Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна об исцелении слепорожденного человека. Повествование об исцелении слепых людей часто встречается в Евангелии, но это чудо отличается от прочих тем, что Господь исцелил не ослепшего, а слепорожденного человека. Интересна сама «процедура» исцеления — Христос плюнул на землю, сделал брение и грязью помазал глаза больного, затем, испытывая его веру в возможность исцеления, сказал: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:7), — после чего слепец прозрел.
Разве Христос не мог исцелить одним словом или мыслью? Зачем всё усложнять и совершать этой «странный» ритуал помазания грязью? Святые отцы говорят, что этим действием Господь как бы освящает материю и показывает нам, что она может быть чудодейственной и целебной. Мы забываем, что окружающая нас природа, как и человек, сотворена Богом. И мы можем черпать в ее недрах всё потребное для поддержания здоровья и жизни. Имеет место быть и богословский смысл этого «ритуала». Христос помазал глаза слепорожденному, сделав брение из праха земного – это напоминает нам о сотворении Адама, которого Бог создал своими руками из земли, «слепив» его тело. Этим действием Господь как бы воссоздает творение, Он создает органы, которых не было у этого человека, отсылая нас к началу истории бытия всего мира.
В Евангелие есть еще интересные слова: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4). День – это жизнь человеческая в ее продолжении и все дела мы должны творить, пока мы живы. Когда наступает ночь (смерть), никто ничего не сможет сделать, и ты будешь отвечать перед Богом за то, что успел сделать. Дай Бог, чтобы в нашей жизни было меньше упущенных возможностей, чтобы мы стремились сделать много добрых дел. «Спешите делать добро», — говорили мудрые люди, потому что жизнь скоротечна. Не надо откладывать на потом добрые дела, исправление жизни, приобретение христианских добродетелей.
Оканчивается это Евангелие обращением к исцеленному человеку: «Ты веруешь ли в Сына Божия?.. он же сказал: верую Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:35,38). Дай Бог, чтобы и мы произносили эти глубокие, прекрасные слова, свидетельствующие о нашей вере, чтобы мы стремились в жизни своей совершать это поклонение Богу. Поклонение Богу проявляется по-разному. Мы с вами в прошлое воскресенье говорили о том, что поклоняться Богу нужно в духе и истине, что все наше внешнее благочестие должно иметь смысл, должно приводить к чему-то высокому, соединять нас с Самим Богом. Совершение крестного знамения — это тоже поклонение Богу. Пусть наше поклонение Богу будет преисполнено осознания нашего недостоинства, чтобы мы, совершая поклонение Богу во всем многообразии благочестивой христианской жизни, делали это со страхом и трепетом.
Когда ученики Христа заметили этого несчастного человека, они задали непростой вопрос: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2) Господь, отвечая на этот вопрос, говорит: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Многие болезни, конечно, имеют конкретные причины. Порой, последствия грехов или нравственных преступлений родителей сказываются на детях, а бывает так, что родители стараются вести благочестивый образ жизни, а потом случаются какие-то проблемы в жизни их детей. Здесь нет формулы или четкого правила. Господь избавляет нас от поисков причинно-следственных связей.
Часто бывает так, что испытания или болезни посылаются человеку для явления Славы Божией, для торжества веры Христовой. Как это происходит? Например, человек получает исцеление от болезни, об этом узнают и все радуются, а параллельно укрепляется вера и в сердце рождается благодарность Богу. Таких примеров очень-очень много. Не так давно скончался наш прихожанин Петр Иванович Мартьянов, который в алтаре нес послушание и всегда любил громогласно читать апостольское чтение на русском языке. Он двадцать лет жил с одной почкой, которая была поражена онкологией, — это чудо Божие. А одна женщина, наша прихожанка, свидетельствовала о том, что от онкологии она исцелилась благодаря тому, что мыла полы в нашем храме. Вот элементарнейшие примеры того, когда болезни могут быть не для наказания, не как следствие чьих бы то ни было грехов, а для славы Божией. Вот так нужно жить, так действовать и так Бога любить, и тогда Господь дарует нам свою милость. Дай Бог, чтобы эти размышления укрепили нас в ревности, в любви ко Господу.
Аминь.
