Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры. Мы с вами только что прослушали евангельский отрывок, который Церковь предлагает нам в назидание в сегодняшний воскресный день, об очередном чуде, которое совершил Господь, исцелив бесноватого отрока. Об этом просил Христа его несчастный скорбящий отец. В прошлое воскресенье мы с вами рассуждали о чуде исцеления расслабленного человека, которое совершилось по вере четырех друзей, несших его на носилках и опустивших к ногам Христовым в доме. И здесь мы тоже видим просьбу об исцелении. Как и сейчас, люди ждут от Господа одних чудес.
Но Христос не для того пришёл на эту землю, не для того родился от Девы Марии, приняв нашу человеческую плоть, чтобы всем было хорошо. Он пришёл не для того, чтобы во время земной жизни исцелить всех болящих, воскресить всех мёртвых, облагодетельствовать весь мир и вознестись на небо, оставив о Себе приятное для всех воспоминание. Не для этого мы верим во Христа. Не для этого мы должны приходить в храмы, которые Ему принадлежат. Но поскольку это мало выражено, или практически вообще отсутствует правильное отношение к Богу, Господь говорит в этом евангельском отрывке такие слова: «о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Эти слова в контексте Евангелия адресованы, прежде всего, к отцу этого больного ребёнка, потому что он пришёл ко Христу на всякий случай, когда уже всё перепробовал и ни от кого не получил помощи, так же, как евангельская кровоточивая женщина, которая на врачей истратила всё своё имение и не получила от них никакой пользы. Как к последней надежде, и то на всякий случай, обращается он ко Христу, это видно из его слов: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9:22). В этих словах нет веры. Это слова маловерия, которые Бог не слышит в наших молитвах, потому что нет веры, нет любви, устремлённой к Нему, нет союза с Богом.
И мы с вами должны каждый ответить себе на вопрос: а для чего мы верим в Бога? Для чего мы пришли сегодня в храм? Кто из нас привык к такому образу жизни, тому невозможно воскресный день провести иначе, хотя бы потому, что есть заповедь — «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8-10). Мы приходим в храм, чтобы повидаться со своими единомышленниками, с друзьями, с которыми нам комфортно общаться и быть рядом с ними; иногда, чтобы показать себя, свои новые наряды, обменяться новостями и так далее. Иногда нас приводит к Богу эгоизм и прагматизм, как всеобщая нужда. В молитвенном обращении к Нему нам всем от Него чего-то надо, и чаще всего материальных благ. Вокруг них в основном все наши молитвы.
Но иногда с ужасом останавливаешь себя в этих размышлениях и думаешь: а зачем же тут Бог? Ведь чудеса можно получить и в другом месте. Достаточно посмотреть газеты, рекламу, где предлагают всё – и отвороты, и привороты, успехи во всех делах — всё сейчас предлагается, стоит только поискать. За ваши деньги всё это вам дадут. Горько бывает слушать священникам, что люди ходят к целителям, экстрасенсам. Человек видит у этих целителей свечи, иконы и думает, что это не грех, что он попал туда, куда надо, и сейчас он легко и быстро достигнет любого блага. Достичь-то можно, но в призрачном, иллюзорном рукотворении, которое исходит от этих злых сил. Только душу при этом человек продаёт дьяволу, и выбраться из этих сетей уже невозможно.
Мы должны приходить ко Христу и верить в Него ради Него Самого, как в человеческих отношениях, когда любовь возникает между людьми, и один без другого существовать не может. В моменты разлуки жизнь тускла, невозможна, и только рядом с любимым, только вместе с ним она прекрасна. Только в этом любовь, в этом гармония и в этом счастье. Вот так же и по отношению к Богу – Он Сам является Тем, к Кому должны быть обращены наши мысли, наши молитвы, наша любовь, потому что мы без Него жить не можем. Он настолько прекрасен, что совершеннее нет никого ни на земле, ни на небе. Мы должны приходить ко Христу, чтобы избавиться от своих грехов.
Преподобный Иоанн Лествичник, которому посвящён сегодняшний день, говорит: «Самое главное несчастье и зло для человеческой жизни — это грех». Нам кажется, что зло и горе приходят от других моментов – от болезней, страданий, от смерти близких, от неудач, от отсутствия денег, работы и т.д. А преподобный Иоанн Лествичник говорит, что это не так, что самое большое несчастье — это грех. Можно подумать, что, наверное, монахи ничего не понимают. Они живут в иллюзорном мире, им ничего не надо, и они говорят непонятные и неприемлемые вещи для нас, мирских людей.
Но нет, дорогие братия и сестры, дело не в этом. Дело в том, что какие бы страдания и бедствия мы ни претерпевали в нашей жизни, они рано или поздно все окончатся. Даже и присутствуя в нашей жизни, они оказывают целительное воздействие на нашу душу, готовя её к вечности. А если мы не преодолеем грех, не победим его, то вечность будет перечёркнута, несмотря на то иллюзорное счастье, которого мы добиваемся и ищем здесь, на земле.
