Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии от Луки мы слышали краткий отрывок, который рассказывает о чуде исцеления слепорождённого человека. Когда Иисус Христос подходил к Иерихону, Его встретил один слепой человек, сидевший в дорожной пыли при входе в город и просивший милостыню. Этот слепец услышал бурное движение народа, он почувствовал, что какая-то процессия входит в город. И поэтому он спрашивает: «Что это? Почему так много народа?». Он слышит шум от проходящих людей, ему отвечают: «Иисус Назорей идет». И тогда, услышав об этом, что Иисус из Назарета входит в город, он закричал во весь голос: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:47). Люди пытались усмирить его, заткнуть ему рот, чтобы он замолчал, ведь он мешал другим, обращал на себя слишком много внимания, нарушая обычную тишину. Христос, вероятно, общался со своими учениками, входя в этот город. Может быть, Он уже помогал кому-то из страдающих людей или имел важную беседу, но всё это было прервано эпатажным криком невоспитанного и вульгарного человека. Неудивительно, что ему затыкают рот, но он еще сильнее стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня».
Этот пронзительный покаянный вопль слепого человека говорит нам о многом. Во-первых, он вопиял ко Христу, исповедуя то, что Он — Сын Божий. Наименование «Сын Давидов» говорит ни о какой-то родословной, ни о предках, не являлся каким-то эпитетом. В еврейском народе это словосочетание являлось синонимом слова «Мессия» (Спаситель). И вот это исповедание Иисуса Сыном Божием, Мессией, оно уникально, потому что происходит при молчании всей толпы, при молчании книжников, фарисеев, священников.
Слепой человек никогда в своей жизни не видел. Он был лишён зрительного восприятия, был ограничен в познании мира, был обделён здоровьем. Он не мог видеть улыбки своих близких, не мог знать, как прекрасен человек, не мог тонуть в глазах возлюбленной. Слепой человек был лишен этого жизненно важного восприятия. Как-то он услышал о Христе, о Божием Человеке, Который помогает людям, совершая чудеса и исцеления. Это знание, полученное не собственным опытом, а доверием опыту других и принятия его, преломилось в его сердце в веру и исповедование Христа как Бога. Это молитвенное обращение слепого человека легло в основание самой прекрасной, самой удивительной молитвы — молитвы Иисусовой, которую мы с вами должны произносить как можно чаще в течение всей своей жизни: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Иисусова молитва смягчает, умиротворяет сердце, она привносит благодать Божию в человека. Наши мысли чего только не совершают, куда только не улетают, поэтому эту молитву нужно совершать непрестанно. Она является действенным средством для очищения ума и молитвенного соединения человека с Богом.
Иисусова молитва вся раскрыта в акафистном пении Иисусу Сладчайшему. Вы все знаете этот чудный акафист, в котором множество раз произносится это сладчайшее имя Иисуса Христа Спасителя Нашего. Священное Писание говорит нам о важности произнесении имени Иисуса Христа. Нет другого имени под небесами, которым нам надлежит спастись. Апостол Иоанн Богослов, оканчивая своё Евангелие, говорит такие слова: всё это написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы через эту веру имели жизнь вечную во имя Его (см. Ин. 20:31).
Это Евангелие поистине говорит нам о великом чуде. Интересно отметить, что во время жизни Христа медицина имела уже историю своего развития. Об этом говорят, к примеру, раскопки в Египте: египтяне делали операции по трепанации черепа и совершали другие интересные вещи. Вспомните житие святителя Василия Великого, у которого был друг врач, и он по глазу больного умирающего святителя Василия, по роговице сделал диагностику: «Тебе осталось жить один день, ты не доживешь и до утра». Несмотря на то, что медицина существовала с древнейших времен, никто не мог даровать слепому человеку зрение. То, что сделал Христос, буквально поразило всех, кто был рядом, подвигая людей к прославлению Божию.
Это Евангелие не только говорит о самом чуде, но также говорит о нашей духовной слепоте. Наука говорит, что животные смотрят на мир совершенно по-другому, они видят менее совершенно, чем человек. Но ведь мы знаем, что Бог сотворил как видимый, так и невидимый для нас мир, который лежит вне поля нашего зрения. Мы не видим ангелов, мы не видим злых духов, мы не видим электричество, не можем увидеть атомы, не видим свет. Господь прикрывает способности нашего зрения. Но эти ограничения касаются не только физического зрения. Мы не видим и своих грехов. Это проявляется в том, что на исповеди нам нечего говорить, мы не чувствуем своей болезни, душа наша не болит от множества грехов. Поэтому преподобный Ефрем Сирин в своей молитве, которую мы с вами скоро будем вспоминать в начинающемся Великом Посте, говорит: «Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния». И дай Бог, чтобы наша духовная слепота исцелялась Сладчайшим именем Иисуса Христа, чтобы этим именем умягчалось наше сердце, чтобы очи наши духовные видели свое глубокое несовершенство. И дай Бог, чтобы в нашей жизни было это стремление ко Христу, стремление к преодолению наших грехов и соединение с Господом.
Аминь.
