Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос Воскресе!
Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие от Иоанна об исцелении слепорожденного человека. Господь вновь и вновь проявляет Своё Божественное всеведение и милосердие. Проходя мимо этого слепого от рождения человека, Он останавливается и дарует ему мгновенное исцеление от слепоты. Это необыкновенное чудо показывает, как Господь милостив, как Он знает все наши страдания и болезни и как сопереживает нам в несении наших жизненных крестов, зная не понаслышке, что такое боль, страдания и смерть.
Исцеление слепорожденного Господь совершает странным образом: Он плюет на землю, делает брение из этого плюновения и помазывает очи слепому. Зачем было нужно так делать? Ведь Господь мог бы исцелить не только словом, но и одним Своим желанием или хотением, как мы это знаем из повествования об исцелении слуги капернаумского сотника. А здесь Господь зачем-то плюет на землю, делает какую-то мазь, брение и помазывает пустые зеницы этого несчастного человека.
На самом деле в этом способе исцеления скрыт глубокий смысл, в том числе и для нашего с вами назидания. Материя, которой помазал Господь глаза больного, впитала в себя Божественную силу и энергию и стала чудотворной. В Церкви мы благодать Божию принимаем через посредство какой-то материи, через соприкосновение с материальным. Мы с вами освящаем святую воду в праздник Богоявления, и она становится чудотворной независимо от того, какая вода освящалась, и, даже замерзая, святая вода показывает нам удивительной красоты кристаллы, свидетельствующие о присущей воде благодати Святаго Духа. Через посредство святой воды совершается Таинство крещения, и человек становится полноценным христианином и членом Церкви. Мы почитаем святые мощи не потому, что они нам ценны как останки человека, а мы почитаем их ради благодати Божией, пронизывающей телеса людей, в чьих жизнях проявлялось Божество.
Господь учит нас трепетному отношению к материи, ко всему, что нас окружает. Если бы вы открыли древние требники, вы бы удивились, какие разнообразные чины он содержит: там и молебен перед выпасом скота, и перед сеянием полей, и благословение Божие на ульи пчел, и на копание колодца, и перед основанием дома, и на освящение нового дома, и на первый выгон скота на влкмч. Георгия Победоносца, и освящение колесницы, и корабля, и многое-многое другое. Будем ценить эти традиции нашей Церкви, будем не безразличными к ним, а с благоговением чтить их.
Вернёмся к Евангелию. Сегодняшний слепой человек нес многие годы тяжелую болезнь, он слепым был от рождения: он никогда не видел солнечного света, никогда не видел красоты сотворённого Богом мира, через созерцание которого человек убеждается в целесообразности творения, а значит, и в существовании Творца. Мы подходим к теме болезней и страданий в нашей жизни, которых мы панически боимся. Мы считаем болезни объективным злом, но болезни не являются таковыми. Попуская болезням воздействовать на нас и избирая нас для этого, Бог посылает нам горькое лекарство, желая нашего полноценного выздоровления, прежде всего нравственного исправления. И когда нас с вами настигают те или иные испытания, прежде всего, о Боге надо вспомнить, понять, что Бог говорит с тобой через эту болезнь, чтобы ты остановился, чтобы ты подумал, что в твоей жизни не так. Мы так незаметно привыкаем к грехам и не чувствуем их тяжести, но болезни дают нам сигнал, чтобы мы раскаялись в них.
Когда этот слепорожденный человек получил совершенное здравие, умывшись в Силоамской купели, он мгновенно прозрел. Такого сейчас невозможно представить. Когда делают операцию на глазах, человек носит повязку несколько дней, потом ему разрешают снимать ее в темноте на краткое время, чтобы опять не ослепнуть. А здесь без всякой предосторожности он сразу прозрел. И вы только задумайтесь над тем, что он впервые увидел в своей жизни: Он увидел Христа, который смотрел на него с любовью. Он увидел ни папу, ни маму, ни что-то ещё, он увидел Того, Кто даровал ему жизнь, того, кто возлюбил его и подарил новую жизнь. И когда Господь спрашивает: «Веришь ли ты во Христа, Сына Божия?» Он сказал: «Господи, верую!» И поклонился ему.
