Дорогие братья и сестры!
В Священном Евангелии много отрывков, которые не требуют толкования. И к одному из таких текстов относится притча о милосердном самарянине. Она, конечно, имеет глубокое иносказательное духовное значение, где под образом милосердного самарянина подразумевается сам Господь наш Иисус Христос, Который спасает и исцеляет израненный человеческий род и каждого человека и Своею Пречистой Кровью, которую излил Он на кресте, исцеляет греховные раны каждого человека, спасает, приводит «в гостиницу», то есть в Церковь, и заботится о спасении каждого из нас.
Эта притча интересна и в практическом приложении. Она оканчивается словами, призывающими нас поступать так же, как поступил этот милосердный самарянин, оказавший милость человеку, попавшему к разбойникам, которые избили его, изранили, обокрали и оставили едва живым. Человек, оказавший милость по отношению к этому несчастному, был, во-первых, иноплеменником, самарянином, во-вторых, иноверцем, потому что самаряне извратили чистоту Богооткровенной религии, когда в смешанных браках с язычниками, завоевателями ассирийцами, заимствовали языческие верования и обряды.
Дорогие братья и сестры! Мы с вами с трудом делаем добро своим собратьям, «своим» по роду и племени, по национальности. Мы делаем в основном добро тем, кто делает добро нам. Чаще всего это бывает так. Но что значит этот образ в приложении к современной жизни? Мы уже как-то с вами перекладывали эту притчу на наши реалии. Она будет звучать следующим образом: человек, попавший к разбойникам, которого избили и обокрали — это современные бомжи, никому не нужные, выкинутые за борт жизни. Представьте, вот такой человек, без роду без племени, лежит где-то на теплотрассе или на помойке. Вот где-то лежит этот человек, грязный, голодный, никому не нужный. И как должны поступать христиане? Они должны остановиться, проезжая на своих машинах, взять его в свою машину, машины нет — вызвать такси, заплатить таксисту в два-три раза больше, чтоб он посадил его в свою машину, привезти к себе домой, отмыть его в ванной, дать новую одежду, старую выкинуть или сжечь, накормить, денег дать и заботься о нем. А дав денег, сказать – когда истратишь, приходи, еще дам! Вот нам буквальное прочтение притчи.
Дорогие братья и сестры, никто из нас, современных христиан, не способен на такое доброделание. А ведь святые подвижники, монахи, преподобные в древности, они точно так и поступали. Когда иногда выходили из своих монастырей и видели каких-то несчастных больных, израненных, увечных, поднимали их на свои плечи и несли в келью или на вырученные от проданного рукоделия деньги снимали какую-то комнату, брали этого несчастного и заботились о нем пока тот не поправится. Сколько в Патериках таких историй, когда эти больные и увечные хамили, грубили, поносили своих благодетелей, а те с кротостью терпели, и тем самым спасали свою душу. Конечно, нам следует всем, дорогие братья и сестры, обратившись к своей совести укорить ее, осознать, что мы никчемные христиане, не годные ни к чему святому и возвышенному. Конечно, сразу человек не сможет измениться, не сможет полюбить человека, брошенного за борт жизни, чужого, никому не нужного, но начинать надо с малого. Любая добродетель собирается по крупицам. И доброделание милосердия, которое мы должны оказывать всем без всякого различия, нам следует начинать с самых близких и родных, с членов своего семейства. Надо там навести порядок, там проявить милосердие и сострадание. И добрые дела надо начинать делать в кругу самых близких людей. Часто бывает, что супруги в таком удалении друг от друга, в отчуждении, в параллельных мирах живут годами, когда муж занят своими интересами, а жена в своем мире живет и что их тогда удерживает от развода? Порой это маленькие дети, либо общее хозяйство, привычный уклад жизни. Слушая эту притчу сегодня, может быть, кто-то из нас задумается. Наверное, такая страшная ситуация не приложима ко всем, но ведь каждому можно стать лучше, чище, совершеннее. Порой, отцы не оказывают должного внимания своим детям, они даже не знают, что детям задают домашние задания, что эти задания надо проконтролировать, что с детьми надо погулять и многие другие азбучные вещи им совершенно неизвестны.