Беда состоит в том, что мы не видим зла от греха. Мы не замечаем грехов. Иногда, придя ко Христу в зрелые годы, мы вспоминаем моменты своих прежних грехопадений, буйной разгульной юности, раскаиваемся в этих грехах, а когда мы отошли от таких грехов, которые не совместимы с евангельской жизнью, мы не чувствуем себя грешными людьми. А иногда даже любим грех и не хотим с ним расставаться.
Почему же так? Потому, что не задумываемся над ними. Мы ставим себе неверные оценки. Мы должны, желая увидеть наш грех, сравнивать себя со святыми, наконец, с Самим Христом, идеалом нравственности и воплощённой истины. Мы должны попробовать жить без греха, и тогда мы увидим этот грех, потому что, сроднившись с ним, наша жизнь без греха становится невозможной. Мы не боремся с грехом, мы смиряемся с ним, мы ищем грехи, мы пребываем в них. Попробовать бы нам хотя бы в этот сегодняшний воскресный день прожить без излюбленных грехов – без осуждений, без тщеславия, без гордости, без чревоугодия. Мы увидим, что мы все покрыты с головы до ног этими грехами. Но живя с грехом, невозможно соединиться с Богом. Мы должны противостоять этому греху, должны исключить его из своей жизни.
В сегодняшнем Евангелии Церковь даёт нам средство, как избавиться от дьявола и греха. Эти два слова можно употреблять как синонимы, так как именно дьявол ввергает человека в грех. Почему апостолы не могли изгнать злого духа из больного отрока? Потому что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Церковь предлагает нам два спасительных средства не только на время Великого поста, а и для постоянного присутствия в нашей жизни: пост и молитва. Без молитвы нет Бога, нет устремлённого к Нему взора и мысли. Без поста, который понимается здесь как всецелое, совокупное воздержание, человеку нет никакой духовной жизни и нет борьбы с грехом, потому что грех, приходя через мысли, реализуется через тело человека, через наши органы чувств.
И сегодня будем помнить слова прп. Иоанна Лествичника: «самое страшное на земле, самое страшное в нашей жизни — это грех». И тот же самый святой говорит нам, что на Страшном суде Христовом мы с вами не будем осуждены за то, что не богословствовали, что не творили чудес, не воскрешали мёртвых, а будем осуждены за то, что не плакали о своих грехах.
Аминь.
18 марта 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры. Мы с вами только что прослушали евангельский отрывок, который Церковь предлагает нам в назидание в сегодняшний воскресный день, об очередном чуде, которое совершил Господь, исцелив бесноватого отрока. Об этом просил Христа его несчастный скорбящий отец. В прошлое воскресенье мы с вами рассуждали о чуде исцеления расслабленного человека, которое совершилось по вере четырех друзей, несших его на носилках и опустивших к ногам Христовым в доме. И здесь мы тоже видим просьбу об исцелении. Как и сейчас, люди ждут от Господа одних чудес.
Но Христос не для того пришёл на эту землю, не для того родился от Девы Марии, приняв нашу человеческую плоть, чтобы всем было хорошо. Он пришёл не для того, чтобы во время земной жизни исцелить всех болящих, воскресить всех мёртвых, облагодетельствовать весь мир и вознестись на небо, оставив о Себе приятное для всех воспоминание. Не для этого мы верим во Христа. Не для этого мы должны приходить в храмы, которые Ему принадлежат. Но поскольку это мало выражено, или практически вообще отсутствует правильное отношение к Богу, Господь говорит в этом евангельском отрывке такие слова: «о, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Эти слова в контексте Евангелия адресованы, прежде всего, к отцу этого больного ребёнка, потому что он пришёл ко Христу на всякий случай, когда уже всё перепробовал и ни от кого не получил помощи, так же, как евангельская кровоточивая женщина, которая на врачей истратила всё своё имение и не получила от них никакой пользы. Как к последней надежде, и то на всякий случай, обращается он ко Христу, это видно из его слов: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9:22). В этих словах нет веры. Это слова маловерия, которые Бог не слышит в наших молитвах, потому что нет веры, нет любви, устремлённой к Нему, нет союза с Богом.
И мы с вами должны каждый ответить себе на вопрос: а для чего мы верим в Бога? Для чего мы пришли сегодня в храм? Кто из нас привык к такому образу жизни, тому невозможно воскресный день провести иначе, хотя бы потому, что есть заповедь — «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8-10). Мы приходим в храм, чтобы повидаться со своими единомышленниками, с друзьями, с которыми нам комфортно общаться и быть рядом с ними; иногда, чтобы показать себя, свои новые наряды, обменяться новостями и так далее. Иногда нас приводит к Богу эгоизм и прагматизм, как всеобщая нужда. В молитвенном обращении к Нему нам всем от Него чего-то надо, и чаще всего материальных благ. Вокруг них в основном все наши молитвы.