Дай Бог, чтобы и наше духовное зрение открылось. Хоть мы и не видим Христа физическим образом, как этот слепорожденный человек, как видели его ученики, его современники во время земной жизни, но мы можем видеть Христа в красоте этого тварного мира, мы можем видеть Его в Святых Таинствах Тела и Крови Христовых, в которых Христос реально входит в нашу с вами жизнь. Наконец, мы Христа можем видеть в каждом человеке, который рядом с нами. Если бы мы умели видеть в ближнем Христа, наш мир бы преобразился.
Сегодняшний слепорожденный показывает нам удивительный пример послушания, когда он направился, по слову Христа, умыться с Силоамскую купель. Заметьте, он ещё не исцелился, он ещё не поверил, он лишь доверился, что это послужит его исцелению. Пандемия еще продолжается, может быть продлится еще долгое время, но это не значит, что приходить причащаться не нужно. Нет, это всегда первостепенно христианину. Заразиться бояться можно, но преступно христианину не приходить ко причастию из-за страха заболеть или не приходить к Чаше только из-за боязни скопления людей — это лицемерие, это маловерие и это псевдохристианское мышление. Ведь Бог ждёт тебя, хоть каждый день приходи, если есть потребность, а тем более, когда везде можно заболеть, но ведь не от Христа… Святейший Патриарх говорил в Пасхальном послании о том, чтобы при первой возможности все христиане искали причастия Святых Христовых Тайн и спешили в храмы.
И дай Бог, в преддверии Праздника Святой Троицы, чтобы мы с вами относились к друг другу как собратья. Мы добиваемся не победы какой-то там богословской, а возвращение собратьев, разлука с которыми тяготит наше сердце, это слова прп. Викентия Леринского.
Аминь.
24 мая 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос Воскресе!
Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие от Иоанна об исцелении слепорожденного человека. Господь вновь и вновь проявляет Своё Божественное всеведение и милосердие. Проходя мимо этого слепого от рождения человека, Он останавливается и дарует ему мгновенное исцеление от слепоты. Это необыкновенное чудо показывает, как Господь милостив, как Он знает все наши страдания и болезни и как сопереживает нам в несении наших жизненных крестов, зная не понаслышке, что такое боль, страдания и смерть.
Исцеление слепорожденного Господь совершает странным образом: Он плюет на землю, делает брение из этого плюновения и помазывает очи слепому. Зачем было нужно так делать? Ведь Господь мог бы исцелить не только словом, но и одним Своим желанием или хотением, как мы это знаем из повествования об исцелении слуги капернаумского сотника. А здесь Господь зачем-то плюет на землю, делает какую-то мазь, брение и помазывает пустые зеницы этого несчастного человека.
На самом деле в этом способе исцеления скрыт глубокий смысл, в том числе и для нашего с вами назидания. Материя, которой помазал Господь глаза больного, впитала в себя Божественную силу и энергию и стала чудотворной. В Церкви мы благодать Божию принимаем через посредство какой-то материи, через соприкосновение с материальным. Мы с вами освящаем святую воду в праздник Богоявления, и она становится чудотворной независимо от того, какая вода освящалась, и, даже замерзая, святая вода показывает нам удивительной красоты кристаллы, свидетельствующие о присущей воде благодати Святаго Духа. Через посредство святой воды совершается Таинство крещения, и человек становится полноценным христианином и членом Церкви. Мы почитаем святые мощи не потому, что они нам ценны как останки человека, а мы почитаем их ради благодати Божией, пронизывающей телеса людей, в чьих жизнях проявлялось Божество.