Дорогие братья и сестры, добродетель милосердия должна начинаться с малых шагов. Мы должны помнить, что в семье муж живет ради жены, а жена живет ради мужа. Свободной жизни никакой не должно быть. Она кончается с момента брака. Но часто бывает, что у мужа свои интересы, у жены свои. Это все разъединяет людей и делают их чужими.
Милосердие должно присутствовать в нашей жизни. Если его нет, то Бог забирает то, что нам принадлежит: иногда дети заберут, которые попадают в какие то неожиданные истории, попадают в какую-нибудь зависимость и тихонечко начинают подворовывать деньги , иногда случаются пожары, которые уничтожают не совсем справедливо нажитое, иногда воры, мошенники вторгаются в нашу жизни и забирают то, что мы должны быть отдать сами на дела благотворительности, помочь людям или Церкви. В этой ситуации, хорошо и правильно было бы сказать: «Господи, ничего моего нет, все Твое». «Бог дал, Бог взял, буди Имя Его Благословенно», — как говорил святой Иов Многострадальный.
Дорогие братья и сестры, дай Бог, чтоб эта притча побудила нас не упускать всякую возможность для совершения доброго дела. И не только не упускать, но и искать возможности и думать, чем можно помочь кому бы то ни было — материально, советом, временем. Например, сколько есть везде и в нашем приходе тоже, многодетных семей, которым тоже нужна помощь, у которых может материально все относительно хорошо, но не справляется сама мать, не успевает с детьми погулять, прибраться, вот где можно помочь. Нужно делать конкретные, практические шаги в направлении милосердия и помощи ближнему.
Читаемое сегодня Апостольское послание заканчивается такими словами: «…потому что мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, ни для чего другого» (Еф. 2:10).
Аминь.
28 ноября 2021
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братья и сестры!
В Священном Евангелии много отрывков, которые не требуют толкования. И к одному из таких текстов относится притча о милосердном самарянине. Она, конечно, имеет глубокое иносказательное духовное значение, где под образом милосердного самарянина подразумевается сам Господь наш Иисус Христос, Который спасает и исцеляет израненный человеческий род и каждого человека и Своею Пречистой Кровью, которую излил Он на кресте, исцеляет греховные раны каждого человека, спасает, приводит «в гостиницу», то есть в Церковь, и заботится о спасении каждого из нас.
Эта притча интересна и в практическом приложении. Она оканчивается словами, призывающими нас поступать так же, как поступил этот милосердный самарянин, оказавший милость человеку, попавшему к разбойникам, которые избили его, изранили, обокрали и оставили едва живым. Человек, оказавший милость по отношению к этому несчастному, был, во-первых, иноплеменником, самарянином, во-вторых, иноверцем, потому что самаряне извратили чистоту Богооткровенной религии, когда в смешанных браках с язычниками, завоевателями ассирийцами, заимствовали языческие верования и обряды.
Дорогие братья и сестры! Мы с вами с трудом делаем добро своим собратьям, «своим» по роду и племени, по национальности. Мы делаем в основном добро тем, кто делает добро нам. Чаще всего это бывает так. Но что значит этот образ в приложении к современной жизни? Мы уже как-то с вами перекладывали эту притчу на наши реалии. Она будет звучать следующим образом: человек, попавший к разбойникам, которого избили и обокрали — это современные бомжи, никому не нужные, выкинутые за борт жизни. Представьте, вот такой человек, без роду без племени, лежит где-то на теплотрассе или на помойке. Вот где-то лежит этот человек, грязный, голодный, никому не нужный. И как должны поступать христиане? Они должны остановиться, проезжая на своих машинах, взять его в свою машину, машины нет — вызвать такси, заплатить таксисту в два-три раза больше, чтоб он посадил его в свою машину, привезти к себе домой, отмыть его в ванной, дать новую одежду, старую выкинуть или сжечь, накормить, денег дать и заботься о нем. А дав денег, сказать – когда истратишь, приходи, еще дам! Вот нам буквальное прочтение притчи.