Но иногда с ужасом останавливаешь себя в этих размышлениях и думаешь: а зачем же тут Бог? Ведь чудеса можно получить и в другом месте. Достаточно посмотреть газеты, рекламу, где предлагают всё – и отвороты, и привороты, успехи во всех делах — всё сейчас предлагается, стоит только поискать. За ваши деньги всё это вам дадут. Горько бывает слушать священникам, что люди ходят к целителям, экстрасенсам. Человек видит у этих целителей свечи, иконы и думает, что это не грех, что он попал туда, куда надо, и сейчас он легко и быстро достигнет любого блага. Достичь-то можно, но в призрачном, иллюзорном рукотворении, которое исходит от этих злых сил. Только душу при этом человек продаёт дьяволу, и выбраться из этих сетей уже невозможно.
Мы должны приходить ко Христу и верить в Него ради Него Самого, как в человеческих отношениях, когда любовь возникает между людьми, и один без другого существовать не может. В моменты разлуки жизнь тускла, невозможна, и только рядом с любимым, только вместе с ним она прекрасна. Только в этом любовь, в этом гармония и в этом счастье. Вот так же и по отношению к Богу – Он Сам является Тем, к Кому должны быть обращены наши мысли, наши молитвы, наша любовь, потому что мы без Него жить не можем. Он настолько прекрасен, что совершеннее нет никого ни на земле, ни на небе. Мы должны приходить ко Христу, чтобы избавиться от своих грехов.
Преподобный Иоанн Лествичник, которому посвящён сегодняшний день, говорит: «Самое главное несчастье и зло для человеческой жизни — это грех». Нам кажется, что зло и горе приходят от других моментов – от болезней, страданий, от смерти близких, от неудач, от отсутствия денег, работы и т.д. А преподобный Иоанн Лествичник говорит, что это не так, что самое большое несчастье — это грех. Можно подумать, что, наверное, монахи ничего не понимают. Они живут в иллюзорном мире, им ничего не надо, и они говорят непонятные и неприемлемые вещи для нас, мирских людей.
Но нет, дорогие братия и сестры, дело не в этом. Дело в том, что какие бы страдания и бедствия мы ни претерпевали в нашей жизни, они рано или поздно все окончатся. Даже и присутствуя в нашей жизни, они оказывают целительное воздействие на нашу душу, готовя её к вечности. А если мы не преодолеем грех, не победим его, то вечность будет перечёркнута, несмотря на то иллюзорное счастье, которого мы добиваемся и ищем здесь, на земле.
Беда состоит в том, что мы не видим зла от греха. Мы не замечаем грехов. Иногда, придя ко Христу в зрелые годы, мы вспоминаем моменты своих прежних грехопадений, буйной разгульной юности, раскаиваемся в этих грехах, а когда мы отошли от таких грехов, которые не совместимы с евангельской жизнью, мы не чувствуем себя грешными людьми. А иногда даже любим грех и не хотим с ним расставаться.
Почему же так? Потому, что не задумываемся над ними. Мы ставим себе неверные оценки. Мы должны, желая увидеть наш грех, сравнивать себя со святыми, наконец, с Самим Христом, идеалом нравственности и воплощённой истины. Мы должны попробовать жить без греха, и тогда мы увидим этот грех, потому что, сроднившись с ним, наша жизнь без греха становится невозможной. Мы не боремся с грехом, мы смиряемся с ним, мы ищем грехи, мы пребываем в них. Попробовать бы нам хотя бы в этот сегодняшний воскресный день прожить без излюбленных грехов – без осуждений, без тщеславия, без гордости, без чревоугодия. Мы увидим, что мы все покрыты с головы до ног этими грехами. Но живя с грехом, невозможно соединиться с Богом. Мы должны противостоять этому греху, должны исключить его из своей жизни.
В сегодняшнем Евангелии Церковь даёт нам средство, как избавиться от дьявола и греха. Эти два слова можно употреблять как синонимы, так как именно дьявол ввергает человека в грех. Почему апостолы не могли изгнать злого духа из больного отрока? Потому что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Церковь предлагает нам два спасительных средства не только на время Великого поста, а и для постоянного присутствия в нашей жизни: пост и молитва. Без молитвы нет Бога, нет устремлённого к Нему взора и мысли. Без поста, который понимается здесь как всецелое, совокупное воздержание, человеку нет никакой духовной жизни и нет борьбы с грехом, потому что грех, приходя через мысли, реализуется через тело человека, через наши органы чувств.
И сегодня будем помнить слова прп. Иоанна Лествичника: «самое страшное на земле, самое страшное в нашей жизни — это грех». И тот же самый святой говорит нам, что на Страшном суде Христовом мы с вами не будем осуждены за то, что не богословствовали, что не творили чудес, не воскрешали мёртвых, а будем осуждены за то, что не плакали о своих грехах.
Аминь.
18.03.2018
Предыдущая проповедь
4 марта 2018
Следующая проповедь
25 марта 2018
Все проповеди за 2018 год