26 января 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии от Луки мы слышали краткий отрывок, который рассказывает о чуде исцеления слепорождённого человека. Когда Иисус Христос подходил к Иерихону, Его встретил один слепой человек, сидевший в дорожной пыли при входе в город и просивший милостыню. Этот слепец услышал бурное движение народа, он почувствовал, что какая-то процессия входит в город. И поэтому он спрашивает: «Что это? Почему так много народа?». Он слышит шум от проходящих людей, ему отвечают: «Иисус Назорей идет». И тогда, услышав об этом, что Иисус из Назарета входит в город, он закричал во весь голос: «Иисусе, Сыне Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:47). Люди пытались усмирить его, заткнуть ему рот, чтобы он замолчал, ведь он мешал другим, обращал на себя слишком много внимания, нарушая обычную тишину. Христос, вероятно, общался со своими учениками, входя в этот город. Может быть, Он уже помогал кому-то из страдающих людей или имел важную беседу, но всё это было прервано эпатажным криком невоспитанного и вульгарного человека. Неудивительно, что ему затыкают рот, но он еще сильнее стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня».
Этот пронзительный покаянный вопль слепого человека говорит нам о многом. Во-первых, он вопиял ко Христу, исповедуя то, что Он — Сын Божий. Наименование «Сын Давидов» говорит ни о какой-то родословной, ни о предках, не являлся каким-то эпитетом. В еврейском народе это словосочетание являлось синонимом слова «Мессия» (Спаситель). И вот это исповедание Иисуса Сыном Божием, Мессией, оно уникально, потому что происходит при молчании всей толпы, при молчании книжников, фарисеев, священников.
Слепой человек никогда в своей жизни не видел. Он был лишён зрительного восприятия, был ограничен в познании мира, был обделён здоровьем. Он не мог видеть улыбки своих близких, не мог знать, как прекрасен человек, не мог тонуть в глазах возлюбленной. Слепой человек был лишен этого жизненно важного восприятия. Как-то он услышал о Христе, о Божием Человеке, Который помогает людям, совершая чудеса и исцеления. Это знание, полученное не собственным опытом, а доверием опыту других и принятия его, преломилось в его сердце в веру и исповедование Христа как Бога. Это молитвенное обращение слепого человека легло в основание самой прекрасной, самой удивительной молитвы — молитвы Иисусовой, которую мы с вами должны произносить как можно чаще в течение всей своей жизни: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Иисусова молитва смягчает, умиротворяет сердце, она привносит благодать Божию в человека. Наши мысли чего только не совершают, куда только не улетают, поэтому эту молитву нужно совершать непрестанно. Она является действенным средством для очищения ума и молитвенного соединения человека с Богом.
Иисусова молитва вся раскрыта в акафистном пении Иисусу Сладчайшему. Вы все знаете этот чудный акафист, в котором множество раз произносится это сладчайшее имя Иисуса Христа Спасителя Нашего. Священное Писание говорит нам о важности произнесении имени Иисуса Христа. Нет другого имени под небесами, которым нам надлежит спастись. Апостол Иоанн Богослов, оканчивая своё Евангелие, говорит такие слова: всё это написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы через эту веру имели жизнь вечную во имя Его (см. Ин. 20:31).
Это Евангелие поистине говорит нам о великом чуде. Интересно отметить, что во время жизни Христа медицина имела уже историю своего развития. Об этом говорят, к примеру, раскопки в Египте: египтяне делали операции по трепанации черепа и совершали другие интересные вещи. Вспомните житие святителя Василия Великого, у которого был друг врач, и он по глазу больного умирающего святителя Василия, по роговице сделал диагностику: «Тебе осталось жить один день, ты не доживешь и до утра». Несмотря на то, что медицина существовала с древнейших времен, никто не мог даровать слепому человеку зрение. То, что сделал Христос, буквально поразило всех, кто был рядом, подвигая людей к прославлению Божию.
Это Евангелие не только говорит о самом чуде, но также говорит о нашей духовной слепоте. Наука говорит, что животные смотрят на мир совершенно по-другому, они видят менее совершенно, чем человек. Но ведь мы знаем, что Бог сотворил как видимый, так и невидимый для нас мир, который лежит вне поля нашего зрения. Мы не видим ангелов, мы не видим злых духов, мы не видим электричество, не можем увидеть атомы, не видим свет. Господь прикрывает способности нашего зрения. Но эти ограничения касаются не только физического зрения. Мы не видим и своих грехов. Это проявляется в том, что на исповеди нам нечего говорить, мы не чувствуем своей болезни, душа наша не болит от множества грехов. Поэтому преподобный Ефрем Сирин в своей молитве, которую мы с вами скоро будем вспоминать в начинающемся Великом Посте, говорит: «Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния». И дай Бог, чтобы наша духовная слепота исцелялась Сладчайшим именем Иисуса Христа, чтобы этим именем умягчалось наше сердце, чтобы очи наши духовные видели свое глубокое несовершенство. И дай Бог, чтобы в нашей жизни было это стремление ко Христу, стремление к преодолению наших грехов и соединение с Господом.
Аминь.
26.01.2020
Предыдущая проповедь
19 января 2020
Следующая проповедь
2 февраля 2020
Все проповеди за 2020 год