6 июня 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Евангелия от Иоанна об исцелении слепорожденного человека. Повествование об исцелении слепых людей часто встречается в Евангелии, но это чудо отличается от прочих тем, что Господь исцелил не ослепшего, а слепорожденного человека. Интересна сама «процедура» исцеления — Христос плюнул на землю, сделал брение и грязью помазал глаза больного, затем, испытывая его веру в возможность исцеления, сказал: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:7), — после чего слепец прозрел.
Разве Христос не мог исцелить одним словом или мыслью? Зачем всё усложнять и совершать этой «странный» ритуал помазания грязью? Святые отцы говорят, что этим действием Господь как бы освящает материю и показывает нам, что она может быть чудодейственной и целебной. Мы забываем, что окружающая нас природа, как и человек, сотворена Богом. И мы можем черпать в ее недрах всё потребное для поддержания здоровья и жизни. Имеет место быть и богословский смысл этого «ритуала». Христос помазал глаза слепорожденному, сделав брение из праха земного – это напоминает нам о сотворении Адама, которого Бог создал своими руками из земли, «слепив» его тело. Этим действием Господь как бы воссоздает творение, Он создает органы, которых не было у этого человека, отсылая нас к началу истории бытия всего мира.
В Евангелие есть еще интересные слова: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4). День – это жизнь человеческая в ее продолжении и все дела мы должны творить, пока мы живы. Когда наступает ночь (смерть), никто ничего не сможет сделать, и ты будешь отвечать перед Богом за то, что успел сделать. Дай Бог, чтобы в нашей жизни было меньше упущенных возможностей, чтобы мы стремились сделать много добрых дел. «Спешите делать добро», — говорили мудрые люди, потому что жизнь скоротечна. Не надо откладывать на потом добрые дела, исправление жизни, приобретение христианских добродетелей.
Оканчивается это Евангелие обращением к исцеленному человеку: «Ты веруешь ли в Сына Божия?.. он же сказал: верую Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:35,38). Дай Бог, чтобы и мы произносили эти глубокие, прекрасные слова, свидетельствующие о нашей вере, чтобы мы стремились в жизни своей совершать это поклонение Богу. Поклонение Богу проявляется по-разному. Мы с вами в прошлое воскресенье говорили о том, что поклоняться Богу нужно в духе и истине, что все наше внешнее благочестие должно иметь смысл, должно приводить к чему-то высокому, соединять нас с Самим Богом. Совершение крестного знамения — это тоже поклонение Богу. Пусть наше поклонение Богу будет преисполнено осознания нашего недостоинства, чтобы мы, совершая поклонение Богу во всем многообразии благочестивой христианской жизни, делали это со страхом и трепетом.
Когда ученики Христа заметили этого несчастного человека, они задали непростой вопрос: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2) Господь, отвечая на этот вопрос, говорит: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Многие болезни, конечно, имеют конкретные причины. Порой, последствия грехов или нравственных преступлений родителей сказываются на детях, а бывает так, что родители стараются вести благочестивый образ жизни, а потом случаются какие-то проблемы в жизни их детей. Здесь нет формулы или четкого правила. Господь избавляет нас от поисков причинно-следственных связей.
Часто бывает так, что испытания или болезни посылаются человеку для явления Славы Божией, для торжества веры Христовой. Как это происходит? Например, человек получает исцеление от болезни, об этом узнают и все радуются, а параллельно укрепляется вера и в сердце рождается благодарность Богу. Таких примеров очень-очень много. Не так давно скончался наш прихожанин Петр Иванович Мартьянов, который в алтаре нес послушание и всегда любил громогласно читать апостольское чтение на русском языке. Он двадцать лет жил с одной почкой, которая была поражена онкологией, — это чудо Божие. А одна женщина, наша прихожанка, свидетельствовала о том, что от онкологии она исцелилась благодаря тому, что мыла полы в нашем храме. Вот элементарнейшие примеры того, когда болезни могут быть не для наказания, не как следствие чьих бы то ни было грехов, а для славы Божией. Вот так нужно жить, так действовать и так Бога любить, и тогда Господь дарует нам свою милость. Дай Бог, чтобы эти размышления укрепили нас в ревности, в любви ко Господу.
Аминь.
06.06.2021
Предыдущая проповедь
30 мая 2021
Следующая проповедь
10 июня 2021
Все проповеди за 2021 год