стяжанию благодати Божией, и тогда, когда мы покоримся Богу, то сможем противостать диаволу, и убежит от нас (см. Иак. 4:7), и мы будем защищены благодатью Божьей от его страшных козней и в этой жизни, и в жизни вечной.
Аминь!
16.08.2020
Предыдущая проповедь
2 августа 2020
Следующая проповедь
19 августа 2020
Все проповеди за 2020 год