Господь учит нас трепетному отношению к материи, ко всему, что нас окружает. Если бы вы открыли древние требники, вы бы удивились, какие разнообразные чины он содержит: там и молебен перед выпасом скота, и перед сеянием полей, и благословение Божие на ульи пчел, и на копание колодца, и перед основанием дома, и на освящение нового дома, и на первый выгон скота на влкмч. Георгия Победоносца, и освящение колесницы, и корабля, и многое-многое другое. Будем ценить эти традиции нашей Церкви, будем не безразличными к ним, а с благоговением чтить их.
Вернёмся к Евангелию. Сегодняшний слепой человек нес многие годы тяжелую болезнь, он слепым был от рождения: он никогда не видел солнечного света, никогда не видел красоты сотворённого Богом мира, через созерцание которого человек убеждается в целесообразности творения, а значит, и в существовании Творца. Мы подходим к теме болезней и страданий в нашей жизни, которых мы панически боимся. Мы считаем болезни объективным злом, но болезни не являются таковыми. Попуская болезням воздействовать на нас и избирая нас для этого, Бог посылает нам горькое лекарство, желая нашего полноценного выздоровления, прежде всего нравственного исправления. И когда нас с вами настигают те или иные испытания, прежде всего, о Боге надо вспомнить, понять, что Бог говорит с тобой через эту болезнь, чтобы ты остановился, чтобы ты подумал, что в твоей жизни не так. Мы так незаметно привыкаем к грехам и не чувствуем их тяжести, но болезни дают нам сигнал, чтобы мы раскаялись в них.
Когда этот слепорожденный человек получил совершенное здравие, умывшись в Силоамской купели, он мгновенно прозрел. Такого сейчас невозможно представить. Когда делают операцию на глазах, человек носит повязку несколько дней, потом ему разрешают снимать ее в темноте на краткое время, чтобы опять не ослепнуть. А здесь без всякой предосторожности он сразу прозрел. И вы только задумайтесь над тем, что он впервые увидел в своей жизни: Он увидел Христа, который смотрел на него с любовью. Он увидел ни папу, ни маму, ни что-то ещё, он увидел Того, Кто даровал ему жизнь, того, кто возлюбил его и подарил новую жизнь. И когда Господь спрашивает: «Веришь ли ты во Христа, Сына Божия?» Он сказал: «Господи, верую!» И поклонился ему.
Дай Бог, чтобы и наше духовное зрение открылось. Хоть мы и не видим Христа физическим образом, как этот слепорожденный человек, как видели его ученики, его современники во время земной жизни, но мы можем видеть Христа в красоте этого тварного мира, мы можем видеть Его в Святых Таинствах Тела и Крови Христовых, в которых Христос реально входит в нашу с вами жизнь. Наконец, мы Христа можем видеть в каждом человеке, который рядом с нами. Если бы мы умели видеть в ближнем Христа, наш мир бы преобразился.
Сегодняшний слепорожденный показывает нам удивительный пример послушания, когда он направился, по слову Христа, умыться с Силоамскую купель. Заметьте, он ещё не исцелился, он ещё не поверил, он лишь доверился, что это послужит его исцелению. Пандемия еще продолжается, может быть продлится еще долгое время, но это не значит, что приходить причащаться не нужно. Нет, это всегда первостепенно христианину. Заразиться бояться можно, но преступно христианину не приходить ко причастию из-за страха заболеть или не приходить к Чаше только из-за боязни скопления людей — это лицемерие, это маловерие и это псевдохристианское мышление. Ведь Бог ждёт тебя, хоть каждый день приходи, если есть потребность, а тем более, когда везде можно заболеть, но ведь не от Христа… Святейший Патриарх говорил в Пасхальном послании о том, чтобы при первой возможности все христиане искали причастия Святых Христовых Тайн и спешили в храмы.
И дай Бог, в преддверии Праздника Святой Троицы, чтобы мы с вами относились к друг другу как собратья. Мы добиваемся не победы какой-то там богословской, а возвращение собратьев, разлука с которыми тяготит наше сердце, это слова прп. Викентия Леринского.
Аминь.
24.05.2020
Предыдущая проповедь
17 мая 2020
Следующая проповедь
28 мая 2020
Все проповеди за 2020 год