Дорогие братья и сестры, никто из нас, современных христиан, не способен на такое доброделание. А ведь святые подвижники, монахи, преподобные в древности, они точно так и поступали. Когда иногда выходили из своих монастырей и видели каких-то несчастных больных, израненных, увечных, поднимали их на свои плечи и несли в келью или на вырученные от проданного рукоделия деньги снимали какую-то комнату, брали этого несчастного и заботились о нем пока тот не поправится. Сколько в Патериках таких историй, когда эти больные и увечные хамили, грубили, поносили своих благодетелей, а те с кротостью терпели, и тем самым спасали свою душу. Конечно, нам следует всем, дорогие братья и сестры, обратившись к своей совести укорить ее, осознать, что мы никчемные христиане, не годные ни к чему святому и возвышенному. Конечно, сразу человек не сможет измениться, не сможет полюбить человека, брошенного за борт жизни, чужого, никому не нужного, но начинать надо с малого. Любая добродетель собирается по крупицам. И доброделание милосердия, которое мы должны оказывать всем без всякого различия, нам следует начинать с самых близких и родных, с членов своего семейства. Надо там навести порядок, там проявить милосердие и сострадание. И добрые дела надо начинать делать в кругу самых близких людей. Часто бывает, что супруги в таком удалении друг от друга, в отчуждении, в параллельных мирах живут годами, когда муж занят своими интересами, а жена в своем мире живет и что их тогда удерживает от развода? Порой это маленькие дети, либо общее хозяйство, привычный уклад жизни. Слушая эту притчу сегодня, может быть, кто-то из нас задумается. Наверное, такая страшная ситуация не приложима ко всем, но ведь каждому можно стать лучше, чище, совершеннее. Порой, отцы не оказывают должного внимания своим детям, они даже не знают, что детям задают домашние задания, что эти задания надо проконтролировать, что с детьми надо погулять и многие другие азбучные вещи им совершенно неизвестны.
Дорогие братья и сестры, добродетель милосердия должна начинаться с малых шагов. Мы должны помнить, что в семье муж живет ради жены, а жена живет ради мужа. Свободной жизни никакой не должно быть. Она кончается с момента брака. Но часто бывает, что у мужа свои интересы, у жены свои. Это все разъединяет людей и делают их чужими.
Милосердие должно присутствовать в нашей жизни. Если его нет, то Бог забирает то, что нам принадлежит: иногда дети заберут, которые попадают в какие то неожиданные истории, попадают в какую-нибудь зависимость и тихонечко начинают подворовывать деньги , иногда случаются пожары, которые уничтожают не совсем справедливо нажитое, иногда воры, мошенники вторгаются в нашу жизни и забирают то, что мы должны быть отдать сами на дела благотворительности, помочь людям или Церкви. В этой ситуации, хорошо и правильно было бы сказать: «Господи, ничего моего нет, все Твое». «Бог дал, Бог взял, буди Имя Его Благословенно», — как говорил святой Иов Многострадальный.
Дорогие братья и сестры, дай Бог, чтоб эта притча побудила нас не упускать всякую возможность для совершения доброго дела. И не только не упускать, но и искать возможности и думать, чем можно помочь кому бы то ни было — материально, советом, временем. Например, сколько есть везде и в нашем приходе тоже, многодетных семей, которым тоже нужна помощь, у которых может материально все относительно хорошо, но не справляется сама мать, не успевает с детьми погулять, прибраться, вот где можно помочь. Нужно делать конкретные, практические шаги в направлении милосердия и помощи ближнему.
Читаемое сегодня Апостольское послание заканчивается такими словами: «…потому что мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, ни для чего другого» (Еф. 2:10).
Аминь.
28.11.2021
Предыдущая проповедь
7 ноября 2021
Следующая проповедь
5 декабря 2021
Все проповеди за 2021 год